Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieИ будут доминировать во многих видах страхования

Страховая компания «Согаз» и «ВТБ страхование» достигли договоренности о слиянии, рассказали «Ведомостям» человек, знающий об этом от сотрудника «Согаза», и сотрудник консалтинговой компании, узнавший об этом от сотрудников «ВТБ страхования». Представители компаний обсуждают детали сделки, сообщает сотрудник одной из ассоциаций страховщиков. Завершить обсуждение слияния планируется к концу II квартала, говорит один из собеседников «Ведомостей». Условий сделки (распределение долей, будущий руководитель) никто из собеседников «Ведомостей» не знает.

«Согаз» от комментариев отказался. «Мы ведем переговоры с «Согазом», никаких решений нет. В связи с этим комментировать что-либо считаем преждевременным», – заявил представитель группы ВТБ. Представитель Федеральной антимонопольной службы не сказал, поступало ли ходатайство об одобрении объединения страховщиков. ФАС больше не комментирует сделки по экономической концентрации, объяснил он.

Среди нерешенных вопросов – кто возглавит объединенную компанию, рассказывают крупный страховщик и человек, знающий об этом от сотрудников обеих компаний. «ВТБ страхование» настаивает, что гендиректором объединенной на базе «Согаза» компании должен стать гендиректор «ВТБ страхования» Геннадий Гальперин (он отказался от комментариев), говорит человек, знающий об этом от сотрудника компании.

План «Согаза» и «ВТБ страхования» объединиться стал известен в январе, об этом «Ведомостям» рассказывали гендиректор крупного страховщика, а также четыре страховщика, знающие это от сотрудников обеих компаний. Президент ВТБ Андрей Костин в конце января в интервью Reuters подтвердил, что ВТБ рассматривает слияния страхового бизнеса группы с «Согазом». Но в феврале зампред правления ВТБ Герберт Моос сказал, что группа больше не обсуждает продажу страхового бизнеса.

«Согаз» – крупнейший страховщик России со сборами более 158 млрд руб. в 2017 г., по данным ЦБ. «ВТБ страхование» – четвертая по размеру премий страховая компания: 79,7 млрд руб. в 2017 г.

Компании очень разные, при объединении хорошо дополнят друг друга и вместе займут более 21% рынка, считает замдиректора группы рейтингов АКРА Евгений Шарапов.

Такой доли не было даже у «Росгосстраха», говорил «Ведомостям» аналитик «Эксперт РА» Алексей Янин. По расчетам Шарапова, объединенная компания будет доминировать во многих видах страхования: добровольном медицинском – с долей 42%, в страховании имущества юридических лиц – с долей 58%, в страховании граждан от несчастных случаев – с долей 45%.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс считает, что объединение – решение акционеров и отражает тенденцию к укрупнению бизнеса. Опрошенные «Ведомостями» страховщики не видят в объединении рисков для розничного бизнеса. Но объяснить, зачем акционерам эта сделка, никто из них не смог.

Гендиректор СК «Альянс» Николай Клековкин указывает, что «Согаз» и «ВТБ страхование» работают, как правило, с госсектором или с проектами, имеющими отношение к группе ВТБ.

Объединение приведет к монополизации корпоративного страхования, в экономике появится еще один крупный государственный игрок, считает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин. После слияния они только усилят присутствие в страховании корпоративного бизнеса, говорит гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик.

«Согаз» страховал «Роснефть», «Газпром», РЖД; «ВТБ страхование» – космические запуски, инфраструктурные проекты, авиастроение и проч.

Объединенная компания может занять около 20% рынка, считает совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин: «Но это не монополия, конкуренция сохранится».

Слияние поможет страховщикам занять сегменты, которые не развиты, но перспективны, размышляет президент автодилера «Фаворит моторс» Владимир Попов, например страхование автомобилей с пробегом или дилерских складов: «Если гигант предложит понятные продукты, мы будем только рады».

Топ-менеджер корпорации с государственным участием говорит, что его слияние не волнует: компания давно страхуется на Западе.

25.04.18 Ведомости vedomosti.ru

Сбербанк отправил более 200 сотрудников отдыхать в Рим, Милан, Тель-Авив, Бангкок и Брюссель. Это те, кто продал больше всего страховок. Чтобы продать полис (и получить премию) сотрудники Сбербанка идут на всё, даже на обман, жалуются клиенты.

Банки очень часто навязывают клиентам (особенно тем, кто берёт кредиты) страховки. Обычно это страхование жизни. Если клиент тяжело заболеет или умрёт, кредит погасит страховая компания. В этом плюс страховки.

Минус — в том, что сотрудники банка её навязывают. Хотя это ещё мягко сказано. Больше подходят слова «заставляют покупать», «оказывают психологическое давление», «ставят ультиматум». Хотя по закону такая страховка может быть только добровольной.

«Отказали в выдаче потребительского кредита без обязательного оформления страховки. Кредит нужен был на 200 000, страховка была предложена более чем на 30 000», — пишет в жалобе на портале banki.ru житель Саратова.

Речь идёт о главном банке страны — Сбербанке. Он лидер по выдаче кредитов населению (5,1 трлн рублей на 1 апреля 2018 года).

Доходы Сбербанка и его дочек от страхования растут. Согласно отчётности банка, его структуры заработали за счёт «премий от страховой деятельности и деятельности Пенсионного фонда» (то есть платы людей за страхование) в 2017 году 17 млрд рублей (это разница между 250 млрд чистых премий и 233 млрд расходов). Это на 2 млрд больше, чем в 2016 году.

Клиенты очень редко приходят в банк с целью застраховать свою жизнь. Обычно они обращаются, чтобы попросить кредит, продлить действие дебетовой карты, открыть вклад и т. д. И сотрудники банка, выполняя то, что клиент просит, начинают говорить о страховке.

Как рассказала Лайфу одна из сотрудниц Сбербанка, убедить клиента оформить страхование жизни нелегко.

— Защита на карты (то есть страхование от кражи) идёт хорошо, потому что деньги с банковских карт воруют часто и люди боятся, — сказала она. — А вот продажи страхования жизни идут тяжело. Пока что-то не случится, люди не верят в плохое. В норме считается продать в день одно страхование жизни, одно страхование дома и от 3 до 5 страхований карт. Если не выполнишь план, то рискуешь лишиться премии. Ну а кто перевыполнил план — дополнительная премия.

Сотрудникам приходится напоминать клиенту, какие несчастья с ним в принципе могут произойти. Мужчин спрашивают: «А вы единственный кормилец? Тогда вам особенно нужна страховка! Представляете, если с вами что-то случится? Тогда кредит придётся выплачивать вашим родственникам, им будет очень трудно».

Лучших из лучших продавцов страховок дочка Сбербанка — «Сбербанк страхование жизни» — отправила отдыхать за границу. Речь идёт о тех, кто работает с премиальными клиентами — в программе «Сбербанк премьер».

Страхование жизни и здоровья в путешествии таким клиентам оформляется автоматически, когда активируется премиальная карта. Ещё им можно продать страхование от несчастных случаев и болезней (вообще, не только в путешествии), страхование близких (если с главой семьи что-то случится, они получат выплаты), страхование дома и много всего другого.

У таких клиентов тоже могут быть кредиты (то есть опять можно сказать, что добровольная страховка является обязательной). К тому же у них больше имущества и денег и, соответственно, больше поводов переживать за сохранность всего этого и думать о страховании.

На портале госзакупок с начала 2018 года было опубликовано 9 тендеров на организацию «поездки победителей мотивационной акции для сотрудников канала «Сбербанк премьер» по продаже страховых продуктов». Общая сумма — 30 млн рублей.

97 человек отправили в Брюссель, 46 человек — в Рим, 35 человек — в Бангкок (Таиланд), 29 человек — в Милан, 18 человек — в Тель-Авив. Сотрудникам предоставляются номера в трёх- и четырёхзвёздочных отелях. Отдых длится четверо суток. Пресс-служба Сбербанка отказалась комментировать эти тендеры.

Согласно статистике Центробанка за 2017 год, в потребительском кредитовании 18% жалоб связаны с навязыванием дополнительных услуг.

Как рассказывал Лайф, сотрудники Сбербанка идут даже на обман, чтобы заставить клиента купить страховку. В течение 5–14 дней после оформления страхования можно отказаться от этой слуги. Действует так называемый период охлаждения.

Многие клиенты действительно приходят вернуть навязанный полис. И тут банковские работники начинают снова их запугивать. Жителю Тамбова сотрудница Сбербанка, услышав, что он собирается избавиться от навязанного полиса, сказала:

«Это хуже всего! Потому как по вам делается пометка «Умышленно согласился на страховку для снижения процентов» и у вас портится кредитная история!» (так указано в жалобе).

А с испорченной кредитной историей, как известно, человек уже не сможет взять кредит ни в одном нормальном банке. Но это просто страшилка для дураков. В кредитной истории ставятся отметки только по самому кредиту, но не по страховкам.

Также клиентов, которые хотят вернуть страховку, мучают бюрократией:

«Потратили в отделении банка два часа. Был полный цирк, потому что написать заявление — три минуты, а сотрудники нас направляли от одного к другому, придумывая всё новые и новые причины для того, чтобы не давать нам написать заявление», — говорится в жалобе жителя Энгельса.

На что только не пойдёшь, чтобы получить премию и улететь в Таиланд.

Кстати, когда клиенты «Сбербанк премьер» едут отдыхать, а потом хотят получить выплаты от банка по своей страховке, это выходит у них не всегда.

«Бесполезная страховка! Номер страховки bm-201712. Сейчас находимся в Куала-Лумпур, Малайзия. Большой современный мегаполис. Поднялась высокая температура, таблетками не сбивается. Звонили 4 раза, чтобы вызвать врача. «Да, да, партнёры занимаются вопросом». На последний звонок сказали, что доктор приедет через 15 минут. Прошло уже 7 часов с тех пор, никто так и не приехал и не звонил. Судя по отзывам, здесь это стандартная ситуация. Жалко, что я их до оформления карты не прочитала», — говорится в жалобе клиентки «Сбербанк премьер».

26.04.18 Лайф life.ru

Российский союз автостраховщиков отмечает рост продаж электронных полисов ОСАГО по итогам марта до 43% от общего числа договоров. При этом эксперты указывают на необходимость решения ряда вопросов, направленных, в частности, на предотвращение мошенничества в этой сфере и на повышение эффективности работы страховых компаний. О том, что уже сделано, какие меры для совершенствования работы сферы страхования нужно предпринять, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Регине Ракитянской рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Регина Ракитянская (Р.Р.): Согласовывались ли с РСА положения о внедрении электронных продаж ОСАГО и рисках, связанных с этой опцией?

Евгений Уфимцев (Е.Ф.): Электронные продажи ОСАГО существовали и раньше (с середины 2015 г.), однако были добровольными. Осуществлять или не осуществлять их было правом страховщика, но вот если он все же решился, то обязан был заключать электронные договоры со всеми, кто к нему обратится. А с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым все страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде.

Это было сделано в целях обеспечения доступности ОСАГО: е-ОСАГО решает проблему приобретения полисов в токсичных регионах. Даже если офисы закрываются, ОСАГО можно купить в электронном виде. С РСА эти изменения не согласовывались.

В результате информационная система РСА получила такую нагрузку, к которой была не готова. При этом требования, которые предъявляются к страховщикам и РСА относительно бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов беспрецедентны: перерывы в работе сайтов могут быть не более 30 минут в сутки, максимальное время восстановления работ – восемь часов.

Но страшно не это. Раньше после того, как страхователь заполнял заявление на сайте страховщика, сведения в заявлении проверялись в автоматизированной информационной системе (АИС) РСА. И в случае, если данные не совпадали с данными в базе, договор ОСАГО в виде электронного документа заключен быть не мог. После этого страхователь должен был прийти в офис и решить вопрос там. Теперь же в случае несовпадения данных, введенных пользователем и хранящихся в АИС РСА, страхователь прикладывает к заявлению сканы документов в электронном виде. И в этом кроется огромная проблема, потому что сканы легко можно подделать, чем недобросовестные граждане и занимаются. В основном они подделывают мощность, тип транспортного средства и место жительства. Стали появляться Land Cruiser мощностью 38 л.с. и мотоциклы Land Cruiser.

При этом ресурсы на проверку сканов настолько серьезны, что они соизмеримы с экономическими потерями, которые несут страховщики в результаты занижения премии. Например, в марте электронные договоры составили 43% от общего числа договоров, а это – более 1 млн штук, и эта цифра постоянно растет. Представьте, что каждый договор, по которому обнаружено несовпадение данных, нужно проверить вручную. Поэтому многие страховщики, посчитав трудозатраты, вообще идут на сознательный отказ от проверки сканов.

(Р.Р.): Почему перед запуском электронного сервиса не были проработаны механизмы для предупреждения мошенничества с полисами ОСАГО, предложенные на данный момент РСА?

(Е.Ф.): РСА сразу выступал против принятия таких изменений и неоднократно говорил о рисках, которые эти изменения повлекут. Но проблема в том, что перед ЦБ стояла задача обеспечить максимальную доступность ОСАГО. И несмотря на то, что сканы это простор для подделок, в противном случае мы отсекаем людей, которых нет в АИСе: владельцев новых машин, водителей, которые поменяли паспорт или водительское удостоверение и не сообщили об этом. А доступность ОСАГО – это приоритетная задача.

Однако нами достигнута договоренность с ЦБ: после того, как РСА наладит полноценное взаимодействие с органами исполнительной власти (ФОИВами), страховщики получат право отказывать в оформлении е-ОСАГО, если сведения в сканах не соответствуют данным ФОИВов (ГИБДД, к примеру). После этого страхователь должен будет подтвердить информацию в офисе компании. Пока же у страховщиков возможности отказать нет.

Но самая большая проблема связана с электронными паспортами транспортных средств, которые будут массово выдаваться уже с июля. На сегодняшний день АО «Электронный паспорт» (оператор, который обеспечивает внедрение и работу е-ПТС) не является участником информационного обмена с РСА. Это значит, что владелец нового транспортного средства с электронным паспортом не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД, потому что не сможет заключить договор ОСАГО.

Но есть и другой нюанс еще более критический. В е-ПТС графа «собственник» является необязательной для заполнения. Человек может решить, что не хочет предоставлять никому свои персональные данные, и отказаться их заполнять. В этом случае единственный документ, подтверждающий право собственности, – это договор купли-продажи, а он не указан в законе в качестве документа, который может предоставить страхователь при заключении договора. Соответственно, он не сможет заключить договор ОСАГО вообще, потому что не сможет подтвердить, что является собственником. Территориальный коэффициент также не сможет быть рассчитан без информации о месте жительства.

(Р.Р.): РСА предлагает какие-то меры для решения этой проблемы?

(Е.Ф.): Дело в том, что РСА официально ничего с этим сделать не может: постановление правительства РФ №567 («Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», — прим. Агентства «Москва») не касается напрямую РСА и его деятельности. Но мы все равно били тревогу, обращались к регулятору, написали множество писем. И вот сейчас, наконец, разработан проект изменений в постановление правительства №567, которые регулируют информационное взаимодействие РСА с госорганами. Детали еще нужно дорабатывать, и успеть не только принять изменения, но и осуществить необходимую подготовительную работу до 1 июля, когда е-ПТС будет введен.

(Р.Р.): Как изменится, на ваш взгляд, рынок в случае одобрения/неодобрения предложенных изменений по электронному ОСАГО?

(Е.Ф.): Наши основные предложения направлены на борьбу с недобросовестными страхователями, которые фальсифицируют данные и таким образом добиваются занижения страховой премии. На самом деле, проблему можно решить не только путем взаимодействия с ФОИВами. Например, если указанные страхователем данные вызывают сомнения, страховщик мог бы проверять их в официальных источниках (например, в справочнике завода-изготовителя). В случае, если данные не соответствуют действительности, он должен иметь право отказывать в получении полиса на основании официальных сведений. Есть еще предложение по введению временной франшизы — до 72 ч. Это нужно для того, чтобы водители, попавшие в ДТП, не могли быстро оформить полис в тот же день. ЦБ эту инициативу поддерживает. Они выпустили проект указания, но он пока не зарегистрирован в министерстве юстиции.

Мы надеемся, что в результате тот колоссальный недобор премий, который есть в электронном полисе, уйдет. Если же изменения не будут одобрены, учитывая рост продажи электронных полисов, убыточность будет расти.

(Р.Р.) Насколько актуальна подделка полиса ОСАГО в графическом редакторе, оформление после аварии и так далее для столичного региона?

(Е.Ф.): Для Москвы эта проблема не так актуальна, как для других регионов из-за более высокого уровня доходов населения и высокой доступности ОСАГО. Здесь в целом уровень недобросовестной активности ниже. По всем показателям, говорящим о проблемах с автоюристами, Москва сильно уступает другим регионам. Хотя, конечно, нечестные люди есть везде.

Кроме того, что касается подделки полиса в графическом редакторе – у нас новые бланки, и, чтобы адаптироваться к ним, нужно какое-то время. Поэтому количество таких подделок резко уменьшилось (но сейчас опять начало постепенно расти). В этом смысле куда хуже дела обстоят с электронными полисами: при их оформлении для занижения премии данные подделать намного легче. При этом если сотрудник ГИБДД остановил такого водителя и не обнаружил соответствующего полиса в базе, доказать, что полис недействителен, очень сложно.

(Р.Р.): Обсуждались ли предложенные РСА изменения по электронным ОСАГО с профильными объединениями автовладельцев?

(Е.Ф.): Нет, не обсуждались. Дело в том, что таких объединений очень много, они не скоординированы, и не понятно, сколько автовладельцев объединяет каждое из них. Кроме того, профессионалами в электронном ОСАГО являются РСА и страховые организации, а не такие объединения.

(Р.Р.): Каково соотношение по оформлению электронных и бумажных полисов? Прогнозируют ли в РСА увеличение доли онлайн-оформлений?

После того, как с начала 2017 г. предоставление е-ОСАГО стало для страховых компаний обязательным, продажи начали резко расти. По итогам 2017 г. они выросли в 23 раза по сравнению с предыдущим годом. Всего за прошлый год было оформлено 38,4 млн договоров ОСАГО, из них 7,7 млн – е-ОСАГО. Это 20% от полного объема договоров.

Самая высокая доля е-ОСАГО в тех регионах, где наблюдались проблемы с продажей бумажных полисов: офисы страховых закрываются, продажи переходят в интернет. Например, в Свердловской области, Дагестане, Воронежской области, Краснодарском крае. Также хорошо электронные полисы продаются в Москве и Санкт-Петербурге, где люди наиболее IT-продвинутые. Аналогичная ситуация наблюдается, например, в Испании: там продажа электронных полисов развита в самых крупных и наоборот, в самых удаленных от цивилизации городах.

Посмотрим, что будет дальше. Вряд ли оформление ОСАГО полностью перейдет в Интернет. Но уверен, что его уровень всегда будет высоким, ведь это не просто быстро и удобно, но и, повторюсь, эффективное решение острой для токсичных регионов проблемы.

(Р.Р.): На сегодня закон запрещает продажи полисов ОСАГО через сайты-агрегаторы, однако весной 2017 г. зампред ЦБ Владимир Чистюхин обещал подумать об отмене этого запрета. Как в РСА относятся к теме снятия запрета?

(Е.Ф.) Запрет на посредническую деятельность в ОСАГО справедлив. Посредник потенциально заинтересован в занижении размера страховых премий, чтобы получить со страхователя полную сумму, а разницу положить себе в карман. Причем такая разница может быть очень существенной. Например, если указать другое место жительства собственника, разница в размере премии может быть трехкратной. Это большой простор для недобросовестной деятельности.

(Р.Р.) Как в РСА относятся к инициативе применения европротокола во всех дорожно-транспортных происшествиях без пострадавших?

(Е.Ф.): Мы относимся к этому крайне скептически. Мы опасаемся, что практика урегулирования таких ДТП будет непростая, будет много споров. Как страховщики будут определять, кому производить выплату? Никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства ДТП и лицо, ответственное за причинение ущерба, если оба участника будут отрицать свою вину. Конечно, технические средства фиксации ДТП как-то помогут в этом вопросе, но и с ними споров будет много.

В случае, когда вину установить невозможно, страховщики согласно закону об ОСАГО должны будут выплатить каждому участнику ДТП по 50%. В результате пострадавшие не будут получать возмещения в должном объеме, а виновники ДТП будут обогащаться за их счет.

Поэтому РСА настаивает на том, что в спорных ситуациях не стоит оформлять европротокол, намного разумнее обратиться в полицию для фиксации всех обстоятельств сотрудниками ГИБДД (на месте ДТП или по их согласию на ближайшем пункте ДПС), а затем дождаться результатов административного расследования.

(Р.Р.) Увеличилась ли стоимость ремонта по ОСАГО с введением приоритета натурального возмещения?

(Е.Ф.): Законом предусмотрено, что при натуральном возмещении страховщик оплачивает ремонт по единой методике, но без вычета износа, как это происходит в случае с денежной выплатой. К тому же средняя стоимость запасных частей согласно нашим справочникам постоянно растет. Поэтому действительно размеры выплат возросли.

Но законодатель пошел на это сознательно. Такая мера была принята для того, чтобы противостоять действиям недобросовестных посредников, задача которых – получить деньги на руки. Опытные юристы с налаженными связями и схемами работы, знающие некоторые несовершенства нашего закона, обманом добиваются у пострадавшего передачи прав, а затем начинают выкачивать из страховых деньги себе в карман. Если посмотреть на статистику РСА, особенно на статистику роста судебных издержек, по которой можно оценить масштаб бедствия, видны чудовищные цифры. Выплаты страховщиков по решению суда, в том числе накладные расходы, выросли почти в полтора раза – до 37,4 млрд руб. Из них 17,9 млрд руб. – страховые (основное требование за ущерб от ДТП), а 19,5 млрд руб. – это накладные расходы, которые не имеют никакого отношения к страховой деятельности (штрафы, пени, неустойки, моральный ущерб, расходы на экспертизу и посредников). Накладные расходы в свою очередь делятся на выплаты по закону о защите прав потребителей (13,4 млрд руб.) и прочие расходы – 6,2 млрд руб. Автоюристы миллиарды в год получают от автостраховщиков!

Это и вынудило нас задуматься о натуральном возмещении, когда потерпевший не получает на руки никаких денег. Пусть это и дороже для страховых компаний, зато это избавляет их от огромного количества убытков от недобросовестных посредников.

Но, увы, в процессе согласования закона законодателями было введено такое количество правок, что приоритетное натуральное возмещение не работает так, как мы того ожидали. Его нужно совершенствовать.

(Р.Р.): Какие еще моменты в части автострахования необходимо проработать для эффективной работы страховых компаний?

(Е.Ф.): Либерализацию тарифов ОСАГО. Сегодня тарифы слабо дифференцированы, для «плохого» и «хорошего» водителя они практически одинаковые. Это не отвечает потребностям рынка. Первый шаг, который нужно сделать в этом направлении – дать страховщикам возможность устанавливать некоторые коэффициенты. Мы говорим не о повышении тарифов для всех, а об установлении справедливого, более индивидуального тарифа. Нарушитель правил или начинающий водитель или просто недобросовестный делец получит тариф, больший, чем сейчас, а аккуратный водитель с большим стажем – меньший. Это позволит компенсировать издержки по «рисковому» сегменту, при этом «хорошие» водители не будут платить за «плохих».

(Р.Р.): Поддерживает ли РСА инициативу Минфина по увеличению действия полиса ОСАГО (не менее одного года)?

(Е.Ф.): РСА видит ряд минусов в этой инициативе. Во-первых, как в таком случае рассчитать КБМ (коэффициент «Бонус-Малус», скидка за безаварийную езду – прим. Агентства)? По истечению года коэффициент может поменяться. Тогда аккуратные водители будут недовольны, а от неаккуратных страховые будут нести убытки. Во-вторых, в законопроекте ничего не сказано про порядок уплаты страховых премий. Если страхователь платит сразу за три года, надо понимать, что он платит в три раза больше. Мало кто будет согласен на такую единовременную плату. А если у человека будет рассрочка на действующий полис, то за второй и третий год он может просто не заплатить. В результате у страховщиков будет недобор премии. Существующий сегодня законопроект на многие вопросы не отвечает.

(Р.Р.): Каковы прогнозы РСА на ближайшие годы по укрупнению/спаду страхового рынка в РФ?

(Е.Ф.): Темпы прироста страховых премий снизились в 2017 г. по сравнению с 2016 г., но страховой рынок растет быстрее, чем экономика РФ в целом. Локомотивом страховой отрасли стало страхование жизни. Без учета премий по страхованию жизни страховой рынок в 2017 г. продемонстрировал отрицательную динамику в размере 1,8%. Эксперты прогнозируют прирост страхового рынка по итогам 2018 г. от 7% до 10%. ОСАГО в прошлом году показало отрицательную динамику. Рассчитываем, что в этом году будет запущен процесс либерализации тарифов, однако эффект не успеет проявиться в течение 2018 г. Но хотя бы начало либерализации поможет стабилизации сегмента.

27.04.18 Агентство «Москва» | mskagency.ru

strahovanieЦентробанк России готов обратиться в Роскомнадзор, если ведомство не разрешит в ближайшее время проблему с оформлением электронных полисов ОСАГО. Об этом заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин, слова которого приводит «РИА Новости».

«Сегодня электронный полис — всего примерно 20% от всех продаж — это очень серьезно. Очень большая часть этих электронных полисов продается через систему е-ОСАГО. Таким образом, для нас очевидно, что доступность резко снижается», — сказал Чистюхин, который курирует в ЦБ развитие рынка страхования.

Сообщения о проблемах с авторизацией клиентов и покупкой электронных полисов ОСАГО стали поступать 23 апреля. Как пояснили РБК в Российском союзе автостраховщиков, ​система «Е-Гарант», через которую происходит оформление полисов ОСАГО, перестала работать из-за блокировки Роскомнадзором IP-адресов компании Google. В результате продажи е-ОСАГО сократились в несколько раз по сравнению с предыдущими днями.

РБК ожидает комментарии крупнейших страховых компаний.

IP-адреса Google Роскомнадзор внес в реестр запрещенных ресурсов в попытке ​заблокировать Telegram. Ведомство блокирует IP-адреса, через которые можно пользоваться этим мессенджером. Также сопутствующие блокировки затронули хостинг-провайдеры Amazon, DigitalOcean. Из-за этого происходят сбои в работе сторонних ресурсов.

24.04.18 РБК rbc.ru

ВТБ этим летом запустит «коробочные» страховые продукты для всех сфер жизни, сообщил журналистам заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.

«Летом ВТБ запустит новую линейку «коробочных» страховых продуктов. Отличительная особенность — охват всех сфер жизни клиента», — сказал А.Печатников.

По его словам, в рамках «коробочного» страхования клиент сможет единовременно застраховать имущество, оказание медицинской помощи, страхование для людей старшего поколения и так далее.

25.04.18 Агентство «Москва» mskagency.ru

Правительство России поддержало законопроект о введении обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) по перевозке пассажиров легковыми такси за причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу при условии его доработки до рассмотрения Госдумой во втором чтении, сообщил «Интерфаксу» источник на страховом рынке, знакомый с отзывом кабмина на законопроект.

«Сама концепция законопроекта была поддержана, но имеется ряд замечаний», — сказал он.

В частности, правительство указывает, что сейчас деятельность легковых такси не лицензируется, а пассажиры не заключают договоров при поездке, что может создать правовые коллизии при реализации законопроекта, но их можно решить при одновременном дополнительном регулировании деятельности легковых такси транспортным законодательством. В том числе для этого кабмин предлагает добавить в законопроект положения о полномочиях Минтранса РФ по контролю за исполнением обязанностей такси в части страхования клиентов.

Также, по мнению правительства, могут возникнуть проблемы с определением страхового тарифа и страховой премии при заключении такого договора, так как имеются сложности с подсчетом количества перевозимых пассажиров.

Правительство предлагает предусмотреть в законопроекте возможность выдавать пассажирам копию договора страхования, в том числе в электронном виде, конкретизировать перечень информации, которая должна содержатся в этом договоре, и порядок ее предоставления.

Еще одним предложением кабмина является создание переходных положений, которые бы предусматривали обязанность перевозчиков такси по окончании договора ОСАГО заключать договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами.

Как сообщалось ранее, законопроект о введении обязательного страхования гражданской ответственности при перевозке пассажиров легковыми такси за причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу был внесен в Госдуму в конце марта 2018 года. Авторами законопроекта является группа депутатов во главе с председателем комитета по экономической политике Сергеем Жигаревым и председателем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

«В настоящее время все, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси — это компенсация по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, максимальная выплата по которому в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, составляет 500 тыс. рублей», — говорится в пояснительной записке. При этом выплата за причинение вреда жизни пассажира при перевозках, осуществляемых, например, автобусом или троллейбусом, составляет 2 млн рублей. Депутаты предлагают установить такой же лимит выплат для пассажиров такси.

Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу по истечении одного года после даты его официального опубликования.

25.04.18 ФинМаркет finmarket.ru

strahovanieВсероссийский союз страховщиков планирует разработать новую стратегию развития российского рынка страхования, сообщил президент ВСС Игорь Юргенс на встрече с журналистами в четверг.

Стратегию развития рынка страхования на период до 2020 года правительство РФ утвердило еще в 2013 году.

«Она была разработана нами… но так много утекло воды, что многие положения устарели, целый ряд задач ставили совершенно по другому, поэтому мы решили это дело обновить… Рабочая группа комитета по связям с госорганами ВСС провела очень большую работу… На базе того, что мы наработали по семи целям по 45-50 задачам будет разработана новая стратегия», — сказал Юргенс.

Исполнительный директор — статс-секретарь АО «Согаз» Елена Александрова, которая возглавила рабочую группу, выступая в четверг на конференции «Стратегия развития. Вектор движения» рассказала о семи стратегических направлениях.

Это развитие инфраструктуры страхового рынка, повышение доверия граждан к институту страхования и борьба с злоупотреблениями; расширение рынка страхования; снижение регулярной нагрузки на страховщиков и оптимизация нормотворческой деятельности; развитие электронного страхования; либерализация и совершенствование ОСАГО; развитие страхование жизни; совершенствование системы ОМС и внедрение классических страховых принципов.

«Сегодня президиум принял за основу все эти цели… База есть, теперь надо написать саму стратегию… С комментариями и пожеланиями выступил зампред ЦБ Владимир Чистюхин — одобрительно отнёсся, сделал несколько важных замечаний, которые мы учтём… Представим более менее стройную вещь 6 июня на нашей конференции», — заключил Юргенс.

19.04.18 Прайм 1prime.ru

Недостаточные тарифы, злоупотребления и случаи прямого мошенничества стали причиной того, что в прошлом году страховые компании ушли в глубокий минус. Многим пришлось покинуть рынок, оставшиеся сознательно снижают свою долю.

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 тыс. до 75,8 тыс. рублей, а средняя премия упала на 4% — с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировал треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%. Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, ну и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор стразовой отрасли, министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года. Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Одно из важнейших событий прошлого года — поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивания ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии — 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%. Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток. Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладываются в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать — детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению. При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов. Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему — на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде — системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество. По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1 565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО. Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно — постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.

23.04.18 Forbes | Forbes.ru

Чистая прибыль компании «Зетта Страхование» за 2017 год по МСФО составила 697 млн рублей, что превышает аналогичный показатель 2016-го в 2,5 раза, сообщили в пресс-службе страховщика.

Чистые активы компании на конец 2017 года превысили 2 млрд рублей, сумма собранной страховой премии увеличилась на 6,2%.

«В 2017 году компании удалось добиться оптимального баланса страхового портфеля — впервые доля немоторных видов страхования превысила доли каско и ОСАГО (39% против 34% и 28% соответственно). Одновременно «Зетта Страхование» продемонстрировала высокую эффективность управления бизнесом в условиях падения рынка. Компании удалось нарастить долю рынка в сегменте каско и в два раза превысить среднерыночные значения в сегменте страхования имущества физических лиц», — отмечается в релизе.

ООО «Зетта Страхование» – универсальная, средняя по размеру сборов страховая организация. В 2017 году компания заняла 29-е место по объему собранной страховой премии среди российских страховщиков и вошла в топ-10 по сборам в сегменте страхования имущества физических лиц. По итогам года основные сборы премий пришлись на автострахование (62,7%) и страхование имущества (20,22%). Компания предоставляет более 90 программ страхования и перестрахования. Клиентами являются свыше 650 тыс. граждан, а также представители малого и среднего бизнеса. Региональная сеть страховщика включает 35 филиалов в крупных городах России и более 100 точек продаж. Головной офис расположен в Москве.

19.04.18 Банки.ру banki.ru

strahovanieВ России резко увеличилось число автовладельцев, которые не приобретают ОСАГО. Согласно данным, предоставленным «Известиям» в МВД, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса увеличилось на 40%, до 2,8 млн.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что примерно 3 млн автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО либо с фальшивыми полисами. Эксперты считают, что отказников куда больше, а их мотивация обусловлена растущей стоимостью обязательной страховки.

Отмечается, что ситуация с массовыми отказами автомобилистов от покупки обязательного полиса страхования гражданской ответственности усугубляется третий год подряд.

По данным страховщиков, начиная с 2015 года наблюдается резкое снижение общего числа заключенных договоров ОСАГО. При этом парк легковых и грузовых автомобилей страны за это время значительно вырос: с 44,6 млн автомобилей в 2014 году до 50 млн.

17.04.18 Известия iz.ru