Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieФАС оштрафует банки за принуждение к страхованию

Число случаев навязывания банками страхования жизни и здоровья заемщика при выдаче кредитов растет, признают в ФАС. Ведомство планирует восполнить пробел в законодательстве и ввести штрафы для банков, навязывающих страховку. Сами банкиры уверяют, что давят на заемщиков исключительно «небольшие, недобросовестные игроки».

Об инициативе внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), запрещающих банкирам навязывать страховку при выдаче кредитов гражданам, рассказал заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, с начала года число жалоб на навязывание страховок при выдаче кредита стало увеличиваться. «Потребителям, в частности, не предоставляют бланк, в котором они могли бы зафиксировать отказ от страховки, либо и вовсе отказываются выдавать кредит из-за нежелания клиента приобретать страховку»,— уточнил «Ъ» господин Кашеваров.

По его словам, закон «О потребительском кредите» обязывает банкиров предоставлять заемщику возможность отказаться от страховки, но не закрепляет ответственности за навязывание страховых продуктов. Соответствующей статьи нет и в КоАП (в отличие от навязывания дополнительных услуг при страховании, ст. 15.34.1). «В результате если сразу после вступления закона в силу — с 1 июля 2014 года — количество жалоб на навязывание страховки стало падать, то впоследствии снова начало расти, так как банкиры не видели ответственности за нарушения»,— поясняет господин Кашеваров.

Согласно закону «О потребительском кредите», банку необходимо получить согласие заемщика на оказание ему дополнительных услуг за отдельную плату, в том числе и страхование жизни и (или) здоровья заемщика. При этом кредитор должен обеспечить заемщику возможность согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги. Но на практике выходит иначе.

Глава союза защиты прав потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк говорит: «Основной поток обращений от граждан в нашу организацию связан именно с необоснованным навязыванием страховки. Гражданам дают понять, что без оформления договора страхования жизни получить кредит они не смогут». Еще один вариант — заемщику производят расчет стоимости кредита со страховкой и без и указывают, что при оформлении страховки размер выплат меньше. Однако в финальном договоре размер выплат со страховкой оказывается больше первоначально обсуждаемого.

По словам юриста Института фондового рынка и управления Алексея Драча, в законе «О защите прав потребителей» содержится статья, устанавливающая штраф за невыполнение требования потребителя в добровольном порядке (размер штрафа — 50% от страховой премии), которая теоретически должна оградить заемщика от навязывания страховки. Но на практике кредитные договоры составляются так, что доказать невыполнение банком требования заемщика отказаться от страховки практически невозможно, указывает юрист.

ФАС намерена предложить поправки, которые ввели бы штраф за навязывание банками страховки по аналогии с запретом на навязывание дополнительных услуг страховщиками. «Штраф планируется установить на уровне 50 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юрлиц»,— говорит господин Кашеваров. По его словам, если норма окажется недостаточно эффективной, размер штрафа может быть увеличен. В случае необходимости дополнительные поправки планируется разработать и к закону «О потребительском кредите». «Обсудить возможные меры воздействия на банкиров планируется на экспертном совете ФАС в середине мая, тогда же будет решено, будут ли они оформляться только в виде поправок к КоАП или и к закону «О потребкредите»»,— уточнил господин Кашеваров.

ФАС уже не в первый раз пытается оградить заемщиков от навязывания страховок. В августе 2014 года ведомство предлагало ограничить комиссионные доходы банков от продажи страховок и снизить таким образом давление на граждан со стороны банкиров. Впрочем, эта инициатива пока не привела к каким-либо результатам.

По мнению господина Драча, банки, скорее всего, быстро научатся обходить и новый запрет: страховые доходы слишком важны для них. «Доходы от страховых компаний приносят около 20% доходов от кредитования»,— подтверждает собеседник «Ъ» в крупном розничном банке. Заемщику, по оценкам зампреда правления СДМ-банка Вячеслава Андрюшкина, в среднем страхование жизни обходится в 1% от суммы кредита в год.

Сами банкиры навязывание страховки при кредитовании, как и любые подобные действия, приписывают исключительно аутсайдерам рынка. «Крупные банки работают по прозрачной схеме и четко объясняют преимущества оформления страховки, но если заемщик откажется, это никак не повлияет на принятие кредитного решения банком»,— говорит зампред правления ОТП-банка Илья Чижевский. Проблема навязывания страховки при заключении кредитных договоров, по его словам, «если и существует, то в незначительной степени и в основном присуща небольшим недобросовестным игрокам».

23.03.15 Коммерсант kommersant.ru

Страховщиком авиакомпании Germanwings по договору страхования авиакаско и ответственности является подразделение группы Allianz по страхованию крупных индустриальных рисков – Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS). Об этом информирует «Прайм» со ссылкой на сообщение AGCS.

«Сейчас нам представляется неуместным давать какие-либо комментарии в связи с происшедшим. Пока мы только можем подтвердить, что Allianz Global Corporate & Specialty — основной страховщик авиакомпании Germanwings по договору страхования авиакаско и ответственности, который покрывает рейс 4U 9525», — заявили в пресс-службе страховщика.

Также AGCS уточняет, что, как и в обычной практике авиастрахования, полис Germanwings предусматривает участие нескольких страховых компаний. «Мы готовы оказать полную оперативную поддержку нашему клиенту совместно с другими со-страховщиками», – отмечается в пресс-релизе.

Также компания AGCS приносит соболезнования всем, кого затронула эта трагедия.

24.03.15 Ведомости vedomosti.ru

Порядка 65% опрошенных автовладельцев положительно отнеслись к повышению тарифа по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) на 40-60% с апреля этого года, сообщила журналистам гендиректор исследовательского холдинга «Ромир» Ольга Горелова.

«На днях мы завершили масштабное социологическое исследование, в котором изучили отношение граждан к предстоящему повышению тарифа. 65% опрошенных считают, что повышение тарифа в апреле 2015 года давно анонсировалось, сюрприза нет, и что в кризис растут все цены, рост цен на «автогражданку» также неизбежен», — заявила она.

Что касается повышения тарифов по ОСАГО до 30% в октябре 2014 года, то по данным «Ромира», большинство опрошенных респондентов отметили, что прошлогодний рост был не приятным, но вполне понятным и объяснимым. И лишь 15% считают, что тариф нужно снижать.

Однако, по мнению управляющего партнера Akteon Asset Management Андрея Кинякина, автовладельцы «проголосовали» не за рост тарифа, а за повышение страховых выплат, которые с апреля увеличатся до 500 тысяч рублей.

По решению ЦБ базовый тариф по ОСАГО будет повышен с 12 апреля на 40%, с расширением тарифного коридора до 20%, в рамках которого страховые компании могут устанавливать свои тарифы.

Увеличение тарифов связано со вступившими в силу с 1 октября 2014 года изменениями в закон об ОСАГО, которые предусматривают увеличение максимальных страховых выплат за ущерб имуществу со 120 до 400 тысяч рублей, за причинения вреда жизни — со 160 до 500 тысяч рублей.

24.03.15 РИА Новости ria.ru

Депутаты указывают на отсутствие расчетных обоснований при принятии решения Центробанком о повышении тарифов

Депутаты нижней палаты парламента Игорь Лебедев и Ярослав Нилов (оба — ЛДПР) подготовили поправки в ФЗ «Об ОСАГО», которые предусматривают введение моратория на повышение тарифов по этому виду автострахования до 2017 года. Кроме этого, парламентарии подготовили обращение на имя главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной, в котором просят пересмотреть политику регулятора в отношении повышения тарифов ОСАГО. По мнению депутатов, в сегодняшних экономических условиях, целесообразным будет заморозить тарифы на ОСАГО, а для их повышения необходимы четкие расчеты, которые не были представлены.

Напомним, что в пятницу совет директоров Центрального банка утвердил новые тарифы по ОСАГО. С 12 апреля 2015 года базовый тариф ОСАГО по определенным категориям транспорта вырастит на 40%. Также ЦБ принял решение расширить размер тарифного коридора до 20% (сейчас он составляет 5%). В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, подорожает на 41–60%. При расчете стоимости ОСАГО для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, максимальное значение базового тарифа с 12 апреля будет составлять 4118 рублей (сейчас 2574 рублей), а минимальное значение — 3432 рублей (сейчас 2440 рублей). Кроме того, с 1 апреля в ряде субъектов РФ будут изменены региональные коэффициенты, исходя их которых рассчитается стоимость полиса ОСАГО. Увеличены региональные коэффициенты будут в 11 регионах, где зафиксирована экстремальная убыточность данного вида страхования. Максимальное повышение данного коэффициента — на 25% — будет произведено в Камчатском крае и Мордовии. Для Москвы коэффициент не изменится, сейчас он равен 2. Повышение тарифов ОСАГО обусловлено прежде всего увеличением ответственности страховщиков перед автомобилистами — тоже с апреля этого года. Согласно поправкам в закон об ОСАГО, увеличивается страховая сумма за вред, причиненный здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей). Более того, с апреля возмещение по данному виду страхования будет идти по новой специальной таблице, где определен размер возмещения по разным травмам. Такой подход существенно увеличит выплаты пострадавшим в авариях. «Необходимость изменения страховых тарифов по ОСАГО связана с накопившимися дисбалансами в системе ОСАГО, которые негативно повлияли на финансовую доступность данного вида услуги и привели к фактической невозможности приобретения полиса ОСАГО в ряде регионов», — говорится в сообщении регулятора.

Депутаты предложившие ввести мораторий уверены — повышение несвоевременно в ситуации кризиса.

— Мы против постановки вопроса о новом росте тарифов. Необходимы публичные парламентские слушания с полной аргументацией, нужно объяснить, почему по статистике деньги, поступающие в страховой бизнес по продукту ОСАГО, превышают суммы выплат водителям, а это значит, что бизнес рентабелен. Кроме этого, нужно выполнить и прежние обещания: наладить нормальные отношения между страховщиками и автовладельцами, — сказал Ярослав Нилов. — Исходя из всех этих вопросов, мы предлагаем ввести запрет на повышение тарифов. Тем более что сейчас наши автомобилисты и так стали жертвами непростой экономической ситуации, когда с разных сторон на них падают проблемы отсутствия парковок, большие штрафы, эвакуационная война.

Сейчас, как заметил Нилов, наблюдается «вновь образующийся картельный сговор через создаваемый информационный ажиотаж по принципу работы продавщицы советского гастронома — вас много, а я одна, а надо работать по европейскому принципу: клиент всегда прав».

По мнению другого соавтора законопроекта Игоря Лебедева, и текущий уровень тарифов позволяет страховщикам получать значительную прибыль, а повышение тарифов не решит одного из главных вопросов — нарушения прав водителей на получение компенсации по страховому полису.

— Мы считаем, что на сегодняшний день тарифы и так очень высоки и страховые компании зарабатывают на них очень большие деньги. Поэтому в непростой нынешней экономической ситуации давить на автовладельца еще больше нецелесообразно. В противном случае мы получим параллельный рост черного рынка, который будет предлагать решение проблемы путем покупки краденных или фальшивых полисов, — сказал Лебедев. — Номинальность этого документа обусловлена малой эффективностью его применения: только для отчета перед сотрудниками ГИБДД. Получить компенсации по полисам и сейчас непросто.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал «Известиям», что сейчас никто не может достоверно сказать, обоснованно ли повышение тарифов вообще и цифра в 40% в частности, а положение дел в отрасли представляет собой «черный ящик».

— Обязательное страхование никогда не подвергалось аудиту со стороны государства или общественности. А причин для повышения, называемых страховщиками, две: первая — удорожание деталей, вторая — рост выплат по жизни и здоровью, так как сейчас упрощен процесс компенсации и ожидается, что выплаты увеличатся на 20%. И тут таится очень интересная история. В 2014 году по ОСАГО собрали 150 млрд рублей, а выплатили 90 млрд рублей, тогда как по закону должны были выплатить 120 млрд, — сказал Шкуматов. — То есть 30 млрд рублей, а это как раз недостающие 20%, затерялись где-то в карманах страховщиков. Поэтому увеличение выплат по жизни и здоровью совершенно спокойно и раньше укладывалось в эту сумму, которую они всегда не доплачивали гражданам. Тогда как по закону они должны выплачивать 77% от сборов + 3% в фонд РСА, а 20% оставлять себе на ведение деятельности.

Существенный рост тарифов, по мнению Шкуматова, заставит автовладельцев обратиться на черный рынок, а первыми жертвами станут рядовые автовладельцы, которые уверены, что не попадут в страховую ситуацию.

Как отметил координатор общества «Синие ведерки», при принятом росте тарифов владельцу «Лады», если был страховой случай в минувшем году, придется отдать за полис до 35 тыс. рублей. Эта сумма равна 70 штрафам за езду без полиса (ст. 12.3 ч. 2 КоАП предусматривает штраф до 500 рублей), что может спровоцировать многих водителей просто отказаться от ОСАГО и периодически платить штраф.

Руководитель пресс-службы Всероссийского союза автостраховщиков Владимир Клейменов рассказал, что при обсуждении роста тарифов некоторые участники рынка предлагали рост в 60 и даже 100 %.

— До этого времени были определенные перекосы, появлялось и недовольство потребителей: и отдаленность офисов, и навязывание услуг. Страховщики занимались этим не очень активно, а некоторые просто ушли с рынка по причине плохо просчитанной экономики, — рассказал он. — Мнения о том, насколько надо было поднимать, разнились: кто-то считал правильным повышение на 60%, а кто-то — на 100%. Причин множество: удорожание выплат по вреду жизни и здоровью пострадавших в ДТП, удорожание ремонта, увеличилось количество людей, которые могут получить выплаты. На протяжении последних лет средняя выплата растет существенно и продолжает расти. А тарифы повысили только на 40%. Но тем не менее это шаг вперед, и думаю, ЦБ еще вернется к этому вопросу.

Касаемо расчетов и обсуждений нового повышения тарифов по ОСАГО Клейменов заметил, что Всероссийским союзом автостраховщиков расчеты были предоставлены за несколько месяцев до принятия нормы, кроме этого перед принятием решения о повышении тарифов ЦБ проводил собственные расчеты.

23.03.15 Известия izvestia.ru