Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВратарь получил травму в выездном матче сборной России с командой Черногории. В настоящее время он проходит медицинское обследование у врачей команды

Московский ЦСКА получит обязательную страховую компенсацию от Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) из-за травмы, полученной вратарем команды Игорем Акинфеевым во время выступления за сборную России. Об этом ТАСС сообщил президент клуба Евгений Гинер.

Акинфеев получил травму в выездном отборочном матче чемпионата Европы 2016 года с командой Черногории, который состоялся в пятницу в Подгорице. На первой минуте в голкипера попала петарда, брошенная с трибун одним из местных болельщиков. Акинфеев был госпитализирован, позднее у него были диагностированы сотрясение мозга и ожог. Утром в субботу он вернулся вместе с командой в Москву.

По словам Гинера, вратарь сейчас проходит медицинское обследование у врачей команды. Вместе с ним обследование пройдет полузащитник Алан Дзагоев, также получивший травму в ходе матча с Черногорией.

На вопрос, собирается ли ЦСКА требовать с УЕФА компенсацию за травму, Гинер ответил: «УЕФА обязательно страхует всех игроков, выступающих международных матчах».

На 67-й минуте встречи посторонний предмет с трибун был брошен в другого игрока российской сборной Дмитрия Комбарова, после чего главный судья Дениз Айтекин остановил матч.

Страховые выплаты регулируются меморандумом между УЕФА и Европейской ассоциацией клубов (ECA), который был подписан в 2012 году. Согласно документу, УЕФА выплачивает клубу зарплату игрока, только если травма вывела его из строя более чем на 28 дней. Годовая зарплата футболиста (если она не превышает сумму в 7,5 млн евро) делится на 365 дней, и полученная сумма умножается на количество дней, начиная с 29 дня после травмы до «момента, когда игрок возвращается в клуб, включая переезды с командой».

28.03.15 ТАСС tass.ru

Полисы ОСАГО вновь подорожают. С 12 апреля базовые ставки повышаются на 40%, меняется ряд территориальных коэффициентов, а тарифный коридор, в пределах которого страховщики на законных основаниях могут варьировать размер страховой премии, расширяется с 5 до 20%. Взамен автомобилисты получают увеличенный со 160 тыс. до 500 тыс. рублей лимит выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, прозрачную методику расчета и возможность купить полис в любом регионе.

О необходимости повысить стоимость полисов страховые компании говорили давно, ссылаясь на убыточность бизнеса. Дошло до того, что из некоторых регионов страховщики просто ушли, и автовладельцам стало негде купить полис. Центробанк услышал просьбы страховщиков еще в октябре прошлого года, подняв на 30% базовые ставки и предложив тарифные коридоры – компании получили возможность по своему усмотрению менять стоимость полиса в пределах 5%, привлекая клиентов более выгодными условиями. Тогда же лимит компенсации по ущербу имуществу был увеличен со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, с 80 до 50% была снижена величина предельного износа автомобиля, более понятным и удобным стал Европротокол. В декабре заработала единая система расчета стоимости ремонта, которая должна была снизить количество спорных случаев и судебных разбирательств.

Рост стоимости полиса компенсировал увеличение средней выплаты, но не решил проблему убытков региональных отделений страховых компаний. Поэтому Центробанк, собрав статистику, принял решение еще раз увеличить базовые ставки и поменять территориальные коэффициенты, заодно увеличив тарифный коридор для создания на рынке более конкурентной среды. Новая базовая ставка для легковых автомобилей физических лиц составляет от 3432 до 4118 рублей (от 867 до 1579 рублей — на мопеды и мотоциклы). Страховые компании, предлагая клиенту полис, вольны выбирать любую сумму из этого диапазона.

Региональные коэффициенты во многих случаях пересмотрели кардинально, опираясь на так называемый коэффициент убыточности (ККУ), который упрощенно представляется собой отношение объема выплат к сумме полученных премий и рассчитывается в процентах. Самыми убыточными для страховщиков оказались Адыгея, Мордовия, Мурманская и Амурская области с ККУ от 110 до 125%, а антирекорд был установлен на Камчатке – 243%. При этом повышение регионального коэффициента для этих регионов не превысило 25%. В тоже время некоторые регионы показали низкую убыточность и получили пониженные территориальные коэффициенты. Например, ККУ в Якутии, Еврейской и Магаданской областях не превысил 62%, и местный коэффициент для них был понижен на значительные 40%.

Начальник управления методологии РСА Михаил Порватов считает, что трудности с полисами в регионах возникли из-за изначальной недооценки региональных тарифов. «Тезис о том, что чем меньше населенный пункт, тем дешевле должен стоить полис, оказался неверным. На убыточность влияет масса факторов вплоть до состояния местных дорог и инфраструктуры. Наконец, в некоторых регионах страховщикам не давали работать автоюристы, пытавшиеся делать бизнес на каждом страховом случае».

В 11 регионах, показавших убыточность свыше 100%, коэффициенты были повышены. Столько же территорий получили более низкие коэффициенты. После всех изменений стоимость полиса ОСАГО на легковой автомобиль повысится в среднем на 40-60%, хотя в отдельных регионах цена страховки увеличится вдвое.

Эксперты рынка считают, что нынешнее повышение тарифов дает страховщикам комфортные условия минимум на ближайшие годы. Генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев полагает, что изменение коэффициентов делает рынок более сбалансированным: «Новые тарифы должны решить проблему ухода страховщиков из убыточных регионов. Прошлогоднее повышение уже заставило некоторых из них остаться, теперь у них появится интерес работать в тех местах, которые раньше приносили только убытки. Нынешнее изменение тарифов дает рынку запас на 1,5-2 года при средней убыточности на уровне 90-100%».

Следующим этапом вполне может стать введение свободных тарифов на рынке ОСАГО, как это принято в европейских странах. Михаил Порватов предполагает, что в этом случае тарифы могут даже снизиться: «Во многих странах, где происходил переход от государственного регулирования страхового рынка к свободному ценообразованию, в первые годы полисы резко дешевели, поскольку компании стремились создать себе хорошую клиентскую базу. Потом рынок сам устанавливал разумную стоимость полисов. Пример рынка каско показывает, что и у нас страховщики вполне могут работать без госрегулирования».

Управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин уверен, что адаптация рынка к свободным ценам уже началась: «Изменение тарифов нравится не всем, но уже сейчас за более высокую стоимость полис ОСАГО предлагает и более комфортные условия. Свободные цены и честная конкуренция на этом рынке – хорошая идея с перспективой на следующие 3-4 года».

Правозащитник и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, что система ОСАГО становится более цивилизованной, но до совершенства ей еще далеко: «Почему бы не привязать коэффициенты бонус-малус для водителей не к статистике их ДТП, а к фактам нарушений ПДД? Где обещанный полис выходного дня? До сих пор не появились льготы для различных категорий граждан. А как работает Европротокол? Есть ли гарантия, что водитель, покинувший место ДТП и оформивший аварию самостоятельно, не получит потом еще одно требование от страховой компании пострадавшей стороны о возмещении ущерба?».

Представители РСА, напротив, уверяют, что Европротокол работает четко уже сейчас, и подобных системных ошибок быть не может. Поэтому водителей активно стимулируют пользоваться возможностью самостоятельно оформлять мелкие ДТП. Летом 2015 года водители, совершившие наезд на препятствие, смогут на законных основаниях покидать место происшествия, самостоятельно заполнив бланки и сделав фотосъемку. И просто обязаны будут это сделать, если пострадавший по неосторожности или в результате ДТП транспорт блокирует движение. Оформить документы водители смогут на обочине. С случае, если участники ДТП сомневаются в последовательности действий, они смогут получить консультацию в ГИБДД по телефону и дооформить документы уже в отделении, не занимая проезжую часть. Тех, кто упорно не захочет следовать упрощенной схеме, с 1 июля будут штрафовать на 1000 рублей за неисполнение обязанностей по оформлению ДТП.

27.03.15 autonews.ru rbc.ru

«Целесообразно активизировать сотрудничество в страховом секторе с целью выхода отечественных компаний на азиатский рынок перестрахования», — сказал он

Российские страховые компании должны активнее выходить на рынок перестрахования стран Азиатско-тихоокеанского региона, заявил председатель российской части Российско-китайского делового совета Геннадий Тимченко.

«Целесообразно активизировать сотрудничество в страховом секторе с целью выхода отечественных компаний на азиатский рынок перестрахования», — сказал в субботу Тимченко по итогам Азиатского экономического форума в Боао.

Ситуация на рынке перестрахования

Летом 2014 года ведущие российские страховщики признали, что санкции западных стран оказали негативное влияние на взаимоотношения с международными перестраховщиками, доля которых в перестраховочной защите крупнейших российских предприятий иногда достигает 80-90% На фоне этого процесс размещения российских рисков на международном рынке перестрахования существенно усложнился.

Но в начале марта этого года директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук заявил, что проблем с выплатами и жалоб, связанных с отказом западных перестраховщиков работать с компаниями РФ, не зафиксировано.

В настоящее время объем премий в сегменте перестрахования составляет 136 млрд рублей.

От ожиданий — к сотрудничеству

Комментируя развитие экономического сотрудничества между Россией и Китаем, Тимченко заявил, что страны перешли от этапа «декларирования ожиданий» к активной фазе сотрудничества в рамках реализации конкретных проектов, которые направлены на обеспечение роста инвестиционной активности между двумя странами.

В частности, Россия и Китай намерены увеличить товарооборот до 100 млрд долларов в год в 2015 году и до 200 млрд долларов в год к 2020-му. По мнению Тимченко, эти планы являются осуществимыми.

«Ранее заявленные планы по увеличению товарооборота до 100 млрд долларов в 2015 году и до 200 млрд долларов к 2020 году амбициозные, но выполнимые», — сказал он.

«Наш союз носит не конъюнктурный, а стратегический характер, он основан на фундаментальной близости наших стран и понимании важности укрепления экономических связей. Сегодня отношения между Россией и Китаем вышли на новый уровень развития», — добавил Тимченко.

Как ранее сообщал ТАСС, президент РФ Владимир Путин заявлял, что к 2020 году Россия рассчитывает вывести товарооборот с Китаем на уровень 200 млрд долларов. Товарооборот по итогам 2015 года прогнозируется на уровне 100 млрд долларов. По мнению министра иностранных дел КНР Ван И, реализация проектов «одного пояса, одного пути» (включающего в себя развитие «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути XXI века») предоставит мощную поддержку увеличению объема двусторонней торговли между Китаем и Россией. Он также отметил, что Китай и Россия должны воспользоваться уникальной возможностью, предоставленной «одним поясом и одним путем», и, соединив программы развития двух государств, добиться совместного развития и процветания.

Товарооборот РФ с Китаем по итогам 2014 года вырос на 6,8% — до 95,28 млрд долларов.

28.03.15 ТАСС tass.ru

strahovanieПри определении цены полиса страховые компании стали учитывать платежную дисциплину клиентов

Как выяснили «Известия», при определении стоимости добровольного комплексного страхования автомобилей каско страховщики стали учитывать платежную дисциплину клиентов. Гражданам, не имеющим просрочек по кредиту, полис обойдется дешевле. Это стало возможно в связи с тем, что доступ к кредитным историям граждан при наличии их согласия теперь имеет любая компания.

Такие поправки были внесены в закон «О кредитных историях» в рамках рассмотрения закона о потребкредитовании. Согласно изменениям, вступившим в силу с июля 2014 года, доступ к кредитным историям граждан теперь имеет любой индивидуальный предприниматель или компания — правда, при условии, что на получение кредитного отчета получено согласие самого гражданина. До принятия поправок право запрашивать сведения, которые содержатся в кредитной истории граждан, имели лишь профессиональные кредиторы — банки, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. Страховой рынок стал одним из первых, кто воспользовался этим правом. Опрошенные бюро кредитных историй говорят о десятках клиентов из числа крупных страховщиков.

Средняя стоимость полиса каско на новую машину обычно составляет 3–11% от ее цены. По данным Центробанка, по договорам с физлицами средняя стоимость каско в 2014 году составила около 40 тыс. рублей. Скидка для автовладельцев с идеальной кредитной историей может составлять 10%, говорит гендиректор «Важно. Новое страхование» Денис Гаврилов. По его словам, международная статистика показывает прямую зависимость между платежной дисциплиной человека по кредитам и его аварийностью при управлении автомобилем.

Как отметил гендиректор Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Даниэль Зеленский, по менее дисциплинированным в плане оплаты клиентам может быть введен повышающий коэффициент.

— Мы провели исследование, подтверждающее корреляцию между платежной и водительской дисциплиной: у водителей, имеющих просрочки по кредитам, средняя сумма убытка по полисам выше на 20%, — указал Зеленский. — По данным ОКБ, около 70% владельцев полисов каско имеют кредитные истории. Кроме того, с помощью кредитных историй страховщики на этапе заключения договора страхования проверяют клиента и подлинность предоставленных им данных.

Руководитель Центра клиентских сервисов страховой группы «Уралсиб» Наталья Нехорошева добавила, что кредитная история отражает модель поведения человека.

— Если есть просрочки, клиент не умеет корректно оценивать финансовое положение и справляться со стрессовыми ситуациями. Если просрочки по недосмотру — клиент часто рассеян, не может сконцентрироваться на приоритетных задачах. Все эти качества снижают его рейтинг надежности как страхователя: он может осознанно мошенничать, неаккуратно припарковаться и снести бампер, засмотреться в навигатор и не успеть затормозить перед другой машиной. Иными словами, качество кредитной линии влияет и на уровень надежности клиента как страхователя, и на качество управления автомобилем, — говорит Нехорошева.

При этом использование данных кредитных историй при страховании по обязательному страхованию — ОСАГО — пока невозможно. По словам замгендиректора компании «Либерти Страхование» Александра Потитова, страховщики не могут устанавливать ту или иную величину ставки при расчете стоимости ОСАГО в отношении отдельно взятого клиента исходя из его кредитной истории.

26.03.15 Известия izvestia.ru

Рейтинг городов, где автомобили угоняют чаще всего, по итогам 2014 года возглавили Тольятти, Москва и Московская область, на третьем месте — Санкт-Петербург. Таковы результаты исследования страховой компании «АльфаСтрахование», основанного на данных о зафиксированных случаях угонов автомобилей в прошлом году. Годом ранее в рейтинге лидировали Самара, Пермь и Москва.

В Тольятти, Москве и Московской области частота угонов равна 0,31%, отмечается в пресс-релизе страховщика.

«Годом ранее Тольятти занимал лишь четвертую строчку, а Москва — третью. При этом в 2014 году Москва и Московская область также стали лидерами по количеству угнанных транспортных средств: процент угона составил 65,6% от общего числа автокраж в России в прошлом году», — говорится в исследовании.

Отметим, что Санкт-Петербург по итогам года занял третье место в рейтинге по частоте угонов (0,29%) и второе место по их количеству (9,96%). В 2013 году город занимал пятую позицию по частоте угонов.

Топ городов с самым большим количеством угонов машин в 2014 году замыкает Екатеринбург.

26.03.15 Банки.ру banki.ru

Сотрудники московской полиции раскрыли мошенничество в одной из столичных страховых компаний.

Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе столичного главка МВД РФ, 28-летний житель столицы в период с 2011 года по 2014 год, являясь генеральным директором одной из столичных страховых компаний, используя свое служебное положение, получил бланки строгой отчетности для реализации среди клиентов и передачи прибыли от сделок в главный офис.

В действительности данные бланки он реализовывал по своему усмотрению, а вырученные деньги от сделок присваивал себе. Таким образом, оперативники установили, что подозреваемый за указанный период времени нанес ущерб главному офисному центру страхования на сумму более 20 млн рублей.

По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

26.03.15 Росбалт rosbalt.ru

Эксперты AIG в России приняли участие в VI международной конференции «Энергетическое и промышленное страхование», организованной IC Energy и прошедшей в Москве 19 и 20 марта.

В рамках мероприятия были представлены доклады спикеров ведущих страховых компаний, специализирующихся на страховании экологических и строительно-монтажных рисков и ОПО. Конференцию посетили представители крупнейших энергетических и промышленных компаний России и стран СНГ.

В первый день конференции Юрий Маркин, руководитель отдела страхования ответственности AIG в России, выступил с докладом «Экологическое страхование: разнообразие подходов и тенденции на мировом рынке», в котором проанализировал особенности современного рынка экологического страхования, рассказал о страховых продуктах, предлагаемых на рынке, и привел примеры страховых случаев, с которыми сталкивалась компания.

Спикер рассказал, что мировой рынок экологического страхования демонстрирует уверенный рост: сегодня его емкость составляет до $600 млн., в этой сфере работает около 40 страховщиков, а количество претензий по вреду экологии растет на 20-30% ежегодно с 2009 г. Кроме того, наблюдаются следующие тенденции:

• Pост уровня страховой культуры среди представителей как крупного, так и малого бизнеса
• Диверсификация страховых решений в зависимости от требований страхователей и обычаев делового оборота в конкретной стране
• Крупные убытки, которые получили широкий резонанс в СМИ, вынуждают страховые компании заново анализировать свои анддерайтерские аппетиты в таких сегментах, как добыча полезных ископаемых, перевозка железнодорожным транспортом, нефтепроводы, химия/нефтехимия
• Учитывая сложный и длительный характер урегулирования экологических убытков, клиенты все больше ценят доступ к службам специалистов в сфере минимизации и аварийной ликвидации последствий экологических катастроф
• Кардинальные изменения в экологическом законодательстве многих стран (например, Китай, Мексика, страны Южной Америки и Европейского Союза) обуславливают интерес компаний к международным страховым программам, позволяющим управлять рисками в странах своего присутствия в рамках глобальной операционной модели.

Спикер напомнил о преимуществах комплексного полиса экологического страхования: покрытие как непосредственных убытков предприятия, вызванных инцидентом, так и перерывов в производстве и вреда третьим лицам в результате аварии; покрытие как внезапного, так и постепенного загрязнения. Сегодня AIG в России предлагает следующие страховые решения в этой области: полисы Pollution Legal Liability (покрывает операционную стадию объектов) и Contractor’s Pollution Liability, необходимый при заключении договора подряда (подрядчики в сфере нефти и газа, сервисные подрядчики в различных отраслях промышленности, подрядчики, работы которых связаны с опасными материалами, веществами). В рамках указанных выше страховых решений AIG также предоставляет доступ к службе реагирования в случае причинения экологического ущерба «PIER Europe».

Во второй день конференции, 20 марта, состоялась панельная дискуссия, в рамках которой были рассмотрены следующие вопросы: взаимодействие страхователя с брокерами и страховыми компаниями, роль страхового брокера при урегулировании убытков, суброгация и требования к документам, предоставляемым страховщику при наступлении страхового случая. Ирина Сомова, руководитель отдела урегулирования претензий юридических лиц AIG в России, поделилась экспертизой компании в области урегулирования страховых случаев по полисам страхования экологических рисков и взаимодействия со страховыми и перестраховочными брокерами.

ЗАО «АИГ»

Активная интеграция России в международное экономическое пространство, а также усиливающаяся внутренняя и внешняя конкуренция заставляет российские компании пересматривать свои бизнес-планы и модели развития, добавляя к ним необходимость расширения географии своей деятельности за пределы России.

Как следствие, экспансия российских предприятий за рубеж посредством создания дочерних или совместных компаний либо приобретения уже готовых активов ставит перед риск-менеджерами новые задачи, связанные с обеспечением страховой защитой активов и пассивов таких предприятий в новых юрисдикциях.

Решение данных задач обусловлено как целями, которые ставит перед собой компания на международном рынке, так и юрисдикциями, в которых будет происходить такая экспансия. Среди основных факторов, которые необходимо учитывать в рамках организации страховой защиты для нового зарубежного актива можно выделить следующие:

1) Тип активов, приобретенных или создаваемых за рубежом — он может существенным образом отличаться от вида деятельности (особенно с точки зрения обеспечения страховой защитой), осуществляемого на территории России;

2) Разграничение полномочий и определение зон ответственности учредителей по обеспечению страховой защитой, если речь идет о создании совместного предприятия;

3) Необходимость приобретения договоров обязательного страхования в соответствии с требованиями локального законодательства;

4) Необходимость приобретения страховой защиты в соответствии с договорными требованиями (в том числе тендерными) различного рода заказчиков: при этом предприятие могут обязать заключить такие виды договоров страхования и в таких объемах (суммах/лимитах), которые не применялись ранее в России;

5) Наличие уже существующей консолидированной, либо фрагментарной программы страхования у приобретенной компании: договоры могут приобретаться у различных страховых организаций, а также с помощью разнообразных страховых посредников или без помощи таковых. Отдельные параметры такой программы могут противоречить общей стратегии и подходам к обеспечению страховой защиты на уровне всей группы компаний;

6) Необходимость уплаты и администрирования налогов на страховые премии и/или иных видов налогов и сборов, относящихся к договорам страхования — требования, не характерные для российской юрисдикции, но весьма распространённые в зарубежных странах;

7) Необходимость заключения и обслуживания договоров страхования исключительно через профессионального посредника в соответствии с требованиями локального законодательства или обычаев делового оборота.

С учетом указанных выше факторов риск-менеджер может воспользоваться одним из нескольких доступных решений:

1) Разделение программ страхования для российских активов и зарубежных активов. При этом полномочия по контролю и внедрению программы страхования для зарубежных активов могут либо в полном объеме осуществляться головным офисом в России, либо делегироваться локальному менеджменту.

Главным преимуществом данного решения является то, что соответствующие активы получают ровно такой объем защиты, какой им необходим для нормального функционирования на территории страхования и в условиях сложившихся обычаев делового оборота. Однако эта опция имеет и ряд недостатков, в основном, связанных со следующими видами издержек:
a. Отсутствие экономии расходов (страховых премий) вследствие отсутствия эффекта масштаба;

b. Ограниченность в приобретении расширений страхового покрытия без дополнительных расходов ввиду того, что каждая по отдельности программа страхования может не достигать необходимого «критического объема» по страховой премии;

c. Необходимость привлечения различных поставщиков страховых услуг: не все российские компании имеют зарубежные подразделения, имеющие лицензии на осуществление деятельности;

d. Объем страхового покрытия по разрозненным программам страхования может значительно различаться даже в разрезе видов страхования, что создает определенную проблему для риск-менеджера в понимании того, какие риски покрыты или, наоборот, не покрыты договорами страхования;

e. Дополнительные трудовые затраты при возобновлении локальных договоров страхования: они обусловлены необходимостью осуществления контроля, а также различными сроками страхования соответствующих договоров страхования.

2) Приобретение единого мастер-полиса по каждому укрупненному виду страхования. Такой международный полис:
a. действует в отношении как российских, так и зарубежных активов предприятия;
b. имеет единый период страхования;
c. унифицирует перечень страховых рисков и обеспечивает единство страхового покрытия;
d. предполагает механизм страховых выплат сверх лимитов по каким-либо действующим локальным договорам страхования (как обязательным, так и добровольным по своей форме);

3) Приобретение централизованной международной страховой программы у единого поставщика страховых услуг (страховщика).
Такая программа страхования подразумевает приобретение мастер-полиса головным предприятием в России, а также полную координацию по приобретению локальных полисов для каждой дочерней компании или совместного предприятия в рамках глобальной операционной модели страхователя.

Преимущества такого подхода следующие:

1) Наличие локальных полисов, объем покрытия которых соответствует практике локального страхового рынка и обычаям делового оборота, а лимит ответственности позволяет покрыть около 90% всех страховых случаев. Таким образом, большинство убытков урегулируется локально, а мастер-полис задействуется лишь в исключительных случаях;

2) Локальный полис полностью соответствует всем регулятивным требованиям местного законодательства, в том числе требованиям по обязательному страхованию. Таким образом, у дочерних компаний не возникает каких-либо требований со стороны надзорных органов, а также иных организаций, объединений или контрагентов;

3) Урегулирование большинства убытков происходит при взаимодействии с локальным офисом страховщика, что значительно упрощает процесс коммуникации, в том числе его скорость. При этом процесс урегулирования убытков координируется с офисом страховщика, выпускающим мастер-полис, что позволяет контролировать соответствие такого процесса стандартам, достигнутым на уровне мастер-полиса и головного офиса клиента. Таким образом, клиент получает локальное урегулирование убытков на уровне лучших мировых стандартов.

Необходимо отметить ряд аспектов, которые возникают в ходе организации подобной страховой программы:

1. Оговорка о разнице в лимитах и разнице в объеме страхового покрытия
Основным отличием мастер-полиса от любого иного полиса является наличие в нем оговорки, которая ограничивает действие мастер-полиса теми случаями, когда выплаты страхового возмещения по локальному полису:

1) недостаточны для покрытия всего убытка дочерней компании (а также головной компании, если речь, например, идет о полисе обязательного страхования в России) (Разница в лимитах);
2) невозможны ввиду его условий, т.е. когда объем покрытия по локальному полису ỳже объема покрытия по мастер-полису (Разница в объеме покрытия).

Таким образом, можно говорить о том, что мастер-полис работает в качестве зонтичного покрытия сверх любых иных действующих полисов страхования предприятия и его зарубежных дочерних компаний. Соответственно, выплата страхового возмещения осуществляется страховщиком по мастер-полису в ту страну, где произошел убыток.

2. Проблема обязательного наличия локального страхового покрытия

При создании централизованной международной страховой программы основным камнем преткновения, с одной стороны, и стимулом для ее внедрения, с другой стороны, являются законодательные ограничения, устанавливаемые большинством суверенных государств. Они предписывают локальным предприятиям заключать договоры страхования исключительно со страховщиками, получившими лицензию местных уполномоченных государственных органов. К таким странам относится, например, и Россия, которая с недавнего времени хоть и отменила прямой квази-запрет на заключение договоров с иностранными страховщиками , но де-факто данный запрет продолжает действовать из-за применения норм уже налогового законодательства. Договоры страхования, заключенные с иностранными страховщиками, в большинстве случаев не будут признаваться договорами страхования для целей налогообложения, что влечет увеличение налоговой нагрузки для предприятий как при оплате страховых премий, так и при получении страхового возмещения.

При этом в ряде стран помимо негативных налоговых последствий заключения такого рода договоров предусмотрены меры как административного, так и уголовного характера.

Однако из этого общего подхода есть ряд исключений. Например, страны Европейского союза (ЕС) допускают прямое заключение договоров страхования предприятием, зарегистрированным в одной стране ЕС, со страховщиком, зарегистрированным в другой стране ЕС. Это является ярким примером более открытого торгового законодательства в рамках интеграции единого экономического пространства. Также существует ряд стран с ещё более либеральным законодательством. Например, предприятие, зарегистрированное в Сингапуре, может заключать договоры по отдельным видам страхования с любым страховщиком в любой другой стране мира.

3. Проблема соблюдения налогового законодательства при оплате страховых премий

Как уже упоминалось выше, ряд государств предусматривает оплату предприятиями-страхователями налогов на страховую премию. Сумма налога при этом включается страховщиком в счет на оплату страховой премии отдельной строкой, и страховщик несет ответственность за её перечисление в соответствующий бюджет.

Налоговые органы заинтересованы в том, чтобы страховые премии, которые являются базой для расчета налога, не занижались страхователем и страховщиком с целью оптимизации налоговой нагрузки. Данная проблема возникает только в случае приобретения мастер-полиса, где премия распределяется между различными юрисдикциями. Соответственно, выгоднее отнести большую часть премии на юрисдикцию с наиболее благоприятным режимом налогообложения.

Соответственно, при заключении мастер-полиса перед страховщиком и страхователем встает два ключевых вопроса:

1) Каким образом предоставить покрытие по заключенному в России мастер-полису в странах, где приобретение страховой защиты у страховщика, не имеющего локальную лицензию, запрещено?
2) Каким образом, не нарушая применимое законодательство, распределить страховую премию, подлежащую оплате, между головным офисом и дочерними компаниями?

Решение первого вопроса может заключаться в применении расширенной версии оговорки о разнице в лимитах и разнице в условиях: выплата страхового возмещения по убыткам в странах, где действие мастер-полиса запрещено на законодательном уровне, производится материнской компании, а не дочернему предприятию, которое понесло убытки. Обязательным требованием для осуществления такой выплаты является наличие имущественного интереса головной компании в сохранении активов. Соответственно, здесь достигается задача как по предоставлению единообразного покрытия по всей группе компаний предприятия, так и осуществление соответствующих выплат возмещения в рамках применимого законодательства.

Решение второго вопроса заключается в выборе единой основы для измерения степени риска (например, стоимость активов для страхования имущества, годовая выручка для страхования ответственности и т.п.), а также корректирующих поправок исходя из типа самой деятельности дочерней компании (торговый центр и нефтеперерабатывающий завод имеют разную степень риска для большинства видов страхования).

Это будет являться наиболее объективным способом для распределения премии по мастер-полису между дочерними компаниями, которые он покрывает. Но необходимо отметить, что такая разбивка будет возможна только в отношении стран, где разрешено приобретение полиса за рубежом.

Всё это позволит столь же объективно и прозрачно исчислить суммы налогов на страховую премию, исключив возможные претензии со стороны налоговых органов.

В тех странах, где действие мастер-полиса запрещено, и применяется расширенная оговорка о разнице в лимитах или разнице в объеме покрытия, премия будет оплачиваться головным офисом, так как именно его интерес будет застрахован. При этом соответствующая премия всё так же технически выделяется в полисе для применения налогообложения в стране головного офиса (для России, соответственно, данный налог не начисляется).

Основными аспектами успешной реализации централизованной международной страховой программы являются:

1) Правильная коммуникация между головным офисом страхователя в России и его дочерними подразделениями по всему миру. Во многих случаях ненадлежащая коммуникация дочерним подразделениям может привести к задержке выпуска локальных полисов.
2) Заблаговременная разработка, котировка и внедрение всех основных условий и компонентов программы. Комплексный характер программы страхования требует намного больше времени как на изучение, андеррайтинг и котировку риска, так и на непосредственный выпуск всех договоров страхования в соответствующих странах. Наиболее адекватным временем начала переговоров по мастер-программе будет порядка 90-120 дней до планируемой даты её внедрения;
3) Наличие у страховщика собственных офисов в странах присутствия дочерних компаний страхователя или наличия локальных страховщиков-партнеров, которые смогут выпустить локальные полисы от имени страховщика, организующего мастер-программу. Не все страховщики или страховые группы имеют разветвлённые сети офисов и партнеров по всему миру, что создает ограничения по полноценному ведению мастер-программы;
4) Наличие у страховщика должного опыта по разработке, внедрению мастер-программ, а также урегулированию страховых случаев в различных юрисдикциях по различным видам страхования. Это позволяет не только оперативно организовать мастер-программу, но и избежать лишних ошибок, которые могут привести к проблемам при урегулировании страховых случаев и возможным претензиям со стороны контролирующих органов власти к страхователю;
5) Привлечение к разработке мастер-программы профессионального страхового посредника, который способен выстроить и улучшить процесс коммуникации между страховщиком и страхователем, добиться наиболее подходящих условий страхового покрытия для страхователя, а также упростить задачу страховщику на этапе сбора информации и котировке риска.

Таким образом, при построении централизованной международной страховой программы российские предприятия имеют возможность получения профессионально организованной страховой защиты своих активов по всему миру, которая позволяет им контролировать процесс от формирования договорных условий до урегулирования убытков.

Можно с уверенностью сказать, что такого рода программа является тем инструментом, который позволяет минимизировать нежелательные финансовые риски предприятия и одновременно достигать должной оптимизации его расходов.

Как следствие, централизованные международные страховые программы становятся всё более востребованы среди российских предприятий и требуют всё больших возможностей и экспертизы по их реализации со стороны страховщиков.

Владислав Петрокас, 2015 AIG

strahovanieФАС оштрафует банки за принуждение к страхованию

Число случаев навязывания банками страхования жизни и здоровья заемщика при выдаче кредитов растет, признают в ФАС. Ведомство планирует восполнить пробел в законодательстве и ввести штрафы для банков, навязывающих страховку. Сами банкиры уверяют, что давят на заемщиков исключительно «небольшие, недобросовестные игроки».

Об инициативе внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), запрещающих банкирам навязывать страховку при выдаче кредитов гражданам, рассказал заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, с начала года число жалоб на навязывание страховок при выдаче кредита стало увеличиваться. «Потребителям, в частности, не предоставляют бланк, в котором они могли бы зафиксировать отказ от страховки, либо и вовсе отказываются выдавать кредит из-за нежелания клиента приобретать страховку»,— уточнил «Ъ» господин Кашеваров.

По его словам, закон «О потребительском кредите» обязывает банкиров предоставлять заемщику возможность отказаться от страховки, но не закрепляет ответственности за навязывание страховых продуктов. Соответствующей статьи нет и в КоАП (в отличие от навязывания дополнительных услуг при страховании, ст. 15.34.1). «В результате если сразу после вступления закона в силу — с 1 июля 2014 года — количество жалоб на навязывание страховки стало падать, то впоследствии снова начало расти, так как банкиры не видели ответственности за нарушения»,— поясняет господин Кашеваров.

Согласно закону «О потребительском кредите», банку необходимо получить согласие заемщика на оказание ему дополнительных услуг за отдельную плату, в том числе и страхование жизни и (или) здоровья заемщика. При этом кредитор должен обеспечить заемщику возможность согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги. Но на практике выходит иначе.

Глава союза защиты прав потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк говорит: «Основной поток обращений от граждан в нашу организацию связан именно с необоснованным навязыванием страховки. Гражданам дают понять, что без оформления договора страхования жизни получить кредит они не смогут». Еще один вариант — заемщику производят расчет стоимости кредита со страховкой и без и указывают, что при оформлении страховки размер выплат меньше. Однако в финальном договоре размер выплат со страховкой оказывается больше первоначально обсуждаемого.

По словам юриста Института фондового рынка и управления Алексея Драча, в законе «О защите прав потребителей» содержится статья, устанавливающая штраф за невыполнение требования потребителя в добровольном порядке (размер штрафа — 50% от страховой премии), которая теоретически должна оградить заемщика от навязывания страховки. Но на практике кредитные договоры составляются так, что доказать невыполнение банком требования заемщика отказаться от страховки практически невозможно, указывает юрист.

ФАС намерена предложить поправки, которые ввели бы штраф за навязывание банками страховки по аналогии с запретом на навязывание дополнительных услуг страховщиками. «Штраф планируется установить на уровне 50 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юрлиц»,— говорит господин Кашеваров. По его словам, если норма окажется недостаточно эффективной, размер штрафа может быть увеличен. В случае необходимости дополнительные поправки планируется разработать и к закону «О потребительском кредите». «Обсудить возможные меры воздействия на банкиров планируется на экспертном совете ФАС в середине мая, тогда же будет решено, будут ли они оформляться только в виде поправок к КоАП или и к закону «О потребкредите»»,— уточнил господин Кашеваров.

ФАС уже не в первый раз пытается оградить заемщиков от навязывания страховок. В августе 2014 года ведомство предлагало ограничить комиссионные доходы банков от продажи страховок и снизить таким образом давление на граждан со стороны банкиров. Впрочем, эта инициатива пока не привела к каким-либо результатам.

По мнению господина Драча, банки, скорее всего, быстро научатся обходить и новый запрет: страховые доходы слишком важны для них. «Доходы от страховых компаний приносят около 20% доходов от кредитования»,— подтверждает собеседник «Ъ» в крупном розничном банке. Заемщику, по оценкам зампреда правления СДМ-банка Вячеслава Андрюшкина, в среднем страхование жизни обходится в 1% от суммы кредита в год.

Сами банкиры навязывание страховки при кредитовании, как и любые подобные действия, приписывают исключительно аутсайдерам рынка. «Крупные банки работают по прозрачной схеме и четко объясняют преимущества оформления страховки, но если заемщик откажется, это никак не повлияет на принятие кредитного решения банком»,— говорит зампред правления ОТП-банка Илья Чижевский. Проблема навязывания страховки при заключении кредитных договоров, по его словам, «если и существует, то в незначительной степени и в основном присуща небольшим недобросовестным игрокам».

23.03.15 Коммерсант kommersant.ru

Страховщиком авиакомпании Germanwings по договору страхования авиакаско и ответственности является подразделение группы Allianz по страхованию крупных индустриальных рисков – Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS). Об этом информирует «Прайм» со ссылкой на сообщение AGCS.

«Сейчас нам представляется неуместным давать какие-либо комментарии в связи с происшедшим. Пока мы только можем подтвердить, что Allianz Global Corporate & Specialty — основной страховщик авиакомпании Germanwings по договору страхования авиакаско и ответственности, который покрывает рейс 4U 9525», — заявили в пресс-службе страховщика.

Также AGCS уточняет, что, как и в обычной практике авиастрахования, полис Germanwings предусматривает участие нескольких страховых компаний. «Мы готовы оказать полную оперативную поддержку нашему клиенту совместно с другими со-страховщиками», – отмечается в пресс-релизе.

Также компания AGCS приносит соболезнования всем, кого затронула эта трагедия.

24.03.15 Ведомости vedomosti.ru