Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Автострахование по-прежнему лидирует по доле отказов страховых компаний РФ в выплатах. На ОСАГО и автокаско по итогам первого квартала 2013 года пришлось 76,8% отказов, свидетельствуют данные Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Служба раскрывает такие данные с первого полугодия 2012 года, не разделяя отказы в выплатах на обоснованные и необоснованные. Доля отказов в этом сегменте страхового рынка находится на стабильном уровне. Так, по итогам 2012 года она составляла 77%, по итогам 9 месяцев 2012 года — 76,9%, а на конец полугодия прошлого года — 76,08%.

За первый квартал текущего года компании отказали в выплатах в общей сложности 90,072 тысячи раз. При этом в 77,7% случаев (69,945 тысячи) отказы проходили по договорам с физическими лицами.

Всего в рамках автострахования за первый квартал 2013 года было зафиксировано 69,172 тысячи отказов, из которых 37,628 тысячи касалось каско, 31,544 — ОСАГО.

Портал «Прайм Страхование» составило ренкинг страховщиков по доле отказов. При этом в ренкинг попали компании, у которых число заявлений о страховых случаях превысили 1 тысячу.

ОСАГО

Лидером по отказам в части ОСАГО с долей в 34% по итогам первого квартала стала страховая компания «Альянс», которая на конец прошлого года находилась на восьмом месте (доля 8%). За отчетный период, согласно данным ФСФР, компания получила 8,483 тысячи заявлений о страховой выплате и отказала 2,877 тысячи раз.

Второе место заняла «Национальная страховая группа» с долей отказов в 13%. По итогам 2012 года она находилась на 15-ом месте с долей в 1%. Замыкает тройку лидеров по отказам «Русская страховая транспортная компания» (РСТК) с долей в 11% (в 2012 году на восьмом месте с долей в 8%).

Данная тройка абсолютно не совпадает с топ-3 страховщиков ОСАГО по сборам премий за первый квартал 2013 года. Так, в ренкинге отказов лидер рынка обязательной автогражданки по премиям — «Росгосстрах» оказался на 7-ом месте с долей отказов в 6%. «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» (второе и третье место по премиям, соответственно) здесь занимают 9-ю позицию (доля отказов 3%).

КАСКО

По отказам в автокаско в лидеры выбилось «АльфаСтрахование» с долей в 20% (30,141 тысячи заявление о выплате против 5,988 тысячи отказов). В аналогичном ренкинге «Прайм Страхование» по итогам 2012 года страховщик не попал в топ-15 по этому показателю.

На втором месте стоит «Югория» с долей в 16%, за ней идут «Национальная страховая группа» (13%), СК «Сургутнефтегаз» и «Мегарусс-Д» (12%). Замыкает пятерку страховая компания «Россия» с долей в 10%.

Общие отказы

Абсолютным лидером по доле отказов на страховом рынке за первый квартал 2013 года, вне привязки к автострахованию, стала страховая компания «Кардиф», показав долю в 19%.

В лидеры по совокупной доле отказов также вошли компании «Авива» (18%), «Росгосстрах-Жизнь» (13%), «Мегарусс-Д» (11%) и «Альянс», «Ренессанс жизнь» и «Капитал полис» (доля по 10%).

18.06.13 РИА Новости ria.ru

Обширный энергетический комплекс Санкт-Петербурга представляется насколько привлекательным, настолько же и закрытым сектором для большинства страховых компаний. По большей части здесь работает лишь несколько игроков из топ-10 компаний, аффилированных с крупными энергохолдингами. Но набор рисков, которые принимаются на страхование, очень широк и страховщикам есть за что побороться.

Энергетический комплекс Санкт-Петербурга и Ленобласти включает в себя предприятия, занимающиеся генерацией, передачей и сбытом электроэнергии. К основным игрокам рынка можно отнести энерго- и теплоснабжающие компании — ТГК-1 и ее совместное с городом предприятие ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», ЗАО «Лентеплоснаб», Северо-Западную ТЭЦ, Ленинградскую АЭС, Киришскую ГРЭС, электросетевые компании — «МЭС Северо-Запада» (и «дочку» — ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети»), ОАО «Ленэнерго» (и дочерние компании — ОАО «Объединенная энергетическая компания», ЛОЭСК), а также сбытовые компании — ОАО «Петербургская сбытовая компания», «Русэнергосбыт», «РКС-Энерго», «Энергия Холдинг». Кроме того, на территории города располагаются энергетические объекты силовых ведомств, например, ОАО «Оборонэнерго». Помимо крупных холдингов, отдельные компании в энергетике Санкт-Петербурга являются владельцами или эксплуатируют объекты малой генерации. Все они выступают основными страхователями.

«Значительное количество объектов энергетики прошло приватизацию. Собственники хорошо осведомлены о возможностях страховой защиты, активно используют ее в своих мероприятиях риск — менеджмента, в том числе на стадии строительства. Высокая степень износа основных фондов, хорошее понимание степени риска, очень крупные объемы инвестиций — все это стимулирует интерес к страхованию», — рассказывает Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона СК «Ренессанс-страхование».

Риски на особом счету

В последнее время компании уделяют внимание обеспечению страховой защитой рисков в своей производственной и коммерческой деятельности, обращает внимание генеральный директор Страхового общества «Помощь» Александр Локтаев. Наиболее крупные риски, по его словам, связаны с владением, использованием и распоряжением имуществом, находящимся в собственности или в оперативном управлении энергетиков, а также со строительством новых, реконструкцией и модернизацией уже имеющихся мощностей. В связи с этим наиболее развито страхование имущества как от рисков внешнего воздействия (так называемая «классика»), так и от рисков внутренних поломок энергетических машин, механизмов, оборудования, агрегатов, продолжает господин Локтаев.

«Для действующих объектов — это страхование основных фондов, зданий и сооружений, персонала, ответственности перед третьими лицами, поломки машин/оборудования. Для строящихся объектов или находящихся в стадии реконструкции — строительно-монтажное страхование, и ответственности перед третьими лицами, послепусковых гарантийных обязательств», — добавляет Виталий Овсянников.

С 2012 года в России было введено обязательное страхование опасных производственных объектов (ОПО). К ним принадлежит и немалая часть энергетических объектов. Объем всего российского рынка страхования особо опасных объектов в 2012 году составлял 10-11 млрд рублей (около 1,2% от всех видов страховых сборов), а в 2013 году может вырасти до 11-15 млрд рублей, говорит Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС». «Из 350 тыс. опасных объектов застрахована только половина, поэтому рынок может продолжать расти еще несколько лет. Задача госорганов, в лице Ростехрегулирования, выявлять незастрахованные объекты и штрафовать их собственников. По мере усиления контроля будет расти число застрахованных источников опасности и рынок страхования этого типа может фактически удвоиться», — отмечает эксперт.

Энергетические компании также активно страхуют свой автотранспорт и являются интересными для страховщиков корпоративными клиентами по программам ДМС для их персонала. По словам Дмитрия Большакова, заместителя генерального директора СК «РЕСО-Гарантия», у сбытовых энергетических компаний наибольшие риски и страховые случаи в регионе связаны с их сетями, в частности, с противоправными действиями третьих лиц в отношении сетей. Проще говоря, с хищениями проводов, говорит он. И страхование здесь также выступает эффективным механизмом. Кроме указанных видов также становится все более востребованным страхование убытков от перерывов в производстве (перерывов в энергоснабжении), добавляет Александр Локтаев.

На предприятиях, как правило, действуют комплексные программы страхования, которые включают в себя страхование имущества, ответственности, в том числе, ответственность перед третьими лицами в рамках обязательного закона страхования ОПО, который действует с начала 2012 года. «Помимо этого, компании заключают договоры добровольного медицинского страхования для своих сотрудников, а также страхуют парки машин и техники», — отмечает Галина Владельщикова, заместитель директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге.

Кэптивный интерес

Рынок страхования объектов энергетики — один из самых узких с точки зрения страхования корпоративных рисков в Санкт-Петербурге, считает господин Овсянников. Здесь, по его словам, работают активно лишь две-три страховых компании из топ-10. Это в основном кэптивные страховщики, входящие в те же холдинги, что и их клиенты из энергетической отрасли.

Как следствие, проникновение страховых услуг в этом сегменте очень высокое. Велика доля договоров, заключенных через международных брокеров, поскольку риски крупные, для принятия на страхование требуются специфические программы перестрахования, отношение западных перестраховщиков к подобным объектам часто настороженное — в свете статистики убытков и высокого износа основных фондов, добавляет господин Овсянников. «Подавляющее большинство объектов застраховано, при этом выбор страховщика осуществляется на конкурсной основе. Основными факторами, обуславливающими готовность владельцев предприятий страховаться, являются значительная стоимость объектов и их социальная значимость», — говорит госпожа Владельщикова.

Особенных проблем в страховании электроэнергетики страховые компании не видят. По словам господина Локтаева, для страховщиков при работе с данной категорией клиентов требуется наличие специалистов, разбирающихся в особенностях работы энергетического хозяйства и способных системно оценить риски данного вида деятельности. В ряде случаев возникают трудности при определении действительной стоимости имущества, поскольку некоторые энергетические объекты эксплуатируются еще с советских времен и их стоимость по данным бухгалтерского учета весьма отличается от предполагаемых затрат на восстановление в случае повреждения при наступлении страхового случая.

Объем всего рынка страхования этого сегмента оценить сложно. Страхование имущества предприятий в отчетности отражается общей суммой, и отрасль клиента не указывается, говорит Виталий Овсянников. «Если же оценивать обращения в нашу компанию, можно сказать, что динамика в целом совпадает с развитием рынка корпоративных рисков, демонстрируя рост около 16 процентов в год», — отмечает он.

По оценкам специалистов САО «Гефест», объем рынка страхования предприятий электроэнергетики составляет не более 1% от общего объема собираемых премий в регионе без учета ОМС. «Говорить об общей динамике трудно, так как в каждом виде страхования существуют свои тенденции. Так, в 2012 году было введено обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, такие объекты есть у всех предприятий, работающих в электроэнергетике», — добавляет директор филиала компании в Санкт-Петербурге Анатолий Кузнецов.

По мнению Галины Владельщиковой, примерный объем этого рынка можно оценить на уровне 400-500 млн рублей в год. Динамика развития этого сектора в целом соответствует среднерыночным показателям увеличения сборов и составляет 20-25%. Во многом этот рост связан с реализацией программ по перевооружению основных производственных фондов, считает она.

Если говорить обо всей России, то всего в стране более 400 электростанций, сотни тысяч километров линий электропередачи, установлено огромное количество оборудования, в энергетической отрасли трудится около миллиона человек, отмечает господин Кумановский. Энергетика в страховании опасных объектов может приносить несколько миллиардов рублей премий ежегодно или не менее 20% от всех премий по этому типу страхования, считает он.

18.06.13 Коммерсант kommersant.ru

Французская Axa выделит 10 млрд евро на инфраструктурные проекты. В следующие пять лет второй по капитализации страховщик в Европе направит 2% своих средств на строительство аэропортов, тоннелей, ветряков и канализационных сетей. Другие страховые компании также планируют увеличить в своем портфеле инфраструктурные инвестиции, так как традиционные вклады в облигации низкодоходны, а вступление в силу в 2016 году общеевропейской директивы Solvency II заставит их перебросить средства из акций в менее рискованные активы.

Axa увеличит в десять раз инвестиции в инфраструктурные проекты в Европе, а позже вложится в соответствующие проекты в Азии и США. На каждый объект может быть потрачено до 500 млн евро, объявила компания во вторник. «Инфраструктурные проекты обеспечивают прогнозируемый приток наличности», — цитирует The Financial Times главу инвестиционного отдела Лорен Кламижиран.

По данным ОЭСР, мировые инфраструктурные проекты обойдутся в 3 трлн долл. до 2018 года и в 50 трлн долл. до 2030 года. До недавнего времени большую часть их кредитования брали на себя банки (в ряде случаев их доля превышала 90%). Однако после финансового кризиса требования к достаточности капитала к банкам ужесточились, и те сократили вложения в инфраструктурные инструменты. Государства же начали урезать бюджеты.

Компенсировать кредитный дефицит могут страховые компании. Под их управлением находится 25 трлн долл. — в пять раз больше, чем у хедж-фондов и групп private equity. Как правило, страховые компании вкладываются в малорискованные, а соответственно, низкодоходные активы. Например, три четверти портфеля Axa приходится на государственные и корпоративные облигации. Однако ситуация может измениться из-за подготовки в ЕС директивы о платежеспособности Solvency II. Документ подразумевает более жесткие требования к капиталу, основанному на оценке рисков. Так, страховщиков заставят откладывать 30—40% капитала в резерв от вкладов в акции, тогда как суверенный долг будет признан безрисковым, а значит, по нему не будет требоваться пополнения резервов. Компенсировать неизбежное снижение маржи помогут инфраструктурные инструменты, так как соответствующие долги будут признаны неликвидными активами. «Согласно Solvency II страховщики не должны накапливать резервы для покрытия неликвидных активов. В то же время по ним идет более высокая доходность», — отметил заместитель главы инвестподразделения ING Investment Management Йелле ван дер Гиссен. Как правило, доходность инструментов инфраструктурного долга на 3 п.п. выше американских облигаций.

«В следующие пять лет суверенные, пенсионные, инвестиционные фонды, а также страховые компании существенно увеличат инвестиции в инфраструктуру. Эти активы являются относительно безопасными», — подтвердил РБК daily экономический директор Construction Products Association Нобл Фрэнсис. По его словам, безопаснее инвестировать в уже существующие объекты, чем в новые. «Например, австралийский инвестиционный банк Macquarie потерял 23 млн фунтов, вложив в строительство платной дороги M6 Toll в Бирмингеме. Изначальные расчеты, сколько водителей будут пользоваться трассой, оказались неверными, в результате стоимость проекта упала на 20%. Чтобы не возникло такой ситуации, многие инвесторы предпочитают инвестировать в уже существующие проекты. По ним доходность можно рассчитать более точно, потому как уже есть потребители и тарифы», — пояснил г-н Фрэнсис.

18.06.13 РБК daily rbcdaily.ru