Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

В России доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП страны по-прежнему в два-три раза ниже, чем в развитых странах, и чтобы догнать их, нам потребуется еще не один десяток лет. При этом государство гарантирует всем бесплатную медицинскую помощь, выделяя через систему обязательного медицинского страхования за счет налоговых поступлений огромные средства: планируется, что в 2013 году объем финансирования превысит 1 трлн руб. Однако и этих денег вряд ли хватит, чтобы серьезно изменить ситуацию в «бесплатной» медицине, которая у нас по-прежнему ассоциируется с очередями, поборами, низким уровнем сервиса, нехваткой современного оборудования и медицинских препаратов.

Эти недостатки еще сильнее бросаются в глаза тем, у кого есть опыт лечения по программам добровольного медицинского страхования (ДМС). Таковых, однако, совсем немного — полисами ДМС сегодня пользуются не более 10% населения страны. При этом в 97% случаев речь идет о корпоративном страховании — предприятия покупают такие полисы для своих работников. На сегодняшний день реального расширения его объемов не происходит: большинство корпораций, которые хотели застраховать своих сотрудников, уже это сделали. По нашим прогнозам, в 2013 году рынок ДМС вырастет лишь на 7% — в основном за счет инфляционного роста стоимости медицинских услуг.

Дальнейший «рывок» здесь возможен только при условии, что программы ДМС станут интересны не только предприятиям, но и частным лицам. Однако для подавляющего большинства населения «добровольный» полис остается слишком дорогим. Если для предприятий в регионах средняя стоимость стандартной программы ДМС на одного работника колеблется в районе 15 тыс. руб., а в столице — 30 тыс. руб., то для физлиц полис обойдется в полтора-два раза дороже — не каждому хватит даже месячной зарплаты.

Причина, почему сами страховщики клиентов «с улицы» не очень жалуют, простая: в большинстве случаев обычный человек готов платить за полис ДМС большие деньги только в том случае, если точно знает, что потом их «отобьет». В корпоративном страховании действует принцип «здоровый за больного»: одновременно страхуется масса людей, большинство из них болеют нечасто. Таким образом, страховщик имеет возможность получать доход, пусть и минимальный. «Розничный» клиент, как правило, из офиса страховщика прямиком идет в медицин­скую клинику, которая к тому же не прочь раскрутить таких пациентов по максимуму. Страховщик не может управлять такими рисками в условиях отсутствия по-настоящему массового рынка. Неудивительно, что в прошлом году в розничном ДМС был зафиксирован отрицательный прирост.

Как же сделать так, чтобы добровольное медицинское страхование было доступным для обывателя и выгодным для страховщиков? Если обратиться к опыту некоторых западных стран, где дополнительным медицинским страхованием пользуются до 90% населения, мы увидим, что в российских условиях оптимальным вариантом могло бы стать создание в стране единой системы медицинского страхования, в которой добровольное медицинское страхование было бы дополнением к обязательному, а не альтернативным видом, каким оно является на практике сейчас.

Сегодня ОМС и ДМС, по сути, две параллельные системы страхования, которые между собой почти не взаимодействуют. Вопросы сочетания программ, принципы ценообразования и софинансирования лечения в правовом отношении не регулируются. Действующий закон не дает лечебному учреждению возможность оказать пользователю ОМС часть услуг на коммерческой основе (например, сделать УЗИ не через две недели в порядке общей очереди, а в тот же день в коммерческом отделении клиники на отдельном аппарате). Как следствие, предприятия и организации вынуждены платить за одни и те же страховые медицинские слуги дважды: в первом случае в форме налоговых отчислений на ОМС, во втором — при покупке полисов ДМС, если хотят, чтобы их сотрудники получали те же услуги, но с более высоким уровнем сервиса и без очередей.

Еще одним препятствием на пути к корреляции этих двух видов страхования выступает подход к формированию тарифов ОМС, базирующийся на так называемом «подушевом нормативе», когда лечебное учреждение получает от страховщика фиксированную плату не за оказанные услуги, а за годовое прикрепление застрахованного к клинике (даже если тот в течение года ни разу в ней не появился). Исключение этого принципа из методики расчета тарифов подтолк­нуло бы клиники оказывать услуги на основе детальных прейскурантов (это особенно важно в сфере поликлинической помощи), что является одним из важнейших условий, необходимых для разграничения сферы действия программ ОМС и ДМС и развития последнего в качестве дополнения к системе обязательного страхования. При этом нужно понимать, что такие изменения повлекут существенные усложнения в системе учета и контроля за расходами лечебных учреждений и, возможно, потребуют серьезных преобразований в системе регулирования.

По мнению большинства специалистов, синергия двух видов страхования позволит не только существенно повысить качество медицинского обслуживания, но и снизить стоимость программ ДМС в два-три раза. У страховщиков же появится возможность разрабатывать комбинированные продукты, востребованные на массовом рынке. Именно поэтому пул крупнейших страховых компаний при содействии международных консультантов разрабатывают в настоящее время стратегию развития медицинского страхования в России, которая будет содержать социально и экономически обоснованные предложения по развитию системы обязательного и добровольного медицинского страхования с учетом международного опыта. Работа над ними будет завершена к середине 2013 года, планируется их широкое обсуждение, в том числе в профильных министерствах и ведомствах.

16.01.13 РБК daily rbcdaily.ru

Современный рынок российского страхования — это тупик, считает бизнесмен и основной владелец ТКС-банка Олег Тиньков. Он решил развивать собственный страховой проект и ищет менеджеров для него.

О том, что Тинькову нужен «хороший человек», который «понимает все проблемы и возможности страхового бизнеса в России», предприниматель написал на своей странице в Facebook. Кандидат должен быть «не зашорен», готов рисковать, иметь аналитический склад ума, быть порядочным и любить Запад. Возраст — до 30 лет, опыт в страховании может быть менее трех лет. «Это будет мой партнер и коллега», — сообщил Тиньков. «Я ищу молодого, умного и смелого руководителя [страхового] проекта, — ответил Тиньков на запрос “Ведомостей”. — Того, кто любит низвергать авторитеты и понимает, что современный рынок российского страхования — это тупик».

Почему тупик? Потому что в [остальном] мире страхование — очень прибыльный и солидный бизнес, а у нас почти нет страховых компаний, которые самостоятельны или генерируют серьезную чистую прибыль, объясняет свои выводы Тиньков. По его мнению, «агентская модель убивает прибыльность страховых компаний, это неправильно». На вопрос, сколько кандидатов уже откликнулось на его призыв, Тиньков ответил: «Много». И посоветовал обсудить с ним развитие страхового проекта через три месяца, поскольку «больше сообщить пока нечего».

В прошлом году о намерениях развивать страховой бизнес заявила группа «Связной», купившая небольшую компанию для набора лицензий. Страховщик был переименован в «Связной страхование».

Сейчас ТКС-банк (основной актив Тинькова) работает со страховыми партнерами, продавая их полисы как агент. Например, через банк можно купить продукты «Ренессанс страхования»: полисы страхования имущества, выезжающих за рубеж и страховку от несчастного случая. Тиньков думает о том, чтобы заниматься и собственными страховками, поэтому ищет менеджера, который смог бы воплотить задуманное, сказал «Интерфаксу» вице-президент ТКС-банка Олег Анисимов.

Тиньков основал банк в 2006 г., сделав ставку на рассылку кредитных карт для клиентов. Позднее ТКС-банк стал принимать вклады населения. «Практически по всем показателям мы выросли в 2-2,2 раза! (см. врез). В этом году будем тоже стараться удваиваться», — писал Тиньков в Facebook. Он контролирует 61% банка, а инвестфонд Horizon Capital, который недавно купил 4% акций ТКС-банка за $40 млн, оценил его в $1 млрд. Фонду Baring Vostok Private Equity принадлежит 8% акций, Goldman Sachs — 12,8% акций, Vostok Nafta — 13,3%.

15.01.13 Ведомости vedomosti.ru

В 2012 году объем рынка добровольного медицинского страхования составит 90 – 110 млрд рублей. Несмотря на разные оценки темпов роста рынка, ДМС остается самым желанным бонусом для работников.

Сейчас, когда компании–работодатели переоформляют медицинские корпоративные договоры, специалисты анализируют показатели рынка добровольного медицинского страхования.

Владимир Яковлев, управляющий директор по личному страхованию Северо–Западного дивизиона «Ренессанс» констатирует: рынок растет. «Сборы по ДМС по Петербургу в нашей компании выросли в 2012 году на 55,4% по сравнению с прошлым годом, а рост рынка по городу в среднем составил 8,8%», — замечает он. По оценке эксперта, ДМС развивается благодаря росту конкуренции на рынке труда и увеличению востребованности социальных пакетов.

А вот Вера Шевченко, директор департамента медицинского страхования корпоративных клиентов Северо–Западной дирекции СК «Альянс» (РОСНО), подчеркивает, что по сравнению с 2010 г. и 2011 г., когда рынок ДМС стабильно рос, в 2012 году это движение замедлилось.

«По нашим оценкам, в первом полугодии 2012 г. петербургский рынок ДМС вырос не более чем на 5%, — отмечает Вера Шевченко. — Рост рынка ДМС был обеспечен не столько за счет увеличения числа клиентов у страховщиков, сколько за счет увеличения тарифов, которое в свою очередь является следствием постоянного повышения цен на медицинские услуги».

Основная тенденция рынка ДМС, по оценке Веры Шевченко: рынок стал развиваться экстенсивно, то есть новых клиентов в портфелях страховщиков появляется немного, а развитие бизнеса происходит за счет пролонгации существующих договоров и благодаря процедуре расширения клиентами перечня услуг в своих программах.

Спрос на продукты корпоративного медицинского страхования продиктован ситуацией на рынке труда: достойный социальный пакет снова стал важным аргументом в борьбе предприятий за квалифицированный персонал.

По прогнозам аналитиков, в 2012 г. объем рынка ДМС составит 90 – 110 млрд рублей. На эти показатели окажет влияние реформа ОМС, проходящая в стране. С одной стороны, произойдет снижение стоимости корпоративных программ ДМС, так как компании, страхующие одновременно ОМС и ДМС, будут иметь больше возможностей списывать часть расходов на ОМС.

С другой стороны, ожидается рост взносов в розничном сегменте, так как многие компании станут продавать ДМС и ОМС физическим лицам «одним пакетом».Перспективы роста рынка ДМС довольно радужны, полагают эксперты. По данным исследования международной консалтинговой компании в области управления Hay Group, ДМС лидирует среди льгот, которые предоставляют работодатели сотрудникам своих компаний.

По оценке Kelly Services, 64% опрошенных работников расценивают личную медицинскую страховку как фактор, позитивно влияющий на их рабочую мотивацию. В последнее время, как замечает Владимир Яковлев, у корпоративных клиентов пользуется большим спросом технология healthmanagement. Это управление здоровьем персонала через институт врачей–кураторов (или личных врачей), которые координируют оказание медицинской помощи сотрудникам компаний–клиентов.

Такой подход повышает медицинскую эффективность ДМС, считает Владимир Яковлев, снижает заболеваемость персонала и улучшает бизнес–результаты компаний.

15.01.13 Деловой Петербург dp.ru