Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovkaСредняя цена полиса ОСАГО в России по итогам первого полугодия 2020 года осталась практически на том же уровне, что и годом ранее, и составила 5398 рублей. Об этом 27 июля сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на пресс-службу Российского союза автостраховщиков (РСА).

Отмечается, что средняя выплата в январе–июне выросла на 5,2% — до 70 227 рублей. Количество заключенных договоров снизилось на 1,3% и составило 19,13 млн штук.

Количество заявленных убытков снизилось на 18,5%, до 0,93 млн штук, количество урегулированных — на 10,9%, до 0,99 млн штук.

22 июля сообщалось, что в России автовладельцам, которые из-за пандемии не смогли весной пройти техосмотр (ТО), не потребуется ехать в офисы страховых компаний, чтобы подтвердить прохождение ТО в более поздние сроки.

27.07.20 Известия iz.ru

С 1 августа Россия возобновляет авиасообщение с Великобританией, Турцией и Танзанией. Поскольку ситуация с коронавирусом в мире все еще нестабильна, в каждой стране есть собственные правила для приезжих. В Турции, например, от туриста не требуют справку о здоровье, однако, если по прилете у него будут зафиксированы подозрительные симптомы, человека госпитализируют.

«Вечерняя Москва» поговорила с вице-президентом Всероссийского союза страховщиков Дмитрием Кузнецовым о том, во сколько обойдется туристам «отдых» в заграничной больнице с коронавирусом и каких правил стоит придерживаться при страховании.

— Хочу сразу всех успокоить: коронавирус не является случаем, выходящим из стандартной программы страхования, так что госпитализацию с этим вирусом страховка покрывает полностью. Не знаю ни одного случая, даже из первой волны, когда эпидемия была более серьезной и пугающей, чтобы человеку не оплачивали лечение, — отметил Кузнецов.

Для того чтобы вылечиться от коронавируса без весомых затрат, достаточно будет самой стандартной страховки, которая идет автоматически при покупке тура в страну. Никаких дополнительных средств от путешественника не потребуется:

— Конечно, в разных странах к страховкам существуют разные требования, но различаются они не столько стоимостью, сколько сроком действия. COVID-19 здесь не является каким-то особенным исключением или обстоятельством: с точки зрения страховки, это просто один из вирусов, значимость которого сегодня чуть повышена. Конечно, вы можете взять и самостоятельно приобрести более широкую страховку, чем та, которую предлагает туроператор. Это актуально, если вы собираетесь заниматься травмоопасными видами спорта вроде горных или водных лыж. Если же планируется «пляжно-овощной» отдых, переплачивать просто не имеет смысла.

А вот тем, кто летит отдыхать не с помощью туроператора, а самостоятельно, вопросами страховки нужно озаботиться отдельно, иначе все траты лягут на потенциального пациента и его родных:

— «Автоматической» страховки в случае, если человек покидает страну без туроператора, нет. По существующему законодательству при выезде из России путешественник должен иметь с собой либо достаточное количество денег, либо заключенный договор страхования. Так что если вы вылетаете без этого, то не только нарушаете закон, но и создаете дополнительные финансовые риски и для себя, и для близких.

Многие переживают и о том, что в связи с непростой эпидемиологической обстановкой стоимость страховки может увеличиться, однако, по словам Кузнецова, никаких предпосылок этого на данный момент нет. Тарифы могут повыситься только в случае дополнительных требований принимающей стороны, а также если отечественные регуляторы дадут соответствующие указания.

28.07.20 Вечерняя Москва vm.ru

Банк России и Минфин планируют в течение года внести законопроект об ограничении продаж сложных страховых и банковских продуктов для неквалифицированных инвесторов. Доступ к ним также будет открыт только после прохождения тестирования, сообщил первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов во время прямого эфира.

«Мы планируем скорректировать действующее законодательство в области страховых продуктов и частично в области банковских продуктов, где сложные финансовые инструменты также будут доступны для неквалифицированных инвесторов только после тестирования», — сказал Швецов.

По его словам, в течение ближайшего года соответствующие законодательные изменения будут подготовлены совместно с Минфином и внесены в Госдуму.

Напомним, в конце июля Госдума приняла закон о категоризации инвесторов. Редакция документа делит частных инвесторов на две категории: неквалифицированных и квалифицированных инвесторов. Неквалифицированным инвесторам будут доступны ценные бумаги, включенные в котировальные списки биржи, облигации (кроме структурных), имеющие кредитный рейтинг не ниже установленного ЦБ, евробонды российских и иностранных эмитентов, инвестиционные паи открытых, интервальных и биржевых ПИФов и другие. Для получения доступа к более сложным инструментам нужно будет пройти тестирование, соответствовать имущественному цензу (иметь активы на более чем 6 млн рублей) или иметь двухлетний опыт работы с финансовыми инструментами.

В первоначальной версии законопроекта о категоризации инвесторов были включены договоры страхования жизни без полной защиты капитала. Однако позже из документа эти ограничения исключили.

28.07.20 Банки.ру banki.ru

strahovanieСтраховой рынок пострадал от пандемии и режима ограничений так же, как и все другие сегменты финансовой системы. Однако, несмотря на алармистские прогнозы, падение взносов в апреле – мае этого года оказалось некатастрофичным: они сократились всего на 15% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. В масштабах всего 2020 года глубина падения сборов, вероятно, окажется не больше, чем в период финансового кризиса 2009 г. (тогда страховые премии сократились на 7,5%).

Есть даже некоторые позитивные эффекты самоизоляции страхователей, снижения активности и введения карантина в большинстве крупных городов. В первую очередь, это серьезное сокращение аварийности и, как следствие, резкое падение числа заявленных убытков по автокаско и ОСАГО и снижение убыточности в апреле – мае по этим видам страхования. Иначе говоря, полисы действуют, автомобили есть, но на дороги они не выезжают – мечта страховщика. Правда, в июне этот эффект фактически сошел на нет.

Сильнее всего пострадали сегменты, которые завязаны на отрасли, испытавшие серьезную просадку или полную остановку. Это, конечно же, страхование выезжающих за рубеж (фактически этот вид страхования на некоторое время перестал существовать вовсе), а также страхование банковских рисков (личные виды страхования при ипотечном и потребительском кредитовании) и страхование грузов. По данным «Эксперт РА», взносы в этих видах сократились более чем на треть. На 23% упали собранные премии лидеров рынка в автокаско, а добровольное медицинское страхование (ДМС) в эти месяцы практически не пострадало, сократившись лишь на 2,7%. Впрочем, здесь как раз можно ожидать отложенного негативного эффекта, ведь сокращение бюджетов на соцпакеты и вообще корректировка структуры издержек у крупных предприятий могут серьезно повлиять на спрос на медицинское страхование во втором полугодии или даже в следующем году.

Успешно ли страховщики «ушли на удаленку», вопрос до сих пор открытый. С одной стороны, ускорилось внедрение онлайн-урегулирования, быстрее завершались большие проекты по автоматизации. То есть пандемия для страхования оказалась триггером цифровизации. С другой – качество бизнес-процессов все еще оставляет желать лучшего, узких мест очень много и страховщики, как только стало возможно, очень оперативно начали возвращать сотрудников в офисы с удаленного формата. Это означает, что страховой рынок пока еще не полностью готов к онлайн-работе.

Для страхователей в этом есть и хорошие, и плохие новости. Хорошо, что страховщики выдержали удар и смогли стать более «цифровыми». Плохо, что налицо все признаки затяжной стагнации рынка. А это значит – меньше ресурсов для технологического развития, ниже инвестиционная привлекательность отрасли. И больше предпосылок для роста тарифов практически по всем видам страхования.

24.07.20 Ведомости vedomosti.ru

Вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые допускают страховых агентов и брокеров к онлайн-продажам полисов обязательной «автогражданки».

Закон о либерализации онлайн-продаж был подписан президентом страны 24 апреля и опубликован на сайте Кремля. Его основные положения, разрешившие компаниям заключать договоры страхования онлайн по таким видам страхования, как страхование жизни, предпринимательских рисков, урожая, животных, имущества юридических лиц, гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, вступили в силу день подписания, поправки об ОСАГО вступили в силу через 90 дней.

По мнению страховых компаний, закон не окажет серьезного влияния на динамику премий ни в одном из видов, но предоставит больше возможностей и удобств как страховщикам и брокерам, так и их клиентам в будущем. В краткосрочной перспективе от принятия закона выиграют покупатели каско и ОСАГО, которые получат возможность приобретать полисы в том числе через посредников. Появление закона может вызвать как создание новых агрегаторов, так и расширение перечня услуг уже действующих участников этого рынка.

В частности, запустить агрегатор по моторным видам страхования готовится «Сбербанк страхование». Как ранее рассказала директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» Сбербанка Катрин Соомре, «человек увидит в маркетплейсе набор предложений от разных страховщиков, сможет легко выбрать компанию, с которой он хочет заключить договор, стоимость полиса, которая его устраивает, и всего в несколько кликов оформит страховку».

24.07.20 Интерфакс interfax.ru

Ипотечная страховка станет обязательной для банков, а ее сумма войдет в полную стоимость кредита

Банк России опубликовал финальную версию новой концепции ипотечного страхования, согласно которой расходы по оплате страховки будет нести не заемщик, как это происходит сейчас, а банк, для которого ее наличие станет обязательным, говорится в сообщении регулятора. При этом стоимость страховки будет учтена в полной стоимости кредита.

Выдавая ипотеку, банк будет страховать приобретаемую недвижимость, жизнь и здоровье заемщика. В новой версии концепции указан минимальный перечень страхуемых рисков и установлено, что при секьюритизации ипотечных кредитов договор страхования должен заключать ипотечный агент.

Так, к числу рисков по страхованию имущества относится утрата или его повреждение в результате пожара, взрыва, затопления, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, конструктивных дефектов. По страхованию жизни и здоровья заемщика – смерть заемщика в результате несчастного случая или болезни, присвоение инвалидности I или II группы по любой причине кроме исключений.

По оценке регулятора, если бы подход в концепции применялся уже сейчас, то стоимость ипотеки в 2019 году была бы ниже на 0,15-0,67 процентного пункта.

Положения концепции не распространяются на ранее заключенные ипотечные кредиты, однако применяются в случае рефинансирования ипотеки.

Первый вариант концепции

Первый вариант концепции был опубликован регулятором в конце апреля и вызвал большое сопротивление как со стороны банков, так и страховщиков. В частности, в мае Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и Ассоциация банков России (АБР) направили совместное обращение на имя председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной с просьбой отказаться от дальнейшей проработки реформы. Банки и страховщики считают, что действующая система страхования по ипотеке функционирует успешно, а реализация новой концепции приведет к тому, что «стоимость такого страхования может быть компенсирована лишь увеличением размера процентной ставки по кредиту».

По замыслу же ЦБ РФ, перекладывание обязанности по уплате ипотечной страховки с заемщиков на кредитные организации позволит снизить цену ипотеки и сделать услугу более прозрачной. По данным Банка России, в 2019 году объем страховых премий составил около 42 млрд рублей по более чем 8 млн договоров ипотечного страхования. При этом основную массу договоров (более 80%) заключили 5 страховых организаций. Уровень комиссии банков при этом доходит до 39% от суммы премий.

По итогам обсуждения положений концепции с банковским и страховым сообществом Банк России получил консолидированное мнение от двух ассоциаций и выработал позицию по их основным доводам, которая изложена в финальной версии концепции.

22.06.20 Интерфакс interfax.ru

strahovanieСборы «Росгосстраха» по ОСБУ в первом полугодии 2020 года выросли на 11% по сравнению с январем-июнем 2019 года и составили 40,9 млрд рублей, говорится в сообщении страховщика. Чистая прибыль увеличилась на 63% — до 6,3 млрд рублей. Прирост произошел по большинству видов страхования, за исключением страхования несчастных случаев и добровольного автострахования.

Во втором квартале, когда в большинстве регионов РФ были введены ограничения из-за пандемии коронавируса, сборы «Росгосстраха» снизились на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в июне положительная динамика восстановилась и размер премии вырос на 7% относительно июня 2019 года.

«Это был ожидаемый эффект в ситуации, когда автосалоны практически остановили продажи, снизился поток клиентов в офисы банков, а туристы были вынуждены отказываться и от поездок, и от полисов, приобретенных для путешествий. Столь же предсказуем в разгар пандемии был рост в продажах классического добровольного медицинского страхования и так называемых «коробочных» продуктов по телемедицине и страхованию от критических заболеваний», — приводятся в сообщении слова гендиректора «Росгосстраха» Геннадия Гальперина.

В конце марта точки продаж «Росгосстраха» были вынуждены приостановить работу, однако уже в мае работали более 90% офисов продаж.

В период самоизоляции и санитарных ограничений росли онлайн-продажи страховщика. Также по итогам полугодия выросли партнерские продажи, в том числе через компании группы «Открытие».

Банк «ФК Открытие», владельцем которого является ЦБ РФ, в конце августа 2017 года официально оформил контроль над «Росгосстрахом».

22.07.20 Интерфакс interfax.ru

Общества взаимного страхования могут занять нишу, в которой не заинтересованы коммерческие страховщики. Такое мнение высказал в ходе пресс-встречи «О необходимости развития обществ взаимного страхования (ОВС) в России» член наблюдательного совета Российской национальной перестраховочной компании Игорь Жук.

«Из-за коронавируса и экономического спада ситуация не является благоприятной, что говорит об изменении отношения к страхованию с точки зрения возможности сэкономить, — считает он. — Но то, что у потребителей стало меньше денег, не говорит о сокращении количества рисков. Драйвером развития страхового рынка России могут и должны стать ОВС в сегментах, которые коммерческое страхование по разным причинам не может охватить».

ОВС являются некоммерческими организациями, члены которых выступают как в роли страхователей, так и владельцев ОВС. По словам Игоря Жука, в мировой практике до 30% страховых премий приходится на ОВС, в части стран они составляют подавляющее большинство в некоторых сегментах экономики, например, в сельском хозяйстве Испании, Канады, США, в промышленности Швеции. ОВС являются лидерами страхового рынка жизни в Японии, где на их долю приходится 90%. Есть прецеденты и в России, как дореволюционной (земское страхование после отмены крепостного права), так и современной (ОВС застройщиков).

Развивать ОВС предлагается в сферах, где коммерческое страхование неэффективно по ряду причин либо недоступно потребителям, либо не развивается вообще. В частности, в страховании профессиональных объединений, например, туроператоров, арбитражных управляющих, нотариусов, а также в сфере страхования жилья от чрезвычайных ситуаций, экологическом страховании. Это также касается страхования крупных корпораций и холдингов.

До конца года ОВС планируется создать в госкорпорации «Ростех». Как сообщил генеральный директор страхового брокера «РТ страхование» Николай Галушин, решение о создании «замкнутого контура страхования» в виде ОВС было одобрено правлением «Ростеха» и сейчас идет организационный этап. «Я полагаю, что ОВС по страхованию имущества предприятий «Ростеха» будет зарегистрировано и получит лицензию ЦБ до конца текущего года, с тем чтобы с 2021 года приступить к заключению договоров со своими членами», — сообщил он.

Для расширения возможности взаимного страхования в России необходимо внести изменения в законодательные акты. По словам президента Национальной ассоциации обществ взаимного страхования Константина Пылова, ассоциация подготовила два законопроекта о внесении изменений в профильный закон о взаимном страховании и другие документы, а также в Гражданский кодекс, рассчитывая, что Госдума рассмотрит их в осеннюю сессию.

21.06.20 Банки.ру banki.ru

Речь идет об АО СК «Железнодорожный страховой фонд» и ООО «Компания промышленно-торгового страхования»

Банк России приказом от 20 июля 2020 года отозвал лицензии на осуществление добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, и на осуществление добровольного имущественного страхования у АО СК «Железнодорожный страховой фонд» и ООО «Компания промышленно-торгового страхования». Об этом говорится в материалах регулятора.

Лицензии отозваны в связи с добровольным отказом компаний от осуществления деятельности, предусмотренной документом.

«Железнодорожный страховой фонд» основан в 1993 году. Банк России выдал компании лицензии на осуществление страховой деятельности в октябре 2015 года. Специализируется на осуществлении добровольного имущественного и личного страхования. Компания является членом Всероссийского союза страховщиков.

«Компания промышленно-торгового страхования» получила лицензии ЦБ на осуществление страховой деятельности в сентябре 2015 года. Специализируется на добровольном имущественном и личном страховании. Компания является членом Всероссийского союза страховщиков.

21.07.20 ТАСС tass.ru

strahovanieКто и как оценивает манеру вождения, почему каршеринг и корпоративные машины чаще всего попадают в аварии и при чем здесь хип-хоп

В распоряжении Autonews.ru оказалось исследование телематической компании UBI Technologies о непрямых факторах, влияющих на ДТП. Согласно отчету, активные в социальных сетях обладатели черных автомобилей премиального сегмента, предпочитающие электронную музыку, получили наиболее высокую оценку аварийности, то есть вероятнее всего могут попасть в ДТП. Мы изучили данные телематики, все указанные факторы риска и спросили у страховых компаний, каких водителей они боятся больше всего.

Как оценивают водителей

Среди факторов, которые могут повлиять на наступление дорожной аварии, аналитики выделили как погодные явления и время суток, так и цвет, стоимость автомобиля, добавив в таблицу и личные предпочтения водителя по музыке и отношению к курению и алкоголю. Согласно данным исследования, самыми опасными участниками дорожного движения являются черные и красные автомобили каршеринга доступного премиума (Toyota Camry, BMW 3), которыми управляют водители с положительным отношением к алкоголю и с увлечением электронной музыкой, рэпом или хип-хопом. Наиболее опасный возраст водителя — 18–20 лет.

Настороженность в плане аварийности также вызывают водители, чье хобби или заработок связаны с социальными сетями. Можно предположить, что это вынуждает водителей чаще заглядывать в экран телефона и отвлекаться от дороги. Автомобили корпоративного парка также считаются более рисковыми, чем личные машины. Самым небезопасным временем года с точки зрения аварийности названа осень, а временем суток — вечерний час пик. Среди погодных условий отягощающими факторами являются снег и гололед. А самым рисковым стажем вождения назван возраст 3–5 лет.

Что касается наиболее аккуратных автомобилистов, то таковыми являются водители белых, синих, зеленых, оранжевых и коричневых премиум-седанов. Такие водители регулярно проходят ТО, а многие даже застрахованы по каско. Из дорожных и погодных категорий безопаснее всего передвигаться по автомагистрали ранним весенним утром. Самые безопасные водители — семейные с высшим образованием в возрасте 30–59 лет. Музыкальные предпочтения водителей с самыми низкими рисками по ДТП — это джаз и блюз, а также аудиокниги.

Кто оценивает водителей

С 23 августа в России в силу вступят поправки в закон об ОСАГО, согласно которым влиять на стоимость полиса будут злостные нарушения ПДД и новый коэффициент страховщика — факторы, по которым каждая страховая будет оценивать водителей на свое усмотрение (цвет машины, тип кузова, наличие детей и т. д.). Списки факторов должны появиться на сайтах страховщиков уже 24 августа.

«Страховые компании заинтересованы в подобных исследованиях, но, к сожалению, до текущего момента не опирались на них в полной мере, предпочитая использовать исторически состоявшиеся актуарные методы, собственные данные и методологию.

С помощью таких отчетов страховые компании могут улучшать стратегии взаимодействия с клиентами, проводить кросс-продажи, предсказывать потребности клиентов и фильтровать страховой портфель от рисковых страхователей», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru генеральный директор UBI Technologies Игорь Хереш.

Расчеты и анализ исследования проводились по данным за последние четыре года по России. «Собранные данные были обогащены информацией из открытых источников (социальные сети, порталы открытых данных и т. д.) о транспортных средствах, попадавших в ДТП, и обезличены в соответствии с законом о персональных данных. Все факторы взаимосвязаны между собой. На первое место можно поставить данные, собранные о стиле вождения водителя, поскольку они являются прямым отражением его поведения на дороге. Также важными факторами являются, например, погодные условия, время суток, тип автомобиля, стаж вождения, возраст водителя и т. д. Эти и другие факторы формируют так называемый скоринговый балл, который определяет рисковость клиента», — пояснил собеседник.

Сначала все данные собирает одно небольшое телематическое устройство в автомобиле клиента, а впоследствии уже IT-платформа обогащает это внешними данными и оценивает то, насколько клиент рисковый. По словам Хереша, коэффициент страховщика открывает большие возможности перед страховым сообществом, в том числе благодаря применению телематики в ОСАГО.

Не только музыка

В компании «АльфаСтрахование» подтвердили, что профиль клиента — это самое главное в оценке риска аварийности. «Процесс выявления признаков, по которым можно определить корреляцию с факторами, влияющими на аварийность, непрерывный. Меняется профиль водителя, меняются автомобили, и поэтому останавливаться на цвете, музыке в салоне и активности в соцсетях нельзя. Открывать критерии мы не будем, это наше ноу-хау, но часть факторов совсем нелинейно связана с риском аварийности», — рассказал директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

Впрочем, по его словам, большее внимание все компании уделяют именно своим клиентам. Стандартные факторы, которые учитываются на сегодня, — нарушения ПДД и частота ДТП.

«Телематика — перспективное направление. Я считаю, что телематическое оборудование будет стандартом автомобилей в ближайшем будущем. С точки зрения страхования мы еще лучше понимаем клиента и его потребности в страховании с помощью телематического оборудования, оценивая качество вождения, вероятность возникновения ДТП. Мы давно увидели тренд на телематические сервисы и предложили нашим клиентам целую линейку страховых решений в каско», — объяснил Макаров.

В компании «Росгосстрах» оценивать аварийность водителей по цвету автомобиля не планируют. По словам директора по анализу и моделированию компании Алексея Володяева, при тарификации и расчете рисков они не используют такой фактор.

«С нашей точки зрения, сам цвет — в отличие, скажем, от марки машины или возраста и законопослушности водителя — имеет довольно слабую предсказательную силу, чтобы на его основе просчитывать потенциальную аварийность клиента. Данные же о любимой музыке и активности клиентов в соцсетях нам и вовсе недоступны, возможности тотальной слежки страховщиков за клиентами в России сильно преувеличены», — объяснил Володяев.

Водители слишком легкомысленны

Системы телематического слежения за водителями давно внедрены в европейских странах и имеют приоритет при рассмотрении спорных вопросов. Об этом неоднократно говорили эксперты РСА, ссылаясь на то, что использование телематики и новых расчетов факторов риска аварийности — путь к цивилизованному рынку страхования и снижению количества аварий.

«В российских городах, по нашему мнению, аварийность выше, чем в европейских. Проблема в том, что сама инфраструктура и устройство дорог провоцируют водителей на агрессивную езду. Возьмем, к примеру, ограничение скорости в городах, в Европе оно 50 км/ч, у нас — 80 км/ч (60+20, за которые не штрафуют). Ширина дорог у нас очень большая, и это расслабляет водителя и не помогает ему быть внимательнее за рулем», — считает генеральный директор UBI Technologies Игорь Хереш.

Эксперт уверен, что легкомысленное отношение к езде в России связано еще и с культурой вождения. «У нас часто воспринимают машину не как крайне опасное средство передвижения, а как модный гаджет, который нужно показать всему городу. В европейских странах на первом месте стоит безопасность людей, поэтому к устройству городов подходят по-другому», — пояснил Хереш.

Денис Макаров из «АльфаСтрахования», наоборот, считает, что в России появились хорошие автомобильные привычки. «Наша страна как автомобильная держава значительно моложе других стран. Бум автокредитов и насыщение автомобильного голода в нашей стране позади, у нас появились хорошие привычки, например пропускать пешеходов на пешеходных переходах и многое другое. Мы активно приближаемся к автомобильной культуре Европы», — уверен представитель страховой компании.

17.07.20 РБК autonews.ru