Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Треть россиян планируют отказаться от ОСАГО из-за подорожания

Более трети автомобилистов России не планируют приобретать полисы ОСАГО в случае роста его стоимости, а 12% уже отказались от них. Об этом свидетельствует исследование, подготовленное специально для «Газеты.Ru» одним из крупнейших автомобильных классифайдов «Дром.ру». Из-за злоупотреблений страховщиков ОСАГО стало токсичным для россиян, доверие к услуге подорвано, считают эксперты.

В преддверии роста тарифов россияне все меньше видят смысла в обязательном страховании автомобильной гражданской ответственности, показывает опрос сайта «Дром.Ру», подготовленный специально для «Газеты.Ru». Опрос проводился с 11 по 17 августа 2020 года, всего в нем приняло участие свыше 15 тыс. человек.

Исследование показало, что в случае существенного (двойного) подорожания полиса 24% автомобилистов намерены вовсе отказаться от покупки ОСАГО. Еще 10% граждан намереваются приобрести поддельный полис «автогражданки» и ездить с ним на свой страх и риск. Не менее интересно и то, что 12% респондентов уже отказались от покупки автомобильной страховки либо приобретают фальшивые полисы из-за ее дороговизны.

Таким образом, в общей сложности 48% автомобилистов в России могут оказаться без ОСАГО уже в следующем году, когда придет время перезаключить договоры по новым ценам.

Оставшиеся 52% водителей намерены соблюдать требования закона, и на вопрос о покупке полиса в случае его подорожания они ответили положительно.

Самый высокий процент (от 20% до 30%) граждан, решивших отказаться от покупки ОСАГО из-за подорожания, проживают в Югре, Хабаровском, Алтайском, Приморском, Красноярском, Ставропольском и Краснодарском краях; в Амурской, Тюменской, Омской, Томской, Челябинской, Новосибирской, Оренбургской, Свердловской, Нижегородской, Воронежской и Кемеровской областях; в республиках Башкортостан, Татарстан, Хакасия, Крым и Бурятия.

В регионах с высоким уровнем средней заработной платы — таких, как Москва (16,6%) и Санкт-Петербург (18%) — процент автовладельцев не желающих покупать дорогой обязательный автомобильный полис относительно не велик.

Несмотря на все заверения страховщиков, что ОСАГО становится только лучше, на деле автомобилисты сталкиваются с постоянными отказами в выплатах, с занижением сумм компенсации при ДТП, с навязыванием дополнительных услуг и некачественным ремонтом, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

По числу жалоб населения в Центробанк на различные страховые услуги ОСАГО занимает первое место. Финомбудсмену россияне также активно жалуются на «автогражданку».

«ОСАГО задумывалось государством как социальная услуга — защита каждого автомобилиста от порчи имущества, но из-за алчности страховщиков эта услуга стала токсичной для автомобилистов. Неудивительно, что многие от нее отказываются, поскольку на деле видят насколько она бесполезная. Кроме того, в регионах страховщики навязывают дополнительные услуги — иначе не продают полис. Для ОСАГО точка невозврата уже пройдена, я думаю, что в реальности миллионы граждан (об этом также говорили сами страховщики — «Газета.Ru») уже ездят без полисов», — сказал «Газете.Ru» Радько.

Пресс-служба «Дром.Ру» приводит развернутые комментарии, которые автомобилисты оставляли под опросом. Некоторые пользователи считают высокую стоимость страховки оправданной, поскольку она позволяет чувствовать себя спокойно — не бояться за возможный вред чужому имуществу при ДТП. Впрочем, мнения разнятся.

«Я в шоке от цен на страховку в России. У нас в Казахстане страховка даже для неопытного водителя обходится примерно в 2 тысячи рублей», — пишет пользователь Сергей Баженов.

Недовольны водители и тем, что страховщики регулярно отказывают им в заслуженной скидке за безаварийный стаж вождения — коэффициенты бонус-малус (КБМ). По данным Центробанка, это злоупотребление страховщиков одно из наиболее частых в жалобах граждан на эту услугу.

«У меня безаварийный стаж 37 лет. Страховая потеряла КБМ – было 50% (скидка — «Газета.Ru»), стало 5%. Правду не нашел. Поэтому уже 5 лет не страхуюсь. Если попаду в аварию, то по своей вине рассчитаюсь без посредников», — написал пользователь под ником М.Ю.

Так называемая реформа по либерализации ОСАГО была инициирована страховщиками еще в 2014 году. В 2015 году, благодаря введения в ОСАГО тарифного коридора (страховщики могут назначать базовую стоимость полиса в рамках границ), компании добились повышения базового тарифа на 40%, а затем еще на 20%. С того момента Центробанк неоднократно повышал тарифный коридор.

С 24 августа коридор расширяется в очередной раз. Минимальная ставка автогражданки составит 2471 руб., а максимальная — 5436 руб., против 2746 руб. и 4942 руб. соответственно.

Кроме того, страховка станет дороже для злостных нарушителей ПДД — проезд на красный свет, езда в нетрезвом виде, отказ от медосвидетельствования, обгон через две сплошные.

Однако куда более неприятным для автомобилистов может стать то, что впервые в истории российской «автогражданки» страховое лобби добилось введения в закон ОСАГО так называемого «коэффициента страховщика». Страховые компании получили право по собственному усмотрению указывать причину, по которой базовую стоимость ОСАГО можно повысить. По данным Центробанка, страховщики в качестве таковой планируют использовать возраст, пробег автомобиля, а также наличие административных наказаний за любые нарушения ПДД.

«После того, как вступит в силу новое указание Банка России о тарифах ОСАГО, территориальные коэффициенты примерно для двух третей населенных пунктов в России будут снижены. При этом страховщики смогут использовать при тарификации накопленный ими опыт в каско и применять факторы, влияющие на реальную аварийность автовладельца, тем самым устанавливая более низкий тариф для безаварийных автолюбителей», — пояснили «Газете.Ru» по этому поводу в Российском союзе автостраховщиков.

«Автогражданку» может спасти только отмена ее обязательности или передача под ведение государства, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. В дальнейшем отказ от этой услуги станет своего рода протестом, что негативно скажется и на имидже власти, убежден он.

Центробанк на вопросы «Газеты.Ru» о том, что они будут делать в случае массового отказа россиян от ОСАГО не ответил.

24.08.20 Газета.ру gazeta.ru

strahovanieЗакон об индивидуализации ОСАГО вступил в силу, но пользоваться новыми правилами страховщики смогут через две недели.

С 24 августа стоимость полиса ОСАГО должна рассчитываться индивидуально для каждого водителя, с учетом целого ряда новых факторов, в том числе нарушений ПДД. Несмотря на то что поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступили в силу, страховщики пока не могут работать по новым правилам — не готова нормативная база. Когда водителям назначат индивидуальные тарифы и как изменится цена ОСАГО, разбирались «Известия».

Новые правила предусматривают расширение границ коридора для тарифов ОСАГО по легковым автомобилям физических лиц на 10% вниз и вверх. Это позволит в большей степени дифференцировать тарифы для водителей с разным уровнем риска.

Индивидуальный подход к каждому

Индивидуализация ОСАГО призвана поощрить аккуратных водителей, для которых тариф будет более низким. У нарушителей ПДД тариф будет выше. Напомним, что речь идет о любителях ездить на красный свет, превышать скорость более чем на 60 км/ч, а также о тех, кто выезжает на встречку и пьяным садится за руль.

Кроме того, страховщики при установлении тарифа смогут учитывать иные обстоятельства. Это может быть возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и другие факторы, влияющие на аварийность.

В этом страховые компании будут опираться на накопленный ими опыт в сфере каско. Например, согласно статистике, женщины, имеющие детей, водят аккуратно. Список такого рода факторов должен быть опубликован на сайте страховой. Причем у каждой компании он будет свой.

«Использование страховщиками всей доступной информации повысит точность разделения водителей с низким и высоким уровнем риска и, соответственно, позволит точнее отражать в цене полиса фактический риск», — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ РФ. Банк России указал параметры, на которые страховым ни в коем случае нельзя ориентироваться — ввиду их дискриминационного характера. В этот список вошли: национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение.

Реформа откладывается

Новый закон уже вступил в силу, однако поправки, позволяющие ГИБДД передавать данные о нарушениях ПДД и административных делах в РСА, не были внесены в постановление правительства 2005 года «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО». Напомним, на данный момент Госавтоинспекция может отправлять в Российский союз автостраховщиков (РСА) информацию исключительно об автомобилях, водительских удостоверениях и авариях.

Кроме того, указание Банка России о расширении тарифного коридора ОСАГО всё еще находится на регистрации в Минюсте. Источник в министерстве сообщил «Известиям», что подзаконный акт будет зарегистрирован на этой неделе. Указание Банка России вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. То есть можно предположить, что уже через две недели страховщики начнут назначать индивидуальные тарифы.

«Мы также рассчитываем, что изменения на рынке ОСАГО будут плавными, а страховые компании будут постепенно менять свои бизнес-модели под новую систему тарификации», — сообщили в пресс-службе ЦБ РФ.

Игроки страхового рынка в основном отказываются комментировать сложившуюся ситуацию.

«Мы ждем, когда все подзаконные акты будут приняты. Мы не видели, что там в законе написано, поэтому не можем составить свой список критериев расчета стоимости полисов ОСАГО», — сообщил на условиях анонимности представитель крупной страховой компании.

Системный фактор

Еще один фактор, влияющий на сроки внедрения поправок, — готовность системы АИС ОСАГО. Недавно запущенная версия системы АИС 2.0 на порядок более производительна и отказоустойчива. Тем не менее после запуска потребовалась донастройка — возникли проблемы с оформлением полисов. Разработчик АИС 2.0 компания «Инфосистемы Джет» на вопрос о готовности системы не ответила и посоветовала обратиться в РСА. В союзе на запрос «Известий» оперативно не ответили.

«Участники рынка и страхователи действительно много раз обращали внимание на проблемы с работоспособностью АИС ОСАГО, начиная с даты ее формального приема в эксплуатацию. Система совершенно новая, разрабатывалась с нуля, возможно, не все особенности функционирования страхового рынка были учтены разработчиками, отсюда и проблемы с работоспособностью. Что касается внедрения нового функционала, то, с одной стороны, здесь не возникнет проблемы переноса данных из предыдущей системы, при котором очень часто возникают перебои в работоспособности, так как таких данных просто не существует. С другой стороны, сами по себе новые процессы будут реализовываться на практике впервые, а это редко обходится без накладок», — поделился своими соображениями директор по отраслевым решениям ИТ-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов.

Как изменится цена полиса

В ЦБ РФ не увидели причин для роста средней стоимости полиса после того, как реформа полноценно заработает. При этом отметили, что цена ОСАГО должна стать более индивидуальной.

«Как показывает опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО, страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов. Так, в результате расширения тарифного коридора в начале 2019 года на 20% вниз и вверх средняя премия по ОСАГО за 2019 год снизилась на 4,8%», — отметили в пресс-службе Банка России.

В РСА тоже не видят причин для удорожания ОСАГО и считают, что средняя цена полиса не изменится. «В новой редакции закона в структуре базовой ставки расширен перечень возможностей для более высокого или более низкого тарифа в зависимости от актуарных оценок страховщика. При этом базовый тариф по-прежнему будет определяться в пределах тарифного коридора, который теперь для автомобилей физлиц будет находиться в диапазоне от 2471 рубля до 5436 рублей», — пояснили в РСА.

Президент РСА Игорь Юргенс отмечает такой фактор, как стоимость запчастей.

«В связи с кризисом из-за коронавируса и резким ростом курса валют заметно выросли и цены на запчасти, которые используются при ремонте автомобилей по ОСАГО. Это существенно влияет на убыточность и, соответственно, давит на тариф», — отметил Юргенс.

После того как указание Банка России вступит в силу, изменится и территориальный тариф — примерно для двух третей населенных пунктов России.

Как отметили в РСА, он снизится более чем в 180 регионах России. Больше всего — на 5,2% — в Мурманске и Челябинске (с 2,1 до 1,99). На 5%, с 2 до 1,9, территориальный коэффициент станет меньше в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени. Еще как минимум в 25 городах территориальный коэффициент снизится более чем на 4%.

Грубые нарушения ПДД вряд ли станут основным фактором, меняющим цену полиса, считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

«Проблема вот в чем: стоимость полиса зависит от серьезных нарушений — выезд на встречку и прочее. И эти нарушения, зафиксированные сотрудниками ГИБДД. Не камерами. Не очень понятно, как это будет работать, так как сотрудников ГИБДД на улице крайне мало. Идея хорошая, но как будет реализовано — не очень понятно», — отметил Моржаретто.

24.08.20 Известия iz.ru

В арбитраж Москвы поступил банкротный иск к ООО «Страховая компания «Согласие». Истцом в деле, которое пока не принято к производству, выступает частное лицо, передаёт ИА REGNUM.

Иск к страховой фирме подан 17 августа 2020 года. Заявителем выступает Светлана Гришина. Других деталей спора пока неизвестно. Вероятно, речь идёт о выплате страхового возмещения.

Финансовые претензии к страховой компании в августе предъявило также республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация», которое требует более 9,53 млн рублей. Иск пока не принят судом.

По данным ЕГРЮЛ, компания «Согласие» создана в июле 1999 года в Москве. Уставный капитал — 3,526 млрд рублей. Директор — Майя Тихонова. Владельцы — ООО «Интерконсенто» и иностранная компания «Онексим холдингз лимитед» (Кипр). Фирма оказывает услуги в сфере медстрахования, ОСАГО, КАСКО и т.д.

19.08.20 ИА REGNUM regnum.ru

Команда MAINS Lab специально для страховой группы «СОГАЗ» разработала технологию, которая с помощью искусственного интеллекта будет анализировать более 70 признаков корпоративных клиентов и прогнозировать объем получения медицинской помощи, а также выплаты по ДМС. Технология позволяет компаниям повысить прибыльность по новым клиентам по медицинскому страхованию на 30-50%%. Данное технологическое решение не имеет российских аналогов.

Новое технологическое решение использует предиктивные модели, которые прогнозируют поведение застрахованных на основе более чем 70 признаков, таких как индустрия клиента, расположение офисов, маршруты от офисов до клиник и многое другое. Всего за несколько минут технология позволяет оценить объем получения медицинской помощи и размер выплат. Использование искусственного интеллекта поможет страховым компаниям в 1,5-2 раза повысить точность оценки рисков и тем самым сократить выплаты по ДМС, что в денежном эквиваленте для крупной страховой компании составляет 40-60 млн руб. за один год. Помимо этого, технология будет также полезна для корпоративных клиентов – точность андеррайтинга обеспечит более качественное и объективное формирование страховых тарифов. За счет этой системы значительная доля крупных заказчиков сможет сэкономить около 10% бюджета на страхование.

За рубежом уже появились единичные случаи использования больших данных в сфере андеррайтинга, которые показали успешные результаты. Так, американская компания медицинского страхования Collective Health, по данным на 2018 год, помогла компаниям сократить ежегодные расходы на здравоохранение на 1,2 триллионов долларов. На Российском рынке такое масштабное решение появилось впервые. Ещё одним преимуществом технологии является её адаптивность – обученная модель может анализировать данные не только в городах федерального значения, но и в регионах, где знаний эксперта относительно специфики городов недостаточно.

«При разработке данного технологического решения мы ориентировались как на потребности страхового рынка, так и наших клиентов. Искусственный интеллект поможет значительно повысить точность оценки и скорость прогнозирования, что позволит выявить клиентов с более низкими или более высокими рисками. Для тех компаний, которые активно используют превентивные меры для сохранения здоровья своих сотрудников, которые имеют сбалансированную программу ДМС будут предложены более низкие страховые тарифы. В сложный для бизнеса период пандемии, когда траты компаний на здравоохранение сотрудников растут, это особенно актуально. Интеграция с внешними данными, учет макропараметров, регулярное дообучение делает этот инструмент «живым» и позволяющим учитывать постоянно меняющуюся среду», – отметил генеральный директор MAINS Lab Юрий Кувшинов.

Разработка модели на основе искусственного интеллекта длилась более года. На первом этапе осуществлялась подготовка, структурирование и пополнение исторических данных. Далее началось обучение предиктивных моделей, поиск и адаптация значимых признаков. На сегодняшний день завершился процесс тестирования технологии и система введена в промышленную эксплуатацию.

19.08.20 cnews.ru

strahovanieЦБ предостерег страховщиков от излишних продаж и призвал проверять техосмотр

Регулятор выпустил два информационных письма для страховщиков, в которых предупреждает о недопустимости навязывания покупки нового полиса при необходимости внесения в него изменений, например новых сведений об автовладельце. Также компаниям рекомендовано самим проверять прохождение техосмотра водителями, которые купили полис во время действия ограничений из-за пандемии. Лишний раз не дергать водителей страховщикам должна помочь обновленная база АИС ОСАГО, на которую претендует ЦБ.

Банк России разместил сообщение об обязанности компаний вносить изменения в полисы ОСАГО (электронные и бумажные) в случаях, когда автовладелец сообщает об изменении своих данных. «Например, если документы на машину были утеряны или похищены и гражданин получил дубликаты, он вправе изменить серию и номер документов на транспортное средство в договоре ОСАГО, и страховщик обязан это сделать по его заявлению»,— поясняет регулятор. Страховщики должны вносить изменения и в случае ошибок в полисе вне зависимости от того, кто их допустил — представитель компании или сам автовладелец.

ЦБ отмечает, что в ходе взаимодействия с участниками рынка в рамках поведенческого надзора была обнаружена практика, при которой компании отказывались вносить в полис изменения и предлагали клиенту оформить новый, что является нарушением закона.

В пояснении для “Ъ” ЦБ сообщает, что проблема не является критически острой, но регулятору «поступило несколько десятков жалоб по данным вопросам, в том числе в отношении крупнейших страховщиков на рынке ОСАГО». На форуме Агентства страховых новостей в разделе отзывов о компаниях встречаются сообщения автовладельцев о невозможности внести изменения в полис, например из-за получения нового водительского удостоверения, или о требовании компании аннулировать полис, если клиент допустил ошибку при его оформлении.

«В настоящее время союз не фиксирует наплыва жалоб по этой проблеме, за последние две недели мы столкнулись с единичными случаями требований по обнулению полисов, каждый случай, как правило, уникальный и разбирается в ручном режиме»,— сообщили “Ъ” в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Как говорит замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин, вряд ли такие проблемы на рынке можно назвать масштабными. «Вероятно, были некоторые неточности при запуске обновленной АИС ОСАГО,— предполагает он.— Если бы клиентов заставляли «перепокупать» полис, это сказалось бы на статистике жалоб в ЦБ — но регулятор говорит о снижении их числа — и об этом бы знал финуполномоченный». Впрочем, как сообщили “Ъ” в службе финомбудсмена, таких обращений от граждан к ним не поступало и, даже если бы это произошло, в компетенцию уполномоченного их рассмотрение не входит: он рассматривает споры имущественного характера.

Один из источников “Ъ” на рынке утверждает, что ошибки при покупке полиса далеко не всегда бывают невинны.

Известна практика, когда заводятся данные по маломощному транспортному средству и меняется регион для снижения премии. А все последующие изменения — это попытки привести полис в «рабочий вид» для получения выплат по нему. «Новые данные — это новый полис,— говорит и лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— Все бумажные и электронные бланки номерные, недействующие или мошеннические полисы страховщикам же надо выводить из оборота». Напомним, корректность данных полиса сейчас можно проверить по базе РСА, но эксперт настаивает на необходимости автоматизации рассылки водителям уведомлений о статусе их полисов: это даст больше возможностей для проверки корректности данных.

Ранее ЦБ планировал в будущем лишить РСА контроля над обновленной АИС ОСАГО, переведя ее в свое ведение, пока же, согласно еще одному сообщению ЦБ, база данных союза должна стать для компаний инструментом для самостоятельной проверки прохождения их клиентами техосмотра, если они «оформили полис в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года без диагностической карты». Напомним, из-за локдауна регулятор разрешил компаниям продавать полисы без этого документа под обязательство владельца сделать это до 31 октября, при этом невыполнение этого требования означает возможность предъявления автовладельцу регрессного иска от страховщика в случае ДТП.

15.08.20 Коммерсант kommersant.ru

Более 24% российских туристов на минувшей неделе купили страховку от коронавируса вместе с авиабилетами, сообщили порталу «Интерфакс-Туризм» в пресс-службе сервиса Biletix.

Услуга по приобретению вместе с авиабилетами страхового полиса, который покрывает расходы на лечение от COVID-19, стала доступна пользователям сервиса на прошлой неделе.

«Услуга востребована – в первую неделю после запуска ей воспользовались 24% пассажиров. Страховка действует в течение 14 дней с даты вылета и покрывает ущерб до 1 млн рублей. В случае госпитализации турист получает фиксированную выплату 50 тыс. руб. Стоимость страховки полностью возвращается в случае отмены рейса», — сообщили в пресс-службе компании.

В начале июля сервис также провел опрос по ситуации с коронавирусом, в нем приняли участие почти 2 тыс. путешественников.

«Больше половины туристов уверены, что опасность пандемии еще не миновала. Такого мнения относительно путешествий по России придерживается 55% респондентов, за границу – 59%», — сообщили в Biletix. Кроме того, 74% российских туристов поддерживают сохранение карантинных мер в аэропортах, 71% – в самолетах, 63% – в гостиницах и 53% – на курортах и пляжах.

В компании заметили, что, несмотря на обеспокоенность путешественников, продажи авиабилетов по России в июле достигли 89% от показателя предыдущего года. Так, число бронирований в Сочи выросло более чем в два раза, на Алтай – в 4,5 раза, в Крым – на 16%.

17.08.20 Интерфакс interfax.ru

strahovanieЦБ отозвал лицензии у двух десятков страховых компаний с начала 2020 года. Часть страховщиков ушла с рынка добровольно, и процесс явно не закончен. Что делать, если ваша страховая осталась без лицензии?

Как лишиться лицензии

Для этого у страховой компании есть несколько путей. Первый — от лицензии СК может отказаться сама, если понимает, что бизнес не пошел или что растущие требования к капиталу она выполнить не сможет. Сейчас на рынке наблюдается именно такая ситуация: ужесточение требований ведет к уходу мелких и не слишком финансово устойчивых страховщиков.

Второй путь — если лицензию отзовет регулятор рынка (то есть Центробанк) за нарушение законов или нормативов. Например, у страховщика нет достаточного объема резервов по заключенным договорам, он старается заработать больше, вкладывая в рисковые операции, тем самым ставит под угрозу возможность своевременно выплачивать компенсацию по страховым случаям. Для начала страховщик получит предписание от Банка России устранить нарушения в определенный срок, а если не справится, действие лицензии могут ограничить или приостановить. А за систематические нарушения — и вовсе ее отозвать.

Если действие лицензии приостановили, это означает, что страховщик не сможет заключать новые договоры по этому виду страхования. Но обязательства по уже действующим договорам сохраняются. То есть страхователям волноваться пока рано. Регулятор назначит в СК временную администрацию, которая проведет ревизию. Если проблемы удастся решить, ЦБ возобновит действие лицензии.

Если временная администрация ЦБ не поможет, а собственники не станут вкладывать в компанию дополнительный капитал, то СК ждет либо санация, либо отзыв лицензии. На санацию Банк России может пойти, если компания социально значимая для региона. В этом случае страхователи тоже пока могут не беспокоиться — все их договоры остаются в силе.

Начинать волноваться можно, когда лицензию у страховщика все же отзывают. Да и то не сильно.

Лицензия лицензии рознь

На разные виды страхования компаниям выдаются отдельные лицензии. Например, на страхование жизни, на страхование имущества, на ОСАГО и другие. Отказ от лицензии или простановка ее на страхование (например, жизни) не означает, что страховщик прекратит исполнять свои обязательства перед клиентами по ОСАГО и другим видам. Более того, он продолжит выполнять их и в отношении уже действующих договоров по тому виду страхования, на который нет лицензии, — выплачивать деньги по всем полисам при наступлении страховых случаев. Не сможет только заключать новые договоры.

Один из последних таких примеров: 3 августа Банк России отозвал у СК «Национальная страховая группа — Росэнерго» лицензию на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Компания добровольно отказалась от нее, оставив действующими лицензии на личное и имущественное страхование, а также ОСАГО. То есть страховать дачи, дома и квартиры она продолжит, как и продавать полисы «автогражданки». А также платить по страховым случаям.

Что делать страхователям, если страховая компания из-за отсутствия лицензии не может обслуживать договоры?

Кто куда

Если лицензию Банк России отозвал, проще всего держателям полисов ОСАГО. Их полисы продолжают действовать, но выплаты при страховом случае производит не страховая компания, а Российский союз автостраховщиков (РСА) из своего гарантийного фонда. В размещенном на его сайте перечне таких страховых компаний сейчас 118. Соответственно, если попал в ДТП не по своей вине, можно сразу обращаться в РСА.

Сложнее путь у страхователей с имущественными полисами и страховками жизни. По закону в течение 45 дней после отзыва лицензии страховщик обязан расторгнуть все договоры и в течение шести месяцев вернуть клиентам деньги, если это предусмотрено их договорами страхования. Если в этот период, когда у компании уже отозвали лицензию, но договор со страхователем еще не расторгнут, произошел страховой случай, то СК обязана выплатить ему компенсацию. Но это в идеале компания за полгода выполняет все свои обязательства и рассчитывается со всеми клиентами. В жизни не исключено, что у страховщика не окажется нужной суммы денег. Тогда страхователю придется набраться терпения и ждать, пока начнется процедура банкротства СК, а затем обращаться за возмещением уже в Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Не забудьте о реестре

Со дня вынесения арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом АСВ выполняет роль арбитражного управляющего, то есть проводит процедуру банкротства. Сейчас в этой стадии 34 страховщика, и на сайте АСВ можно получить полную информацию о процедуре и выплатах. Агентство оценивает объемы активов страховщика, за счет которых можно удовлетворить требования. Затем продает имущество и раздает долги. Чаще всего денег от продажи имущества не хватает. Если страховщик не расторг с вами договор, не вернул деньги или не выплатил компенсацию по страховому случаю, лучше поторопиться и как можно раньше подать заявление в АСВ. Реестр требований кредиторов, в который нужно попасть, формируется в течение двух месяцев с момента объявления о банкротстве. Страхователю нужно подать заявление лично или по почте. Кроме того, потребуется договор страхования, документы, подтверждающие страховой случай (если он был), паспортные данные, банковские реквизиты для перечисления денег и контактный телефон. Документы нужны либо в оригинале, если обращаться в АСВ лично, либо нотариально заверенные копии, если направлять их письмом.

Сколько денег вернут?

Сумма возврата зависит от вида страхования. По договорам накопительного и инвестиционного страхования жизни вернут так называемую выкупную сумму, размер ее зависит от срока действия договора и прописан в таблице, которая к нему прилагается.

По другим видам страхования сумма возврата зависит от того, что указано в договоре. Например, полисы страхования жизни от несчастного случая обычно не предусматривают возврата денег. По полисам имущественного страхования можно рассчитывать на часть стоимости, которая пропорциональна сроку действия договора. Например, если полная цена годовой страховки была 100 тыс. рублей, а с момента заключения договора прошло только полгода, соответственно, можно рассчитывать вернуть 50 тыс. рублей.

Очередь кредиторов

Выплаты при банкротстве страхователи получают в порядке очереди, установленной статьей 184.10 закона о банкротстве. К первой очереди, по словам адвоката, старшего юриста BGP Litigation Антона Помазана, относятся кредиторы, требования которых возникли в связи с причинением вреда жизни и здоровью. А также страхователи, которым СК должна выплатить возмещение по договорам личного страхования, предметом которых является дожитие застрахованного до определенного момента. То есть если наступил срок выплат по договорам накопительного страхования жизни.

Вторая очередь удовлетворения требований кредиторов не имеет особенностей в страховых организациях — это кредиторы по трудовым и авторским договорам, проще говоря, сотрудники страховой компании.

Третья очередь кредиторов делится на несколько групп (перечисляем в порядке удовлетворения требований):

• по договорам обязательного страхования;

• по договорам страхования жизни, если срок выплат по ним еще не наступил, и другим договорам личного страхования;

• по договорам страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, а также выплата компенсации сверх возмещения вреда;

• по договорам страхования ответственности за причинение вреда имуществу и договорам страхования имущества;

• все остальные.

Пока не удовлетворят все требования по договорам одной очереди, к следующей не переходят.

Если не попал в реестр

Вырученные от продажи имущества СК деньги сначала распределяют между теми, кто внесен в реестр кредиторов. Если средств не хватит, чтобы расплатиться полностью, то их разделят между всеми клиентами в пределах одной очереди пропорционально размеру долга.

Не каждый страхователь следит за судьбой своего страховщика. Клиент вполне может не знать о банкротстве СК и необходимости подать заявление в АСВ. Шансы вернуть деньги за полис у таких страхователей снижаются. Но все же они есть. Опоздавшие получат свои деньги, если что-нибудь останется после погашения долгов перед владельцами полисов того же вида, которые успели войти в реестр.

«Большинство кредиторов страховой организации после невыплаты возмещения обращаются с отдельными исками в суд, забывая следить за открытием реестра кредиторов и началом двухмесячного срока на включение требований, — говорит Антон Помазан. — Но суды чаще всего формально подходят к разрешению таких дел, включая их «за реестр». Можно сказать, что некоторый шанс есть только у кредиторов, чье право требования (наступление страхового случая) возникло после закрытия реестра».

12.08.20 Банки.ру banki.ru

«Ингосстрах» в I полугодии 2020 года предотвратил более тысячи случаев мошенничества на общую сумму 1,7 млрд руб., сообщили в пресс-службе страховой компании.

«В I полугодии 2020 года «Ингосстрах» предотвратил 1 тыс. 103 попытки мошеннических действий, связанных с неправомерным получением денежных выплат. Деятельность департамента анализа и защиты информации (ДАиЗИ) позволила компании сохранить денежные средства в объеме 1,7 млрд руб.», — говорится в сообщении.

Как уточняется, значительную часть этой суммы — 838 млн руб. (49,2%) — составляют предотвращенные выплаты по убыткам, имеющим признаки страхового мошенничества; остальная сумма приходится на взыскание дебиторской задолженности, урегулирование регрессных претензий и прочее.

В пресс-службе добавили, что за указанный период сотрудники ДАиЗИ «Ингосстраха» направили 104 обращения в органы внутренних дел, по результатам которых возбуждено 62 уголовных дела.

10.08.20 Агентство Москва mskagency.ru

Директор Института Гамалеи академик Александр Гинцбург сообщил, что участники третьей фазы испытаний российской вакцины от коронавируса могут рассчитывать на страхование и компенсацию.

«Классические исследования, да. Не только будет компенсироваться, будет страховка. Все участники третьей фазы будут застрахованы», — сказал Гинцбург во вторник на брифинге, посвященном регистрации вакцины против COVID-19.

По его словам, размер компенсации будет не меньше, чем для участников второй фазы клинических испытаний (порядка 100 тыс. рублей).

Во вторник президент РФ Владимир Путин объявил, что Россия зарегистрировала первую в мире вакцину от COVID-19. Производить разработанный в институте им. Гамалеи препарат будeт на фармацевтическом заводе «Биннофарм» в Зеленограде (входит в АФК «Система»). Разработку и производство вакцинного препарата финансирует Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

12.08.20 Интерфакс interfax.ru

strahovanieСпрос на добровольное медицинское страхование сотрудников восстановится лишь через несколько лет

Добровольное медицинское страхование (ДМС) стало недоступным для многих сотрудников малого и среднего бизнеса. А на таких предприятиях трудится более 15 млн человек. Компании массово отказываются от этой услуги во время пандемии, рассказали «Известиям» представители крупнейших страховщиков. Те предприятия, которые по-прежнему оплачивают персоналу ДМС, выбирают полисы с франшизой или усеченные программы. Восстановление спроса произойдет только через несколько лет, полагают эксперты.

На здоровье экономят

От ДМС отказывались компании из туристического, гостиничного и розничного бизнеса, не успевшие оперативно или в полной мере перейти в онлайн-формат, рассказала Алиса Безлюдова, курирующая медицинский маркетинг в «АльфаСтраховании». Также стали более востребованными программы медстрахования с франшизами и опциями, позволяющими оптимизировать бюджет, прокомментировала директор департамента методологии и андеррайтинга ДМС «Росгосстраха» Надежда Минина.

Сокращение числа застрахованных по ДМС у некрупных корпоративных клиентов и запрос на оптимизацию расходов отметили также в «Ренессанс страховании», «Ингосстрахе» и «Югории».

— С крупными клиентами всё идет штатно, проводятся тендеры, перезаключаются договоры. У малого и среднего бизнеса мы видим изменение структуры спроса, они оптимизируют расходы и переходят к урезанным продуктам и сокращенным лимитам покрытия, — сказал заместитель гендиректора по ДМС компании «Ингосстрах» Дмитрий Попов.

Быстрого восстановления спроса со стороны малого бизнеса ждать не приходится. Он начнет расти по мере общего улучшения ситуации в экономике, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Нужно дождаться, когда ВОЗ объявит о завершении пандемии, что с угрозой второй волны произойдет еще нескоро, и уже после этого по мере восстановления экономики на рост спроса на ДМС может потребоваться от года и более, отметил главный аналитик группы компаний «Алор» Алексей Антонов.

В России в малом и среднем бизнесе занято около 15,3 млн человек, показывают данные Федеральной налоговой службы. В нацпроекте об МСП обозначена цель к 2024 году увеличить численность занятых в этих сферах до 25 млн человек.

По разным оценкам, в пандемию закрылось от 10 до 20% предприятий малого бизнеса, и процесс продолжается — пик ликвидаций компаний придется на осень. По прогнозу ЦБ, в 2020 году российский ВВП снизится на 4,5–5,5%. Международный валютный фонд ожидает сокращение российского ВВП на 6,6%.

Страховщики тоже плачут

Крупный бизнес, напротив, тратил на медстраховку дополнительные средства. Сбербанк и банк «Зенит» расширили программу ДМС и стали прикреплять к ней и тех сотрудников, которые проработали в кредитной организации менее года. Почта Банк и МКБ застраховали от риска заражения COVID-19 персонал, который было невозможно перевести на дистанционную работу. В случае заболевания эти люди получали выплаты. Райффайзенбанк добавил в ДМС онкострахование.

По данным страховщиков, продукт, предполагающий компенсации сотрудникам в случае заболевания коронавирусом, купили несколько тысяч компаний, в основном московских. Самые большие выплаты были в случае смерти застрахованных. Например, по корпоративному договору «Росгосстрах Жизнь» в мае выплатила 1,74 млн рублей семье скончавшегося клиента, сообщил ее директор по стратегическому анализу Иван Чубарь.

Лечить COVID-19 по ДМС нельзя. В России он отнесен к особо опасным инфекционным заболеваниям, и помощь оказывается только по ОМС. Но тесты и диагностику, включая компьютерную томографию, можно сделать по добровольной страховке, сказала Надежда Минина из «Росгосстраха». Страховая также оплатит реабилитацию, если она входит в полис, добавила она.

ДМС также позволяет получить дистанционную медицинскую помощь, которая по ОМС пока представлена фрагментарно. У СК «Югория» в марте и апреле обращения клиентов с запросами на телемедицинские консультации увеличились вдвое. Обращения за онлайн-услугами продолжают расти и сейчас, хотя количество очных консультаций почти вернулось к уровню прошлого года.

Страховщики понимают ситуацию в малом бизнесе, и для тех, кто сокращает расходы, но при этом хочет обеспечить сотрудников, они разрабатывают «коробочные» продукты «экономкласса» по ДМС — с франшизой, первичным обращением пациента через телемедицинские сервисы и так далее, прокомментировал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Но и самим страховым компаниям в пандемию пришлось нелегко. Посещаемость по полису ДМС в апреле-мае снизилась до 10–20%, и корпоративные клиенты рассчитывали на уменьшение стоимости полиса, а страховщики говорили про отложенный спрос и ее не пересчитывали, рассказала председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина.

Нынешний год будет достаточно сложным для всего страхового рынка, и для ДМС тоже. Это связано как с тем, что многие корпоративные клиенты сокращают бюджетные расходы по действующим договорам страхования, так и с существенным падением курса рубля и прогнозом по затянувшемуся кризису, поделилась управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхование» Наталья Харина.

Более детально ситуацию можно будет оценить в конце года, поскольку большинство договоров ДМС перезаключается в IV квартале, отметили представители страховщиков.

07.08.20 Известия iz.ru