Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieНововведение позволит вычислять нарушителей-иностранцев и защитит от мошенников

Владельцы машин с иностранными номерами больше не смогут избежать штрафов. МВД планирует получать данные о них из автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО, находящейся в ведении страховщиков. На днях Российский союз страховщиков (РСА) представил серьезно модернизированную АИС ОСАГО. Что в ней нового и ощутят ли изменения простые автомобилисты, разбирались «Известия».

Первичные инвестиции в АИС ОСАГО 2.0, запущенной в самом конце июня, стоили страховому сообществу более 2 млрд рублей. Главные преимущества созданной компанией «Инфосистемы Джет» базы данных — быстродействие и способность обрабатывать большее количество запросов.

«Осложняла жизнь практически всем»

«Ранее существовавшая версия существенно осложняла жизнь практически всем. Многие автомобилисты не могли сразу получить законный бонус, подтвердить страховую историю при переходе к новому страховщику и так далее. Для регулятора постоянной проблемой было качество данных, которые приходилось «очищать» от ошибок, иные из которых стали практически типичными», — рассказал «Известиям» руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве России профессор Александр Цыганов.

Система сделана «на вырост» — в будущем ее производительность может быть увеличена в 10 раз. Благодаря этому в базу данных можно добавить все виды страхования, не только автомобильные. Например, данные по страхованию жизни, ОМС и ДМС. Соответствующие модули в системе уже предусмотрены. Таким образом, у каждого человека появится полноценная страховая история.

«Наиболее важным изменением, которое водители почувствуют не прямо сейчас, а в будущем, является возможность с помощью новой АИС ОСАГО внедрять цифровые инструменты для индивидуализации тарифов и повышения качества анализа рисков, что является целью проходящей реформы ОСАГО и одной из причин модернизации АИС», — считает директор по отраслевым решениями IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов.

Напомним, что 25 мая президент России Владимир Путин подписал закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Реформа даст возможность страховщикам поднимать цену полиса для тех, кто грубо нарушал правила дорожного движения.

Под грубыми нарушениями подразумеваются езда в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, оставление места ДТП, превышение скорости более чем на 60 км/ч. Все эти нарушения должны быть зафиксированы инспектором. То, что было зафиксировано камерами в автоматическом режиме, страховые учитывать не будут.

Мошенники не пройдут проверку

Новая система надежно защищена от мошеннических действий, уверены в РСА. Сейчас полис ОСАГО оформляется сразу в системе, то есть данных, которые страховщик не передал в АИС ОСАГО, теперь просто не может быть. К тому же в новой версии существенно усилена проверка данных, вводимых пользователем при покупке полиса обязательного автогражданского страхования.

«Это позволяет усилить защиту автовладельца от недобросовестных посредников, которые оформляют полис на заведомо неверные данные с целью занизить рассчитываемый системой размер премии и затем подделывают выдаваемый автовладельцу полис, внося в него верные данные. Зачастую потребитель даже не знает о том, что произошла такая подделка, а столкнувшись со страховым случаем, он оказывается в ситуации, когда его риски не защищены», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.

Базу подключат к камерам

Новая, более быстрая и надежная АИС ОСАГО позволит запустить долгожданную проверку полисов с помощью дорожных камер. В РСА утверждают, что прежняя база данных была готова к этому процессу, однако утверждения союза некоторые воспринимают скептически.

«АИС не смогла обрабатывать слишком огромный массив информации — около 50 млн проездов, фиксировавшихся 1,5 тыс. камер фото- и видеофиксации Теперь возможности системы позволят это реализовать. Это важно для законопослушных автовладельцев: по оценке РСА, по дорогам страны ездят без полиса ОСАГО 2–3 млн автомобилей. Если такое транспортное средство становится виновником ДТП, то пострадавший не получит компенсацию, даже несмотря на то, что у него будет легальный полис автогражданки», — рассказывает«Известиям» шеф-редактор проекта «Страхование» финансового супермаркета Банки.ру Ольга Котенева.

Иностранцев оштрафуют

С помощью базы страховщиков также можно будет выявлять нарушителей с иностранными номерами. МВД разработало поправки в перечень информации, получаемой из автоматизированной информационной системы ОСАГО.

Пока проект постановления проходит процедуру общественного обсуждения, но если он будет принят, то позволит ведомству получать сведения о владельцах транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, и штрафовать их за нарушения.

«Одним из обстоятельств, способствующих совершению ДТП с участием автомобилей, зарегистрированных в иностранных государствах, является отсутствие профилактического воздействия из-за проблем идентификации собственников (владельцев) таких транспортных средств при автоматической фотовидеофиксации правонарушений», — считают в МВД.

В базе ГИБДД эти транспортные средства не числятся. Проект с Федеральной таможенной службой, которая должна была предоставлять сведения о пересекающих госграницу автомобилях, забуксовал, сообщил «Известиям» первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Тогда как у страховщиков есть все данные о владельцах, покупающих полисы ОСАГО при въезде в страну.

Требует существенной переработки

В будущем АИС ОСАГО может вообще перейти в ведение Банка России или другого государственного органа. На этом как раз настаивает Банк России. По мнению регулятора, текущий функционал АИС ОСАГО требует существенной переработки и он далеко выходит за рамки функционала РСА.

Это связано не только со страховым законодательством, но и с необходимостью реализации общественных функций. В частности, речь идет о контроле наличия полисов ОСАГО у водителей с помощью средств фото- и видеофиксации, пояснили в пресс-службе ЦБ.

Кроме того, система должна являться источником достоверной информации не только для потребителей, но и для регулятора, — так он сможет более точно рассчитывать экономически обоснованные тарифы по обязательным видам страхования.

В РСА заявление ЦБ не комментируют и подчеркивают, что специально для регулятора уже спроектирована «витрина данных», с помощью которой он получает доступ в режиме онлайн ко всей информации.

ОСАГО и нефть

Эксперты видят в идее Банка России положительные стороны. Реализация предложенных мер позволит контролировать работу страховых компаний, видеть полную статистику убыточности по ОСАГО, на которую обычно ссылаются страховщики, изменяя тарифы, считает руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров. По его словам, надзор ЦБ позволит решить вопрос с достоверностью личных страховых историй, а также улучшить существующие тарифы.

«Основная проблема рынка — очень слабый контроль и надзор со стороны ЦБ. Статистику, которую рисуют страховые компании, их методики расчета сложно проверить. Поэтому любые шаги в сторону усиления контроля я только приветствую», — рассказал «Известиям» Вячеслав Лысаков. Даже если ЦБ будет иметь всю точную информацию на страховом рынке, полисы ОСАГО вряд ли подешевеют, считает депутат.

«Это российский тотальный парадокс. Какие бы новации ни предлагали, стоимость полиса будет только расти. Это моя точка зрения, и здесь я настроен пессимистично. Страховое лобби будет продавливать дальнейшее расширение тарифного коридора», — рассказал Лысаков.

02.07.20 Известия iz.ru

Новые правила продажи страховых продуктов в Интернете ускорят цифровизацию рынка. Открывающиеся возможности особенно важны для сегментов, которые базируются на кросс-продажах, в том числе для страхования жизни. Наконец-то агенты и брокеры могут полноценно работать онлайн.

В апреле Государственная дума приняла закон, разрешивший посредникам продавать страховые услуги в Интернете. С этого момента страховые брокеры и агенты получили право заключать с клиентами электронные договоры страхования, а также вносить в них изменения, досрочно прекращать и оформлять документы при урегулировании убытков. Этот нормативный акт устранил существовавшую правовую неопределенность и уточнил статус посредников при оказании онлайн-услуг страхования. Прежде продавать полисы в Интернете могли только непосредственные поставщики услуг — сами страховые компании.

Агент, продавая электронный полис, действует от имени страховой компании. При этом он не имеет права от имени страховщика подписывать электронный договор страхования своей электронной подписью, а также получать страховую премию. В свою очередь, страховой компании нельзя признавать электронный страховой полис недействительным, если посредник при его оформлении нарушил требования данного закона. Таким образом, страховщик принимает на себя полную ответственность за действия агента, оказывающего услуги от его имени. А потребитель оказывается защищенным от ошибок, допущенных по вине продавца.

Другие важные требования нормативного акта касаются размещения технических средств информационных систем страховщика на территории Российской Федерации и осуществления страховщиком внутреннего контроля защиты информации, в том числе персональных данных клиентов.

Детали реализации закона будут уточнены позже. В частности, предполагается, что порядок обмена информацией в электронном виде между страхователем, страховым посредником и страховщиком при оформлении полисов ОСАГО определит профессиональное объединение страховщиков.

Новый закон окажет большое влияние на рынок страхования. На данный момент почти 75% страховых премий в России собирается через агентский канал продаж или страховых посредников. Их доля постоянно увеличивается. Как следует из Единого государственного реестра субъектов страхового дела, в России 68 страховых брокеров. По данным Росстата, в стране также насчитывается более 140 тыс. страховых агентов — физлиц. С принятием данного закона все они получили карт-бланш на реализацию полисов онлайн, которая ранее была им недоступна. Это открывает страховому рынку дополнительные возможности дистрибуции в цифровой среде в тот момент, когда классические офлайн-каналы продаж столкнулись с ограничениями, вызванными пандемией.

Доля онлайн-продаж на страховом рынке пока не велика. По данным Банка России, в прошлом году она составила 5% от всего объема продаж, причем 87% этого объема приходится на ОСАГО. Но сложившаяся ситуация послужит толчком для перераспределения каналов дистрибуции. Агенты получили право осуществлять продажи полисов с помощью цифровых технологий, и это станет для них реальной возможностью сохранить свой бизнес в кризис, кроме того, онлайн позволит оптимизировать расходы и снизить издержки при осуществлении продаж.

Также новые меры дадут возможность усовершенствовать контроль за деятельностью страховых посредников в Интернете, сократить количество мошеннических действий и стимулировать конкуренцию на страховом рынке, считают в правительстве (по инициативе которого и появился законопроект).

По моему мнению, разрешение посредникам реализовывать продукты страхования в Интернете сможет серьезно стимулировать рынок страхования. В том числе это коснется сегмента страхования жизни, хотя он и считается традиционно офлайновым. Данный сегмент больше других зависит от партнерских продаж (более 90% полисов реализуют агенты — банки). Новое законодательство позволит беспрепятственно перевести в онлайн кросс-продажи партнерской сети — теперь агенты могут предлагать услуги страхования на своих сайтах и в маркетплейсах, а не только во время личного визита клиента в офис. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, когда многие банковские продукты (кредиты, вклады) продаются онлайн, у потребителя появляется возможность обратить внимание и на партнерские продукты. Продукты с инвестиционной составляющей, особенно с гарантированной доходностью, могут стать более востребованными в кризис, когда возрастает волатильность и потенциал фондового рынка. Кроме того, сейчас как никогда растет актуальность защиты жизни и здоровья, и потребители, у которых есть свободные средства, это понимают.

Но, несмотря на сложившиеся благоприятные условия для цифровизации рынка страхования жизни, онлайн-продажи не сразу станут для него новым стандартом. Чтобы это случилось, необходимо упростить идентификацию клиентов — ключевое ограничение для приобретения страховых продуктов в Интернете для новых клиентов. Было бы уместно минимизировать негативное влияние кризиса на страховой рынок за счет расширения допуска компаний к государственным информационным системам и упрощенной системе идентификации.

Параллельно необходимо работать над проблемой формирования прямого спроса на «необязательные» виды страхования, развивая pull-продукты, рекламные кампании в Интернете, дистанционные каналы и сервисы.

Однако подобные юридические ограничения остаются в руках законодателей, в то время как внедрение технологий онлайн-продаж зависит непосредственно от самих страховых компаний и их партнеров и является сейчас единственно верным и логичным выходом из ситуации.

Автор: Владимир Черников, генеральный директор страховой компании «Ингосстрах-Жизнь»

03.07.20 Банки.ру banki.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало рэнкинги страховых компаний по итогам I квартала 2020 года. Рэнкинги составлены на основе раскрываемых Банком России статистических показателей и информации об отдельных субъектах страхового дела и отражают позиции компаний по страховым премиям, выплатам, страховым суммам по договорам страхования, а также по показателям рынка перестрахования.

Как свидетельствуют данные рэнкингов, по итогам I квартала 2020 года лидерами по объему собранных страховых премий стали «СОГАЗ» (доля на страховом рынке — 28,3%), «Сбербанк страхование жизни» (6,4%) и «АльфаСтрахование» (6,3%).

Первая тройка без учета сегмента страхования жизни — «СОГАЗ», «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах» (доля страхового рынка — 6,1%).

Крупнейшие компании по взносам в сегментах обязательного страхования — «СОГАЗ», «РЕСО-Гарантия» и «АльфаСтрахование».

В сегментах добровольного страхования (вне сегмента «страхование жизни») лидируют «СОГАЗ», «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах».

В свою очередь, в топ-тройку по премиям в сегменте страхования жизни по итогам I квартала вошли «Сбербанк страхование жизни», «СОГАЗ-Жизнь» и «АльфаСтрахование-Жизнь».

30.06.20 Банки.ру banki.ru