Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieА Банк России разработает возможность дистанционного урегулирования убытков по «автогражданке»

При расчете тарифов ОСАГО по новой методике страховщики будут ориентироваться на те же факторы, которые они используют, оценивая стоимость каско, рассказал «Известиям» президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. На цену «автогражданки» будут влиять возраст и семейное положение водителя, а также год выпуска и марка автомобиля, рассказали в страховых компаниях. Банк России также предпринимает шаги, которые сблизят ОСАГО и каско. Как сообщили в пресс-службе регулятора, он прорабатывает возможность электронного урегулирования убытков по «автогражданке». Физлица смогут делать это в мобильном приложении.

Персональный продукт

С 24 августа страховые компании получат возможность сделать ОСАГО более индивидуальным. В частности, они смогут рассчитывать стоимость «автогражданки», используя факторы из собственных моделей оценки риска.

— У страховщиков появится возможность — хоть и в узких пределах коридора — устанавливать индивидуальный тариф для автовладельца в зависимости от его риска. Предполагается, что компании будут использовать характеристики водителей, наработанные в статистике по каско, — объяснил Игорь Юргенс.

Страховой дом ВСК собирается при расчете стоимости «автогражданки» обращать внимание на семейное положение водителя, а также на марку автомобиля, сообщили в пресс-службе. «Зетта страхование» в дополнение к этому будет смотреть на возраст автомобиля и, возможно, более детально адаптирует тарифы под регион, рассказал директор по развитию бизнеса ОСАГО Виктор Плетников.

В «РЕСО-Гарантия» станут обращать внимание как на анкету вождения конкретного водителя и его страховую историю, так и на статистику по всем аналогичным клиентам, поделился заместитель гендиректора Игорь Иванов. «АльфаСтрахование» использует многофакторную модель, учитывающую более сотни параметров — от количества ДТП в течение года и значения коэффициента «бонус-малус» до наличия детей у клиента, сказал директор департамента обязательных видов страхования Денис Макаров.

6 июля зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин сообщил на пресс-конференции, что регулятор планирует расширить тарифные коридоры по ОСАГО. Указание опубликовано на официальном сайте ЦБ, оно должно вступить в силу одновременно с поправками — 24 августа. Для физлиц границы вверх и вниз увеличатся на 10%: дельта вырастет с нынешних 2746–4942 рублей до 2471–5436 рублей. Сильнее всего поощрять или наказывать страховщики смогут таксистов, для них коридор расширяется на 30% в обе стороны.

Поправки об индивидуализации страховых тарифов — существенный шаг в переходе к рыночному ценообразованию в обязательной «автогражданке», сказал Игорь Юргенс. Благодаря этому автовладельцы, которые ездят аккуратно, станут платить меньше, а аварийные, напротив, получат финансовый стимул водить более безопасно, пояснил он.

ОСАГО уходит в онлайн

При покупке полиса ОСАГО водители в первую очередь обращают внимание на его конечную стоимость, отметил главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Ее расчет для большинства — сложная и не до конца понятная процедура и наиболее заметным послаблением для тех, кто показал безаварийную езду, будет снижение стоимости полиса, добавил он.

По словам Владимира Чистюхина, в ближайшие несколько месяцев после перехода на новый механизм расчетов ОСАГО покупатели полисов больших изменений не увидят. Страховщики согласны с этим утверждением. Для некоторых клиентов цена останется прежней, подчеркнули их представители, а реальное изменение тарифов будет происходить на рынке постепенно.

Банк России будет тщательно следить за тем, какие параметры страховые организации станут использовать для расчетов стоимости ОСАГО, пообещал Владимир Чистюхин. Он также назвал факторы, которые учитывать в ценообразовании будет запрещено. Это национальная и расовая принадлежность, вероисповедание, членство в объединениях и партиях, а также должностное положение.

«Известия» опросили крупных страховщиков, учитывают ли они сейчас эти параметры при оценке стоимости полиса. В ответ представители всех компаний отметили, что они не спрашивают потенциальных клиентов о национальности, вере и партийной принадлежности.

Любая дискриминация по названным признакам запрещена Конституцией РФ, отметила партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Даханаго Нагоева. Их упоминание в новом указании ЦБ она объяснила желанием регулятора напомнить об этом конституционном запрете, чтобы страховщики не могли их использовать для изменения стоимости «автогражданки».

Из-за пандемии COVID-19 и периода самоизоляции снова приобрел остроту вопрос о том, что граждане должны иметь возможность получать все услуги онлайн, отметил Владимир Чистюхин.

Камнем преткновения долгое время оставалось дистанционное урегулирование убытков по ОСАГО. Страховщики неоднократно говорили «Известиям», что они бы приветствовали такую услугу, но не могут ее предложить клиентам, поскольку закон требует предоставления оригиналов документов для получения компенсации после ДТП.

Однако это может измениться. Банк России активно прорабатывает новации в части электронного урегулирования убытков по обязательному страхованию, сообщили в пресс-службе регулятора. В частности, в приложение «Помощник ОСАГО» планируется включить возможность подачи заявления о возмещении убытка в электронной форме. Также подготовлен проект нормативного акта ЦБ, который позволит оформлять извещения о ДТП в электронном виде юрлицам и при наличии разногласий между участниками аварии.

07.07.20 Известия iz.ru

Тарифы для каждого автовладельца пересчитают индивидуально

Для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, коридор стоимости ОСАГО расширяется на 10% в обе стороны. Сейчас минимальное значение базовой ставки равняется 2746 руб., максимальное – 4942 руб. Таким образом, согласно новым правилам минимальный тариф по этой группе составит 2471 руб., максимальный – 5436 руб., рассказал зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин. Тариф ОСАГО для юридических лиц расширяется на 20% в обе стороны, по такси – на 30%, по грузовым автомобилям – на 20%. Для автобусов, трамваев и троллейбусов ставка снизится на 5%, уточнил Чистюхин.

Нынешнее расширение ценового коридора – второй этап реформы системы ОСАГО, направленной на индивидуализацию страховых тарифов. На первом этапе в 2019 г. тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз, а система расчета коэффициента возраст – стаж (КВС) – почти до шести десятков ступеней. Кроме того, был введен новый порядок применения коэффициента бонус-малус (КБМ), который теперь сохраняется за водителем в течение года, не сгорая при перерывах в страховании, как это было раньше.

Результаты вполне позитивные. Согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), по итогам 2019 г. средняя цена полиса ОСАГО в России снизилась по сравнению с 2018 г. на 4,9% – с 5701 до 5423 руб. Средняя выплата, напротив, возросла – с 67 010 до 68 600 руб. (на 2,3%).

Новый ценовой коридор по ОСАГО начнет действовать 24 августа. Тогда же вступят в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым стоимость полиса будет определяться для каждого водителя индивидуально. Страховщики будут учитывать наличие грубых нарушений правил дорожного движения – для лихачей ОСАГО подорожает в разы. Зато дисциплинированным водителям страховка будет обходиться существенно дешевле. По статистике РСА, более 70% аварий устраивают всего 5% водителей – все остальные автовладельцы, по сути, вынуждены из-за них переплачивать за ОСАГО. В конце августа эта ситуация изменится.

Банк России также внесет в закон уточнение о том, что страховщики не должны учитывать при расчете стоимости полисов.

Например, на цену ОСАГО не должны влиять национальная, языковая или расовая принадлежность водителя, его политические взгляды, должность или вероисповедание.

В ЦБ считают, что расширение тарифного коридора не приведет к росту цен на полисы ОСАГО и массовому пересмотру стоимости страховок ближе к верхней границе коридора. По словам ­Чистюхина, если изменения и будут, то затронут они наиболее аварийных водителей. В других странах подобные реформы приводили к снижению средней цены полиса на 15%.

Однако российские автостраховщики, которые в последние годы жалуются на убытки по ОСАГО, похоже, нацелены на повышение тарифов. В конце июня президент РСА Игорь Юргенс в очередной раз сообщил, что средняя выплата по ОСАГО с начала 2020 г. выросла по всем типам транспортных средств. Это связано с ростом курса доллара, который приводит к повышению рублевой цены запчастей. Значит, как уверял Юргенс, убыточность обязательной автогражданской ответственности «скоро заметно повысится». По данным АИС ОСАГО, с 1 января по 10 июня 2020 г. средняя выплата по ОСАГО в целом по России выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,4% – с 70 500 до 73 600 руб. Больше всего при этом – на 16,8%, с 67 500 до 78 900 руб. – повысилась средняя выплата по тракторам и самоходным дорожно-строительным машинам.

«Сейчас ограничения, связанные с коронавирусом, практически везде снимаются, и скоро мы увидим серьезный рост убыточности ОСАГО, – комментирует Юргенс. – К счастью, с 24 августа страховщики смогут учитывать это обстоятельство индивидуально, компенсируя убыточность за счет тарифа водителей, которые ездят аварийно. Это также означает, что и резко вырастет конкуренция за безаварийных клиентов по ОСАГО, а значит, стоимость полиса для них понизится».

06.07.20 Ведомости vedomosti.ru

В России уменьшаются потери страховых компаний в сегменте ОСАГО в группе проблемных регионов с наиболее высокой убыточностью этого вида страхования, свидетельствует «Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО», который подготовил Банк России.

В этом мониторинге ЦБ РФ использует систему «светофора», где регионы распределяются по трем зонам на основании комплексного балльного индикатора, учитывающего отклонения трех показателей (частота страховых случаев, средняя выплата, скользящий коэффициент выплат, который рассчитывается как отношение страховых выплат к страховым премиям) от средних по стране. В «красную» (неблагополучная ситуация с точки зрения убыточности в ОСАГО) включены территории, где отклонение составляет 4-7, в «желтую» (пограничное состояние) — 1,01-3,99, в «зеленую» (благополучные регионы) — 0-1. Исследование учитывает данные по деятельности страховых организаций и отражает динамику изменения неблагоприятных факторов, связанных со злоупотреблением правом, правонарушениями и преступлениями в сфере ОСАГО, отмечает ЦБ РФ.

В «красной» зоне по итогам «скользящего года» (с 31 марта 2019 года по 1 апреля 2020 года) оказались в основном северокавказские республики (Адыгея, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, Ингушетия), а также Приморский край — всего восемь территорий.

Общий вклад этих субъектов РФ в совокупные страховые выплаты по ОСАГО за рассматриваемый период уменьшился с 10,8% до 5,9%. Одновременно сократилась доля премий регионов этой группы в совокупных сборах страховщиков ОСАГО — с 7% до 3%.

К «желтой» группе отнесены Москва, Новосибирская, Челябинская, Курганская, Ростовская, Архангельская, Амурская области, Краснодарский и Хабаровский края, Севастополь, Крым, Хакасия Тыва и еще ряд регионов.

В «зеленой» — самой обширной группе — значатся Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Кемеровская, Иркутская, Омская, Томская, Орловская, Тамбовская, Саратовская, Кировская и Свердловская области, Красноярский и Камчатский края, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Карелия, Мордовия, Чувашия и Калмыкия, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО, а также еще несколько регионов.

Особо ЦБ выделяет улучшение ситуации в Краснодарском крае, который переместился из «красной» зоны в «желтую». В Марий Эл после проведенного в декабре 2019 года межведомственного совещания по проблемам ОСАГО ситуация стабилизируется на фоне реализации комплекса утвержденных мер, отмечает регулятор. В результате республика оказалась в «зеленой» группе.

За «скользящий год» в целом по России показатель средней выплаты вырос на 7,5%, отмечается в мониторинге. Вместе с тем, по данным ЦБ РФ, в некоторых субъектах РФ был зарегистрирован «существенный рост средней страховой выплаты». «Весьма существенные темпы роста средней выплаты (36-89% за один год) зафиксированы в таких субъектах РФ, как республики Саха, Ингушетия, Коми, Бурятия и Хакасия, Магаданская, Курганская, Астраханская, Томская, Вологодская и Псковская области, а также в Камчатском крае», — говорится в мониторинге.

Показатель скользящего коэффициента выплат в целом по РФ вырос на 3,3%, а за три месяца 2020 года — на 0,2%. Вместе с тем в 22 субъектах за год увеличение этого показателя составило более 20%, а в трех субъектах РФ (Севастополь, Ингушетия и Крым) превысил 75%, отмечает ЦБ РФ.

Частота наступления страховых случаев по ОСАГО по РФ в целом стабильна и устойчиво снижается, говорится в материале ЦБ. «Вместе с тем отмечается существенный рост этого показателя в Республике Крым, где за год частота увеличилась на 66%, в Севастополе — на 40%. На 15-45% выросла частота страховых случаев в республиках Ингушетия, Алтай, Северная Осетия-Алания, в Чечне и Карачаево-Черкесии, а также в Санкт-Петербурге. Данный фактор требует повышения эффективности взаимодействия служб безопасности и расследований страховщиков с правоохранительными органами с целью выявления и пресечения фактов возможной фальсификации обстоятельств дорожно-транспортных происшествий», обращает внимание регулятор.

Данные мониторинга Центробанк учитывает при корректировке коэффициента тарифа ОСАГО, зависящего от территории преимущественного использования транспортного средства. 6 июля был опубликован проект указания о тарифах в ОСАГО, которое должно начать действовать с 24 августа 2020 года.

В максимальной степени -на 5,2%, с нынешних 2,1 до 1,99 — ЦБ РФ предлагает снизить этот коэффициент для Мурманска и Челябинска. На 5% (с нынешних 2 до 1,9) может снизится территориальный коэффициент для Москвы, Казани и Перми. На 4,7%, с 1,9 до 1,81, этот коэффициент станет меньше для Кемерово.

В 11 крупных городах территориальный коэффициент снизится на 4,4% — с 1,8 до 1,72. Это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Нижний Новгород, Уфа, Краснодар, Новороссийск, Архангельск, Иваново, Новокузнецк и Ростов-на-Дону. На 4,1% — с 1,7 до 1,63 — этот коэффициент станет ниже в Московской области, Новосибирске и Хабаровске. На 3,8% — с 1,6 до 1,54 — территориальный коэффициент уменьшится в Самаре.

Территориальный коэффициент — это один из дифференцированных показателей, которые учитываются при определении стоимости полиса ОСАГО для каждого конкретного водителя.

«Проведенный РСА анализ предложений ЦБ показывает: снижаются показатели региональных коэффициентов для территорий с благополучной обстановкой в сфере убыточности в ОСАГО — там, где меньше злоупотреблений, где адекватный уровень частоты убытков в «автогражданке», — сказал «Интерфаксу» заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

Вместе с тем, по его словам, региональные коэффициенты при расчете стоимости полисов «автогражданки» будут повышены на ряде территорий, в том числе в республиках с неблагополучной обстановкой в сфере применения ОСАГО, в частности в Дагестане, Северной Осетии и Ингушетии.

08.07.20 ФинМаркет finmarket.ru