Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieНа рынке осталось не больше 10 игроков, готовых страховать туризм

Давняя проблема туроператоров, связанная с нежеланием страховщиков давать или пролонгировать финансовые гарантии, заметно обострилась. Количество страховщиков, готовых брать на себя риски туроператоров, рекордно уменьшилось. По словам экспертов, вопросы финансовых гарантий требуют новых решений. «Известия» разбирались в проблеме.

Не по рукам

Кризис в туротрасли, вызванный пандемией коронавируса, привел к массовым отказам страховщиков продлевать договоры страхования ответственности туроператоров в связи с повышением рисков. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), из 45 страховых организаций — членов ВСС в том или ином виде работать с туроператорами по страхованию ответственности готовы не более 10 компаний, и лишь около трех из них — без ограничений.

Особенно сложно приходится небольшим региональным и нишевым туроператорам.

По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, проблема отказа страховщиков продлевать гарантии туроператорам остро встала еще в марте. Тогда же АТОР официально обратилась в ЦБ РФ с просьбой принять меры поддержки, стимулирующие страховые компании не отказываться от обеспечения финансовой ответственности туроператоров.

«Необходимо принимать меры и решать вопросы с отказами игроков страховать туризм на государственном уровне. Вопрос наличия фингарантий — это вопрос легальности работы туроператоров. Важен этот вопрос и для конечного потребителя. Пока деятельность туроператоров на выездных направлениях заморожена, но после восстановления международного туризма им необходимо будет выполнять обязательства перед клиентами по перенесенным турам. И в случае если туроператор по причине отказа страховщика продлевать фингарантии прекратит деятельность, туристам будет сложно рассчитывать на страховые выплаты», — рассказала «Известиям» Майя Ломидзе.

Эксперт напомнила, что есть и альтернативные страхованию варианты финобеспечения — ФПО (фонд персональной ответственности) и банковская гарантия.

«При этом решить вопрос финобеспечения через банки на практике практически невозможно ввиду отсутствия соответствующих продуктов в большинстве кредитных организаций», — уточнила Ломидзе.

Что до фонда персональной ответственности, при пополнении которого на 7% от общей цены реализованного в прошлом году турпродукта туроператор может продолжать деятельность без фингаранта-страховщика, то этот вариант неплох, но в нынешний ситуации тоже не дает гарантии спасения. У небольших компаний суммы взносов получаются несерьезными, а у крупных, напротив, нет свободных денег в больших объемах.

Вместе или врозь

Председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева убеждена: страховая емкость сократилась и будет сокращаться. «Но если мы не хотим, чтобы страхование в турбизнесе исчезло, необходимо прорабатывать новые принципы работы, а также альтернативные инструменты обеспечения финансовой ответственности туроператоров», — пояснила «Известиям» эксперт.

Если посмотреть на мировой опыт, то страхование пакетных туров лежит не только на страховщике. В ряде стран существуют фонды, дотируемые государством или пополняемые за счет туристов.

«Возможно, такие инструменты защиты могли бы быть пригодны и для российского рынка. Безусловно, страховщики охотнее страховали бы турбизнес, будь им доступны банковские гарантии в пользу страховщика на случай страхового события (фактически частичное собственное участие в убытках). Страховщик берет на себя риски, но в случае банкротства туроператора участвовать в убытке будет не один. Если государство хочет, чтобы страховые компании продолжали сотрудничать с турбизнесом, значит, страховым компаниям необходимо дать какие-то гарантии. Мы можем рассуждать об этом, как о теоретически возможном инструменте. Весь мир в такой ситуации, время делиться и перенимать опыт», — говорит Юлия Алчеева.

Пока же страховые компании вынуждены минимизировать убытки, а это для многих означает отказ от сотрудничества с турбизнесом.

Нестраховой случай

Крупные туроператоры гораздо интереснее страховым компаниям. Для небольших турфирм, по словам страховщиков, хорошим инструментом сейчас является ФПО (фонд персональной ответственности). Количество компаний, которые пополняют ФПО на 7% и тем самым имеют право продолжить деятельность без страховщика, увеличилось.

«Один из последних примеров — туроператор «НИКА», он пополнил ФПО на 7% и продолжил деятельность без страховщика. Правда, перед этим он заявил о прекращении деятельности, объявив в качестве причины отказ страховщика продлевать договор. Туроператор, имея возможность продолжать деятельность, решил уйти с рынка. Такое поведение недопустимо», — убеждена Юлия Алчеева из ERV.

Эксперт поясняет: «Все туроператоры сейчас находятся в сложном положении. Возникает вопрос к компании, которая через три месяца простоя объявила о приостановке деятельности, в тот момент когда есть варианты сохранить бизнес. Либо это фальсификация краха, либо это коллапс отрасли. Без серьезной поддержки не справиться».

Страховщики задаются вопросом: «А если все туроператоры массово пойдут по такому сценарию? Это будут проблемы государственного масштаба. Тогда страховщикам нужно бояться всех туроператоров?»

Предотвратить провал

Конечно, у страховых компаний есть риск, что туроператор в тот или иной момент уйдет с рынка. И тут, по мнению специалистов, важны не столько последствия, сколько причины. Необходимы строгие нормы выхода туроператора из бизнеса и, соответственно, прихода в бизнес.

Юлия Алчеева приводит пример со страховыми компаниями. Так, минимальный уставной капитал для открытия страховой компании составляет 300 млн рублей. Все страховые компании находятся под жесточайшим контролем. А отзыв лицензии — это действие регулятора отрасли, а не просто объявление на сайте. В турбизнесе же нет инструмента проверки реальных причин такого решения хозяйствующего субъекта. «Есть компании, которые живут исключительно за счет оборотных средств, не имея абсолютно никакого капитала. Будет ли страховщик сотрудничать с таким поставщиком услуг?» — говорит Юлия Алчеева.

Представитель крупного страховщика, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Известиям», что в компании было принято решение не сотрудничать с турбизнесом. «В условиях пандемии возросли риски не только турбизнеса, но и многих других отраслей, подлежащих страхованию. Мы занимаемся бизнесом, и он должен приносить прибыль. Турбизнес для нас — это слишком большие риски, пока мы здесь не видим потенциала. На данный момент сотрудничество с этой отраслью не приведет к финансовому результату. Если только наша потенциальная премия не будет равна финансовой гарантии, то есть по тарифу 1:1. Напомню, в 2018 году потерпели крах более 10 туроператоров, убытки страховых компаний в связи с выплатами по фингарантиям тогда составили порядка 250 млн рублей», — рассказал эксперт.

Стратегия выживания

Между тем существует достаточно большое количество туроператоров, у которых договоры страхования действуют до 2021 и 2022 года. Речь идет о крупных компаниях, консолидирующих большой объем рынка.

«Небольшим компаниям сложнее. Однако можно, например, перепрофилироваться из туроператора по выездному туризму в поставщика по внутреннему туризму или работать на прием. Это неплохой способ в нынешних условиях остаться на рынке. У внутренних туроператоров проблем с оформлением фингарантии возникнуть не должно. Финобеспечение в их случае составляет 10 млн рублей, риски невысоки, законодательное регулирование в этом сегменте мягче. Когда восстановится международный туризм, восстановятся продажи, можно будет вернуться», — рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным.

Юлия Алчеева напоминает, что сейчас сложно всем. «Мы все заложники ситуации. Поэтому необходимо принять меры, для того чтобы — пока туризм зажат в тиски — у туроператоров не было возможности уйти с рынка, но не в плане карательных мер, а с точки зрения поддержки регулятора и государства. Нужны инструменты, которые не позволят туроператорам доходить до крайности», — говорит эксперт.

Новые решения

Эксперты также обратили внимание на законопроект о внедрении единой информационной системы «Электронная путевка». «Электронная путевка» предполагает внесение изменений в механизмы финансовой ответственности туроператора. Согласно законопроекту, туроператоров обяжут передавать информацию о проданных турах в систему «Электронная путевка» и отчислять с каждой продажи туристский взнос. Сумма сбора в законопроекте не указана.

Собранные деньги пойдут в гарантийный фонд, предназначение которого в том числе в вывозе туристов и выплатах в случае неисполнения обязательств со стороны туроператоров. На эти цели туроператоры, работающие в сегменте выездного туризма, перечисляют деньги в два фонда «Турпомощи» — резервный и фонд персональной ответственности. Таким образом, по задумке авторов документа получается, что туроператоры смогут работать без страховых компаний и не являясь членами «Турпомощи».

При этом эксперты обращают внимание, что пополнять гарантийный фонд будут не только туроператоры в сфере выездного, но и внутреннего и въездного туризма, что не соответствует существующим механизмам оказания экстренной помощи. Более того, в документе сказано, что у фонда будет лимит для выплат туристам, а средства фонда после достижения гарантированного лимита могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов по решению правительства РФ.

30.06.20 Известия iz.ru

В январе–марте общий объем страховых сборов в Петербурге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 6%, до 48,7 млрд рублей. Розничное страхование по темпам прироста показало результат чуть выше, на 7%, до 14,8 млрд рублей. Такие совокупные данные содержатся в отчетности, опубликованной ЦБ РФ. Сами страховщики полагают, что уже во II квартале из–за коронавируса успехи могут быть обнулены, а по итогам года рынок и вовсе может сократиться до 15%.

Начало стагнации

Максимальный прирост по собираемости премий, в 1,5 раза, в I квартале 2020 года показало страхование от несчастных случаев и болезней, до 2,9 млрд рублей. В том числе в рознице сборы выросли почти в 1,9 раза, до 2,3 млрд рублей. На 4%, до 4,96 млрд рублей (у физлиц — на 6%, до 3,67 млрд), выросло страхование наземного транспорта (каско). При этом по ОСАГО уже в I квартале премии упали на 24%, до 2,28 млрд рублей, по количеству договоров сегмент уменьшился на 34%, до 364,7 тыс. заключенных договоров.

В целом рынок имущественного страхования сократился на 1%, до 10,2 млрд рублей (в розничном сегменте сборы, напротив, выросли на 8%, до 5,2 млрд рублей). Наибольшее снижение произошло в сегменте страхования прочего имущества юридических лиц — в 1,4 раза, до 0,8 млрд рублей.

ЦБ РФ опубликует данные по итогам II квартала не раньше осени, однако сами страховщики говорят, что рынок уже заметно сократился.

«Во II квартале под влиянием эпидемии COVID–19 сборы будут падать, так как многие клиенты попросту не оформляют полисы каско и ОСАГО, потому что не пользуются автомобилями», — говорит Юрий Мирзабеков, директор филиала «Юнити страхование» (ранее — «Эрго»). По его мнению, по остальным линиям бизнеса падение будет еще заметнее, так как сократился покупательский спрос. «По “Зеленой карте” или страхованию выезжающих за рубеж сборы будут близки к нулю из–за закрытия границ и международных перелетов», — отметил эксперт.

«Следствием карантинного режима станет резкое снижение продаж новых авто, сократится туристический поток в выездном и внутреннем туризме, остановится работа некоторых предприятий, что приведет к падению доходов и покупательной способности. Люди вернутся к сберегательной модели поведения. Как следствие, снизится средняя страховая премия из–за падения числа пролонгаций договоров», — перечисляет последствия пандемии, с которой страховщики уже столкнулись во II квартале текущего года, Игорь Лаппи, генеральный директор «Совкомбанк страхование» (ранее — «Либерти страхование»).

«Мы не исключаем резкого сокращения премий по индивидуальному каско и имуществу в связи с ухудшением платежеспособности населения. В I квартале сильно пострадал весь сегмент страхования путешественников, — замечает Наталия Шумилова, президент САО “Медэкспресс”. — Но пока мы не ощутили негативных тенденций, связанных с падением спроса на страховые услуги, особенно это касается рынка ДМС».

По ее словам, бизнес активнее стал рассматривать варианты страхования работников, интересоваться как ДМС, так и страхованием от несчастных случаев и критических заболеваний.

«Активизировались брокеры и агенты, например, даже те, кто ранее работал только с моторными видами, заинтересовались продуктами личного страхования, потому что сыграл фактор привлечения внимания к здоровью», — резюмировала эксперт.

«В апреле–мае у нас падение сборов в рознице к аналогичному периоду прошлого года составило 6%, по корпоративному бизнесу — на 4%, — говорит Владимир Храбрых, директор филиала “Ингосстраха” в Петербурге. — Позитивный прогноз по текущему году — сокращение рынка на 15% по отношению к 2019 году. В негативном сценарии, если пойдет вторая волна пандемии, тогда падение рынка может достигнуть 25%».

Позитивный след

Несмотря на негативные прогнозы о сокращении сборов, страховщики видят и положительные моменты в пандемии коронавируса. Прежде всего это снижение убыточности по каско и ОСАГО из–за ограничений в использовании автотранспорта. Кроме того, происходит сокращение издержек из–за дистанционных технологий.

«Все больше продуктов переводится в онлайн–оформление — как покупка, так и урегулирование, без обязательного посещения офиса или встреч с агентом, — говорит Юрий Мирзабеков. — На рынке стали появляться продукты, адаптированные под существующие реалии, то есть более дешевые и с меньшим количеством рисков, в результате мы ожидаем прироста объема собираемых премий».

«Кризис послужил толчком к началу нового этапа расширения агентской сети, одновременно существенно выросла доля электронных полисов, продаваемых дистанционно», — отмечает Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора «РЕСО–Гарантия».

«Мы прогнозируем снижение убыточности по ДМС, каско и ОСАГО из–за снижения обращаемости, — полагает Лаппи. — Кроме того, пандемия приведет к снижению среднего уровня цен и, как следствие, усилению конкуренции за качественные портфели, в том числе за счет дешевых продуктовых опций».

По его оценке, ускорится процесс консолидации рынка, появятся новые сделки слияния и поглощения страховых компаний. «От пандемии выиграют те страховщики, у которых есть внятная и актуальная стратегия, подкрепленная сложившимися компетенциями в каких–либо сегментах рынка, — отмечает эксперт. — Часть игроков будут вынуждены покинуть рынок, если не справятся с падением объемов бизнеса и не смогут снизить свои издержки».

25.06.20 Деловой Петербург dp.ru

Но рынок покрытия убытков от ущерба окружающей среде в России остаётся мизерным

Разлив нефтепродуктов под Норильском заметно подогрел интерес компаний к экологическому страхованию, рассказали «Известиям» представители крупнейших страховщиков. Они ждут отложенного спроса, который может проявиться через несколько месяцев, но массовое хеджирование экологических рисков начнется еще не скоро. В целом в России купирования таких рисков практически нет. Официальной статистики по размеру этого рынка тоже не существует, но, по экспертным оценкам, он крошечный — несколько сотен миллионов рублей. Развитию мешают отсутствие нормативно-правовой базы, а также компаний, способных выдержать выплату на миллиарды рублей.

Полис от катастроф

После инцидента под Норильском в России оживился спрос на страхование гражданской ответственности, связанной с экологией. Активность на этом рынке растет, есть запросы от корпораций, как и что нужно страховать, рассказал Сергей Васильев из управления индустриального страхования «РЕСО-Гарантия».

Постепенно интерес к хеджированию экологических рисков у предпринимателей увеличивается и случившееся в Норильске тоже, по всей вероятности, отразится на этом процессе, отметил член правления «Росгосстраха» Алексей Володин. Оживление интереса видят и в «АльфаСтраховании», отметил директор профильного департамента Денис Зенка. В Страховом доме ВСК ожидают отложенного спроса со стороны клиентов, сообщили в пресс-службе.

Найти официальную статистику по покрытию экологических рисков в РФ оказалось невыполнимой задачей. Например, у Всероссийского союза страховщиков (ВСС) ее нет, отметила его вице-президент Светлана Гусар.

Из публикуемой Банком России консолидированной отчетности получить данные о премиях невозможно, поделилась председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина. По ее оценке, сборы в масштабах рынка несущественны и составляют несколько сотен миллионов рублей.

По данным «АльфаСтрахования», речь может идти о 200–300 млн рублей на всю страну. У «Ингосстраха» покрытие экологических рисков составляет менее 1% портфеля страхования гражданской ответственности, сообщили в компании.

Именно поэтому при заключении договора с крупным клиентом у страховщика есть шанс увеличить портфель на 10–30%, отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Без закона и денег

Покрытие рисков, связанных с причинением вреда природе, предлагают все ведущие страховщики, работающие с корпоративными клиентами. Однако пользуются ими очень немногие. Крупных договоров на рынке всего несколько десятков, поделилась Катерина Якунина из АПСБ. Экориски обычно покрывает программа гражданской ответственности, объяснил руководитель отдела российского офиса AIG Роберт Купреишвили. По его словам, чаще всего этим продуктом пользуются компании нефтегазового сектора, химическая и нефтехимическая промышленность, а также недропользователи.

Платить за риски причинения вреда природе также часто готовы «дочки» иностранных компаний, поскольку это предусмотрено уставом корпораций, рассказали эксперты. Чтобы экострахование стало общепринятым, России предстоит еще многое сделать, солидарно отметили представители сектора. В РФ пока не разработана единая терминология, нет прозрачной оценки ущерба и четких стандартов по расчету убытков, рассказали они.

Стимул в виде обязательности такого вида страхования и обширная арбитражная практика о взыскании ущерба с компаний тоже отсутствуют, отметил Денис Зенка из «АльфаСтрахования». Предприятия должны столкнуться с реальной опасностью многомиллиардных судебных исков, а пока их нет, потребность в страховании отходит на второй план, подчеркнул директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов.

Попытки создать институт экострахования предпринимались неоднократно, но дальше инициативы по созданию экспертной группы с участием профильных ведомств дело не шло, напомнил учредитель адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Алим Бишенов. Среди причин, тормозящих процесс, он назвал отсутствие в России страховщиков, способных выдержать многомиллиардную выплату и не обанкротиться.

Но работа в этом направлении идет. ВСС создал рабочую группу по страхованию экологических рисков, и ее предложения планируется направить в Минприроды, Банк России, Росприроднадзор и Минфин, рассказала Светлана Гусар. А правительство на днях одобрило законопроект о предотвращении нефтеразливов, требующий от компаний утверждения планов ликвидации таких аварий и создания резервных фондов.

Однако даже без правительственных усилий в 2021 году этот рынок может получить мощный импульс. В соответствии с соглашениями о вступлении в ВТО Россия должна открыться для филиалов иностранных страховщиков, напомнила профессор кафедры финансовых рынков РЭУ Юлия Ахвледиани. Зарубежные игроки, по ее словам, проявляют большую заинтересованность в продаже подобных продуктов.

На Западе компании чаще покупают комплексный экологический полис, предусматривающий выплаты не только в результате какой-либо аварии, но и полное восстановление биоразнообразия и природного баланса, отметил Артём Деев из AMarkets. И такие полисы стоят очень дорого, добавил он.

Банк России не ответил на вопрос «Известий», планирует ли он разработать единый стандарт по экологическому страхованию.

29.06.20 Известия iz.ru

strahovanie Новая автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО начинает работать в России с воскресенья, она позволит собирать, обрабатывать и хранить информацию по обязательной «автогражданке», сообщил Российский союз автостраховщиков (РСА).

Данные в системе будут полностью доступны Банку России и федеральным органам исполнительной власти. А в ближайшие четыре года РСА планирует построить на основе АИС ОСАГО систему для сбора данных по всем видам страхования. Как отмечают в союзе, новая АИС имеет десятикратный потенциал роста производительности, чтобы поддержать расширение функционала в будущем.

Создание системы сбора данных по «автогражданке» обошлось союзу в два миллиарда рублей. Разработчиком стала компания EPAM, базу ИТ-инфраструктуры предоставила компания «Инфосистемы Джет». На создание этой инфраструктуры ушло шесть месяцев.

«Этим проектом мы создаем единую платформу, подключаясь к которой страховые компании будут качественнее и быстрее оказывать услуги для автовладельцев, а Центральный банк получит оперативный инструмент для контроля их работы», — отметил глава РСА Игорь Юргенс. По его словам, система сделает взаимодействие участников страхового рынка более прозрачным.

Как отметили в союзе, предыдущая АИС ОСАГО перестала справляться с массивами информации. РСА объединяет 44 страховые компании, которые продают полисы «автогражданки» в России, контролирует соблюдение ими правил и обеспечивает взаимодействие. Кроме того, по закону союз обязан хранить все обращения и первичные документы в течение пяти лет — это миллионы файлов, которые вскоре превратятся в миллиарды, отмечают в РСА.

Ранее в июне зампред ЦБ Владимир Чистюхин отметил, что регулятор хочет поставить вопрос о том, кто должен вести базу ОСАГО. Среди возможных кандидатов он назвал сам Центральный банк, также это может быть какая-то организация при ЦБ. Юргенс выражал мнение, что АИС ОСАГО должна оставаться в ведении РСА.

28.06.20 РИА Новости ria.ru

Компания «Союз», подконтрольная президенту футбольного клуба ЦСКА Евгению Гинеру, обратилась в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством о получении предварительного согласия на приобретение прав, позволяющих определять условия работы компаний-страховщиков «Капитал Life» ‒ ООО «Капитал МС» и ООО «Капитал лайф страхование жизни», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на сообщение ведомства.

Сейчас 90,1% (3,7 млрд руб.) в уставном капитале «Капитал лайф страхование жизни» принадлежит «Лайф инвесту», подконтрольному Алхасу Сангулии. Остальная доля ‒ 9,9% (405,9 млн руб.) уставного капитала компании ‒ принадлежит Гинеру, он, в свою очередь, является президентом страховой компании через «Союз», следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В «Капитал МС» «Союзу» принадлежит 9,9%. Остальные 90,1% принадлежат «Мед-инвесту».

Эти ходатайства ‒ часть разбирательства по делу о товарных знаках «Росгосстраха», которое длится с июня 2018 г. «Капитал лайф страхование жизни» до осени 2018 г. называлась «РГС жизнь» и принадлежала бывшему собственнику РГС Данилу Хачатурову. Она не вошла в сделку по передаче РГС группе «Открытие» Вадима Беляева – Хачатуров незадолго до нее продал «РГС жизнь» своему другу Алхасу Сангулии. Вскоре после объединения РГС и «Открытия» ЦБ забрал банк на санацию, а ее владельцем себя объявил Гинер.

В декабре 2019 г. председатель правления банка «Открытие» и совета директоров «Росгосстраха» (РГС) Михаил Задорнов в интервью «Ведомостям» заявил, что отказывается считать Гинера владельцем «Капитал лайф».

26.06.20 Ведомости vedomosti.ru

Из–за вируса власти отложили реформу техосмотра. Операторы ТО не уверены, что доживут до ее начала.

Новые правила прохождения техосмотра для автомобильного транспорта, как личного, так и коммерческого (для перевозки грузов и пассажиров), должны были вступить в силу 8 июня 2020 года. С их помощью планировалось победить сложившуюся практику покупки диагностических карт вместе с полисом ОСАГО. Соответствующие поправки в законодательство были приняты в прошлом году.

По новым правилам

Главная цель всех нововведений — прекратить продажу диагностических карт, чтобы нельзя было продать результаты техосмотра без его реального прохождения. Ключевой момент заключается в том, что если раньше результатом техосмотра была диагностическая карта в бумажном варианте, которую можно было распечатать на чем угодно, то с 8 июня вместо нее планировалась электронная запись в единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО). Доступ к этой базе был бы только у операторов ТО, МВД и РСА (Российский союз автостраховщиков). Если запись о техосмотре есть, значит, он проведен. И запись эту мог сделать только оператор ТО.

Еще одно важное изменение касалось получения лицензии (аттестата аккредитации) на проведение техосмотра. «Раньше было достаточно отправить в аккредитующий орган — РСА — порядка 50–70 листов макулатуры, и всё. Вы могли написать, что у вас есть необходимое оборудование и сотрудники, но обязанности, возложенной законом на РСА, проверить фактическое наличие всего перечисленного не было. Достаточно было лишь проверить предоставленные документы, — объясняет генеральный директор некоммерческого партнерства станций диагностики “Безопасность и транспорт” Ярослав Васичков. — Получив таким образом доступ к базе, вновь аккредитованные “бумажные” операторы ТО сдавали его “в аренду” страховым агентам, которые и торговали диагностическими картами».

По данным Васичкова, сегодня в РФ порядка 5 тысяч операторов ТО и примерно половина из них липовые либо полулиповые: есть только какой–нибудь «арендованный на 11 месяцев» гараж без необходимого оборудования. По новым правилам РСА будет обязан провести выездную проверку оператора, прежде чем разрешить ему выйти на рынок.

Среди нововведений фотофиксация процедуры техосмотра, участие сотрудников ГИБДД в осмотрах автобусов, установление требований к производственно–технической базе пункта технического осмотра и его пропускной способности, чтобы оператор не мог оформить больше диагностических карт, чем способен.

Ковид всё попортил

Из–за пандемии всего перечисленного придется ждать еще почти год: новые правила прохождения техосмотра отложены до марта 2021 года. Минэкономразвития мотивировало это тем, что операторам техосмотра нужно время на подготовку.

«Операторы ТО ждали этого закона как манны небесной, чтобы за техосмотр наконец начали платить 600–800 рублей в кассу оператора ТО, а не отдавать 1500 рублей страховому агенту. Кто–то даже кредиты брал, чтобы дотянуть до 8 июня. Непонятно, откуда взялись мысли, что операторы не успеют подготовиться. К марту готовность подзаконных актов была примерно на уровне 80%, многие прошли оценку регуляторного воздействия. Так как закон был принят еще год назад, у операторов уже год был на подготовку к требованиям самого закона, плюс год еще после есть на подтверждение аттестации — до июня 2021 года», — отмечает Ярослав Васичков. И если месяц назад все предложения Минэкономразвития вносились под эгидой того, что операторы ТО — пострадавшие от вируса, то, когда операторы обратились за реальной помощью к ведомству, им ответили, что они уже не особо и пострадавшие, рассказал «ДП» один из участников рынка.

Усугубляет положение операторов ТО и решение ЦБ РФ, согласно которому страховые компании могут заключать договоры ОСАГО «в отсутствие диагностических карт при условии их последующего предоставления» — в течение месяца после снятия карантинных ограничений.

«Не только на год отложили вступление в силу новых правил техосмотра, еще и мораторий наложили. Когда операторы ТО об этом узнали, у них был шок. Чиновникам сразу сказали, что страховщики закроют глаза на весь техосмотр, он станет бесполезен. Плюс у правительства есть право продлить этот коронавирусный мораторий на срок до 90 дней, — поделился с “ДП” один из операторов техосмотра. — Вероятно, станции ТО будут потихонечку ползти и умирать от голода. Кто–то, может, и доживет. Хватит ли потом сил и финансовых возможностей аккредитоваться и подтвердить новые требования, другой вопрос».

По мнению Ярослава Васичкова, если бы отсутствовала возможность «под шумок» включить «мораторий изменений в техосмотре» в коронавирусный 98–й ФЗ от 1 апреля, никто бы не стал переносить сроки реформы ТО после такой длительной подготовки и с 8 июня она бы заработала. При этом изменения в правила проведения техосмотра отсрочили на год, а ответственность водителей за его отсутствие — на 2 года.

Устаревшая цена

Впрочем, если бы реформу все–таки запустили, операторы ТО столкнулись бы с другой проблемой: отсутствием новой методики расчета тарифов от Федеральной антимонопольной службы. Нынешняя методика расчета предельного тарифа за проведение техосмотра была принята в 2011 году и не учитывает всех изменений законодательства. Поэтому с новыми требованиями к оборудованию операторы ТО, вероятно, будут вынуждены работать себе в убыток. Если в Петербурге цены на техосмотр варьируются в пределах 600–800 рублей, то в регионах стоимость этих работ может составлять всего 300 рублей.

Новую методику расчета тарифов операторы техосмотра должны были увидеть 8 июня 2020 года, но и здесь коронавирус внес свои коррективы. По предварительным данным, стоимость техосмотра составит в среднем 1 тыс. рублей.

28.06.20 Деловой Петербург dp.ru

strahovanieРоссийская авиакомпания «ЮТэйр» (Utair) начала страховать своих пассажиров от коронавируса, сообщается на сайте компании.

«Каждый пассажир Utair может за 300 рублей приобрести страховой полис от коронавируса. При диагностировании заболеваний органов дыхания из-за COVID-19 в течение двух недель с момента перелета или наступлении других рисков, связанных с вирусом, пассажир с полисом получит страховую выплату от 50 тысяч до одного миллиона рублей», — говорится в сообщении.

Оформить полис страхования можно на сайте utair.ru или в мобильном приложении авиакомпании, поставив отметку при покупке билета или регистрации на рейс. Полис и электронный билет придут на указанную пассажиром электронную почту.

«В начале пандемии Utair сразу начал работу со страховыми компаниями, которые под наш запрос разработали страховой продукт от коронавируса. Мы понимаем риски путешествий в условиях пандемии и хотим, чтобы пассажиры чувствовали себя защищенными», — рассказал президент авиакомпании «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

Utair летает более чем по 140 направлениям в России, из них более 75 маршрутов доступны только пассажирам авиакомпании. Utair связывает регионы России прямыми рейсами благодаря развитой системе трансферных хабов в Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Водах, Сочи, Сургуте, Тюмени, Уфе и Ханты-Мансийске.

23.06.20 Прайм 1prime.ru

Петербургский туроператор «Ника» сообщил о прекращении деятельности с 22 июня, главной причиной стала не пандемия, а невозможность оформить финансовое обеспечение на новый срок, сообщила порталу «Интерфакс-Туризм» во вторник пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

«Один из старейших петербургских туроператоров «Ника» сообщил о прекращении деятельности с 22 июня. Как сообщили нам в компании, она вынуждена уйти не из-за остановки бизнеса в период пандемии, а из-за отказа страховщика продлить договор страхования финансовой ответственности перед туристами. Туроператор предоставил документы в СК «Ингосстрах» еще в феврале, тот долго раздумывал, но в итоге отказал. Воспользоваться какой-либо другой формой финансового обеспечения также не удалось. Иными словами, «Ника» оказалась жертвой ситуации, сложившейся на туристическом рынке», — рассказала она.

«Ника» занималась организацией круизов и сложных комбинированных туров на озеро Байкал, по Енисею и другим рекам Сибири, а также продавала круизы по рекам Европы, Африки, Америки. По информации РСТ, у компании есть обязательства по турам, перенесенным на вторую половину этого и следующий год, а также по турпакетам, проданным с глубиной до августа 2021 года.

«Очень обидно, что туроператор с таким интересным продуктом вынужден уходить с рынка. В общей сложности из-за ухода компании не получат оплаченные услуги 700 туристов, все они защищены действующими договорами страхования ответственности – на 50 млн рублей в «Ингосстрахе» и на 500 тыс. рублей в «Адвант-Страховании» (ныне «Пари»), в фонд персональной ответственности перечислено 3 млн рублей. Руководство «Ники уверено, что этих денег хватит, чтобы вернуть средства всем туристам. Туроператор обещает клиентам всяческое содействие в оформлении необходимых документов для получения страхового возмещения и выплат», — подчеркнула Тюрина.

Она добавила, что компания работала на рынке 27 лет и имела отличную репутацию у клиентов и партнеров. По ее словам, туроператор вел переговоры и с другими страховыми компаниями, рассматривал все возможные варианты, чтобы удержаться на рынке. Но страховщики предлагали фингарантии максимум на 10 млн рублей.

«Эта сумма не покрывала оборотов компании, а на 50 млн страховщики соглашались только при условии депозита всей суммы. При этом туроператор не успел сформировать фонд персональной ответственности – до 7% не хватает порядка 6 млн рублей», — добавила пресс-секретарь РСТ.

По закону «Об основах туристской деятельности», помимо договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств перед туристами туроператоры могут использовать в качестве финансового обеспечения банковскую гарантию, а также сформировать фонд персональной ответственности (ФПО) в размере 7% от стоимости туров. В этом случае страховка или банковская гарантия не нужны. Однако практически все туроператоры выбирают заключение договора страхования ответственности.

Как сообщалось, проблема страхования финансовой ответственности туроператоров резко обострилась с момента фактической остановки туризма из-за пандемии коронавируса. Из-за высоких рисков туроператорского бизнеса большинство страховщиков отказались от этого вида страхования, который для них является добровольным. Лишь несколько страховых компаний продолжают работать с туроператорами, но каждую заявку рассматривают в индивидуальном порядке. В марте Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась к главе Центробанка Эльвире Набиуллиной с просьбой разрешить кризисную ситуацию, в которой оказались многие туроператоры из-за массового отказа страховых компаний в страховании финансовой ответственности.

Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) в ответ заявили, что механизм страхования ответственности туроператоров перед туристами должен быть реформирован, так как в условиях пандемии коронавируса деятельность туроператоров фактически остановилась, а значит риск наступления страхового события по подобным договорам равен 100%. Как считают в ВСС, это делает невозможным использование страховых механизмов для гарантирования выполнения туроператорами своих обязательств. Сами страховщики сочли обращение АТОР необоснованным давлением на их бизнес.

Тогда же в СК «Ингосстрах» «Интерфаксу» сообщили, что не отказывают туроператорам в пролонгации договоров ответственности, но «переговоры идут трудно».

23.06.20 Интерфакс interfax.ru

Банк России назвал недопустимым включение в договоры и правила страхования от коронавирусной инфекции условия, которые фактически отменяют или задерживают выплаты по полису

Банк России назвал недопустимым включение в договоры и правила страхования от коронавирусной инфекции условия, которые фактически отменяют или задерживают выплаты по полису. Соответсвующее письмо регулятор направил страховщикам. Об этом говорится в сообщении Банка России.

«В период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) многие страховые компании начали предлагать клиентам полисы, покрывающие риск этого заболевания. Банк России провел мониторинг и анализ таких полисов и обнаружил, что нередко правила страхования давали возможность отказать заболевшему страхователю в выплате страхового возмещения либо задержать эту выплату при наличии форс-мажорных обстоятельств, к которым в том числе относятся эпидемия или пандемия», — указывает ЦБ.

При этом, по данным Банка России, ни в договоре, ни в правилах страхования не было написано о том, что в случае заражения COVID-19 условия форс-мажора отменяются.

По мнению регулятора, «страховые компании, предлагающие потребителям страховки от заболевания коронавирусной инфекцией, не должны включать в договоры и правила страхования условия, которые фактически отменяют или задерживают выплаты по полису». «Банк России направил страховщикам информационное письмо о недопустимости подобных практик», — указано в сообщении ЦБ.

Отмечается, что страховые организации, с которыми Банк России взаимодействовал в рамках поведенческого надзора, внесли коррективы в свои бизнес-процессы и изменили условия страхования в договорах и правилах.

«Однако поскольку такой страховой полис набирает популярность, регулятор считает важным превентивно снизить возможные риски, которые несут в себе взаимоисключающие условия страхования от новой коронавирусной инфекции», — сообщает Банк России.

23.06.20 ТАСС tass.ru

Страховщики исключают из договоров с корпоративными клиентами покрытие рисков, связанных со вспышками заболеваний. С такой проблемой уже столкнулась АЛРОСА. Участники рынка объясняют, что страхование от пандемии подобно рулетке.

Страховщики, работающие с крупными корпорациями, не желают защищать клиентов от рисков вспышек различных заболеваний. На такую проблему указала алмазодобывающая компания АЛРОСА в проспекте выпуска еврооблигаций, направленном инвесторам (есть у РБК). В документе сообщается, что с 1 июля 2020 года действующие страховые полисы АЛРОСА, которая недавно заключила новый контракт с СОГАЗом, не будут содержать пункт о покрытии подобных рисков.

Изменение содержания новых договоров с корпоративными клиентами также подтвердили в «АльфаСтраховании», применение такого же подхода не исключают в «Ингосстрахе».

Случай АЛРОСА

Алмазодобывающая компания проинформировала инвесторов, что ее страховщик изменил условия уже заключенных договоров: в качестве исключений в них внесены случаи любой пандемии или вспышки заболеваний. АЛРОСА предупреждает будущих держателей евробондов, что в дальнейшем страховое покрытие может быть недостаточным для компенсации возможных убытков, вызванных пандемией COVID-19. Компания также не может гарантировать, что в будущем получит подобную страховку на экономически выгодных условиях или вообще, говорится в документе.

В проспекте выпуска указано, что АЛРОСА страхует свою алмазную продукцию, включая необработанные камни, от всех видов риска при транспортировке. Страховые полисы также распространяются на иные активы группы, самолеты и ответственность авиаперевозчиков. Кроме того, АЛРОСА обеспечивает своим сотрудникам добровольное медицинское страхование. Компания в документе упоминает лишь одного страховщика — группу СОГАЗ, которая считается крупнейшей в сегменте страхования имущества по версии рейтингового агентства «Эксперт РА».

18 июня СОГАЗ была выбрана победителем аукциона на страхование имущества 12 предприятий АЛРОСА, следует из данных портала госзакупок. Премия по договору составит 758,9 млн руб., он будет заключен на год, с 1 июля 2020 года до 30 июня 2021 года. Этот полис не покрывает ущерб, связанный с угрозой заразного заболевания.

«В случае с АЛРОСА такая оговорка носит формальный уточняющий характер и не ограничивает страховую защиту. Действующая в компании комплексная программа имущественного страхования покрывает риски ущерба имуществу, поломок механизмов и оборудования, а также риск перерыва производства в результате нанесенного имуществу ущерба. Оказать прямое влияние на эти риски пандемия не может», — заявил РБК представитель АЛРОСА. Он указал, что «речь идет не о конкретной страховой компании, а об общей позиции зарубежных перестраховщиков, которые в настоящее время повсеместно вводят «оговорку о пандемии» в покрытие по договорам перестрахования». У АЛРОСА не было страховых случаев, как-либо связанных с пандемией или подобными событиями, заметили в компании. СОГАЗ не ответил на запрос РБК.

19.06.20 РБК rbc.ru