Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСделать более удобным оформление электронного полиса ОСАГО и уменьшить число мошеннических судебных исков к страховым компаниям призван ряд новаций, о вступлении в силу которых объявил Центробанк РФ. В частности, при регистрации в системе «е-ОСАГО» ключ простой электронной подписи теперь будет состоять только из цифр и латинских букв — это исключает путаницу с похожими по написанию знаками кириллицы. А договор будет вступать в силу не ранее чем через три дня после заключения: до этого особо ушлые автоюристы умудрялись застраховать автомобиль уже после ДТП.

Но, несмотря на эти нововведения, рынок ОСАГО остается одним из самых проблемных в сфере страхования. В прошлом году Центробанк РФ получил от авто-владельцев почти 90,5 тысячи жалоб на страховщиков, и 86 процентов из них касается именно «автогражданки». В первую очередь владельцы машин жалуются на сбои при оформлении полисов в электронном виде и навязывание дополнительных услуг. Есть и проблемы, характерные для отдельных регионов. Так, в Новосибирской области и Республике Бурятия таксистам и мотоциклистам получить заветный полис почти нереально — во всяком случае, по стандартному тарифу.

Общей бедой практически для всей России остаются нечистые на руку автоюристы, выжимающие из страховых компаний максимальные выплаты, но не в пользу своих клиентов. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), около 80 процентов сумм, взысканных по суду, до потерпевших не доходит, а оседает в карманах посредников. Дело для ушлых юристов прибыльное: в прошлом году в суды направлено свыше 390 тысяч исков, связанных с ОСАГО, а размер выплат превысил 47,4 миллиарда рублей. Большая часть — 52 процента от этой суммы — приходится на накладные расходы: всевозможные штрафы, пени, неустойки, моральный ущерб, расходы на экспертизу и посредников.

Отсюда — и навязывание страховщиками дополнительных услуг, чтобы за их счет покрыть вероятные убытки.

Эксперты Общероссийского народного фронта провели масштабное исследование этого сегмента рынка. При контрольной попытке оформить три сотни полисов в различных компаниях, в 59 процентах случаев «фронтовики» столкнулись с техническими проблемами. Ситуация в Новосибирской области не отличается от общей по стране.

— Представители ОНФ опросили несколько десятков водителей, которые оформляли полисы ОСАГО в этом году. Минимум половина из них заявила о многочисленных проблемах с оформлением — недоступностью электронной версии сайта страховщика, очередях в точках продаж. Опрос и анкетирование показали, что не менее пятнадцати процентов новосибирцев планируют вообще отказаться от такого вида страхования и ездить без полисов, — подчеркивает координатор регионального проекта ОНФ «За права заемщиков» Антон Канунников.

Компании весьма охотно страхуют владельцев автомобилей не старше двух лет или своих постоянных клиентов, но прочие, как правило, сталкиваются с необходимостью дополнительных взносов за навязанные услуги. Для начала автовладельцев обязывают записаться на техосмотр у страховщика, но только через месяц после заключения договора. Не хочешь ждать — можно за пару тысяч рублей получить клубную карту, она значительно сократит время ожидания.

— Другой альтернативный вариант — приобрести полис страхования жизни и потери трудоспособности, тогда договор ОСАГО заключат чуть ли не моментально, — продолжает Антон Канунников. — Еще одно распространенное нарушение из тех, что выявили общественники, — возмездная помощь в оформлении электронного полиса страховым брокером.

С таким видом «поборов» сталкиваются новосибирские мотоциклисты, зачастую ездящие без полиса либо же с кратковременной страховкой на три месяца. Президент мотоклуба «99% MC» Константин Нельзин в очередной раз убедился в проблеме оформления ОСАГО этой весной.

— Ни в одной компании застраховать мотоцикл, просто обратившись в офис, не получается, — сообщил корреспонденту «РГ» новосибирский байкер. — Агенты признают: нам дана команда не страховать. Отправляют либо на оформление в электронном виде, либо в центральный офис, где также отфутболивают на сайт. А там постоянные ошибки, ссылки на сторонние адреса. Несколько раз пытался оформить — безрезультатно. Удалось только после того, как доплатил агенту тысячу с лишним рублей за каждый полис. При этом застраховать мотоцикл стоит от 400 до 700 рублей, но агенты повсеместно предлагают помощь за дополнительную плату, в три раза превышающую эти суммы. На вопрос «дадите ли чек за услуги?» они только смеются — никакого подтверждения таких платежей нет.

Примерно так же, по оценке экспертов ОНФ, в Новосибирской области обстоит дело с такси. По словам Антона Канунникова, на 90 процентов таких автомобилей оформлены полисы «автогражданки» с пометкой «не для такси». Впрочем, в этом случае лукавят сами автомобилисты — в этом уверены в РСА, где пояснили: тариф для такси примерно вдвое выше, чем для обычного автомобиля, и частные извозчики чаще всего скрывают, что используют машину в коммерческих целях. При этом сами загоняют себя в угол: в случае чего при выплатах по такому полису могут возникнуть проблемы.

«Есть некоторые категории транспортных средств и автовладельцев, тарифы для которых сильно занижены, — добавляют в пресс-службе РСА. — К ним относятся, в частности, мотоциклы и такси. Так, в некоторых таксопарках за год виновниками ДТП становятся почти 100 процентов водителей. Соответственно, страховщики выплачивают этой категории водителей денег в несколько раз больше, чем получают премий. В результате им невыгодно создавать условия, которые бы привлекли к ним эти категории страхователей».

Выходит, несмотря на свои обязательства, страховщики ищут пути, чтобы заранее возместить общие потери по отдельным категориям. Либо же ставят палки в колеса желающим застраховать мотоцикл или такси.

Правительство России и Центробанк РФ предлагают реформировать систему ОСАГО с либерализацией тарифной политики и в течение переходного периода дать компаниям право самостоятельно устанавливать расценки для различных категорий клиентов и поправочные коэффициенты. Это поможет ввести рынок в законное русло, однако цены на ОСАГО могут значительно вырасти.

Тем временем

Согласно опросу ОНФ, чуть более 15 процентов автовладельцев и мотоциклистов понимают, что ситуация объективно требует государственного вмешательства. Пятая часть опрошенных не слышала о предлагаемых изменениях в законодательство об ОСАГО, и свыше половины опрошенных относится к ним отрицательно.

30.08.18 Российская газета rg.ru

Открытый конкурс, объявленный аппаратом Госдумы РФ, на проведение экспертно-аналитического исследования зарубежного опыта по страхованию объектов массового пребывания людей и на разработку методологии подобного страхования в России был признан несостоявшимся, следует из документации на портале госзакупок.
Заявку на участие в этом конкурсе подал только Финансовый университет при правительстве РФ, который предлагал выполнить услуги за 3 млн рублей. Начальная цена договора составляла 4 млн рублей.

Согласно закупочной документации, исполнитель должен был собрать статистику по нештатным и чрезвычайным ситуациям на крупных объектах недвижимости с массовой публичной доступностью и культурно-массовых мероприятиях в России и мире за последние 10 лет и проанализировать ее, а также изучить опыт США, Великобритании, Германии, Франции в части страхования подобных объектов. После этого, на основе анализа, — разработать российскую методологию механизма страхования ответственности собственников крупных объектов недвижимости в местах массового скопления людей. Отчет должен был быть подготовлен до 30 ноября 2018 года.

Впервые о необходимости национальной программы страхования ответственности организаторов массовых мероприятий заговорили после пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» в 2009 году. Тогда МЧС был разработан законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара», но эта инициатива осталась без развития. Сейчас подобная ответственность перед третьими лицами страхуется в добровольном порядке.

В конце марта 2018 года, после гибели 60 человек при пожаре в кемеровском ТРЦ» Зимняя вишня», Всероссийский союз страховщиков (ВСС) направил в комитет Госдумы по финансовому рынку предложения по организации страхования ответственности владельцев крупных торговых центров, а также по страхованию ответственности организаторов массовых мероприятий. Глава ВСС Игорь Юргенс отмечал, что союз предлагает вмененное страхование, которое обязывает страховать свою ответственность перед посетителями только тех владельцев строений, которые намерены использовать их для организации крупных торговых центров. В частности, речь идет о страховании жизни и здоровья, а также о страховании имущества.

Как сообщалось, после пожара в «Зимней вишне» Генпрокуратурой были инициированы внеплановые проверки пожарной безопасности и соблюдения градостроительных норм в местах массового пребывания граждан, в том числе во всех торгово-развлекательных центрах страны. Всего было проверено 90 тыс. объектов, в том числе свыше 11 тыс. ТРЦ. В ходе проверок выявлено более 280 тыс. нарушений противопожарных требований.

В осеннюю сессию Госдума планирует принять законопроект об усилении пожарного надзора за местами массового пребывания граждан. От проведения парламентского расследования обстоятельств пожара в кемеровском ТРЦ депутаты отказались.

28.08.18 Интерфакс interfax.ru

В обновленный список вошли, в частности, немороженые ракообразные, живые, свежие или охлажденные устрицы, морские водоросли.

Правительство России расширило перечень наименований товарной аквакультуры, которым будет оказываться государственная поддержка страхования. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Согласно документу, перечень дополнен некоторыми видами продукции рыбоводства: немороженые ракообразные, живые, свежие или охлажденные устрицы, морские водоросли, живые, свежие или охлажденные моллюски и водные беспозвоночные, водные растения, морские животные и их продукты, рыбоводная морская икра, личинки, мальки и молодь морской рыбы, морские сеголетки, морские годовики, морская рыба возрастных категорий, морская рыба ремонтного и маточного поголовья.

Госдума в апреле приняла закон, распространяющий принципы господдержки на страхование аквакультуры (товарного рыбоводства). Он вступит в силу 1 января 2019 года.

Закон распространяет государственные субсидии на договоры страхования различного вида выращиваемых рыб (осетровых, лососевых, сиговых, щуковых, угревых и другие), на разведение беспозвоночных (моллюсков, ракообразных, иглокожих) и на макрофиты (ламинарию беломорскую, ламинарию японскую и сахарину японскую). Рисками по договорам страхования, согласно закону, оказываются вынужденное уничтожение объектов товарной аквакультуры или потеря таких объектов по различным причинам.

В отношении объектов товарной аквакультуры договор сельскохозяйственного страхования должен будет заключаться не менее чем на один год.

Кроме того, теперь переработчики продукции рыбоводства будут отнесены к сельхозпроизводителям, что позволит им перейти на уплату единого сельхозналога (ЕСХН).

28.08.18 ТАСС tass.ru

На днях Центральный Банк Российской Федерации внес изменения в порядок оформления электронного полиса ОСАГО. Эта и другие предстоящие меры в отношении системы обязательного автострахования будут способствовать выходу рынка из кризиса и повышению доступности ОСАГО для населения.

Реформы ЦБ РФ в отношении порядка оформления е-ОСАГО, как заявлено регулятором, направлены прежде всего на повышение удобства сервиса электронных продаж «автогражданки» для автовладельцев, а также на защиту от мошеннических схем, с которыми часто сталкиваются участники страхового рынка.

Напомним, что с 2017 года все страховые компании обязаны предоставлять услуги по оформлению электронного полиса ОСАГО. Однако, как выяснилось в ходе различных проверок и мониторингов, потребители электронных услуг все еще сталкиваются с техническими сбоями при оформлении е-ОСАГО, и одна из самым распространенных – невозможность зарегистрироваться в личном кабинете из-за проблем с электронным ключом. Согласно новому указанию Банка России, в ключе электронной подписи теперь будут использоваться только латинские буквы и цифры. По заявлению Банка, эта мера позволит избежать вышеуказанной проблемы.

Нововведения в отношении требований к отсканированным документам, порядок вступления полиса в силу (не ранее 3-х дней с даты его заключения), а также строгая привязка номера сотового телефона к личному кабинету на сайте страховщика направлены на борьбу с злоупотреблениями и нарушениями, выявленными при оформлении е-ОСАГО.

«Высокая востребованность у населения услуги по оформлению е-ОСАГО заставляет страховщиков работать над тем, чтобы сделать ее максимально удобной, доступной и надежной. Банк России старается стабилизировать рынок этого вида страхования, который в последние годы стал для них головной болью из-за крайне низкой рентабельности. Один из инструментов стабилизации – это как раз усовершенствование е-ОСАГО, однако более глобальное значение будет все-таки иметь ожидаемая либерализация ОСАГО», — считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Первым и очень важным этапом реформы по либерализации ОСАГО станет расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз. Это позволит страховым компаниям более обоснованно устанавливать тарифы для различных категорий водителей и транспортных средств с учетом потенциального риска. Сейчас, не имея такой возможности, страховые компании устанавливают тарифы по верхней границе этого коридора абсолютно для всех, чтобы частично компенсировать убыточность по этому виду страхования. Согласно системе, действующей сегодня, базовый тариф привязан к территориальному коэффициенту. То есть компания устанавливает тарифы в рамках тарифного коридора применительно к территории преимущественного использования транспортного средства.

«Система эта не менялась с 2003 года, когда она и появилась. В течение этих лет только незначительно пересматривались тарифы, и все. Это привело к тому, что система стала полностью разбалансированной. Например, в Москве уровень выплат составляет 35-40%, тогда как в проблемном Волгограде – 230%. Очевидно, что территориальный коэффициент при оформлении полиса не отражает реальную нагрузку на страховые компании», — считает начальник отдела методологии Российского Союза Автостраховщиков Михаил Порватов.

Помимо расширения тарифного коридора, изменения коснутся коэффициента «возраст/стаж». Действующие сейчас 4 ступени, понижающие стоимость полиса при увеличении стажа и возраста водителя, не позволяют справедливо и обоснованно определять уровень вождения и соответственно, коэффициент, влияющий на стоимость полиса. Предложенная инициатива по введению 50 ступеней возраста и стажа будет еще одним важным шагом по направлению к индивидуальной стоимости ОСАГО для разных категорий автовладельцев. На первом этапе ценовая разница между ступенями не будет превышать 5%.

Еще одна из инициатив ЦБ РФ направлена на пересмотр условий расчета КБМ (коэффициента аварийности). По мнению регулятора, он должен рассчитываться 1 раз в год независимо от того, какое количество договоров заключалось и расторгалось.

Все эти меры будут способствовать переходу ко второму этапу реформы, а именно к индивидуальной тарификации. По мнению экспертного сообщества, именно индивидуальная тарификация не позволит устанавливать всем водителям тариф по верхней границе, не имея на то оснований. Опытные, аккуратные и безаварийные водители будут платить меньше, а лихачи, неоднократно становящиеся виновниками аварий – больше.

Постепенный характер реформы ОСАГО позволит наблюдать за реакцией рынка на нововведения и при необходимости корректировать действия в отношении тарифов, коэффициентов и прочих условий, влияющих на стоимость ОСАГО, полная либерализация которой будет возможна только при стабилизации ситуации на рынке этого вида автострахования.

Пресс-служба Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»