Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieОни предлагают властям обязать водителей сообщать о происшествии в течение пяти дней.

Страховые компании придумали радикальный способ борьбы с автоюристами, которым пытаются противостоять уже несколько лет. Они предложили Минфину ограничить автомобилистов: ввести пятидневный срок, в течение которого нужно сообщать компании о страховом случае по ОСАГО, т. е. о происшествии. Это следует из проекта поправок к закону об ОСАГО, подготовленных Российским союзом автостраховщиков (РСА). «Ведомости» ознакомились с копией документа, представитель РСА его подлинность подтвердил. Минфин, по словам его представителя, предложения получил.

Действующий закон об ОСАГО ограничивает срок обращения в страховую компанию лишь в одном случае. В течение пяти дней нужно сообщить о ДТП, оформленном без участия сотрудников полиции (так называемый европротокол), рассказывает директор департамента урегулирования убытков розничного бизнеса «Ингосстраха» Сергей Мамаев. Однако оформление ДТП с помощью европротокола требует соблюдения многих условий, поэтому большим спросом он у автомобилистов не пользуется: в прошлом году им воспользовалось 33% водителей, следует из данных РСА.

Пятидневный срок ограничит возможности для мошенничества, рассчитывает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев: норма позволит избежать случаев, когда убыток заявляется через год-полтора, что делают автоюристы или мошенники. Когда прошло столько времени, разобраться в обстоятельствах ДТП страховщикам сложно, а задерживать выплату или отказывать в ней опасно из-за штрафа. Если ограничение будет введено, то, чтобы получить выплату по истечении пяти дней, придется доказать, что возможности заявить об убытке в срок не было, предупреждает Уфимцев. Иначе страховщик будет вправе отказать в выплате, добавляет он.

Представитель Минфина не стал комментировать отношение министерства к инициативе РСА, пообещав, что предложения союза будут рассмотрены. Так же поступит и Центробанк, если получит эти предложения, отмечает его представитель.

Страховщики инициативу своего объединения поддерживают. При несвоевременном уведомлении о ДТП страховщик не может провести более глубокое расследование обстоятельств случившегося, жалуется вице-президент ВСК Василий Бусаров. А представитель «Росгосстраха» считает пятидневное ограничение заботой о клиентах: повреждения будут устраняться оперативно, удастся избежать более серьезных повреждений автомобиля (коррозия, повреждение иных элементов при эксплуатации машины). К тому же при недопонимании норм закона клиенты станут обращаться напрямую к страховой компании, а не к автоюристам, надеется Бусаров.

Норма о пятидневном сроке «абсурдна», спорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Он считает, что таким образом страховщики искусственно сокращают размер своих убытков по ОСАГО, так как часть автомобилистов не будет укладываться в срок. Сейчас подавляющее большинство автовладельцев обращаются в компанию в течение двух месяцев, говорит он, но можно сделать это и позже. А срок исковой давности по ОСАГО составляет до трех лет, напоминает Тюрников.

Страховщики заинтересованы в сокращении сроков для улучшения своих финансовых результатов, уверен Андрей Крупнов, руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России. Чем больше времени проходит с момента убытка до заявления о нем и, соответственно, до его оплаты, тем сильнее впоследствии возрастают резервы по произошедшим, но незаявленным убыткам (РПНУ, оценка возможных выплат по убыткам, о которых страховщик может узнать после отчетной даты). При сильном росте резервов их нужно размещать, объясняет он: «У страховщика возникают бумажные обязательства, которые нужно покрыть реальными активами, и может возникнуть дыра, а также падает прибыль, так как формирование страховых резервов – это расходы». Поэтому идеальным, с точки зрения страховщиков, считается заявление убытка в день ДТП, резюмирует Крупнов.

13.08.18 Ведомости vedomosti.ru

Банк России утвердил два базовых стандарта, подготовленных Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) — по операциям страховых компаний и по их работе с потребителями, сообщает регулятор. На его сайте оба документа опубликованы полностью.

ВСС начал работу над стандартами после реформирования союза в общероссийскую саморегулируемую организацию на страховом рынке. Принятые СРО стандарты обязательны для членов союза по закону.

Оба базовых стандарта будут обязательны к применению по истечении 270 дней со дня их размещения на официальном сайте Банка России, говорится в сообщении регулятора. «За этот период страховые организации обязаны привести свою деятельность в соответствие требованиям стандартов, в частности — обеспечить надлежащее функционирование официального сайта и организовать работу клиентских офисов, утвердить внутренние документы, регламентирующие порядок хранения информации, обучения работников, анализа обращений, а также включить в агентские договоры положение, обязывающее страхового агента соблюдать требования стандартов», — отмечается в комментарии ЦБ.

Положения базовых стандартов применяются к отношениям страховых организаций с получателями страховых услуг, возникшим из договоров страхования, заключенных до даты начала применения стандартов в части, не противоречащей условиям указанных договоров. Базовые стандарты стали результатом почти годовой совместной работы Банка России и ВCC.

Первый стандарт

Первый стандарт — по совершению операций — устанавливает требования к порядку оформления договора страхования. Он затрагивает аспекты уплаты страховой премии и возмещения вреда, в том числе в натуральной форме. Определяется порядок взаимодействия СК со страховыми агентами, условия защиты информации, получаемой страховщиком в ходе деятельности. Также стандарт требует определение имущественного интереса потребителя.

Этот стандарт закрепляет в числе прочего обязанность СК «информировать страхователя о факте просрочки уплаты очередного страхового взноса или о факте его уплаты не в полном объеме, о последствиях допущенных нарушений». Порядок информирования согласовывается сторонами договора при его заключении.

Одновременно документом закрепляется обязанность СК информировать потребителя об ответственности СК за «ненадлежащую организацию и несвоевременную оплату возмещения вреда в натуральной форме» (при организации ремонта автотранспорта — ИФ). Также страховой компанией до клиента доводится порядок предъявления претензий. «В случае утраты документов на страховую выплату страховщик за отдельными исключениями не вправе повторно требовать их предоставления от подавшего лица», — поясняет регулятор.

Первый базовый стандарт также обязывает СК «установить требования к уровню образования и профессиональной подготовки страховых агентов-физлиц или сотрудников страхового агента, если он юридическое лицо, например банк. СК обязана установить взаимодействие с агентами и обучить их.

Второй стандарт

Важнейшей задачей второго базового стандарта, направленного на защиту потребителей, стало информирование потребителя. Этот стандарт предполагает, что «законность, достоверность, добросовестность и полнота сообщаемых сведений должны быть основными принципами предоставления информации рекламного характера, которую распространяют страховые организации, чтобы не злоупотреблять доверием или недостаточной финансовой грамотностью потребителей», поясняет регулятор в своем сообщении.

Базовый стандарт защиты прав и интересов потребителей услуг страховых организаций (как физических, так и юридических лиц) устанавливает важные требования к порядку заключения клиентом и страховщиком договора инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). «В частности, страховая организация обязана предоставить потребителю финансовой услуги дополнительную информацию об особенностях договора ИСЖ, о рисках, связанных с заключением такого договора, об отсутствии гарантирования получения дохода по договору и о порядке расчета выкупной суммы. Кроме того, во время действия «периода охлаждения», когда клиент имеет право отказаться от услуги и получить обратно свои денежные средства, страховая организация обязана связаться с ним и получить подтверждение того, что ему понятны условия договора страхования (включая ограничения, связанные с досрочным отказом от договора страхования)», — поясняется в комментариях ЦБ к документу.

«Все требования будут распространяться и на агентов страховых организаций, предлагающих потребителям соответствующий страховой продукт, включая продажу страховых продуктов через кредитные организации», — подчеркивает ЦБ.

Как уточнила главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова, «работа партнеров страховщиков по единым правилам особенно важна для страховщиков жизни, поскольку порядка 90% продаж таких полисов реализуется через банковский канал». В этой связи, считает аналитик, и все «положения по взаимодействию СК и его агентов, по организации обучения агентов вполне уместны, они также защищающего права потребителей».

Применение базовых стандартов будет способствовать повышению качества финансовых услуг страховых организаций и увеличит прозрачность их деятельности, говорится в сообщении ЦБ.

В свою очередь президент ВСС Игорь Юргенс заявил «Интерфаксу» в пятницу: «На этой неделе президиум ВСС принял решение о разработке еще двух стандартов, которым будут следовать все страховщики РФ, — о внутреннем контроле и о корпоративном управлении. Разработка базовых и внутренних стандартов — основная задача для СРО. Естественно начата была такая работа со стандартов, которые регулируют отношения СК и их клиентов».

10.08.18 ФинМаркет finmarket.ru

Компании просят ЦБ допустить их к старту системы ИПК.

Как стало известно “Ъ”, Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обратился к ЦБ с предложением уравнять права страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в части допуска к индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК) граждан. Страховщики хотят попасть в эту систему в 2020 году еще на этапе формирования ИПК и получить лицензии на осуществление пенсионной деятельности, что открыло бы им доступ к 2,6 трлн руб. накоплений, аккумулированных сейчас в НПФ. В самих фондах скептически отнеслись к инициативе ВСС, заявив, что страховщикам не хватит опыта работы в пенсионной сфере.

В отравленном в пятницу письме (есть у “Ъ”) президента ВСС Игоря Юргенса главе Центробанка Эльвире Набиуллиной речь идет о включении страховщиков жизни в систему ИПК уже на этапе формирования этого капитала. Напомним, в середине июля на совещании у первого вице-премьера—министра финансов Антона Силуанова была согласована базовая конструкция ИПК. По ней пенсионные накопления граждан, аккумулированные негосударственными фондами, будут автоматически конвертированы в ИПК. По данным ЦБ, по итогам первого квартала 2018 года они составили 2,6 трлн руб.

Средства ИПК будут формироваться в НПФ, в которые граждане смогут делать отчисления как через работодателя, так и самостоятельно. В отличие от нынешней накопительной части пенсии, ИПК будет собственностью граждан. На этапе выплат (при наступлении пенсионного возраста гражданина) в систему войдут страховщики жизни, которые смогут оформить накопленные средства в аннуитетные платежи гражданам. Закон об ИПК вступит в силу в 2020 году.

По действующему законодательству массовые выплаты по обязательному пенсионному страхованию, включающему накопительную часть, должны были начаться в 2022 году (когда на пенсию начали бы выходить женщины 1967 года рождения).

Через пять лет к ним должны были присоединиться мужчины того же года рождения. Но теперь эти сроки сдвинутся в связи с изменением пенсионного возраста — доступ компаний к массовым выплатам может еще больше отдалиться. Страховое лобби хочет приблизить эту перспективу и добиться равных прав с фондами, с тем чтобы формировать и хранить пенсионные накопления.

Как сказано в письме, широкий спектр операторов ИПК, включающий не только НПФ, но и страховщиков жизни, «позволит повысить доступность информации об ИПК за счет развитой сбытовой сети страховщиков жизни, а благодаря предложению наряду с ИПК комбинированных продуктов, сочетающих накопительную и рисковую части, приведет к положительному социальному эффекту для потребителя». Кроме того, страховщики жизни намерены разработать специальные пенсионные программы для самозанятых, домохозяек и студентов.

Страховщики жизни, действительно, в отличие от компаний ОСАГО, не успели стать участниками крупных скандалов с невыплатами и банкротствами. По данным ВСС, 24 компании, работающие на рынке страхования жизни, собрали на нем за первое полугодие 2018 года 222 млрд руб. (рост на 42% к тому же периоду 2017 года). Большая часть премий пришлась на инвестиционное страхование жизни — 61%, 136 млрд руб. Сейчас это самый быстрорастущий сегмент страхования, появившийся на рынке несколько лет назад. ВСС предлагает законодательно сделать страховщиков операторами ИПК, разрешив компаниям получение лицензии на осуществление пенсионной деятельности, а для зеркальности ситуации разрешить НПФ получать лицензии на страхование жизни.

Источник “Ъ”, знакомый с ходом дискуссии об участии страховщиков в ИПК, говорит, что ЦБ и правительство не станут менять регулирование для допуска страховщиков в систему на стадии формирования накоплений. В НПФ также скептически относятся к инициативе страхового лобби. «Аргумент, что страховщики имеют необходимый опыт и поэтому их надо допустить в систему ИПК, не выдерживает критики. У них практически нет опыта выплат пенсий, сейчас на весь страховой рынок РФ приходится только около 30 тыс. таких контрактов»,— говорит директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. Кроме того, по его словам, НПФ учитывают пенсионные накопления на отдельном балансе, а в страховой компании они сразу будут направляться в состав собственного имущества, что усложнит участие в системе гарантирования пенсионных накоплений.

По словам главы Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергея Белякова, природа денег, которыми управляют НПФ и страховые компании, принципы их деятельности, условия выплат и, соответственно, требования регулятора к ним существенно отличаются. «Это два разных участника финансового рынка,— говорит он.— Просто взять и разрешить им заниматься общим видом деятельности неправильно, и не уверен, что возможно». «Банк России изучит обращение ВСС»,— сообщили “Ъ” в ЦБ.

13.08.18 Коммерсант kommersant.ru