Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanie

В уходящем году ОСАГО оставалось наиболее проблемным сегментом страхового рынка. Финансовые показатели этого вида страхования оцениваются как крайне неудовлетворительные. Так, за 11 месяцев сборы по автогражданке сократились на 4% при значительном росте на этом фоне общей суммы выплат — на 13%.

Проблемы этого вида страхования тянутся из предыдущих лет. Суть в том, что уже не первый год рост выплат происходит неестественным путем. Он спровоцирован мошенниками, которые нашли способы зарабатывать на страховщиках и потребителях ОСАГО, получая деньги в том числе через судебные процессы.

К такому мошенничеству относятся инсценировки ДТП, фальсификация документов о страховом случае, фабрикация экспертных заключений, а также злоупотребление правом со стороны криминальных автоюристов, которые незаконными методами добиваются через суд взыскания со страховщика сумм. Они зачастую в 2–3 раза превышают застрахованный ущерб. И такая ситуация сегодня наблюдается в 54 регионах РФ. Практика показывает, что очень часто эти деяния являются звеньями одной и той же криминальной схемы, а ее участники входят в одну преступную группу.

Их активность серьезно искажает показатели региональных рынков ОСАГО, ведет к их глубокой криминализации и росту социальной напряженности. Ущерб от таких криминальных схем оценивается ежегодно в 20 млрд рублей.

Весь 2017 год прошел под знаком борьбы с этими проявлениями. По ряду направлений мы видим позитивные изменения.

В первую очередь удалось привлечь внимание руководства страны к это проблеме. Органы власти наконец начали понимать, что ситуация с мошенничеством на рынке автогражданки приобрела недопустимые масштабы и абсолютно нездоровые формы. И это действительно настоящий прорыв.

По поручению президента Владимира Путина организованы межведомственные совещания правоохранительных органов и страхового сообщества, которые уже состоялись в Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах. Все основные проблемные зоны, в том числе в работе страховщиков, автоюристов, а также поведение недобросовестных страхователей были проанализированы. Теперь по ним началась осознанная работа.

Страховое сообщество возлагало большие надежды на реформу ОСАГО, направленную на приоритет натурального возмещения перед денежным. Новая система заработала весной этого года. Однако в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта в Госдуме в него были внесены нормы, которые теперь сдерживают позитивный эффект. Пока, к сожалению, мы не видим большой доли возмещений в натуральной форме. Соответственно, остаются наличные деньги и интерес криминальных автоюристов к ним. И в этом направлении нам есть над чем работать в предстоящий период.

В уходящем году усилия страхового сообщества и регуляторов были также направлены на обеспечение доступности автогражданки. Продолжилась работа системы Единый агент РСА по продажам бумажных полисов в отдельных регионах. Но главным прорывом стали обязательные продажи страховки в электронном виде с 1 января 2017 года — е-ОСАГО. Сейчас покупки достигают нескольких десятков тысяч полисов в день, и это, на наш взгляд, неоспоримое достижение.

Однако е-ОСАГО потребовало значительных материальных и физических затрат от страховщиков и привело новые мошеннические схемы на рынок. Мы направили наши опасения и предложения по данному поводу в Банк России. Рассчитываем, что уже с начала 2018 года появится указание регулятора, которое исключит эти лазейки.

С целью решения проблем ОСАГО союз автостраховщиков подготовил план либерализации тарифов, а также стимулирования ответственного поведения на дорогах. Однако реализация его пока была отложена. Надеемся, что 2018 год станет переломным в этом отношении, и законотворческая деятельность в основном будет направлена в сторону либерализации и перехода к свободным тарифам.

Автор — глава Российского союза автостраховщиков

29.12.17 Известия iz.ru

Это междугородние автобусы и вертолеты

Самыми аварийными видами транспорта в РФ за 2013-2017 годы по количеству погибших и раненых на 1 млн перевезенных пассажиров стали вертолеты и междугородние автобусы, следует из статистики Национального союза страховщиков ответственности по аварийности в рамках обязательного страхования ответственности перевозчиков. На вертолетных перевозках на 1 млн пассажиров приходится 9,4 потерпевших, на междугородних и международных автобусах — 2,84.

Всего, по статистике НССО, в 2013-2017 годах в РФ произошло 10 тыс. 742 происшествия на пассажирском транспорте, 586 человек погибло, 14 тыс. 48 было ранено. Из них большая часть приходится на аварии с автобусами: 8 тыс. 207 события, из них 76% застраховано, 475 погибших (81% застраховано), 11 тыс. 288 раненых (80% застраховано).

Самыми аварийными автобусами стали междугородние и международные, следует из статистики НССО: в 2013-2017 годах на 1 млн пассажиров пришлось 2,84 потерпевших — погибших и раненых. В городских автобусных перевозках на 1 млн пассажиров приходится 0,17 потерпевших, в пригородных и маршрутках — 0,37, а в среднем по автобусам этот показатель составляет 0,24, причем на 1 погибшего приходится 26 раненых.

Самое высокий процент потерпевших — на вертолетах: по даннным НССО, в воздушном транспорте на 1 млн перевезенных пассажиров приходится 9,4 потерпевших, причем число погибших и раненых равно. В статистике НССО по воздушному транспорту преобладают в основном внутренние перевозки вертолетами и незначительное количество самолетами, пояснила ТАСС вице-президент НССО Светлана Гусар.

Также надо учитывать, что доля пассажиров, перевезенных вертолетами, во всех пассажирских перевозках крайне мала, указывает она: в 2016 году, по данным НССО, вертолетами и самолетами было перевезено 3,6 млн пассажиров, застрахованных по закону об обязательном страховании перевозчиков. Для сравнения — автобусами в РФ было совершено 9,4 млрд застрахованных поездок, поездами — 1,025 млрд, троллейбусами — 1,6 млрд, трамваями — 1,4 млрд, водным транспортом — 18,1 млн.

Подавляющее количество перевозок самолетами в статистике не отражены, так как большинство авиакомпании РФ имеют договор страхования в соответствии с требованиями международного законодательства, пояснила Гусар.

«Если у перевозчика, осуществляющего морское или авиасообщение, есть договор страхования в соответствии с требованиями международного законодательства и с покрытием не меньше, чем требует российский закон о страховании ответственности перевозчиков (2 млн руб. на каждого пассажира — прим. ТАСС), то договор страхования по российскому закону (67-ФЗ) такой перевозчик может не заключать. Под эту международную оговорку подпадают все крупнейшие авиакомпании РФ», — сказала она.

Самые неаварийные виды транспорта

Самое низкое число потерпевших — на трамваях: 0,04 на 1 млн перевезенных пассажиров (причем на 1 погибшего приходится 103 раненых), следует из материалов НССО.

Следом по аварийности идут троллейбусы: 0,09 потерпевших на 1 млн пассажиров (38 пострадавших на 1 погибшего), далее железнодорожный транспорт 0,17 потерпевших на 1 млн пассажиров, из них 43 раненых на 1 погибшего, затем автобусы (0,24, 26 раненых на одного погибшего). И, наконец, водный транспорт — 2,3 потерпевших на 1 млн пассажиров, 10 раненых на 1 погибшего. «В статистике по водному транспорту значимую роль сыграло одно происшествие — крушение теплохода «Полесье» на Иртыше под Омском в 2013 году», — отметила Гусар (тогда погибли 6 человек, еще 44 получили травмы).

Выплаты по страховке перевозчиков

Выплата родственникам одного погибшего пассажира в 2013-2017 годах составила 2 млн руб., говорится в материалах НССО (это минимальный лимит по страхованию перевозчика). Средняя выплата пострадавшим составила 201,2 тыс. руб., за вред имуществу пассажира — 10,7 тыс. руб. Компенсация расходов на погребение в среднем составила 28,5 тыс. руб.

Закон об обязательном страховании ответственности перевозчика действует с 2013 года, он был принят после крушения теплохода «Булгария» в 2011 году. По этому закону выплата за гибель пассажира на транспорте составляет 2 млн руб., выплата пострадавшему рассчитывается в зависимости от тяжести травм.

27.12.17 ТАСС tass.ru