Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВерховный суд (ВС) РФ во вторник проголосовал за принятие нового постановления пленума о применении судами законодательства об ОСАГО. В нем суд постарался соблюсти баланс интересов водителей и страховых компаний: ряд ситуаций безоговорочно трактуются в пользу водителей, но приводится немало случаев по защите страхователей от злоупотреблений автолюбителей.

В итоговом тексте осталось 103 из предлагаемых в проекте 105 пунктов. В частности, они разрешают водителю вернуть часть оплаченного ОСАГО после продажи машины, относят к расходам от ДТП не только ремонт автомобиля, но и его эвакуацию и хранение, а также лечение и потерянный заработок пострадавшего.

Также ВС благосклонно отнёсся к отсутствию фото- или видеофиксации автоаварии при упрощенном оформлении ДТП: такой пробел не сможет освободить страховую от выплаты, правда, повлияет на размер компенсации.

В то же время пленум разъяснил, что страховая не обязана восстанавливать аэрографику или иные рисунки на автомобиле, а также освободил страховщиков от выплат за ДТП, совершенные за рубежом.

Возврат ОСАГО

Продавец автомобиля может частично вернуть деньги, потраченные на договор обязательного страхования, постановил пленум.

Он поясняет, что новый владелец транспорта обязан заключать договор об ОСАГО уже от своего имени, а предыдущий хозяин машины имеет право потребовать от страховой возврата денежных средств за период с момента перехода права собственности другому лицу до конца срока договора.

«После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускается. При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить новый договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (пункт 2 статьи 4 Закона об ОСАГО)», – говорится в документе.

При этом ВС разъясняет судам, что «предыдущий владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика, с которым у него был заключен договор страхования ответственности, возврата части страховой премии за период с момента перехода прав на транспортное средство до окончания предусмотренного указанным договором срока, на который осуществлялось страхование».

Без ГЛОНАСС дешевле

Размер страховки снизится, если автоавария не зафиксирована при помощи фото- и видеоматериалов или системой ГЛОНАСС и другими спутниковыми навигационными системами.

ВС напоминает, что пункты 5 и 6 статьи 11 Закона об ОСАГО регламентируют, что при оформлении документов о ДТП без участия полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах повреждения автомобиля, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации. В документе уточняется, что речь идёт о фото- или видеосъемке транспортных средств и их повреждений, а также данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или иных глобальных спутниковых навигационных систем.

«Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, однако его размер в этом случае не может превышать предельного размера страхового возмещения, выплачиваемого в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия», – указывает ВС РФ.

Эвакуация автомобиля с места ДТП

Возмещению подлежат расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП и его хранение, на госпитализацию пострадавших в аварии и на восстановление дорожно-транспортной инфраструктуры, поясняет пленум.

«При причинении вреда потерпевшему возмещению подлежат: восстановительные и иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения. Например: расходы на эвакуацию транспортного средства с места ДТП, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение, стоимость работ по восстановлению дорожного знака, ограждения, расходы по доставке ремонтных материалов к месту ДТП и т.д.», – говорится в документе.

ВС напоминает, что с учетом положений статей 1 и 12 Закона об ОСАГО по договору возмещаются не только убытки, причиненные в результате повреждения автомобиля, но и вред от повреждения или утраты груза, перевозимого в машине, а также ущерб, связанный с повреждением инфраструктуры – объектов недвижимости, оборудования АЗС, дорожных знаков, ограждений и т.д.

Аэрографика и рисунки

А вот расходы на восстановление аэрографики или других рисунков на автомобиле после его попадания в ДТП в ОСАГО не входят, указывает ВС.

«Расходы, необходимые для восстановительного ремонта и оплаты работ, не предусмотренные методикой, не включаются в размер страхового возмещения. Например, расходы по нанесению (восстановлению) на поврежденное транспортное средство аэрографических и иных рисунков», – говорится в документе.

Товарный вид автомашины

Утрата же товарной стоимости автомобиля, в том числе ухудшение его внешнего вида, относится к реальному ущербу из-за ДТП и подлежит возмещению, отмечает ВС.

«К реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта», – говорится постановлении пленума.

Документ уточняет, что утрата товарной стоимости подлежит компенсации вне зависимости от выбора способа возмещения – денежными средствами или обязательством провести ремонт.

«Утрата товарной стоимости подлежит возвещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в установленном законом пределе страховой суммы», – поясняет суд.

Лечение потерпевшего

ВС также указывает, что страховую можно обязать оплатить разницу между полученной выплатой и реальными расходами на лечение и восстановление пострадавшего в ДТП, а также потерей его зарплаты.

«По смыслу пункта 4 статьи 12 Закона об ОСАГО, если дополнительные расходы на лечение и восстановление поврежденного в результате ДТП здоровья потерпевшего и утраченный им заработок превышают сумму осуществленной страховой выплаты, страховщик обязан выплатить разницу между совокупным размером утраченного потерпевшим заработком и дополнительных расходов и суммой осуществленной страховой выплаты», – говорится в документе.

При этом ВС напоминает, что общая сумма страховой выплаты за причинение вреда здоровью потерпевшего не должна превышать предельный размер, установленный статьей 7 Закона об ОСАГО.

Износ деталей

Верховный суд отмечает, что нельзя ставить в автомобиль старые детали при его восстановительном ремонте по страховке.

«Если в соответствии с методикой требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), то при восстановительном ремонте поврежденного транспортного средства не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено только соглашением между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 151 статьи 12 Закона об ОСАГО)», – говорится в постановлении пленума.

ВС также поясняет, что при выплате страхового возмещения на запасные части размер расходов определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

«При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО», – указывается в документе.

В пределах страны

ВС поясняет, что договор ОСАГО не распространяется на случаи попадания автомобиля в аварию за пределами России.

«Договор обязательного страхования не распространяется на случаи причинения вреда жизни, здоровью и имуществу при использовании транспортного средства на территории иностранного государства, в том числе в случае, когда размер ущерба превышает предельную страховую сумму по правилам страхования «зеленая карта» (статья 31 Закона об ОСАГО)», – указывается в документе.

26.12.17 РАПСИ rapsinews.ru

strahovanieПредседатель совета директоров «Росгосстраха» Михаил Задорнов подчеркнул, что компании нельзя рассматривать отдельно

Бизнес-план «Росгосстраха», утвержденный советом директоров 21 декабря, предполагает выход компании совместно с компанией «Капитал страхование» на безубыточность к концу 2018 года. Об этом сообщил журналистам глава ВТБ24, будущий глава банка «Открытие» и недавно избранный председатель совета директоров «Росгосстраха» Михаил Задорнов.

«Мы предполагаем в бизнес-плане, что компания [«Росгосстрах»] вместе с «Капитал страхованием» выйдет «в ноль» по итогам 2018 года», — сказал он.

«Росгосстрах» нельзя рассматривать отдельно, у них с «Капитал страхованием» одна группа, фактически общая инфраструктура, добавил Задорнов.

Бизнес-план предполагает «очень существенные изменения бизнес-модели» «Росгосстраха», сообщил он, не раскрыв сути этих изменений.

«Это задача менеджмента, но там достаточно серьезные изменения бизнес-модели. Цель — сохранить и развить прибыльный бизнес «Росгосстраха» и минимизировать убытки, те линии, те виды страхования, по которым, к сожалению, сейчас есть убытки», — сказал он. На этой неделе будет окончательно утвержден состав правления «Росгосстраха» и компенсационные пакеты правлению, добавил Задорнов.

Основную часть необходимой докапитализации от акционера «Росгосстрах» и пенсионные фонды «Открытия» (НПФ «Лукойл-гарант», «Электроэнергетики», НПФ РГС, вместе с «Росгосстрахом» попавшие в периметр санации «Открытия» Центробанком) получат до конца 2017 года, заявил Задорнов, отвечая на вопрос ТАСС об объеме необходимой докапитализации на 2018 год.

«Росгосстрах», как и пенсионные фонды «Открытия», в основном будут докапитализированы до конца 2017 года. В основном. Подавляющая часть докапитализации пройдет до конца текущего года», — сказал он.

«Росгосстрах» в августе 2017 года попал в периметр санации своего нового собственника — банка ФК «Открытие». Убыток «Росгосстраха» по МСФО в 2016 году вырос в 6,6 раза, до 33,3 млрд руб., причиной в компании называли проблемы рынка ОСАГО. Убыток по РСБУ за 9 месяцев 2017 года вырос на 60%, до 35,3 млрд руб.

В 2017 году, до объявления о санации «Открытия», банк вложил в «Росгосстрах» около 40 млрд руб., еще 24 млрд было вложено в сентябре 2017 года. В декабре ЦБ сообщил о выделении средств на докапитализацию РГС в размере 42,2 млрд руб. НПФам «Открытия», которые также попали в периметр санации, ЦБ выделил 42,9 млрд руб.

«Капитал страхование» (36 место на страховом рынке РФ по сборам, 3,8 млрд руб. за 9 месяцев 2017 года) в 2016 году получило чистую прибыль по РСБУ в размере 1,5 млрд руб. «Капитал страхование» и «Капитал перестрахование» входят в аффилированный с «Росгосстрахом» «КС Холдинг».

25.12.17 ТАСС tass.ru

Страховщики жизни впервые получили запрос регулятора с требованием раскрыть в IV квартале этого года доходность договоров инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), завершившихся в 2016 г. и первой половине 2017 г., сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники.

ИСЖ представляет собой комбинацию классического рискового страхования (риски смерти, дожития, несчастные случаи) и инвестиционного продукта, позволяющего выгодоприобретателю получить дополнительный негарантированный доход, зависящий от динамики выбранного клиентом базового актива (фондового индекса, курса доллара, цен на нефть и проч.). В случае досрочного расторжения договора клиент не получает назад всех уплаченных страховых взносов, но выкупная сумма, как правило, увеличивается пропорционально истекшему сроку страхования. Обычный срок полиса ИСЖ – 3–5 лет.

Центробанк пытается проанализировать возможный градус недовольства граждан доходностью по инвестиционному страхованию в период первых будущих массовых выплат, считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Максим Данилов, на которого ссылаются «Ведомости». Такого же мнения придерживается и президент Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) Александр Зарецкий. «Это единственная цель, которую преследует ЦБ. Все же боятся, что там (в ИСЖ) будут одни нули», – говорит Данилов. Первые массовые выплаты по полисам ИСЖ придутся на 2018–2019 гг., указывал ранее президент ВСС Игорь Юргенс.

В ближайшие 2–3 года на первый план может выйти риск разочарования страхователей результатами ИСЖ, что подорвет перспективы отрасли страхования жизни в целом, отмечали в марте аналитики АКРА.

Возврат вложенной суммы полисом обычно гарантируется, однако потребитель рассчитывает на доход выше депозита, объясняют в АКРА. Доходность по ИСЖ может быть как нулевая, так и 30% годовых, приводит примеры Данилов. Он считает, что примерно у 30% страхователей, которые купили продукт пять лет назад, доходность будет нулевой.

26.12.17 Финмаркет finmarket.ru