Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПрошло полгода после вступления в силу закона об ОСАГО, предусматривающего натуральное возмещение за повреждение авто в дорожно-транспортных происшествиях, если полис заключен после 28 апреля. Как сказались новые правила на автолюбителях и страховщиках, выясняли корреспонденты «РГ».

Лучше не стало

Теперь владельцы свежезастрахованных железных коней не смогут получить компенсацию ущерба после ДТП деньгами, а потом самостоятельно искать возможность привести авто в порядок. Им придется согласиться на ремонт в тех мастерских, с которыми у страховой компании заключен договор. Она и заплатит. Правда, в Приморье на деле почему-то часто выходит по-другому. По-прежнему возможны варианты. Тот случай, когда суровость законов смягчается необязательностью их выполнения? Как поведали корреспонденту «РГ» страховщики, «мало времени прошло после 28 апреля, не у всех еще договоры заключены».

— У нас за полгода только один клиент с полисом, полученным после этой даты, попал в аварию на маленькой машинке. Повреждения были незначительные. Он согласился с той суммой, что мы насчитали, и взял деньги, — признался специалист одной из компаний.

И это далеко не единственный пример.

Агент по автострахованию Екатерина Матвеева рассказала, что новые правила возмещения ущерба по обязательной «автогражданке» прибавили работы. Например, теперь при заключении договора ОСАГО к нему нужно приложить фотографии автомобиля и водительского удостоверения его владельца.

Надо заметить, что пугливые страховщики в большинстве своем выдавали информацию журналисту только на условиях анонимности. Зато откровенно. Итак, для натурального возмещения ущерба по полису у компании должен быть договор со станциями технического обслуживания на оказание ремонтных услуг. Это логичное требование оказалось нелегко выполнить. Страховщиков закон обязывает заключать договор, а мастеров по ремонту авто — нет. Они, ухватившиеся было сначала за возможность иметь гарантированно поставляемых клиентов, теперь поостыли. Причина кроется в стоимости работ. Страховщик норовит уговорить привести в порядок машину за меньшие деньги, чем просят ремонтники. В итоге возникает конфликт.

Кстати, не секрет, что натуральное возмещение обходится компании дороже, чем просто выдача денег владельцу машины. Впрочем, и раньше говорилось о том, что владельцам полисов ОСАГО не доплачивали при наступлении страхового случая. Этим во многом и были вызваны поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но, похоже, проблема не улажена до сих пор.

Кроме того, новое требование использовать при ремонте только новые запчасти часто бывает невыполнимым. А для старых японских машин, которых в Приморье большинство, оно лишнее в принципе. Бывшие в употреблении, так называемые, контрактные запчасти вполне устраивают клиентов и качеством, и ценой. Ремонтников — тоже, но страховая компания платить за «бэушные» детали не хочет.

Зато требование закона найти мастерскую для ремонта не далее чем в 50 километров от места ДТП не вызывает сложностей ни у страховых компаний, ни у владельцев полисов. Равно как и срок ремонта автомобиля: в 30 отведенных на это законом дней авторемонтники укладывались и раньше.

Получите — распишитесь

Весной нынешнего года автолюбитель из Якутска Дмитрий Баствил, одним из первых отремонтировавший по новым правилам попавшую в аварию машину, подробно рассказал в своем интернет-дневнике о том, как все это происходило. По его словам, восстановили авто качественно, и ушло на это всего четыре дня.

«Вот и забрал я ласточку, ремонтом доволен», — заключил свое повествование хозяин автомобиля.

Зато другому якутянину внедорожник Toyota Land Cruiser отремонтировали так, что он намерен обратиться в суд.

— Требовалось заменить разбитый в аварии бампер. После ремонта он стал выглядеть, как новый, но, когда я его осмотрел внимательно, выяснилось, что «мастера» просто залатали старый. Скрепили его проволочками, зашпаклевали, покрасили. На наших кочках вся эта штукатурка быстро осыплется, — рассказал хозяин машины.

По словам автоюриста Дениса Мельникова, число недовольных ремонтом растет. В первую очередь этих людей не устраивает качество используемых для замены деталей. Для многих марок машин найти «родные» запчасти в Якутске сложно, а то и вовсе невозможно. При необходимости автовладельцы заказывают их в других городах, что занимает немало времени. Но закон обязывает страховые компании организовать восстановительный ремонт в конкретные сроки. Поэтому, как отмечает юрист, в ход идут даже детали с авторазбора.

Он назвал еще одну характерную для Якутска проблему.

— У нас в городе очень мало станций техобслуживания, которые полностью соответствовали бы предъявляемым требованиям. По большому счету, к таким я отношу лишь одно предприятие. А спрос-то велик! Вот и вынуждены страховые компании направлять машины на ремонт в плохо оборудованные мастерские, где нет подходящих специалистов, — говорит Мельников.

По его мнению, изменения в законодательстве об ОСАГО как минимум не улучшили положение автовладельцев.

— На первый взгляд, автовладельцам облегчили жизнь: не надо искать запчасти, договариваться с ремонтниками — все это сделают компания и сервис, с которым она сотрудничает. Но разве это плохо, что человек, потратив время на поиски, мог купить гарантированно качественную деталь? Что он мог сам выбрать мастера? А теперь его лишили главного — права выбора. По сути, владельца машины отстранили от участия в манипуляциях с его же собственностью, — отмечает юрист.

За что боролись…

— В мае этого года попала в аварию, — рассказывает «РГ» автолюбительница Анастасия Тарасенко. — Повреждения были незначительные: заменили крыло и покрасили поцарапанный бампер. Ремонтом я удовлетворена.

Она одной из первых в Хабаровске получила натуральное возмещение при ДТП по ОСАГО. И осталась довольна. На местных форумах водители пишут, что стоимость услуг на городских СТО примерно одинакова. Так что, если ремонт сделан качественно, натуральное это возмещение или деньги — особой разницы нет.

А вот страховщики признаются, что все не так гладко. Они не могут договориться с ремонтниками о стоимости деталей.

— Сотрудники сервисов не хотят работать по тем справочникам цен, которые используют в страховых компаниях, — говорит страховой агент Евгения Аникина.

У ремонтников своя правда.

— Цифры в справочниках не соответствуют реальной стоимости деталей. На самом деле запчасти гораздо дороже, — парирует владелец одного из хабаровских автосервисов Владимир Малахов.

По его словам, нужно ежеквартально актуализировать цены. При этом не стоит брать среднюю стоимость детали — важно смотреть на особенности местного рынка.

16.11.17 Российская газета rg.ru

Рассмотрение законопроекта в Госдуме затянулось почти на три года из-за обсуждения стимулирующих мер

Минфин планирует снова включить в законопроект о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций меры, которые будут стимулировать граждан покупать страховку, и рассчитывает на принятие законопроекта во втором чтении весной 2018 года. Об этом сообщил журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев в кулуарах форума «Будущее страхового рынка». Ранее рассмотрение законопроекта в Госдуме затянулось почти на три года в основном из-за обсуждения стимулирующих мер.

«[Мы решили] постараться договориться о введении стимулирующих мер для граждан, которые будут или не будут страховать свое жилье. Мы приняли решение пойти по [этому] пути, хотя переговоры могут занять еще полгода. Мы лучше подождем и примем законопроект, который будет в большей степени направлен на стимулирование», — сказал Моисеев.

Конкретные обсуждаемые стимулы он отказался озвучить, но сообщил, что «основные идеи были заложены в законопроекте, который был внесен правительством в Госдуму». «Переговоры мы ведем, и я, честно говоря, пока воодушевлен их результатом», — отметил он.

В первом чтении законопроект о страховании жилья от стихийных бедствий Госдума приняла в феврале 2015 года, она предполагала, что в случае ЧС новое жилье вместо погибшего в собственность от государства получат только те, кто купил страховку. Остальные могут рассчитывать на новое жилое помещение только на условиях соцнайма (без права продажи, передачи по наследству и т. д.). Предполагалось, что эта мера будет стимулировать граждан страховаться, однако в последней версии поправок ко второму чтению норма была исключена. Позднее обсуждалась идея включить плату за страховку в квитанции за ЖКУ с возможностью отказаться от оплаты.

Как сообщали ТАСС источники, близкие к обсуждению законопроекта, стимулирующие меры в документе вызывали основные дискуссии из-за опасений, что из-за этих мер страхование жилья будет восприниматься населением как квазиобязательное. Но без них версия закона оказывалась нерабочей, указывали страховщики — граждане не будут страховать свое жилье, надеясь на помощь от государства.

Цена вопроса

Страхование жилья от ЧС не будет обязательным, подчеркнул Моисеев. «Поскольку нет обязательного страхования — не должно быть и занижения тарифа по социальным причинам», — сказал он.

Поэтому для таких полисов планируется установить экономически обоснованный, но солидарный (то есть равный для всех регионов РФ) тариф, сообщил он.

«Есть регионы, где каждый год происходят наводнения, и есть регионы, где ЧС не происходят никогда, установление тарифа на одном уровне для тех и других сделает его, по сути, солидарным. По факту это будет означать, что люди из благополучных с точки зрения ЧС регионов платят немножко больше, чем они платили бы, чем если бы он был рассчитан для отдельных субъектов», — пояснил Моисеев. Для отдельных регионов в зонах повышенного риска ЧС экономически обоснованный тариф будет примерно равен размеру возмещения, что сделает страхование бессмысленным, пояснил Моисеев. А солидарность тарифа позволит это урегулировать, распределив убыточность по всей стране, отметил он.

«Тариф в целом по стране должен обеспечивать покрытие необходимой убыточности, которая будет актуарно рассчитана для всей страны», — сообщил Моисеев.

Законопроект о страховании жилья от ЧС был разработан после масштабных наводнений на Дальнем Востоке в 2013 году. Основная цель — снять нагрузку с федерального бюджета по компенсации ущерба гражданам, потерявшим жилье в результате природных катаклизмов, и переложить часть затрат на страховые компании.

15.11.17 ТАСС tass.ru

Объем рисков для потенциального страхования в РФ составляет порядка 500 трлн рублей без учета рисков в сегменте страхования жизни, такую оценку привел вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Максим Данилов на форуме «Будущее страхового рынка». При этом, по его словам, объем экологических рисков в стране, не покрытых страхованием, оценивается в 120 трлн рублей; объем рисков, связанных с возможными повреждениями зданий, строений, иного имущества, — в 133 трлн рублей; совокупные объемы рисков в аграрной сфере страны оцениваются экспертами в 5,6 трлн рублей.

«К этому следует добавить опасность развивающихся киберугроз и возможный ущерб от подобных атак. Эти риски также оцениваются в триллионы рублей, а реальный ущерб от состоявшихся атак уже измеряется в миллиардах рублей», — пояснил М.Данилов.

Он напомнил, что в этом году ВСС заявил о создании проекта, в котором союз выступал бы «держателем глобальных рисков профиля страны». В результате работы по проекту должна появиться карта рисков России. В рамках проекта, по словам М.Данилова, необходимо сформировать план введения рисков в страховое поле. Это будет определяться с учетом общественной значимости защиты от соответствующих рисков и с учетом оценки нагрузки на бизнес и население. После формирования плана поэтапной защиты от рисков необходимо будет внедрить методы стимулирования соответствующих видов страхования, полагают разработчики. Кроме того, важной задачей проекта станет создание базы данных для качественной оценки рисков. Глобальная многопрофильная база поможет страховым организациям точнее формировать свои тарифы и обосновывать учет конкретных рисков в страховых программах. Такие точные настройки обеспечат для определенной категории клиентов страховщиков возможность снижения стоимости страховых продуктов.

Вопросом перехода от политики принуждения к страхованию к политике использования стимулов, включенных в страховые программы, озабочен Минфин РФ.

Как пояснил «Интерфаксу» заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «при доработке законопроекта по страхованию жилья в РФ мы попытаемся найти механизмы стимулирования граждан к страховой защите своей недвижимости через получение определенных преференций». Ранее сообщалось, что при разработке законопроекта на первом этапе страховщики отстаивали идею введения определенных санкций в системе компенсации ущерба для не застраховавших свое жилье граждан.

В свою очередь глава «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК) Николай Галушин сообщил участникам форума о начавшихся консультациях по теме подготовки к введению системы страхования жилья в России с заинтересованными ведомствами. Он добавил, что в законе о деятельности РНПК прямо указана задача перестрахования рисков по закону о страховании жилья (законопроект находится в разработке).

15.11.17 ФинМаркет finmarket.ru