Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСтраховщики предлагают запретить банкам навязывать заемщикам коллективные страховки

Заемщик часто становится страхователем помимо своей воли. И отказаться от такого счастья может не всегда. Страховщики предлагают распространить период охлаждения на коллективные договоры страхования по банковским кредитам. В деталях проблемы разбирался Банки.ру.

А ну-ка, увернись!

С 2018 года должен увеличиться период охлаждения по индивидуальным договорам страхования заемщика — с пяти до 14 дней. У взявшего кредит будет две недели на то, чтобы отказаться от навязанной ему при оформлении страховки и получить назад уплаченную премию. Но возможно это, только если страхователем является сам заемщик, а не банк. Зачастую кредитные организации сами выступают в этой роли, а клиент, берущий кредит, просто присоединяется к договору страховой компании и банка. И вот тут все оказывается гораздо сложнее. Период охлаждения в этом случае не действует, а попытки отказаться от страховки вообще приводят к тому, что банк либо отказывает в кредите, либо предлагает такую ставку, что поневоле сам откажешься.

Если вы добропорядочный клиент с хорошей кредитной историей, теоретически можете пойти в другой банк в поисках лучших условий. На практике «увернуться» от той или иной формы страхования жизни удается редко. Особенно если за последние 5—6 лет у вас были просрочки платежей по кредитам хотя бы на пару дней. Причем страховки могут принимать весьма причудливые формы.

Бессмысленно и беспощадно

Клиенты банков рассказывают увлекательные истории про навязанные им страховки. Один заемщик спустя полгода после оформления кредита внезапно (в банке договор присоединения к страхованию был напечатан очень мелкими буквами и, естественно, не был прочитан) обнаружил, что в его страховку включено… онкострахование. О чем ему никто не удосужился рассказать. Интересно, что и воспользоваться этой полезной опцией в случае критического заболевания клиент бы не смог — просто из-за незнания, что она у него есть.

В другом случае клиентке, подавшей заявку на кредит, менеджер банка, наобещал с три короба: «Это защита для вас: если вы не сможете внести платеж по кредиту, страховая заплатит». То ли по неграмотности, то ли по злому умыслу менеджер весьма солидного банка из числа «системообразующих» не пояснил, что при таком полисе (скорее всего, имелось в виду страхование жизни с опциями защиты от потери работы и от несчастного случая) строго определен перечень страховых случаев.

Например, если работодатель вынудил вас написать заявление на увольнение по собственному желанию, страховки вы не увидите. Не говоря уже о том, что страховщик не будет вас спасать, если вам вдруг не хватило денег на текущий платеж.

Основанием для выплат по вашему кредиту для страховой компании может служить, в частности, увольнение по сокращению штатов или тяжелое заболевание, приведшее к временной или постоянной нетрудоспособности. При этом все должно быть подтверждено документально.

Набор опций, включаемых банком и страховой компанией в страхование заемщика, может быть обширным и разнообразным. Рекомендуется все-таки потребовать заранее текст договора присоединения к коллективному страхованию и внимательно его изучить. Чтобы потом случайно не обнаружить, что вас заодно застраховали от травм на горнолыжном курорте, куда вы никогда не ездите. Или, напротив, не упустить возможности получить страховую защиту там, где она может действительно понадобиться (например, страхование от критических заболеваний).

Однако нужно понимать, что при кредитном страховании выгодоприобретателем всегда является банк, а страховая сумма равна сумме кредита. То есть при наступлении страхового случая деньги получите не вы, а ваш кредитор.

«Переключиться» с группового страхования на индивидуальное, то есть заключить договор напрямую со страховой компанией, в настоящее время невозможно. Можно попробовать расторгнуть договор присоединения. Но за этим, скорее всего, последуют «санкции» от банка, то есть пересмотр условий по кредиту. Не говоря уже о том, что уплаченную премию никто вам не вернет. Обещание заключить прямой договор со страховщиком не спасет. Банк такой вариант не устроит, ведь в этом случае он потеряет свою комиссию, которая зачастую превышает 50%. Опять же теоретически вы можете прийти в банк с уже заключенным страховым договором. Некоторые банки даже принимают такие договоры. Но в большинстве случаев кредитору это неинтересно, даже если в ваш договор включены все риски, на которых он настаивает. Причина все та же — банк теряет немаленькую комиссию в качестве агента страховой компании, а большинство кредитных организаций уже распробовали вкус комиссионного дохода и не хотят отказываться от легкого заработка.

Бочка меда с ложкой дегтя

Для страхового сообщества кредитное страхование — бочка меда с ложкой дегтя. С одной стороны, оно дает доступ к огромной клиентской базе банков, с другой — несет большие репутационные риски. Такая страховка приобретается клиентом неосознанно и почти никогда не пролонгируется. Более того, остается «осадочек» — опять «впарили» ненужное, то есть обобрали. Особенно когда страховая премия составляет треть от тела кредита. С учетом банковской комиссии страховщику достается едва ли половина, так что покрытие по определению оказывается невысоким, откровенно разочаровывающим.

Заботясь о минимизации репутационных рисков, связанных с этим видом страхования жизни, Всероссийский союз страховщиков разработал и направил в ЦБ поправки о двухнедельном периоде охлаждения в коллективных договорах страхования. Об этом сообщил президент ВСС Игорь Юргенс на IV страховом бизнес-форуме «Вызовы года — 2017» в Сочи. По мнению президента ВСС, агрессивность политики банков в отношении коллективных договоров ставит потребителя в дискриминационные условия. ВСС предлагает внести изменения в закон о потребительском кредите, чтобы обязать банки обеспечивать возможность отказаться от такой услуги в течение 14 дней. Или внести поправки в указание Банка России, которым регламентирован порядок действия периода охлаждения по договорам страхования.

Выступая на форуме в Сочи, заместитель директора департамента страхового рынка Банка России Светлана Никитина признала озабоченность регулятора проблемой навязывания банками коллективных договоров страхования. Она подчеркнула, что ЦБ собрал предложения участников финансового рынка по этому вопросу и будет их изучать. При этом Никитина обратила внимание на сложность решения вопроса, ведь расторгать договор должен страхователь, а в данном случае им является банк. К тому же невозможно расторгать коллективный договор ради одного застрахованного заемщика, который хочет выйти из схемы.

Представитель регулятора отметила, что предоставление периода охлаждения — это пока просто социальная ответственность бизнеса. По ее словам, многие крупные банки и страховщики в добровольном порядке предоставляют своим клиентам возможность расторгнуть договор с возвратом премии в течение 30 дней. Но в конечном итоге выбор остается за страхователем, считает Никитина, так как сумма страховой премии соизмерима с переплатой при повышенных процентах без страховки.

Вернуть незаработанное

Что еще могут сделать страховщики и банки в рамках социальной ответственности бизнеса, чтобы улучшить негативное отношение людей к кредитному страхованию? Президент Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) и президент компании «МетЛайф» Александр Зарецкий рассказал о лучших практиках в страховании жизни в России, которые, по его мнению, нужно распространять среди страховщиков.

К таким практикам относятся введение периода охлаждения на 21—30 дней; выдача информационного листка к каждому страховому продукту; welcome call — приветственные звонки новому клиенту со стороны сотрудников страховой компании, чтобы исключить miss-selling. В кредитном страховании Зарецкий также считает очень важной постоянную страховую защиту, не снижающуюся по мере уменьшения тела кредита, — иначе к завершению срока страхования клиент оказывается практически незащищенным при формальном наличии полиса.

Кроме того, президент АСЖ высказался в пользу возврата незаработанной премии при досрочном погашении кредита. Эта тема сейчас широко обсуждается и в банковском, и в страховом сообществе. Для ее реализации необходимо договориться, чтобы страховщики возвращали свою часть незаработанной премии, а банки — часть комиссии. Пока единодушия в этом вопросе не наблюдается.

Впрочем, для реализации большей части этих идей для начала надо распространить период охлаждения на коллективные договоры.

27.09.17 Банки.ру banki.ru

Агростраховщики пытаются удержать объемы сельхозстрахования

Национальный союз агростраховщиков (НСА) готовится обратиться в Минфин с рекомендацией учесть наличие страхового полиса у аграриев при выделении региону, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, помощи. Таких регионов уже 30. По прогнозам урожай в нынешнем году будет рекордным, однако аграрии продолжают страдать без страховых выплат, уверяют на страховом рынке.

Как заявил президент НСА Корней Биждов в рамках страхового форума «Вызовы года 2017», его союз готовит обращение в Минфин и правительство с просьбой обратить внимание, какую часть единой субсидии пострадавшие регионы выделили на страхование, в случае если им будет оказываться помощь при чрезвычайных ситуациях.

По состоянию на середину сентября режим ЧС ввели 30 регионов. В минувшую пятницу на совещании у главы правительства Дмитрия Медведева по вопросам сезонно-полевых работ отмечалось, что в текущем году урожай будет рекордным. Однако в то же время в 16 регионах было зафиксировано 128 вспышек АЧС, в 11 — 32 вспышки птичьего гриппа. «В отдельных регионах произошла полная гибель посевов»,— отмечают в НСА. При этом в текущем году наблюдается серьезное падение агрострахования с господдержкой: по оценке НСА, показатель снизился на 73%. По состоянию на 1 сентября план Госпрограммы развития сельского хозяйства по страхованию с господдержкой выполнен только на 20% — застраховано 815 тыс. га при запланированных 4,1 млн га. Ущерб аграриям уже оценивается в 3,3 млрд руб. Проблемы испытывают 1185 сельхозпредприятий, пострадали 284,6 га посевов.

Как аграрии остались без страховщиков

В августе, в разгар введения режима ЧС в регионах агростраховщики, стремительно теряющие рынок, убеждали государство в необходимости выделения средств на страхование урожая. Одним из последних аргументов тогда стала статистика по Дальнему Востоку: средств, выделенных из бюджета за пять лет на устранение ущерба от ЧС — 3,2 млрд руб.,— хватило бы, чтобы застраховать посевную площадь, втрое превышающую имеющуюся в регионе. Впрочем, статистика выплат не на стороне компаний — государство тратит на субсидии больше, чем аграрии получают от страховщиков в качестве возмещения ущерба.

26.09.17 Коммерсант kommersant.ru

В конце срока действия полиса страховщик гарантирует клиенту выплату вложенных денег, даже если инвестиция оказалась неудачной

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагает классифицировать продукты инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) в зависимости от степени риска стратегии, по которой будут вкладываться деньги клиента. Об этом на конференции в Сочи сообщил вице-президент ВСС Максим Данилов.

Это одно из предлагаемых организацией требований к базовому стандарту раскрытия информации по страхованию жизни, уточнил Данилов, представляя соответствующую презентацию.

ИСЖ активно продается через банки в условиях снижения ставок по депозитам: продукт работает как страховой полис, при этом единовременный взнос клиента инвестируется на фондовом рынке. В конце срока действия полиса страховщик гарантирует клиенту выплату вложенных денег, даже если инвестиция оказалась неудачной, плюс возможна (но не гарантирована) доходность от вложения средств. Взнос в ИСЖ, обычно 300-500 тыс. рублей, в отличие от депозита, не застрахован в Агентстве страхования вкладов.

ЦБ был обеспокоен бурным ростом рынка страхования жизни и рекомендовал ВСС разработать стандарт раскрытия клиенту информации по этому продукту. В частности, как говорил ТАСС запред Банка России Владимир Чистюхин, регулятор не устраивало, что ИСЖ предлагается клиентам как аналог депозита, только с большей доходностью.

Из презентации Данилова следует, что в рамках стандарта предполагается классифицировать продукты по степени риска инвестиционной стратегии, а также рейтинговать страховые компании в зависимости от гарантий, с помощью которых обеспечивается защита капитала. «Очень часто компании <...> защиту капитала строят, допустим, на высококачественных бумагах и ОФЗ, а покупают долговые бумаги компаний третьего эшелона. А клиент этого не знает. Мы считаем, что это принципиально важно», — считает Данилов.

Кроме того, в стандарте предполагается предусмотреть обязанность страховщика раскрывать актив, в который инвестируется взнос клиента. Как пояснил вице-президент ВСС, многие компании используют маркетинговые названия активов, «а что за этим стоит, никто не понимает».

Также, как следует из презентации, союз предлагает выдавать вместе с договором ИСЖ памятки, где будут визуализироваться основные условия полиса. «Договора по страхованию жизни достигают 48 страниц, я такие видел. Понятно, что прочитать такой договор в принципе не очень реально», — пояснил Данилов.

ВСС предлагает ввести после продажи полиса ИСЖ так называемый welcome call — когда клиенту перезванивают и задают ряд вопросов, которые подтверждают, что он осознает все риски приобретенного продукта, говорится в презентации Данилова (такой способ практикует «Сбербанк страхование жизни»).

Об ИСЖ

Страхование жизни несколько кварталов подряд становится одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка РФ: по данным ЦБ, в первом полугодии 2017 года взносы в этом сегменте выросли на 60%, до 141,2 млрд рублей. Рынок растет за счет привлечения людей в инвестиционное страхование жизни (продается через банки, на фоне снижения ставок по депозитам клиентов привлекают потенциально более высокой доходностью, чем по вкладам).

26.09.17 ТАСС tass.ru