Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieДополнительными страховыми услугами пользуются только 17% россиян, чаще всего — для спокойствия. Одним из важнейших критериев для выбора страховой компании опрошенные Ipsos Comcon россияне назвали время работы страховщика на рынке.

Международная исследовательская компания Ipsos Comcon выпустила исследование «РосИндекс» (есть у РБК), в котором она проанализировала данные по пользованию страховыми услугами в России гражданами на добровольной основе в первой половине 2017 года. Эксперты опросили 11 600 респондентов возрастом 16–75 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек, и пришли к выводу, что страховые продукты не пользуются большим спросом среди россиян. Только у 17% респондентов оказался действующий страховой полис помимо ОМС.

Как выбирают страховщика

Ipsos Comcon задала уже оформившим страховой полис респондентам вопрос, что стало для них ключевым фактором при выборе того или иного страховщика. Чаще всего обращают внимание на хорошую репутацию компании (38%) и на ее известность (28%). Самой узнаваемой страховой компанией, по данным исследования, стал «Росгосстрах». В последнее время, впрочем, эта компания все чаще упоминается в связи с ситуацией вокруг санации банка «Открытие», который владел долей почти в 20% в уставном капитале страховщика.

Также в топ-10 по узнаваемости попали «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Сбербанк Страхование», «Согласие», «ВТБ Страхование», «Согаз» и «Спасские ворота». По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», страховым компаниям «ВТБ Страхование», «Ингосстрах», «Согаз» присвоен высший рейтинг надежности ААА, компаниям «Сбербанк Страхование», «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия» — рейтинг АА, компании «Спасские ворота» — рейтинг А, «Росгосстраху» — ВВВ+, а «Согласию» и «Ренессансу» — ВВВ.

«В первую очередь надо смотреть на рейтинг, потому что аналитики учитывают множество финансовых показателей, в которых потребитель может запросто запутаться», — говорит управляющий директор по рейтингам страховых компаний RAEX Алексей Янин. А вот узнаваемый бренд, по его мнению, не определяет надежность страховой компании, а даже отвлекает и обманывает клиента.

Третий по значимости критерий при выборе страховщика, по мнению самих клиентов, — это срок существования компании на рынке: его выделили 20% опрошенных Ipsos Comcon. Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь ​Юргенс советует обращаться к тем, кто занимается страховой деятельностью более десяти лет. А вот клиентское обслуживание (приемлемые тарифы, быстрое оформление, оперативность при страховом случае и вежливое отношение) заботит пользователей страховых услуг реже — от 10 до 19%, заключают эксперты из Ipsos Comcon.

Для спокойствия

По итогам исследования выяснилось, что большинство россиян, купивших дополнительную страховку, сделали это для своего спокойствия (17%). Еще 13% респондентов, оформивших полис, признались, что для них главным стимулом была защита имущества. 8% россиян купили страховку по требованию банка, в котором они оформляли кредит, и лишь 11% респондентов заявили, что приобретают полис в превентивных целях, чтобы не остаться без денег в сложной ситуации (6%) и защитить семью (5%). Остальные россияне называли более специфические причины покупки дополнительной страховки, поэтому формировать из них отдельные группы авторам исследования не удалось.

В это же время респондентов, которые вообще не видят смысла и выгоды в страховке, намного больше — 21% из тех, кто не пользуется страховыми услугами в принципе. Еще 15% незастрахованных респондентов заявили, что считают услуги страховых компаний неоправданно дорогими, 13% — что они никогда не думали о приобретении страховки, 11% — что они ​просто не доверяют страховщикам. Примечательно, что 7% опрошенных связали отсутствие дополнительной страховки с «боязнью накликать беду».

Много или мало?

Несмотря на небольшую долю россиян, пользующихся страховыми услугами, эксперты отмечают, что такой показатель является достаточно высоким для России. По словам Игоря Юргенса, еще четыре-пять лет назад уровень проникновения страховых продуктов в стране едва достигал порога в 10%. «Русскому человеку было очень сложно привить дисциплину страхования жизни, здоровья и имущества. Мешал менталитет под лозунгом «авось пронесет», — объясняет Юргенс. Основным драйвером роста клиентской базы страховщиков стало увеличение среднего класса и располагаемых у них доходов в предыдущие годы, считает Юргенс.

Несмотря на небольшую долю обладателей страховок, объем продаж страховых продуктов в 2017 году растет. По итогам первого полугодия страховщики оформили 88,5 млн договоров, что, впрочем, не тождественно количеству покупателей, так как один клиент мог приобрести несколько страховых продуктов, — это на 25,5% выше показателя за аналогичный период в прошлом году, говорится в последнем ежеквартальном отчете Центробанка. По данным регулятора, абсолютным лидером по количеству заключенных договоров по разным видам страховых продуктов является «АльфаСтрахование» — 19,9 млн. Двузначный порог также преодолел «Росгосстрах» — 10,8 млн. На третьем месте — ВСК (6,8 млн). С остальными страховыми компаниями из топ-15 россияне заключили от 1 млн до 7 млн договоров.

Отдельно стоит отметить роль крупных банков в развитии страхования в России: они активно предлагают некоторые страховые продукты своим клиентам, говорит заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Евгений Ниссельсон. «Широкая банковская сеть по стране позволяет сделать страховые услуги доступными большему количеству россиян», — говорит эксперт. Из топ-15 по количеству проданных договоров треть приходится на банковские подразделения финансовых групп Альфа-банка, Сбербанка, ВТБ, «Ренессанса» и «Тинькофф», следует из отчета ЦБ.

Какие страховые продукты берут чаще

Аналитики из рейтингового агентства АКРА прогнозируют дальнейший рост страхового рынка за счет активного участия банков в продаже полисов. Сейчас банки продвигают инвестиционное страхование жизни как альтернативу депозитам и вкладам, говорится в их прогнозе состояния рынка на 2016–2020 годы.

«На фоне общего снижения ставок по депозитам полисы инвестиционного страхования жизни действительно для многих представляют сейчас интерес, так как доходность по ним может быть выше, чем по стандартным депозитам», — говорит Ниссельсон. Преимуществом ИСЖ считается гарантированный возврат капитала, инвестиционная доходность, а выплата не облагается налогами, уточняет официальный представитель «АльфаСтрахование-Жизнь» Юрий Нехайчук.

В Банке России считают, что страхование жизни остается единственным значимым драйвером роста, и связывают это с ростом вовлеченности населения в ИСЖ на фоне сохранения невысоких ставок по депозитам. За первое полугодие ИСЖ обеспечило 93% совокупного роста страхового рынка. По данным регулятора, взносы в этом сегменте выросли на 60% по сравнению с аналогичным периодом и составили 141,2 млрд руб. По прогнозам АКРА, страхование жизни к 2020 году вырастет еще на 10%, до 23% в общей структуре рынка. По объему премий страхование жизни уже сместило с лидерской позиции ОСАГО, по которому взносы снизились на 4%. Отрицательную динамику также показало страхование наземного транспорта — 6,6%. Положительную продемонстрировало лишь ДМС — на 7,5%.

Впрочем, у полисов ИСЖ есть ряд минусов, о которых эксперты призывают не забывать. Так, в отличие от банковского вклада этот инструмент не страхуется АСВ. Также полис ИСЖ нельзя досрочно расторгнуть без потерь. «Если вы открыли депозит, то в любой момент можете потребовать вернуть свои деньги обратно, потеряв только инвестиционный доход. В случае с досрочным расторжением страховой программы вы можете потерять большую часть взносов», — объяснил ранее РБК президент Ассоциации страховщиков жизни Александр Зарецкий.

Кроме того, наряду с позитивным прогнозом по увеличению доли ИСЖ в структуре страхового рынка к 2020 году, аналитики АКРА в одном из своих отчетов за весну 2017 года предупреждали о возможном пузыре в этом инструменте. По мнению рейтингового агентства, страховщики и банки последние несколько лет слишком агрессивно навязывают клиентам ИСЖ, расписывая его достоинства перед депозитами или вкладами. В результате завышенные ожидания могут не оправдаться, что чревато падением спроса на этот вид страхования и сокращением выплат и премий.

01.09.17 РБК rbc.ru

Страховая отрасль продолжает увеличивать сборы. По данным ЦБ, за первое полугодие 2017 года объем премий на рынке вырос на 9,5%, до 646 млрд руб. Почти весь рост обеспечило страхование жизни. Как говорят на рынке, такие продукты поддерживаются премиальным клиентским сегментом в 10–12 млн человек. ОСАГО, в свою очередь, тянет рынок вниз — на него приходится почти треть всех выплат. Аналитики разочарованы статистикой и ждут, что рост рынка «на жизни» скоро схлопнется.

Совокупные сборы на рынке в первом полугодии 2017 года составили 646 млрд руб. (рост на 9,5%). Компании заключили 88,5 млн договоров (рост на 25,5%). ЦБ называет единственным значимым драйвером роста страхование жизни, которое обеспечило 93,3% увеличения сборов. Взносы в этом сегменте выросли на 52,4 млрд руб., или на 60%, до 141,2 млрд руб. «Такая динамика связана с ростом вовлеченности населения в инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) на фоне сохранения невысоких ставок по депозитам»,— говорится в сообщении ЦБ.

В итоге страхование жизни заняло первое место по сборам (с долей рынка 21,9%), сместив прежнего лидера — ОСАГО. «Мы прогнозировали рост взносов по страхованию жизни на уровне 30%, но он превзошел наши ожидания вдвое»,— заявил “Ъ” глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. ИСЖ уже несколько лет основной драйвер роста рынка (+66% в 2016 году), но в ВСС отмечают, что роль сегмента в экономике невелика — он в основном интересует «премиальных» клиентов (10–12 млн человек).

Страховые резервы компаний по этому виду равны 500 млрд руб. (около 0,5% ВВП). Для сравнения, например, в Польше — 4,5%. «Страховщики жизни в среднесрочной перспективе утроят объем “длинных денег”, инвестируемых в экономику,— ожидает господин Юргенс,— это обусловлено снижением ставок по депозитам банков. Страховщики активно инвестируют в облигации, доход по которым выше депозитов на 1–1,5 процентных пункта».

На рынке ожидают, что сборы в страховании жизни продолжат расти, но аналитики с этим не согласны. Как говорит директор группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин, рост на страховании жизни «начинает постепенно выдыхаться», а данные страховой отчетности за полугодие «являются в основном разочаровывающими и в некоторой степени странными». Так, среди крупных сегментов отрицательную динамику показывают страхование имущества юридических лиц (–14%), автокаско (–7%) и ОСАГО (–4%). «Если первый сегмент является достаточно волатильным, так как зависит от крупных договоров, а в автокаско, по-видимому, продолжается снижение средней премии, связанное с распространением франшиз, то данные по ОСАГО озадачивают»,— говорит эксперт. Число договоров по ОСАГО выросло на 8% — это связано с запуском системы «Единый агент» и обязательной продажей электронных полисов. Но средняя премия снизилась на 11%, что совершенно неожиданно ввиду высокой убыточности сегмента. Если это следствие применения коэффициентов «бонус-малус», то можно говорить о существенном дисбалансе в системе. В ВСС снижение премии объясняют ростом электронных продаж ОСАГО — при этом клиенты вводят неверные данные, например, по территории использования автомобиля — чтобы снизить размер премии.

Тем временем ОСАГО обеспечивает почти треть выплат страховщиков — 103,6 млрд из 274,3 млрд руб. И если общие выплаты выросли на 12%, то выплаты по ОСАГО — на 33,7%.

01.09.17 Коммерсант kommersant.ru

Все активы «Алросы» застрахованы в «Согазе»

Лимит страховой суммы, на которую был застрахован в компании «Согаз» принадлежащий «Алросе» рудник «Мир» в Якутии, превышает 10 млрд рублей, сообщил в ходе телефонной конференции президент алмазодобывающей компании Сергей Иванов.

«Полис покрывает компанию от всех рисков (подземные риски — прим. ТАСС). Насколько я помню, лимит превышает сумму в 10 млрд рублей. Есть сублимиты на ликвидацию последствий аварии. Рудник застрахован по восстановительной стоимости», — уточнил он.

После телеконференции официальный представитель «Алросы» сообщил ТАСС, что все активы «Алросы», включая рудник «Мир», застрахованы в страховой группе «Согаз». «Условия страховой программы предусматривают страхование на условиях «от всех рисков» и оценку ущерба по восстановительной стоимости. Лимит ответственности по одному страховому случаю установлен в размере 10,5 млрд рублей», — сказал собеседник агентства.

Уведомление о произошедшем событии было направлено в «Согаз» в первые дни после аварии, уточнил представитель «Алросы». «На руднике уже побывали представители страховщика. В настоящее время проводится оценка ущерба и готовятся документы, необходимые для урегулирования убытка», — добавил он.

31.08.17 ТАСС tass.ru