Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieЦБ запускает «дочку» для санкционных рисков

Банк России сообщил о решении создать Национальную перестраховочную компанию (НПК), определено и первое лицо перестраховщика. К осени им станет нынешний первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин. Под его началом НПК будет осуществлять неприятную для страховщиков функцию — размещать у себя десятую часть рисков, подлежащих перестрахованию. Компании надеются, что Николай Галушин сделает эту процедуру понятной и прозрачной, а НПК не будет наращивать объемы своего навязанного государством партнерства.

ЦБ в пятницу принял решение о создании НПК, одобрил устав компании и назвал ее руководителя. Им станет Николай Галушин, который сейчас занимает пост первого зампреда правления СОГАЗа. Как сообщил «Ъ» господин Галушин, «отношения по переходу из СОГАЗа в НПК будут формализованы контрактом в конце августа — начале сентября». Николай Галушин ранее работал в «Ингосстрахе», год возглавлял представительство этой компании в Китае, был заместителем гендиректора «Ренессанс Страхования», а с января 2012-го входит в состав правления СОГАЗа. «Мне волнительно покидать СОГАЗ,— говорит он.— Но я покидаю компанию воодушевленным, потому что берусь за масштабный стартап и надеюсь сделать эту работу хорошо».

НПК, по замыслу ЦБ, действительно выглядит масштабным проектом. Согласно оперативно принятому в этом году закону, перестраховщик создается в виде «дочки» ЦБ. Ее объявленный уставный капитал составит 71 млрд руб., компания будет размещать у себя риски клиентов, подпавших под санкции, а также перестраховывать риски госзаказов и жилье граждан от чрезвычайных ситуаций (последнее — когда будет принят закон о масштабном страховании недвижимости в РФ).

НПК будет собирать со страховщиков десятую долю объема их перестрахования — и это, напомним, особенно не нравилось участникам рынка. Традиционно большинство крупных рисков размещается страховщиками у иностранных партнеров. Именно их нежелание страховать санкционные риски и стало причиной создания НПК. Как сообщалось при принятии закона, за последние три года компании передали в перестрахование за рубеж рисков на 260 млрд руб. Ожидается, что перестраховочная премия НПК только по санкционным рискам составит 5 млрд руб. в год.

Опрошенные «Ъ» участники рынка называют господина Галушина «профессиональным страховщиком, удачным переговорщиком и талантливым управленцем». Однако они по-прежнему не рады навязанной регулятором норме о десятой доле бизнеса, уходящей в перестрахование. «Мы всегда были не в восторге от этой идеи с НПК,— говорит глава «Ингосстраха» Михаил Волков.— Я по-прежнему считаю, что ее создание не поможет полностью решить проблемы санкционных рисков по причине нехватки емкости». По его словам, по нормативам на удержание одного риска НПК может разместить у себя только 10% от капитала — по 7 млрд руб. на риск по одному договору. «А у нас есть риски под 200 млрд,— говорит господин Волков.— Но так как закон принят, мы будем его выполнять и рады приходу в НПК одного из самых высокопрофессиональных людей на этом рынке».

«В законе сказано, что НПК следует условиям основного партнера страховщика по договору,— говорит глава «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов.— В этом смысле я не вижу особых проблем с передачей обязательств в НПК, единственный риск — это усиление зоны влияния перестраховщика, сейчас это 10%, как бы не стало больше».

Как рассказал «Ъ» вице-президент страхового брокера «Марш» в России Армен Гюлумян, вызывают вопросы распространение действия закона о НПК на уже заключенные договоры. НПК начинает свою деятельность с 1 января 2017 года, но с 1 января 2018 года действие закона «распространяется на отношения, возникшие из договоров перестрахования, заключенных до 1 января 2017 года». «Существуют проекты на долгосрочной основе, в частности строительные, где срок действия договора перестрахования равен сроку стройки,— поясняет господин Гюлумян.— Если по ним премия уже заплачена перестраховщикам, каким образом передать и оплатить 10%, положенные НПК?» «Перестрахование может иметь сложную структуру,— говорит Армен Гюлумян.— В итоге один и тот же риск может проходить несколько этапов перестрахования. Не получится ли так, что НПК на каждом этапе будет претендовать на 10%?» «Большинство договоров перестрахования страховщики размещают при помощи брокеров. Как будет устроено взаимодействие НПК с брокерами?» — задается вопросом глава Ассоциации профессиональных страховых брокеров Юрий Бугаев.

На все эти вопросы предстоит ответить команде Николая Галушина. По его словам, на первом этапе в ней будет 20-25 человек, приглашенных со всего рынка, в том числе и из СОГАЗа. «На полную загрузку НПК выйдет в 2018 году»,— говорит он.

01.08.16 Коммерсант kommersant.ru

Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников о новых поправках к ОСАГО

Новые поправки в закон об Обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) обрели юридическую силу. Об этом сообщил регулятор страхового рынка Центробанк. Теперь страховым компаниям разрешается отказывать в выплате клиентам, если те не предоставили попавший в аварию автомобиль на осмотр. Инициатором изменений выступил Российский союз автостраховщиков (РСА). Заявленная цель — борьба с «черными юристами», которые отсуживают у страховых компаний значительные суммы, пользуясь законодательными «дырами». Только за прошлый год автоюристам удалось взыскать со страховщиков свыше 10 миллиардов рублей.

Как отреагирует рынок автострахования на поправки в законе и что изменится для автовладельцев — об этом «Ленте.ру» рассказал руководитель Ассоциации защиты страхователей, автоюрист Николай Тюрников.

«Лента.ру»: В чем заключается новый порядок урегулирования убытков по ОСАГО?

Тюрников: Если вкратце, то гражданину теперь нет смысла проводить независимую экспертизу. Ее результаты просто не будут учитываться страховой компанией. Машину после ДТП необходимо предоставить страховщикам для осмотра, они же произведут оценку. На мой взгляд, это существенный шаг назад. Весь мир давно уже отошел от системы централизованного возмещения ущерба. Нет страны, где граждане доверяли бы своим страховым компаниям — это нормально. Именно поэтому люди обращаются к независимым экспертам, а российских водителей такого права лишают.

РСА утверждает, что поправки направлены против «черных юристов», которые «кошмарят» бизнес страховых компаний, завышая стоимость ремонта при помощи нечестных экспертиз. Мошеннические схемы действительно угрожают обвалить рынок?

Вокруг «черных юристов» создана искусственная шумиха, проблема сильно раздута. Я давно слежу за страховыми компаниями, им всегда что-то мешает работать. Раньше они обвиняли Госдуму в том, что она принимает неправильные законы. Потом им не угодил Совет Федерации. Теперь вот «черные юристы» виноваты. Откровенно говоря, этот закон является примером выдающегося лоббизма. Потому что изначальный законопроект депутатов Лебедева и Нилова вообще не касался автоюристов. Он включал в себя лишь требование не менять базовые тарифы ОСАГО чаще раза в год.

Как скажется вступление закона в силу на бизнесе автоюристов?

Отчасти он навредит тем автоюристам, выкупающим право требования страхового возмещения у автовладельцев, которые не хотят или не имеют времени самостоятельно ходить по инстанциям. Но подавляющее большинство юристов, специализирующихся на тяжбах со страховщиками, вступают в дело, когда страховые компании уже подсчитали ущерб — и их клиент не согласен с итоговой суммой выплаты. Так что эти поправки не станут для страховщиков панацеей от судебного преследования, но вот автовладельцев они лишают существенного удобства.

Для автомобилистов все ограничится невозможностью продажи права взыскания убытков сразу после аварии?

Боюсь, что не только: закон возводит существенные препоны для защиты прав потребителей. Страховые компании получили возможность как угодно выкручивать руки. Уже два года мы наблюдаем тенденцию переноса центров урегулирования убытков на максимально возможное расстояние от регионального центра. Хочешь представить битый автомобиль на осмотр? Пожалуйста, привези его за 600 километров. И если раньше человек в ответ на такое требование просто сплевывал в сердцах и обращался в ближайший независимый центр экспертизы, то теперь ему действительно придется ехать.

А что ждет автомобилиста в этом центре? В Москве, например, люди просиживают там по шесть часов в очередях. Все это создает питательную среду для впаривания клиентам различных дополнительных услуг. Нет времени торчать в очереди? Закажите осмотр в нашей дочерней экспертной компании и так далее. Механизм такой же, как при дефиците операторов ОСАГО в ряде регионов — страховщики вынуждают людей приобретать полисы с кучей «допов».

Как вы оцениваете другую инициативу РСА, которая даст право страховым компаниям выбирать форму возмещения для страхователя — денежную выплату или ремонт машины?

Категорически против. Таким образом страховщики создают себе плацдарм для дальнейших злоупотреблений. В законе указано, что это должна быть ремонтная станция, с которой у компании заключен договор. Но почему автомобилисты должны доверять выбору страховых компаний? Что если это какой-нибудь гаражный автосервис? Обращу внимание на то, что РСА разрабатывает законопроект, снимающий со страховых компаний ответственность за произведенный на этих станциях ремонт. И опять это проводится под соусом борьбы с «черными юристами». То есть страшилка используется для маскировки реальных проблем рынка автострахования.

А реальные проблемы — это какие?

Основная проблема ОСАГО — тотальные недоплаты страховщиков автовладельцам. Фактически автострахование не служит своей прямой цели возмещать убытки после ДТП. В настоящее время «автогражданка» — это некое странное упражнение с деньгами. Мы с вами платим страховщикам, те считают наши средства своими, расценивая каждую выплату как проигрыш, убыток.

Однако, согласно данным РСА, средняя выплата по ОСАГО неуклонно растет. В июне она повысилась на 43 процента.

Цифры впечатляют, но в действительности этот рост — эффект низкой базы. Раньше страховые компании могли насчитать автомобилисту 30 процентов реальной суммы, необходимой на ремонт. Даже если добавить еще 43 процента, на восстановление машины все равно не хватит. Кроме того, цена полиса повысилась вдвое с октября 2015 года. Плохо, когда выплаты растут догоняющими темпами. К сожалению, при существующем подходе страховщиков к ОСАГО разница между суммой страховых премий и выплатами сохранится.

Какой подход к ОСАГО был бы правильным?

Страховые компании должны научиться работать с бизнес-моделью, при которой деньги они получают на время — и лишь затем, чтобы вернуть их нам в виде страховых выплат. Сейчас уровень выплат колеблется от 40 до 60 процентов, а в Европе достигает 90-100 процентов. Там страховщики отказались от идеи зарабатывать на разнице премий и выплат. Это неразвитость на самом деле. Она порождает недовольство клиентов, судебные тяжбы и даже пресловутых «черных юристов». Теперь во всем мире в ходу банковская схема: страховые компании зарабатывают на том, что временно держат у себя деньги, словно депозитный вклад. Причем банки за это клиентам еще доплачивают, и страховщики, если вдуматься, должны поступать так же.

29.07.16 Лента lenta.ru