Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Депутаты предлагают расширить круг автовладельцев, которых освободят от прохождения от техосмотра.

Техосмотр для автовладельцев, проходящих плановое обслуживание у дилеров, предлагается отменить. Ещё может быть ликвидирована норма, по которой при покупке полиса ОСАГО автовладелец должен предоставить действующий не менее шести месяцев талон техосмотра. Думский комитет по транспорту рекомендовал принять эти поправки в закон о техосмотре. Участники рынка называют поправки «техническими» и говорят о многочисленных проблемах в связи с реформой закона, а аварийность из-за неисправных автомобилей выросла на 30%.

Поправки в закон «О техосмотре» подготовили глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина и ее первый заместитель Владислав Резник. Авторы предлагают разрешить заключать договоры ОСАГО без предъявления талона техосмотра на срок следования к месту проведения ТО или регистрации автомобиля. Кроме того, документом предлагается исключить необходимость проведения техосмотра для транспортных средств, не подлежащих регистрации в России, и расширить полномочия Российского союза автостраховщиков (РСА) по контролю деятельности операторов техосмотра. Первичная версия законопроекта была внесена в Госдуму еще в марте этого года, в конце апреля документ прошел первое чтение, а ко второму вносится уже с серьезными дополнениями.

Ключевой поправкой станет отмена ТО для добросовестных автовладельцев, которые ежегодно проходят техобслуживание у официального дилера и делают соответствующие отметки в своих сервисных книжках.

Согласно действующему законодательству от техосмотра сейчас освобождены лишь владельцы автомобилей не старше трех лет. Новые поправки затронут все транспортные средства вне зависимости от их возраста. «Мы разрешили этим дилерам проводить техосмотр. При этом они обязаны аккредитоваться, и, когда хозяин автомобиля проходит ТО, он будет вправе получить талон техосмотра или диагностическую карту, которая приравнивается к ТО», – заявил в среду глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, который курирует законопроект, и рекомендовал принять его и во втором, основном, чтении.

Думский комитет по транспорту поддержал и ряд поправок, предложенных Российским союзом автостраховщиков (РСА). Одним из новшеств станет отмена нормы, по которой автовладелец при покупке полиса ОСАГО должен предоставить страховой компании действующий не менее шести месяцев талон техосмотра. «Данное требование вынуждает автовладельцев досрочно проходить технический осмотр», – считает президент РСА Павел Бунин. Кроме того, думский комитет поддержал предложенные РСА изменения, позволяющие страховым компаниям заключать договор ОСАГО при предъявлении страхователем диагностической карты вместо талона ТО.

Еще одно нововведение, инициированное РСА, предусматривает заключение договора ОСАГО без предъявления талона ТО на срок следования к пункту техосмотра или регистрации автомобиля.

Авторы законопроекта предлагали ввести такую отсрочку на 15 дней, однако в итоге комитет увеличил этот срок еще на 5 дней. «Мы еще раз посмотрели внимательно и приняли решение, что за 15 дней собственник может и не успеть оформить все необходимые документы, и установили срок в 20 дней», – отметил глава думского комитета. «Одним словом, мы упростили прохождение техосмотра. Думаю, что после этого граждане России скажут «спасибо», – подытожил Москвичев. Ожидается, что законопроект будет рассмотрен Госдумой в начале июля, то есть до конца весенней сессии.

Эксперты считают, что новые поправки не облегчат жизнь автовладельцам. «Учитывая безобразную ситуацию в техосмотре, они никак положительно на него не повлияют. Это какие-то косметические нюансы и скорее симуляция бурной деятельности тех структур, которые лоббировали сегодняшнюю модель. Ничего кардинального с точки зрения вернуть технический смысл и систему, обеспечивающую безопасность дорожного движения, не вносится, – считает гендиректор союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. – К примеру, поправка, разрешающая заключать договор ОСАГО на срок 20 дней без талона ТО, по сути, бессмысленна. Сегодня рекламные агенты предлагают доставить на дом и полис, и талон ТО. Тогда какова ценность этой поправки».

По мнению Зайцева, нынешняя система техосмотра неэффективна.

«Понимание этого факта сейчас созревает уже на серьезном политическом уровне. Это подтверждает и статистика ГИБДД, показывающая, что число автокатастроф по техническим причинам растет на 30–50% (по данным ГИБДД, число таких ДТП с пострадавшими выросло на 30%, а количество погибших – на 60%. – «Газета.Ru»). Это звонок о том, что техосмотра в России нет и системы, которая могла бы его обеспечивать, тоже нет», – отметил он.

По мнению Зайцева, к сентябрю в закон «О техосмотре» могут быть внесены очередные поправки. «Необходимо аккредитацию техцентров, которая сегодня порождает лотки по продаже талонов ТО, передать из РСА в независимую госструктуру, например «Росаккредитация». На сегодняшний день у нас нет оценки соответствия операторов техосмотра, зато есть рост точек продаж. Необходимо отделить процедуру торгового взаимодействия агентской сети страховых компаний по распределению полисов от тиражирования распределения талонов. Для этого надо убрать бумажные талоны и передавать информацию операторами техосмотра в единую базу данных МВД в электронном виде», – отметил глава союза.

В конце июня 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал закон о передаче обязательного техосмотра автомобилей из ведения МВД коммерческим техцентрам. Кроме того, была отменена процедура ТО для новых автомобилей, а заключение договора ОСАГО разрешили только после прохождения техосмотра. Закон вступил в силу 1 января 2012 года. Он существенно расширил полномочия РСА, которому была поручена аккредитация станций инструментального контроля, ведение их реестра, а также контроль и проверка их деятельности.

20.06.12 Газета.ру gazeta.ru

Страхование строительных рисков крупных проектов растет медленно. Зато частные компании, строящие небольшие объекты, стали активнее. Вопросы строительных рисков будут подниматься и на деловом завтраке «Дорожная карта» фонда «РЖС»: возможно ли достижение высокой доходности при минимальных рисках в России?»

Объем сборов по страхованию строительно-монтажных рисков (СМР), связанных с инвестиционными проектами Петербурга, за 5 месяцев 2012 года сократился, уверяет Николай Гузий, начальник отдела страхования имущества филиала ОСАО «Ингосстрах» в Петербурге, выступающего страховщиком СМР нового стадиона для ФК «Зенит». На сколько конкретно он не уточняет, но уверен: причина этого — решение городских властей приостановить финансирование некоторых строек, например Орловского тоннеля, в связи с дефицитом бюджета.

То, что основной приток страховых сборов обеспечивают крупные инвестиционные проекты, подтверждают и в САО «Гефест». Компания занимается страхованием строительства участков Западного скоростного диаметра с 2006 года, страховая ответственность по всем заключенным договорам составила 50 млрд рублей, а выплаты — около 100 млн рублей. Также «Гефест» с 2007 года страхует кольцевую автомобильную дорогу на общую страховую сумму около 20 млрд рублей. Кроме того, «Гефест» с 2009 года страхует строительство Комплекса защитных сооружений от наводнений (Дамба), ответственность по нему составляла около 12 млрд рублей.

В свою очередь, в страховой компании «РЕСО-Гарантия» отметили, что в 2008 году заключили с компанией Renaissance Construction договор страхования строительства ТРЦ «Галерея» на Лиговском пр., страховая сумма по имуществу установлена — около $316 млн. А диапазон ответственности по застрахованным в СК «Цюрих» крупным строительным объектам Петербурга составляет 1,5-12 млрд рублей.

«Говорить о том, что мы активно страхуем крупные инвестиции в наш город, пока рано, — говорит Андрей Свистунов, директор филиала страховой компании «Цюрих» в Петербурге. — Но в апреле мы стали одной из первых страховых компаний, которая по результатам формирования реестра надежных партнеров была отобрана в партнерскую сеть Городского агентства по промышленным инвестициям при КЭРППиТ Петербурга.

Несмотря на отмену ряда строительных проектов, согласно данным Росстата, объем строительных работ в СЗФО увеличился на 3,9%.

«Традиционно сегмент СМР демонстрирует больший рост, чем сам строительный рынок, — рассуждает Анатолий Кузнецов, первый заместитель директора филиала САО «Гефест» в Петербурге. — Это происходит за счет повышения уровня проникновения страхования». По его мнению, если такая тенденция сохранится, то страхование строительных рисков в регионе покажет в 2012 году рост на уровне около 10%. В «Ингосстрахе» ожидают, что сборы по СМР по итогам года в компании вырастут на 10-15%.

«Можно сказать, что на сборы премий негативное влияние оказывает очень сильное снижение тарифов по страхованию СМР, — говорит Анатолий Кузнецов. — Несмотря на то что риски строительства не уменьшаются, высокий дем­пинг заставляет страховщиков уже несколько лет снижать тарифы, которые и так находятся «на дне». Даже по крупным инфраструктурным объектам тарифы очень сильно просели, что в дальнейшем может привести к некачественной страховой защите, предупреждает он.

Николай Гузий с коллегой не согласен. «Условия по страхованию СМР изменились с прошлого года незначительно», — утверждает он. Что касается развития частных инвестиционных проектов с участием государственного или частного капиталов, то они всегда обеспечены страховой защитой, в остальных случаях, как правило, она отсутствует. «И пока не видно никаких предпосылок для существенного изменения данной тенденции», — полагает Анатолий Кузнецов.

В то же время растет число инвестиционных строительных проектов, реализуемых частными компаниями, говорит Николай Гузий. Он объясняет, что это связано с развитием автомобильного и фармацевтического кластеров в Петербурге и Ленинградской области, реализацией ряда крупных проектов в сфере коммерческой недвижимости».

Что касается страхования объектов меньшего значения, то в последнее время наблюдается рост числа таких сделок и, как следствие, доверия со стороны собственников крупных объектов, подтверждает Андрей Свистунов. Все большее число собственников задумывается о необходимости эффективного размещения рисков и обеспечения гарантий выплат при возможном наступлении страховых случаев, делится он наблюдениями.

20.06.12 Деловой Петербург dp.ru

Рынок банковского страхования в 2012 году продолжает расти и увеличится в сравнении с аналогичным показателем прошлого года на 30% — до 160 миллиардов рублей, считает зам гендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Согласно исследованию агентства в 2012 году доля кэптивных страховщиков (компании, аффилированные с банками) в секторе банкострахования продолжит расти. Так, если в 2010 году она составляла 15%, в 2011 году — 28%, то в 2012 году этот показатель будет на уровне 40%, а в 2013 году — около 50%.

При этом в 2012 году именно кэптивные страховщики заберут большую долю розничного банкострахования, которая в 2011 году составляла 80%.

Модель взаимодействия банка с аффилированной страховой компанией крайне привлекательна в части страхования жизни и здоровья заемщиков, а также страхования заемщика от потери работы. Эти виды страхования являются наименее убыточными, что позволяет финансовой группе генерировать высокую прибыль, а страховой компании платить банку очень высокие комиссии, отмечает эксперт.

«Мы провели опрос нескольких руководителей страховых компаний. По оценкам участников рынка, комиссия банку от продажи услуг по страхованию жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании в среднем составляет 70%, но называются цифры и 80%, и 90%, в то время как для «своих» страховщиков — 50%», — говорит эксперт.

В то же время лишь небольшое количество банков раскрывают в своей отчетности доходы от продажи страховых продуктов.

По словам Павла Самиева, универсальным страховым компаниям придется развивать стагнирующее страхование рисков юрлиц и самих банков.

Между тем Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) не высказывает сильной озабоченности развитием банкострахования в части роста кэптивных компаний, отмечает замглавы службы Игорь Жук. Если комиссия составляет 70%, то услуга для населения имеет несколько завышенную цену, но при этом количество жалоб и претензий недовольных этой услугой, в сравнении с другими видами жалоб, мизерное.

Важными событиями для рынка является покупка Россельхозбанком и Сбербанком собственных страховых компаний. Пока влияние этих игроков рынка незначительное, но, очевидно, что со временем они будут оказывать влияние на бизнес рыночных игроков. Кроме этого недавнее решение ФАС, позволяющее банкам ограничивать круг страховых компаний при коллективном страховании банковских заемщиков, открывает дорогу к дальнейшему приобретению банками страховых компаний и переводу страхового бизнеса в дочерние структуры. Роль кэптивных страховых компаний увеличивается, и объем бизнеса, который передается им банками, также растет.

Темпы прироста рынка банкострахования превышают темпы прироста всего рынка страхования, это означает, что увеличивается уровень проникновения страхования в банковские продукты. Это — посткризисная тенденция нескольких последних лет. В условиях увеличения конкуренции и снижения маржи банки ищут возможность получить дополнительный комиссионный доход. Появляются новые специальные продукты с опциональной услугой страхования при пониженной процентной ставке по кредиту.

При этом, по словам исполнительного директора СК «МАКС» Андрея Мартьянова, компании не отказались от демпинга. Крайне высокие комиссии, по сути, являются демпингом со стороны страховщиков, не говоря об уровне тарифов. Но здесь надо брать во внимание уровень тарифов и убыточности. Компании не могут бесконечно увеличивать тарифы для достижения «заданного» банком уровня комиссионного дохода. У любой страховой компании есть согласованные с надзором нормативы структуры тарифной ставки по продуктам.

Соблюдение этих нормативов должно быть неотъемлемой частью любой системы управления рисками. Из-за демпинговой политики большое количество страховщиков ушло с рынка, не справившись со своими обязательствами. Есть примеры, когда страховые компании-партнеры банков, заключив договоры на три-пять лет, покинули страховой рынок, не выполнив обязательства и не передав свои портфели договоров. Банки столкнулись с ситуацией отсутствия обеспечения по своим кредитам.

По мнению исполнительного вице-президента компании МСК Алексея Маргуляна, на рынке сегодня присутствуют разные страховые компании, которые решают для себя разные задачи. Кого-то интересует доля рынка, кого-то — возможность зарабатывать в данном бизнесе, а кого-то — построить пирамидальный бизнес. Поэтому уровень комиссии, возможно, стоит ограничить на законодательном уровне. Такого разнобоя, по его мнению, в комиссиях быть не должно. Нормальный уровень комиссий 15-20%. Сейчас есть случаи, когда они доходят до 50-60%. Это обусловливается и демпингом, и особенностями ценообразования, которое позволяет эти комиссии платить.

По мнению независимых экспертов, несмотря на радужные перспективы роста рынка банковского страхования, нельзя оценивать это явление только как исключительно положительное. Несмотря на то что на рынке появился такой сильный игрок, как Сбербанк, а рынок накопительного страхования начинает набирать обороты, до настоящего качественного развития рынку банковского страхования еще очень далеко.

Пока банкиры и страховщики не утолят свои аппетиты и не пойдут на снижение процентов по кредитам и ставкам страхования по сопутствующим им программам, повышение уровня достатка среднего заемщика останется нереализуемой задачей, поскольку он вынужден переплачивать в той же ипотеке 1-2% годовых за страхование. А у некоторых игроков, если речь идет об ипотеке, страхование жизни оценивается в 5-6 тыс. долларов в год.

19.06.12 Российская газета rg.ru