Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Страховку ОСАГО по-прежнему можно купить без талона техосмотра.

О том, как работает новая система техосмотра, мы рассказывали неоднократно, но многие автомобилисты по-прежнему не понимают, каким образом теперь увязаны процедура технического контроля и покупка полиса ОСАГО. Поясняем. Если раньше водитель сначала покупал полис ОСАГО, а затем проходил технический осмотр (оба документа — и полис, и талон — нужно было иметь при себе), то отныне порядок изменился: сначала пригоняешь машину на диагностику и получаешь талон и только затем отправляешься оформлять страховку. При этом купить полис, не имея талона техосмотра, нельзя — таков закон. Вот только ушлые страховщики сразу нашли несколько лазеек и охотно продавали страховку всем желающим, независимо от того, прошел автомобилист технический контроль или нет.

В существовании таких лазеек мы убедились на собственном опыте, когда несколько месяцев назад готовили материал «Как мы пытались купить техосмотр». Увы, за прошедшее время ничего не изменилось: полисы из «свободной продажи» не исчезли. И только на прошлой неделе крупнейшие игроки страхового рынка решили объединить свои усилия и совместно бороться с подобными нарушениями! Правда, слово «совместно» здесь оказалось не совсем корректным. Да, пять крупных страховых компаний пообещали навести порядок в системе техосмотра и даже призвали на помощь Федеральную службу по финансовым рынкам. Но лидер рынка ОСАГО — та самая крупная компания, которая первой нашла нужную лазейку, — к этому альянсу не присоединилась.

Со стороны новый альянс выглядит так: пять компаний, ощущая явный отток клиентов, решили наказать слишком ушлого конкурента, который своими условиями (а именно возможностью не проходить техосмотр) переманивает автомобилистов. Вот только почему страховщики опомнились именно сейчас, когда бардак на рынке страхования длится больше полугода? И почему Федеральная служба по финансовым рынкам, которая контролирует страховые компании, не применяла штрафные санкций за нарушение закона? И оправдания, будто и страховщики, и чиновники надеялись на «саморегуляцию» рынка, выглядят не слишком правдоподобными: скорее, продавцы полисов сами пытались найти лазейки в законе, а когда не смогли этого сделать, решили жаловаться «наверх».

Впрочем, после жалоб, скорее всего, ничего не изменится. Та самая «крупная страховая компания» полисы продает вполне законно, а выявить брокеров, выдающих страховку автомобилистам, не имеющим талона техосмотра, почти нереально: кто же будет жаловаться, что получил ОСАГО «по левой»? Правда, представители альянса пугают недобросовестных коллег «контрольными закупками», но когда таковые начнутся и удастся ли «поймать за руку» нарушителей закона — вопрос открытый. Поэтому пока единственный способ отвадить автомобилистов от порочной практики покупать страховку, не проходя техосмотр, — это пропаганда: страховщики пытаются донести информацию, что купленный таким образом полис недействителен и денег по нему получить не удастся.

А теперь главный вопрос: кто и когда наведет порядок в области техосмотра? Пока никаких позитивных сдвигов в этом направлении не наблюдается. Явные проколы в системе не устранены (поправки к закону о техосмотре еще только дожидаются второго чтения), а предложение отвязать технический контроль от автогражданки пока остается только предложением. Вот и получается, что на дороги сейчас вполне легально может выехать любой автомобиль — даже откровенно неисправный и представляющий опасность для других участников дорожного движения. А все потому, что проверить талон техосмотра сотрудник ГИБДД больше не может — это запрещено законом. А если техосмотр стал откровенной фикцией, может, его проще совсем отменить?

Увы, представители Российского союза автостраховщиков провала реформы техосмотра не признают. Хотя просчеты очевидны: наказывать компании, которые торгуют полисами «по левой», никто не торопится, застраховать свежекупленный автомобиль, следующий до места регистрации, нельзя… А главное — система контроля за техническим состоянием транспорта, существовавшая до сего момента, разрушена, а новых механизмов, позволяющих следить за исправностью автомобилей, выезжающих на дороги, не создано. При этом многие считают, что такая система вовсе не нужна, словно забывая, чем может закончиться отказ тормозов у многотонного грузовика… В общем, техосмотру нужна новая реформа. Но на сей раз продуманная до мелочей, а не фиктивная.

14.06.12 km.ru

Страховщики отмечают рост спроса на страхование детей от несчастных случаев на время отдыха. Рост сборов по этому виду страхования участники рынка оценивают в 20% с начала года.

Объем рынка детского страхования вырастет скачкообразно, если воплотится в жизнь инициатива премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который в начале июня предложил ввести обязательное страхование детей во время отдыха.

«Постепенный рост интереса есть, но спрос в основном формируют детские учреждения, школы и лагеря отдыха, — говорит Вера Ямщикова, руководитель отдела добровольного медицинского страхования детей Северо-Западного дивизиона компании «Ренессанс страхование». — А активность частных клиентов в основном связана с требованиями спортивных тренеров оформить для ребенка полис страхования от несчастных случаев».

Запросы приходят именно от туристических компаний, которые занимаются организацией детского отдыха, а вот роста активности клиентов-родителей не наблюдается, подтверждает Михаил Морозов, замдиректора департамента личного страхования СК «Оранта».

За 5 месяцев текущего года объем премий по коллективному страхованию детей от несчастного случая вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, говорит Валерий Калужин, директор департамента личного страхования Северо-Западного окружного филиала СК «Согласие».

Полис страхования ребенка от несчастного случая можно оформить на срок от 1 дня. Страховка покрывает медицинские расходы на случай травм и смерти во время активного отдыха и занятий спортом в России и за рубежом.

Стоимость полиса зависит от возраста ребенка, и расценки начинаются от нескольких сотен рублей за страхование на срок до месяца и до 3-4,5 тыс. рублей за годовой полис. А при коллективном страховании стоимость полиса на 3 месяца со страховой суммой 200 тыс. рублей составит около 1 тыс. рублей.

Расходы на лечение ребенка покрывает и полис добровольного медицинского страхования (ДМС), цена которого варьируется от 30 тыс. до 100 тыс. рублей за год в зависимости от возраста ребенка.

Доля детского ДМС относительно стабильна и последние годы держится примерно на одном уровне из-за довольно высокого уровня стоимости детского страхования по сравнению с аналогичными программами для взрослых, говорит начальник управления личного страхования петербургского филиала ОАО «Согаз» Валерия Беляева. В Петербурге доля детского ДМС не превышает 5% рынка ДМС, причем порядка 70% из них — полисы страхования детей первого года жизни, оценивает Вера Ямщикова. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам РФ, объем сборов по личному страхованию (кроме страхования жизни) в I квартале в Петербурге составил 3,3 млрд рублей.

14.06.12 Деловой Петербург dp.ru

Конфликт страховщиков ответственности с ФАС РФ перемещается в суд. Без вмешательства правосудия проблему вхождения страховщиков ОСАГО и ОПО в тот или иной сегмент решить не удалось

Москва. 14 июня. INTERFAX.RU- Страховщики ОСАГО, а вслед за ними страховщики ОПО не первый год пытаются найти компромисс с ФАС по вопросу о барьерах при вхождении в тот или иной сегмент обязательного страхования. Спор зашел в тупик после глубокого вмешательства ФАС во внутренние процедуры участников рынка ОПО, объединенных в Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), когда 26 компаний получили предписания ФАС России. Компромисса достигнуть не удалось, обсуждение будет перенесено в суд.

Разные сегменты — общие принципы

Страховые компании, входящие в состав президиума НССО, на заседании президиума в четверг приняли решение обжаловать в судебном порядке предписание ФАС об устранении входных барьеров на рынок ОПО, сообщил агентству «Интерфакс» источник в президиуме союза.

Решение ФАС, текстом которого располагает «Интерфакс», касается действующего порядка вступления в НССО, формирования управляющих органов, а значит, и порядка принятия ключевых для союза решений. «Служба рекомендовала НССО создать такую структуру управления и систему принятия решений, которую не без влияния той же ФАС в настоящее время разрушают в РСА страховщики ОСАГО. Теперь оба союза не знают, в какую сторону им двигаться и чего ждать», — отметил источник.

Собеседник агентства добавил, что представители страхового сообщества считают логичным гармонизацию подходов ФАС России по вопросу контроля за входными барьерами на тот или иной обязательный сегмент рынка. В следующем году начнет действовать закон об обязательном страховании перевозчиков перед пассажирами, и вопрос о правилах входа на этот рынок встанет во весь рост.

Нарушители демократии

Ходатайства с жалобами на необоснованные ограничения на вход в сегмент ОПО в ФАС России направили объединение «Опора России», а также страховые компании ОАО «ЖАСКО», ЗАО «СК «Диана» и СК «Межрегионгарант». Решение ФАС России принималось с учетом этих обращений и на основании опросов, проведенных службой дополнительно.

Решение ФАС России, которое доведено до сведения компаний, содержит положения, которые представители службы высказывали и раньше, однако в нем появились два новых пункта, ставших неожиданностью для большинства участников рынка ОПО.

В начала действия закона об ОПО ФАС России высказывала целый ряд замечаний участникам рынка ОПО. Они были связаны с уточнением в правилах профессиональной деятельности НССО понятия «опыт работы на рынке», с условиями участия в перестраховочном пуле для компаний на рынке ОПО, с отдельными условиями полномочий управляющих органов НССО. Страховщики ОПО были готовы учесть ряд замечаний службы. Однако дополнительная рекомендация ФАС изменить структуру представительства компаний в президиуме профобъединения, а также решение о необходимости пересмотра размера вступительного и членских взносов в НССО оказались для страховщиков неприемлемыми. Они решили оспорить решение антимонопольного ведомства в суде.

По итогам рассмотрения ходатайств ФАС решила выдать 26 учредителям — членам НССО предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства». В перечне компаний — ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО «СК «ВТБ Страхование», ООО «СО «Геополис», ЗАО «Гута-страхование», ЗАО «СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО «СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «Русский страховой центр», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «Транснефть», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «Энергогарант», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ «МСК».

В решении ФАС делается вывод о том, что «члены НССО — ответчики по делу договорились об установлении таких размеров вступительного и членских взносов на 2011 и 2012 годы, которые невыгодны и являются барьером» для вступления в профобъединение. Однако размеры вступительного и членского взносов в НССО утверждаются общим собранием членов НССО, то есть непосредственно участниками рынка.

Пожертвовать «конем»

Собеседник агентства сообщил, что предписание ФАС России требует ряда изменений, часть из которых может быть страховщиками исполнена.

В частности, антимонопольное ведомство предлагает снять требования о наличии у кандидата на вступление в НССО опыта урегулирования убытков в этом виде страхования. Кроме того, ФАС предписывает изменить положение, которое принималось на переходный период (один год) с момента вступления в силу закона об ОПО — о моратории на перевыборы президиума союза до 31 декабря 2012 года. Предварительно это требование не вызывает возражение у участников рынка. «Рынок ОПО концентрирует значительные риски, поэтому участникам необходим перестраховочный пул с обязательной передачей в него избыточной части рисков, с перестрахованием самых крупных договоров за рубежом. Двухлетний опыт в сфере урегулирования убытков по данному виду страхования (который существовал в РФ до конца 2011 года в форме добровольно-принудительной повинности) должен был продемонстрировать способность платить по обязательствам. Стабильность состава президиума, «замороженного» до конца года, призвана упорядочить принятие решений в первый период действия закона, консолидируя участников рынка ОПО», — пояснил агентству «Интерфакс-АФИ» источник на рынке страхования ОПО. Между тем ФАС трактует это как ограничение конкуренции.

При этом деятельность по страхованию ОПО предполагает высокие требования к финансовой устойчивости страховых компаний, поскольку выплаты по ОПО несопоставимы по размеру с выплатами, например, по автострахованию. «Если максимальная страховая выплата по ОСАГО составляет 160 тыс. рублей, то в ОПО за одного погибшего страховщик обязан заплатить 2 млн рублей, и это без учета выплат за причинение вреда здоровью (до 2 млн рублей), имуществу физических и юридических лиц (до 360 тыс. рублей и 500 тыс. рублей соответственно) и возмещение вреда, причиненного вследствие нарушений условий жизнедеятельности (до 200 тыс. рублей каждому потерпевшему)»,- отметил собеседник агентства.

Стой там, пойди сюда

Вместе с тем, в документе ФАС есть два принципиальных требования к членам НССО, которые не позволят рынку нормально функционировать, подчеркнул источник. Именно их решено обжаловать. Так, служба настаивает на пересмотре размера вступительного взноса и текущего ежегодного взноса, которые составляют в настоящее время 6 млн рублей и 2,1 млн рублей соответственно, и считает необходимым модернизировать сам порядок формирования органов управления НССО.

«Во-первых, все решения принимались общим собранием членов НССО с учетом опыта работы на рынке добровольного страхования ОПО. По закону о некоммерческих организациях размер членских взносов и порядок их уплаты относятся к исключительной компетенции самих организаций, решение принимается квалифицированным большинством участников», — пояснил источник в президиуме НССО.

Во-вторых, «мы видим, как РСА, двигаясь по пути снятия барьеров на рынке ОСАГО под давлением ФАС России и при поддержке регулятора, заявляет о поэтапном переходе к системе управления по сценарию: одна компания — один голос. Теоретически он должен быть дополнен правилом равных взносов для всех участников союза. Это вытекает из принципов демократизации при формировании управляющих органов союза. РСА начал с усложненной схемы, при этом он реформировал порядок уплаты членских взносов, что привело к расколу внутри крупных страховщиков. Таким образом, предложения ФАС привели не к конкуренции на рынке автострахования, а к конфликтам внутри страхового сообщества», отметил собеседник агентства.

Что же касается НССО, союз страховщиков ОПО с самого начала воплощал схему: одна компания — один голос в президиуме союза. Однако ФАС не удовлетворена результатами эксперимента, теперь уже в НССО. В результате члены союза получили от ФАС рекомендацию «увязать голоса в президиуме НССО с долей сборов на рынке» ОПО, поскольку небольшим компаниям затруднительно платить большие взносы. Ровно от этого уходит в настоящее время РСА.

В документе ФАС приводятся данные, согласно которым недовольство существующим положением дел и необходимостью платить миллионы рублей взносов выражают компании, прибыль которых по всем видам страхования за год меньше величины вступительного и текущего взносов в НССО. Эти участники рынка имеют скромные портфели договоров ОПО, но настаивают на праве заниматься бизнесом ОПО с высокой концентрацией рисков. При этом минимальная страховая сумма по этому виду страхования составляет 10 млн рублей, максимальная — 6,5 млрд рублей.

«Вопрос на сегодняшний день в том, смогут ли компании, которым взнос в 8 млн рублей кажется непосильным, в полной мере отвечать по своим обязательствам и гарантировать надежную финансовую защиту своим страхователям. Сегодняшний подход ФАС России к этому вопросу не только несколько нелогичен, но и может иметь негативные последствия для рынка», — считает собеседник агентства.

14.06.12 Интерфакс interfax.ru