Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Японский автомобиль Mazda 3 возглавил рейтинг самых угоняемых автомобилей в столичном регионе, перехватив эстафету у прошлогоднего лидера — внедорожника премиум-класса Lexus LX, свидетельствуют данные страховой компании «АльфаСтрахование» .

Департамент андеррайтинга страховщика провел исследование, основанное на данных о зафиксированных случаях угонов автомобилей за период с 1 июня 2011 года по 30 июня 2012 года. По итогам был составлен рейтинг Топ-5 самых похищаемых моделей по абсолютному значению и по частоте угонов. Именно второй показатель, который представляет собой отношение числа угнанных машин к общему количеству застрахованных авто данной марки, и отражает реальный риск автовладельца остаться без своего транспортного средства.

Рейтинг наиболее угоняемых автомобилей в первой половине 2011 — первой половине 2012 годов по сравнению с аналогичным период годом ранее претерпел значительные изменения. В столичном регионе впервые пятерка наиболее угоняемых автомобилей состоит только из японских марок.

Москва

Наиболее популярной у угонщиков стала Mazda 3. За год частота похищений данной модели возросла на 0,3 процентных пункта: до 2,7% с 2,4%. Mazda 3 возглавляет также и рейтинг компании по абсолютному количеству угонов. Занимавшие годом ранее первое, второе и третье места рейтинга Lexus LX, Mitsubishi Lancer и BMW X6, соответственно, теперь не входят в пятерку.

На остальной территории страны с 2010 года с рекордным показателем в 6% лидировал Lexus GX, которого теперь также нет в Топ-5. Сегодня первенство по частоте угонов принадлежит автомобилям BMW 3 серии с частотой в 2,7%.

Согласно статистике «АльфаСтрахования», в течение последнего года наибольшей популярностью у угонщиков в Москве и Московской области, помимо Mazda 3, пользовались автомобили Honda Accord (частота угонов — 1,9%). Остальные три модели, входящие в пятерку, имеют одинаковую частоту угонов — 1,5%: Nissan Teana, Mazda 6, Mitshubishi Outlander. Годом ранее Топ-5 выглядел следующим образом: Lexus LX (2,7%), Mitsubishi Lancer (2,5%), BMW X6 (2,5%), Mazda 6 (2,4%), Mazda 3 (2,4%).

Регионы

В российских регионах самыми «востребованными» за последний год автомобилями оказались BMW 3 серии (частота угонов — 2,7%), Land Rover Range Rover (1,2%), далее с показателем 1,0% следуют Mazda CX-7, BMW X1, Lexus LX. Годом ранее пятерка включала: Lexus GX (6,0%), Mazda 6 (1,4%), Mazda 3 (1,0%), BMW X5 (0,8%), ВАЗ 2108-09 / 2113-15 (0,5%).

Рейтинги Топ-5 автомобилей по абсолютному количеству угонов в столице и регионах практически полностью совпадают с соответствующими рейтингами наиболее угоняемых машин.

Результаты исследования «АльфаСтрахования» свидетельствуют о том, что общая частота угонов снизилась по сравнению с пред периодом: с 0,20% до 0,17%.

«Интерес автоугонщиков сохраняется в основном к моделям дорогих и популярных марок: BMW X5/X6, Land Rover Range Rover, Lexus LX, Toyota LC и другим, а также к моделям широко распространенных японских марок (Mazda 3, Honda Accord/CR-V, Toyota Camry и др.)», — отмечает руководитель управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Илья Григорьев.

По его словам, очевидно, что главной причиной является высокая ликвидность и высокая стоимость этих автомобилей и запасных частей к ним. Некоторые представители из числа самых дорогих машин премиум-класса похищаются «под заказ». Большинство же из представленного списка транспортных средств угоняются подержанными — «под разбор», так как новые и оригинальные комплектующие к таким машинам стоят намного дороже.

30.07.12 РИА Новости ria.ru

Рынок автострахования в России в первой половине 2012 года увеличился на четверть.

Рынок ОСАГО продолжает уверенно расти. Если по итогам прошлого года он вырос на 14,5%, то за первую половину 2012-го уже почти на четверть – 23,2%. Сами страховщики объясняют это ростом продаж автомобилей в России, а также прошлогодним ростом коэффициентов при расчете стоимости полиса.

Российский рынок ОСАГО в первой половине 2012 года вырос на 23,2%. Согласно предварительным данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за полгода компании в виде страховых премий получили 56,718 млрд рублей. Несмотря на бурный рост, количество договоров по сравнению с прошлым годом выросло незначительно – с 18,94 млн до 19,185 млн.

«Рост рынка объясняется, во-первых, увеличением в июле прошлого года территориальных коэффициентов для большинства регионов. Во-вторых, у нас продолжается рост автопарка,

– заявил «Газете.Ru» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» по маркетингу, рекламе и PR Игорь Иванов. – Страна активно скупает автомобили, и по этому показателю мы практически вышли на уровень 2008 года». Похожие аргументы эксперты использовали и в прошлом году, когда рынок ОСАГО вырос на 14,5%.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первую половину года выросли на 14%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за это время было продано 1 млн 413 тыс. 769 автомобилей.

Рост целого ряда поправочных коэффициентов при расчете стоимости «автогражданки» произошел в июле 2011 года после выхода соответствующего постановления правительства. Ряд страховых компаний перед этим жаловались, что из-за прежних невысоких коэффициентов в ряде регионов они вынуждены работать в убыток. Территориальный коэффициент вырос для 177 городов и 62 регионов. При этом для шести городов и шести регионов он был понижен, а для 116 городов и десяти регионов остался прежним. После повышения стоимость полиса ОСАГО выросла почти во всех регионах, а Якутск, Казань, Пермь и Челябинск по стоимости страхования приравняли к Москве.

В первом полугодии выплаты по страховым случаям составили 27,617 млрд рублей, что оказалось на 3% меньше, чем за аналогичный период 2011 года. Зато сразу на 21,6% выросла средняя стоимость страхового полиса.

Этот показатель достиг отметки 2956 рублей, тогда как годом ранее он равнялся 2430 руб. При этом средняя выплата в первом полугодии сократилась на 0,9%, снизившись с 23 129 рублей до 22 933 рублей. Средний уровень выплат с января по июнь 2012 года составил 48,7%, тогда как годом ранее он равнялся 62%.

Падение показателя средней выплаты Иванов объясняет замедленной реакцией рынка на прошлогоднее изменение тарифов. «Размер выплат не следует немедленно за продажами. Тарифы уже сейчас корректируются с учетом территориальных коэффициентов, а выплаты еще идут по старым полисам. Вот и весь разрыв. Со временем, может быть уже по итогам года, выплаты «догонят» возросшие тарифы, и эти показатели подравняются», – заявил он. По мнению Иванова, дальнейшая тенденция рынка автострахования напрямую увязана с рынком автопродаж: «Тут от нас зависит не так много. Если вдруг неожиданно ударит какой-нибудь кризис и все перестанут покупать машины, то люди и страховаться перестанут».

Всего в первом полугодии было заявлено 1,22 млн страховых случаев (год назад 1,24 млн), из них урегулировано 1,2 млн (1,23 млн в 2011-м).
Данные за первое полугодие были собраны на основании анализа деятельности 111 страховщиков ОСАГО. При этом пять компаний в течение шести месяцев за этот период покинули рынок. На начало года данные охватывали 122 страховщиков ОСАГО.

Лидером рынка с большим отрывом продолжает оставаться ООО «Росгосстрах», на чью долю приходится 32,99% всех продаж полисов ОСАГО, или 18,7 млрд рублей.

На второе место вырвался «Ингосстрах», который реализовал 10,12% полисов (5,73 млрд). По итогам прошлого года компания была третьей, уступая «РЕСО-Гарантии». На этот раз третье место осталось за «РЕСО-Гарантией», у которой 8,95% рынка (5,07 млрд).

30.07.12 gazeta.ru Газета.ру

К осени 2012 года Государственная дума подготовит законопроект, который облегчит процедуру страхования сельскохозяйственных земель от стихийных бедствий. Об этом пишет газета «Известия» со ссылкой на депутата фракции «Единая Россия», члена комитета по аграрным вопросам Светлану Максимову.

По ее словам, подготовка законопроекта связана с ситуацией в Крымске. Наводнение уничтожило около 150 гектаров посевов, а ущерб оценивается в 70 миллионов рублей. При этом посевы застрахованы не были. Кроме того, добиться компенсации от государства фермеры пока не могут.

Максимова отмечает, что главная цель разработчиков законопроекта — обязать страховщиков платить реальную стоимость потерянного имущества, а также заставить их компенсировать потерянную прибыль аграриев. Пока фермеры, даже застраховав свои посевы, не могут быть уверены, что в случае гибели угодий деньги будут возвращены в полном объеме, говорит депутат.

Она отмечает, что страховщики «придираются к технологическим картам»: например, если фермер по независящим от него причинам пропустил обработку картофеля удобрениями, то в случае неурожая страховая компания может заявить, что аграрий пострадал по собственной вине. По мнению Максимовой, страхование посевов, животных и техники необходимо сделать обязательным, но только после того, как страховые компании изменят принципы своей работы.

Во многих странах компенсации аграрному сектору в случае гибели посевов от стихийных бедствий выплачивают страховые компании. В России этот рынок пока не развит, по различным оценкам, свое имущество страхуют только 10-15 процентов мелких и средних фермеров.

Ранее сообщалось, что фракции Госдумы обратятся к страховым компаниям с просьбой выплатить жителям Крымска компенсации за утраченные автомобили, в том числе за те, которые не имеют КАСКО. О домах или фермах речи не шло. Согласились ли страховщики, не известно.

В свою очередь, банки введут годовой мораторий на обслуживание кредитов для жителей Крымска и продлят кредитные договоры на один год. На моратории настаивала Государственная дума. Кроме того, Роспотребнадзор предупреждал финансовые организации о недопустимости требований к пострадавшим немедленно вернуть кредиты.

Наводнение на Кубани, произошедшее в начале июля, привело к гибели более чем 160 человек. Паводок затопил более семи тысяч жилых домов в Геленджике, Крымске и Новороссийске, больше всего от стихии пострадал Крымск. Пострадавшие от наводнения жители должны получить компенсации из бюджетов разных уровней на общую сумму в 4 миллиарда рублей.

Те, кто в результате стихийного бедствия потерял жилье, должны получить к ноябрю новые дома или квартиры. Пострадавшие от наводнения получат по сто тысяч рублей из федерального бюджета и по шестьдесят тысяч рублей — из краевого. Семьям погибших будет выплачено из бюджетов разных уровней по два миллиона рублей.

30.07.12 Лента.ру lenta.ru

Российским водителям власти готовят новые сюрпризы. ГИБДД намерено поднять цену ОСАГО для тех, кого поймали за рулем в нетрезвом виде. А Госдума разрабатывает закон о конфискации у любителей выпить транспортного средства. Страховщики рады, эксперты говорят о незаконном обогащении.

Если нетрезвого водителя повторно поймали сотрудники ГИБДД, то помимо лишения прав на 3 года, информацию о нем отправят страховой компании и та поднимет ставку по ОСАГО.

Комментарий Алексея ЯкУшина, директора департамента автострахования Эрго-Русь:

«Это очень здравое предложение, ибо те водители, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии, очевидно больше подвержены вероятности попадания в ДТП и всевозможные события. Что, конечно же, должно неким образом влиять на стоимость страхования».

Владимир Александров, вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев, считает, что подобные правила нельзя считать наказанием, а скорее обеспечительной мерой. Ведь пьяные нередко провоцируют ДТП. Однако в этой ситуации есть важный нюанс, добавляет Александров:

«ОСАГО, страховая компания, выплачивает за него потерпевшему, а потом, на основании регресса, взыскивает эти деньги с виновника. При таком раскладе, страховая компания не теряет вообще ничего. Тогда встаёт вопрос — а какой смысл повышать ОСАГО?»

Таким образом, в случае повышения стоимости ОСАГО страховщиков можно будет обвинить в незаконном обогащении, считает эксперт.

Помимо этой инициативы, Госдума, с подачи «Единой России», готовит радикальный законопроект о конфискации машин за нетрезвое вождение. С этой мерой Александров категорически не согласен:

«Где основания для конфискации? Или что, у нас люди, употребляющие алкоголь, ездят только на своих машинах, а не могут ездить по доверенности? Я кому-то дал свой автомобиль, тот человек где-то когда-то там, употребил, и у меня, ни в чём не повинного человека, у меня конфискуют автомобиль? Это должен быть настолько сложный механизм, который, честно говоря, и представить не могу, как его с точки зрения прав и свобод граждан возможно вообще реализовать. Лишение права управления на большие сроки — это понятно, но конфискация вещей — я думаю, что это очень, очень сомнительно».

В случае с конфискацией, сроки готовности законопроекта пока неясны. Что же касается удорожания ОСАГО, ГИБДД уже готовит письмо в Минфин.

29.07.12 BusinessFM bfm.ru

Бизнес крупнейших игроков российского страхования в первом полугодии вырос на 15-45%. Лидерство «Согаза» было недолгим — с первой строчки его потеснил «Росгосстрах».

В январе — марте премии российских страховщиков выросли на 25%, и, похоже, в следующие три месяца рынок удержал эти темпы роста. Опрошенные «Ведомостями» компании увеличили продажи на 15-45%, а «ВТБ страхование» и вовсе более чем вчетверо. Первая десятка крупнейших страховых групп продала полисов (без премий по ОМС) на 255 млрд руб. Это больше, чем объем всего рынка в I квартале (214 млрд руб.).

Рост лидеров

На первое место вернулся «Росгосстрах» (РГС), за ним следует «Согаз» (в I квартале он был первым). Рост бизнеса РГС обеспечили ОСАГО, ДСАГО (за счет кросс-продаж), страхование от несчастных случаев, ДМС и корпоративное страхование имущества, включая обязательное страхование опасных производственных объектов (ОС ОПО). Один из лидеров этого сегмента, «Согаз», серьезно вырос в страховании воздушного и наземного транспорта: на 200 и 183% соответственно, отмечает предправления «Согаза» Сергей Иванов.

«Мы вышли на докризисный уровень продаж автомобилей, и страхование растет почти такими же темпами», — отмечает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Сильнее всего у РЕСО выросли премии по каско (+23,5%), ДМС (+29,6%) и страхованию туристов (+27,7%). «Альфастрахование» отмечает бум в розничном страховании, рост в зависимости от сегмента составил от 30 до 70%, говорит заместитель гендиректора «Альфы» Татьяна Пучкова. Компания ощущает сильное давление конкурентов в корпоративном бизнесе (ДМС, имущество, авиастрахование). Один из самых высоких темпов роста (45%) показал «Макс», источник роста — обязательное личное страхование, ОСАГО, ОС ОПО, ипотека и страхование туристов, говорит исполнительный директор «Макса» Андрей Мартьянов. Премии «Ренессанс страхования» выросли почти на треть за счет роста розничного рынка автострахования и корпоративных рынков имущественного страхования и ДМС, что член совета директоров «Ренессанса» Сергей Рябцов объясняет стабильным ростом продаж новых автомобилей и позитивной динамикой банковского кредитования. Сегмент медстрахования вырос за счет привлечения новых клиентов.

Что на рынке

Весь рынок, прикидывает гендиректор СГ «Уралсиб» Сирма Готовац, вырос на 20%. Рынок по-прежнему растет, увеличивается доля крупнейших страховщиков, продолжается уход компаний, неспособных качественно выполнять обязательства, отмечает председатель совета директоров ВСК Сергей Цикалюк. Отрасль поступательно развивается на фоне благоприятных макроэкономических факторов, рассуждает гендиректор «Согласия» Эльнур Сулейманов. В конце 2011 г. — 2012 г. потребительский сектор активно накачивался деньгами, в первую очередь за счет роста зарплат бюджетников.

Особенно быстро выросли операции по страхованию жизни, темпы прироста к премии 1-го полугодия 2011 г. — более 60%, отмечает Готовац из «Уралсиба». Более чем на 40% вырос рынок страхования от несчастных случаев — в основном из-за наращивания портфеля розничных коротких кредитов банками, говорит она.

В корпоративном секторе наблюдается замедление производства. Страховщики усиливают борьбу за ключевых клиентов, а некоторые горячие головы начинают ценовые войны, что ведет к новому витку снижения тарифов в ряде сегментов, сетует Сулейманов из «Согласия». Ценовые войны ведут к банкротствам, клиенты начинают больше обращать внимание на устойчивость страховщика и сервисную составляющую. Да и государство в целом, а ФСФР в частности, уделяют пристальное внимание защите интересов страхователей, доволен Сулейманов.

В ожидании кризиса

Яркая тенденция — уход с рынка средних страховщиков, комментирует гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев. В 1-м полугодии рынок покинули около 30 компаний, еще около 50, по данным ФСФР, в нестабильном состоянии. По итогам года отрасль лишится порядка 70-80 компаний, а реально работающих страховщиков, без проблем с резервами и выплатами, в России около 100, эта цифра будет снижаться, считает он.

Рынок в стадии неопределенности, констатирует гендиректор «ВТБ страхования» Геннадий Гальперин: «Не за горами новый кризис, а страховой рынок в целом к нему снова не готов. Ситуация осложняется и тем, что вместо выработки единой стратегии дальнейшего развития отрасли, когда ведущим компаниям надо сесть и договориться, отбросив в сторону личный интерес, они занимаются выяснением отношений, делением на союзы, группы и т. д.».

«Альянс», СГ МСК, ЖАСО и «Югория», вошедшие в топ-15 по итогам 2011 г., данные не представили.

30.07.12 Ведомости vedomosti.ru

Покупка полиса обязательного страхования будет теперь для автомобилистов проще. А для многих автовладельцев процедура техосмотра перестанет быть «лишней» услугой.
Сегодня «Российская газета» публикует документы, которые облегчат жизнь хозяев четырехколесного транспорта. Это поправки в закон о техосмотре и в закон об ОСАГО.

Техосмотр, который в результате реформы должен был стать для автомобилистов безболезненным, еще больше запутал сферу отношений между водителями, страховщиками и ГАИ. Поправки должны сделать эти взаимоотношения проще. Автовладельцам не придется больше ломать голову, как поступить, чтобы и машину на учет поставить, и лишний раз техосмотр не проходить.

Пожалуй, главное и самое важное, что меняется в требованиях к техосмотру, — отменяется срок действия талона, который был ограничен шестью месяцами. Именно это вызывало возмущение большинства автовладельцев.

Напомним, что сейчас, пока поправки в закон не вступили в силу, полис ОСАГО можно купить, только предъявив талон о прохождении ТО. Но вам не продадут автогражданку, если до окончания срока действия талона остается менее полугода. Получалось, что некоторым автовладельцам, у которых истек срок действия полиса, приходилось досрочно проходить техосмотр, чтобы купить страховку.

Гораздо хуже была ситуация у тех, кто только что приобрел машину с рук. На них уже не распространялась возможность за одно посещение ГАИ и снять машину с учета, и поставить на него. Заключив договор купли-продажи, новый собственник, чтобы поставить машину на учет, должен застраховать свою ответственность перед третьими лицами. Попросту говоря, купить полис ОСАГО.

Однако, чтобы его купить, требовалось пройти техосмотр или иметь действующий талон ТО. А если у талона осталось пять месяцев действия? Страховщики не продадут полис. Для таких случаев в законе был предусмотрен десятидневный срок, когда автовладелец после вступления в собственность мог ездить без страховки. Но, с другой стороны, такой водитель был вечным поводом для головной боли у других автомобилистов. Если такой незастрахованный водитель врежется в их авто, получить компенсацию на ремонт можно будет только по суду. Ни одна страховая компания в данном случае ущерб не компенсирует. Был еще один способ обойти это неудобство (о нем мы писали в предыдущих номерах): при совершении сделки купли-продажи вписать в страховой полис покупателя.

Но все это теперь не понадобится: шестимесячное ограничение действия талона техосмотра отменили. С момента вступления в силу поправок полис ОСАГО можно будет купить даже в последний день действия талона ТО.

Впрочем, талона ТО тоже больше не будет. Поправки в законодательство отменяют этот вид документа. Его будет заменять диагностическая карта. То есть на пункте техосмотра автовладелец получит на руки не талон с огромным количеством степеней защиты, а диагностическую карту, в которой указано, что проверялось и каков результат. Это и будет документом для страховщика, на основании которого он продаст вам полис.

С помощью такого простого хода решается проблема, которая остро встала в начале года, — дефицит талонов ТО. Их не успели отгрузить в нужном количестве в некоторые регионы, в итоге люди не могли получить талон, купить полис ОСАГО и, соответственно, садиться за руль. В качестве исключения в этих регионах страховщики принимали диагностические карты. Теперь диагностическая карта становится основным документом.

Кстати, диагностическая карта действует до той даты, которая в ней указана, независимо от того, менялся собственник у автомобиля или нет.

При продаже машины ее можно передавать покупателю, и лишнее ТО ему проходить не придется.Это должно удешевить и процедуру техосмотра. Но пока неизвестно, как поведут себя операторы. Довольно большое количество ранее закупленных талонов ТО пока еще не реализовано — а деньги на их закупку потрачены.

Третья новация — дилерским сервисам дали возможность проводить процедуру техосмотра. Вы купили машину, регулярно проходите техническое обслуживание на дилерском сервисе. Логично, чтобы исправность машины подтверждал тот, кто ее постоянно обслуживает. До сих пор у дилеров такой возможности не было. Дело в том, что они, как правило, специализируются на обслуживании одной марки машин. Аккредитация на техосмотр не предусматривала таких исключений. Либо оператор обслуживает всех, либо никого. Конечно, дилерские сервисы оснащены всевозможным диагностическим оборудованием, которое на порядок точнее и качественнее, чем универсальное, но предназначено только для автомобилей определенной марки. А по закону оператор должен был оказывать услугу по техосмотру любому желающему, независимо от того, какая у него машина и нравится клиент или нет.

Теперь исключение сделано. Но есть нюансы. Во-первых, не все сервисы, обслуживающие автомобили одной марки, смогут получить аккредитацию как операторы техосмотра, а только дилерские. Они обязаны предоставить в Российский союз автостраховщиков в пакете документов договор с производителем или импортером автомобилей той или иной марки. Сервисы, у которых нет такого договора, не смогут стать операторами техосмотра.

Во-вторых, все ли дилерские сервисы захотят участвовать в этой программе? Технический осмотр автомобилей большого роста денежного оборота не даст, а головной боли добавит. Скорее всего, аккредитуются только крупные дилерские сервисы из соображений престижа и конкуренции: а мы, мол, еще и техосмотр проводим.

Также надо учесть, что дилерские сервисы получат право выбирать себе клиентов. Вряд ли к ним можно будет прийти со стороны и пройти ТО. Оказывать эту услугу они будут, скорее всего, только постоянным клиентам, которые с момента покупки автомобиля обслуживаются у них. Возможно, сделают исключения для тех, кто захочет у них обслуживаться в дальнейшем.

Поправки вступают в силу уже сегодня, то есть в день публикации. Талон техосмотра будет приниматься страховщиками до 1 августа 2015 года.

30.07.12 Авторамблер autorambler.ru , Российская газета rg.ru

Помогут ли штрафы снизить аварийность на опасных объектах? По данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), в России сейчас насчитывается около 336 000 объектов, относящихся к категории опасных. Из них к настоящему моменту застраховано лишь 182 000, то есть чуть больше 53% от общего количества опасных производственных объектов (ОПО), подлежащих обязательному страхованию в этом году. Обеспечить страховой защитой хотя бы 90% таких объектов, по прогнозу НССО, возможно лишь до конца года.

«1 января 2012 г. в силу вступил закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», обязавший владельцев страховать такие сооружения, — напоминает исполнительный вице-президент, директор департамента корпоративных продаж страховой группы «МСК» Алексей Маргулян. — Сделать это они должны были до 1 апреля. За нарушение установили серьезные штрафы: от 300 000 до 500 000 руб. для компаний и от 15 000 до 20 000 руб. для их руководителей. Одновременно накладывается запрет на эксплуатацию опасного объекта до получения полиса страхования ОПО. Однако требование закона выполнили не все».

«До сих пор владельцы ОПО относятся к своей обязанности как к лишней нагрузке на бизнес и всячески затягивают заключение договоров, — сетует исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова. — Пока владельцы ОПО не будут воспринимать страхование как серьезный финансовый инструмент, даже штрафы не помогут».

Согласен с коллегой и заместитель генерального директора САО «Гефест» Николай Николенко: «Сейчас штрафы фактически существуют только на бумаге и активно к нарушителям не применяются. Поэтому рассуждать, станут ли они стимулом для полного охвата рынка полисами ОПО, сложно, здесь все будет зависеть от регулирующих органов, поскольку ожидать инициативы от владельцев не приходится».

Тот факт, что к настоящему моменту страховой защитой обеспечено чуть больше половины всех объектов, подлежащих страхованию в обязательном порядке, говорит, по мнению Алексея Маргуляна, о том, что штрафные санкции не являются достаточным мотиватором для компаний, чтобы застраховать свою ответственность при эксплуатации опасных объектов.

Еще больше категоричен директор по развитию страхования страховой компании «МАКС» Алексей Володяев: «Сейчас уже понятно, что штрафы стимулом для полного охвата рынка полисами ОПО не станут. Некоторые крупные предприятия цинично рассчитали, что платить штрафы дешевле, чем страховаться. И ведут себя соответственно».

В свою очередь начальник департамента страхования имущества и ответственности страховой компании «ПАРИ» Татьяна Кудрина считает подобные суммы штрафов весьма существенными, а единая база страховых компаний и надзорных органов поможет, по ее мнению, выявить незастрахованные объекты и с помощью штрафов и остановки их эксплуатации призвать владельцев ОПО к исполнению закона.

«Штрафы — лишь одна из мер, стимулирующих получать полисы ОПО более оперативно, не дожидаясь, пока грянет гром, — продолжает тему заместитель начальника управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Андрей Копыток. — На наш взгляд, предприятия осознают необходимость такого полиса, лишь убедившись в том, что он работает, а это возможно, когда вред потерпевшим будет возмещен не из их прибыли, а за счет нового страхового полиса. Судя по статистике аварий, много времени для этого не потребуется».

А вот позволит ли всеобщий охват страхованием снизить статистику аварийных случаев на опасных объектах?

«Одной из целей разработки и принятия №225-ФЗ было стремление государства уменьшить число аварий на опасных объектах и количество пострадавших в этих авариях путем стимулирования эксплуатантов этих объектов производить обновление своих производственных фондов, — рассказывает Алексей Маргулян. — Дело в том, что основной процент аварий (более 40%) происходит на объектах теплоэнергетики, где наблюдается высокий процент износа оборудования и инженерных сетей, в связи с чем страховые тарифы по данным объектам достаточно высоки». В то же время существует возможность значительно снизить стоимость полиса в случае соответствия опасного объекта высокому уровню безопасности, что становится возможным при установке нового оборудования. Таким образом, охват большинства опасных объектов обязательным страхованием позволит, по мнению Алексея Маргуляна, снизить количество аварийных ситуаций на опасных объектах.

«Закон со временем позволит повысить безопасность самих опасных объектов, поскольку страховой тариф для предприятий с высоким уровнем износа основных фондов повышен, таким образом, организации, эксплуатирующие опасные объекты, будут мотивированы обновлять свое оборудование, следствием чего станет снижение аварий», — вторит коллеге Николай Николенко.

А вот Алексей Володяев не очень верит в это: «Охват страхованием не позволяет снизить аварийность, он позволяет не влачить нищенское существование пострадавшим в этих авариях, ставшим инвалидами или потерявшим кормильцев. Снижение аварийности достигается совсем другими способами — своевременным ремонтом и заменой изношенных технических устройств, обучением технического персонала и т.п.».

«Повышение уровня промышленной безопасности — это действительно та задача, которую поставило перед собой правительство, принимая этот закон, — рассуждает Наталья Карпова. — Предприятие, у которого выше уровень безопасности, будет платить за страхование меньше. Если уровень безопасности минимальный, такой скидки не будет. Однако пока износ основных фондов предприятий в некоторых регионах составляет 80-90%, говорить о снижении статистики аварийных случаев не приходится».

По словам Татьяны Кудриной, собственников опасных объектов, безответственно относящихся к своему бизнесу, увеличение премии на 10% вряд ли сможет мотивировать на обновление изношенного оборудования опасного объекта. Между тем она все же надеется, что общими усилиями удастся сократить количество аварий, а самое главное, число пострадавших при авариях на этих объектах.

Спросили мы наших экспертов и о том, отвечают ли нынешние тарифы по страхованию ответственности владельцев опасных объектов ожиданиям самих страховщиков. По мнению Натальи Карповой, пока судить об эффективности или недочетах тарифах рано, так как нет статистики по страховым случаям и убыткам. «Сейчас никто не знает, какие объекты потребуют повышенных коэффициентов, — поясняет Наталья Карпова. — Об этом можно будет говорить, когда накопится серьезная статистика, сформированная на протяжении как минимум двух-трех лет».

Согласен с ней и Андрей Копыток: «Низкие они или высокие, можно будет сказать только по истечении нескольких лет, когда выяснится картина с убыточностью. Специфика этого вида страхования еще заключается в том, что крупные аварии на предприятиях не часты, но последствия после них колоссальны. Поэтому мы можем с вами не увидеть аварийности в течение нескольких первых лет, а то и десятков лет, зато какая-нибудь авария через десять лет задействует все резервы страховщиков, накопленные за предшествующие ей годы». Самым ярким примером может послужить история принятия этого самого закона. Как напоминает наш эксперт, закон «ходил» по коридорам Госдумы больше шести лет, постоянно откладываясь на потом. «Дождались» аварий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская», после чего документ был принят в кратчайшие сроки.

«В настоящий момент тарифы по страхованию в целом отвечают нашим ожиданиям, — говорит Алексей Маргулян. — Это связано с тем, что НССО вместе со страховыми компаниями в течение 2011 г. проделали большой объем работ по обоснованию тарифов, что привело к утверждению правительством РФ устраивающих страховщиков базовых тарифных ставок. Чтобы снижать или повышать тариф, нужна статистика; чтобы ее проанализировать, нужно, чтобы прошло какое-то время».

Как напоминает Татьяна Кудрина, обсуждение того, что тарифы завышены и их надо корректировать, идет постоянно с момента утверждения их правительством, но завышены они или занижены, может показать только время и статистика убытков за несколько лет. «Я надеюсь, что у правительства хватит мудрости не корректировать их по результатам 2012 г., — подчеркивает Татьяна Кудрина. — Вспомните, аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке ОСАГО. С первого раза не удалось «попасть в десятку» с тарифами в некоторых регионах РФ».

О том, что сейчас нет повода для пересмотра тарифов как в ту, так и в другую сторону, говорит и Алексей Маргулян. «Государство и законодатели должны быть последовательны в этом вопросе. Идет нормальный процесс: предприятия страхуются, страховщики страхуют. Дальше нужно смотреть, какие будут результаты, и делать выводы. А менять всю схему постоянно в процессе, когда все только началось, нецелесообразно», — резюмирует эксперт.

Наталья Карпова, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование»:

«Новый закон — это новая ответственность и новые стандарты взаимоотношений. Клиенту необходимо в простой и доступной форме рассказать о новых обязательствах. Именно поэтому основные усилия мы сосредоточили на подготовке продавцов-менеджеров. В каждом нашем филиале открыта «горячая линия» по страхованию ОПО. Любой владелец предприятия, который обращается в нашу компанию, в течение 15 минут получает полную консультацию по изменениям в законодательстве, предварительный расчет тарифа и комментарии по заполнению заявления. Наши риск-менеджеры проводят оценку присущих предприятию рисков и определяют реально угрожающие объекту опасности и размер возможного ущерба. В дополнение к стандартному полису мы предлагаем клиентам страхование экологических рисков, не учтенных в новом законе. Кроме того, мы модернизировали IT-систему, привели ее в соответствие с требованиями НССО и создали новый программный комплекс — калькулятор ОПО. Он дает возможность вносить данные об объекте, производить расчеты, оформлять договор и все необходимые документы и приложения, а также отправлять данные в НССО. Это гарантирует клиентам максимальное оперативное заключение договоров и отсутствие каких-либо ошибок в полисах».

Татьяна Кудрина, начальник департамента страхования имущества и ответственности страховой компании «ПАРИ»:

«В настоящий момент в рамках действующего законодательства предусмотрено обязательное страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов. Наша компания является членом НССО, она страхует опасные производственные объекты в рамках федерального закона № 225, также у нас есть программа по страхованию опасных производственных объектов в рамках №116-ФЗ в отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом. Надо отметить, что с 1 января 2013 г. муниципальное и государственное имущество будет подлежать страхованию в рамках №225-ФЗ. Основное отличие заключается в том, что в рамках нового №225-ФЗ объем ответственности перед третьими лицами существенно больше».

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Изначально объем рынка ОПО был оценен в 30 млрд руб. После изменения тарифов его объем упал до 23,5 млрд руб. Как предполагают эксперты «Ко», по итогам этого года рынок составит чуть более 10 млрд руб. В 2012 году предполагается получить 75% премии от этой суммы, еще 25% добавится в 2013 г. за счет опасных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

При этом при расчете тарифов Минфина РФ прогнозировалось получить около 20 млрд руб. На снижение плановых цифр оказали влияние следующие факторы: некоторые компании передекларировывали свои опасные объекты, переведя их в менее опасную группу, для которой страховая сумма ниже, а соответственно страховая премия меньше. Другим компаниям удалось «укрупнить» ОПО, создавая из нескольких опасных объектов один.

В целом введение страхования ОПО, как и любого другого обязательного вида страхования, послужит стимулом для развития добровольных видов. Пока же рынок страхования ответственности в нашей стране еще сильно отстает по емкости от западного. В России он составляет менее 5% от общей доли рынка, в то время, как в США, например, более 11%.

23.07.12 Журнал «Компания» ko.ru

Страховая компания «АльфаСтрахование» заключила в Краснодарском крае более 400 договоров обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда. Страховая сумма по соглашениям превышает 4 млрд рублей, сообщается в пресс-релизе компании.

В частности, «АльфаСтрахование» обеспечило страховой защитой ответственность ОАО «МРСК Юга», ООО «Краснодар Водоканал», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Компрессорный завод «Борец», ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря», ОАО «Курганинский элеватор».

Обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 2012 года. Минимальный размер страховых взносов предприятий составляет от 4,5 тыс рублей в год, а сумма возможных выплат варьируется в диапазоне от 10 млн до 6,5 млрд рублей.

Компания «АльфаСтрахование», по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, заняло в 2011 году третье место в сегменте страхования ответственности с долей рынка, равной 6,7 проц.

Группа «АльфаСтрахование» – один из крупнейших российских страховщиков, согласно лицензии предлагает более 100 страховых продуктов, включая страхование жизни и страхование от несчастного случая. Собственные средства группы составляют более 8,5 млрд рублей. На территории России страховую деятельность осуществляют более 400 региональных представительств. Услугами «АльфаСтрахования» пользуются более 12 млн частных клиентов и более 323 тыс компаний. Группа «АльфаСтрахование» входит в состав финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп».

26.07.12 Бизнес Тасс biztass.ru

Минфин РФ готовит блок поправок в законопроект об обязательном страховании ответственности застройщиков перед дольщиками, который прошел в Госдуме РФ рассмотрение в первом чтении, сообщила агентству «Интерфакс-АФИ» заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева.

По ее словам, «поправки в законопроект готовятся в рамках поручения правительства к 1 августа этого года».

Представитель Минфина сказала, что основные изменения, предложенные ведомством, связаны с «расширением инструментов, которые могут использовать застройщики для исполнения своих обязательств. В частности, они могут не только формировать гарантийные фонды на базе специально созданных обществ взаимного страхования, но также приобретать полисы страхования ответственности у страховщиков».

По мнению В.Балакиревой, этот актуальный законопроект может быть рассмотрен депутатами Госдумы РФ в начале следующей сессии.

26.07.12 Интерфакс interfax.ru

Страховые компании прогнозируют значительный рост числа судебных исков от недовольных клиентов в связи с распространением закона о защите прав потребителей на страховые услуги и не исключают увеличения страховых тарифов, свидетельствуют результаты опроса страховщиков, проведенного агентством «Прайм».

В конце июня Пленум Верховного суда РФ принял постановление, которым распространил общие нормы закона о защите прав потребителей на страхование. В июле были приняты первые судебные решения в отношении страховщиков по новым правилам.

Плюсы для потребителей

Применение закона о защите прав потребителей существенно облегчит жизнь страхователям. «Во-первых, клиент теперь сможет выбирать — подавать ему иск по месту регистрации страховщика или по собственному месту жительства. Во-вторых, страхователи освобождаются от уплаты госпошлины. Таким образом, они не неся никаких финансовых затрат, смогут обратиться в суд», — говорит заместитель генерального директора САО «Гефест» Николай Николенко.

Кроме того, клиенты наделяются правом взыскивать компенсацию морального вреда со страховщика, а также получают своеобразный бонус от страховщика в размере 50% от взысканной суммы.

Мошенники активизируются, тарифы вырастут

Представители страховых компаний считают, что число страховых исков значительно возрастет, при этом, судиться в основном будут недобросовестные клиенты.

«Количество исков может увеличиться во многом именно из-за открывающейся перед недобросовестными клиентами страхового рынка перспективы получить вместе с суммой страхового возмещения также и величину, составляющую половину такой суммы», — отмечает директор юридического департамента СК «Согласие» Светлана Матвеева.

«Мошенники, несомненно, имеющиеся в рядах страхователей, в ближайшее время активизируются и начнут с удвоенной силой извлекать из страховщиков денежные средства», — говорит директор по развитию страхования СК «МАКС» Алексей Володяев.

«Вокруг страховых компаний уже давно крутятся своеобразные «юридические» фирмы, которые заваливают суды исками. Теперь они развернутся в полный рост на беду своим же клиентам, которых скоро неприятно удивят тарифы на каско», — считает замгендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

«Если суды общей юрисдикции будут бездумно выполнять указания сверху, это приведет к существенным и необоснованным финансовым потерям страховщиков, в значительной степени пошатнет финансовую устойчивость мелких и средних игроков страхового рынка», — прогнозирует начальник департамента правового обеспечения ОСАО «Россия» Евгений Зайченко.

«Пока не очевидно, как начнет складываться судебная практика, но в случае негативного сценария нельзя исключить, что страховщики начнут искать компенсаторные возможности (повышать тарифы на услуги, увеличивать сроки рассмотрения убытков в правилах страхования и т.д.)», — резюмирует он.

25.07.12 РИА Новости ria.ru