Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВслед за туристической отраслью коронавирусная пандемия ударила по страховым компаниям, которые берут на себя обязательства по возврату стоимости страховых полисов для выезжающих за рубеж. Однако даже миллиардные потери от снижения объемов страхования частных лиц тревожат страховщиков не так сильно, как состояние туристического рынка, в котором они видят существенную угрозу для себя.

Вернуть деньги

Количество полисов, оформленных жителями Петербурга в офисах и онлайн, снижается кратно, сообщают в компании «Ингосстрах». «Только за прошлую неделю мы зафиксировали снижение онлайн-продаж полисов выезжающих за рубеж (ВЗР) на 15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А за период январь—февраль снижение составило порядка 5%», — рассказывает директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых. Кроме того, что не продаются новые полисы, компания начала возвращать деньги за уже проданные («Ингосстрах» принял решение о возврате средства за полисы ВЗР клиентам, которые отменили поездку из-за коронавируса).

«Росгосстрах» готов полностью вернуть средства за полисы ВЗР, если поездка не состоялась не по вине клиента, а из-за обострения ситуации с коронавирусом в тех странах, по которым даны рекомендации Ростуризма и МИД РФ. Также компания предлагает альтернативу в виде замены сроков поездки, территории страхования, срока действия страховки. «Либерти Страхование» возвращает деньги за страховой полис в том случае, если поездка отменена до начала поездки и начала действия полиса. Аналогичную опцию предлагает «Страховой Дом ВСК».

Нет Европы, нет страховок

Сильнее всего российские страховщики пострадали из-за ситуации в Европе — исходя из статистики «Росгосстраха» за 2019 год, 86% жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области выбрали для путешествий именно европейские страны. «Причем по странам безоговорочный лидер — Финляндия, на которую пришлась четверть от всех проданных полисов, далее шли Италия, Франция и Эстония», — перечисляет Ольга Купцова, заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга ДМС ПАО СК «Росгосстрах». Сообщение с этими странами сейчас или закрыто, или существенно ограничено.

«Можно говорить о значительном замедлении, практически остановке продаж страховок самостоятельным путешественникам и туров в европейские страны с начала марта — эти направления составляют порядка 40% в общем объеме самостоятельных путешествий и четверть всех выездов из России в 2019 году», — приводит данные Алексей Хрусталев, начальник управления аналитики и маркетинговых исследований СК «Зетта Страхование».

Миллиардные потери

Судя по исследованию «АльфаСтрахование» и Aviasales, вместо Европы большинство россиян проведут начало мая внутри страны — на фоне непростой экономической и эпидемиологической ситуации в мире почти 80% всех страховых полисов пассажиров, которые оформляются вместе с авиабилетами, приобретаются для поездок по России.

«Есть опасения, что в первом полугодии объем продаж страхования путешественником может сократиться на 25-50%, потери рынка в этом случае составят миллиарды рублей страховых сборов», — оценивает Алексей Хрусталев. Сумма может быть и больше, так как государства принимают все более серьезные меры борьбы пандемией и тревожность населения нарастает, добавляет он. «В текущей ситуации снижение страхования выезжающих за рубеж может составить до 70% от показателей прошлого года», — говорит директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Тем не менее, эти потери есть шанс компенсировать. Ярослав Кабаков ожидает, что по страхованию физических лиц крупнейшие компании сейчас с легкостью перекроют выпадающие доходы от страховок ВЗР страховками ДМС: «Мы видим существенный рост спроса страхования жизни на фоне роста паники из-за распространения коронавируса в мире».

Дотянуть до банкротства

Серьезной проблемой для отрасли может стать волна банкротств турфирм, считают участники рынка. «Возврат средств несостоявшимся путешественникам и остановка продаж — де-факто одно и то же — представляют собой опасность настолько, насколько долго продлится рецессия рынка. Для страховой отрасли в целом опасение вызывает вероятность банкротства туроператоров, в особенности монопрофильных, специализирующихся на одном-двух европейских направлениях», — говорит Алексей Хрусталев.

Напомним, ранее АТОР предупредила правительство РФ об угрозе коллапса на туристическом рынке из-за того, что туроператоры по закону обязаны вернуть клиенту, который хочет отказаться от уже оплаченной поездки, всю стоимость тура. При этом они не могут удерживать из суммы возврата свои фактически понесенные расходы, например, перечисленные авиакомпании деньги за билеты. В свою очередь, авиаперевозчики потеряли из-за коронавируса уже 100 млрд руб., по оценкам Росавиации.

Пока в качестве мер поддержки правительство РФ приняло решение по отсрочке взыскания налоговых платежей в туристической отрасли. Кроме того, туристические компании до конца года будут освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» (его средства используются для экстренной эвакуации туристов) и взносов в фонды персональной ответственности (из него туристы получают компенсации в случае краха туроператора).

18.03.20 РБК rbc.ru

Банк России отозвал лицензии на осуществление добровольного личного страхования и добровольного имущественного страхования у компании «ИНКОР Страхование», говорится в материалах ЦБ.

«Данное решение принято в связи с нарушением… перечня разрешенных для инвестирования активов и порядка инвестирования собственных средств (капитала), в результате чего величина не соответствующих требованиям… активов, в которые инвестированы собственные средства страховщика, составляет более 20 процентов от величины собственных средств страховщика», — сообщается в материалах.

Как отмечает регулятор, в связи с отзывом лицензий, «ИНКОР Страхование» обязана принять решение о прекращении страховой деятельности и исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям. Кроме того, компания должна уведомить страхователей об отзыве лицензии, а также о факте и дате досрочного прекращения указанных договоров, не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения об отзыве лицензии.

16.03.20 Прайм 1prime.ru

Правительственный законопроект, который впоследствии был отменен, давал рынку больше возможностей. Так считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Напомним, в четверг Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении тарифной политики в обязательном автостраховании.

«Нынешние поправки задают правильное направление, но это все-таки полумеры. В части ОСАГО нужно активнее идти к персонализации полиса: отходить от оценки автомобиля и перейти на продажу полисов водителям. Потому что от людей зависит создание рисковых ситуаций на дороге. Считаю, что законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме – правильный. Но он предлагает половинчатые решения. Например, из него убрали увеличение возмещения по жизни и здоровью. Я напомню, что сотни тысяч человек ежегодно получают травмы в ДТП, и им надо восстанавливаться. Да, есть бесплатная медицина, но не все процедуры входят в ОМС», отметил Шкуматов.

При этом эксперт выразил надежду, что тренд на персонализацию продолжиться. «Движение в сторону индивидуализации началось, и из суррогата, каким ОСАГО было когда-то, оно стало нормальным видом страхования. Но было бы правильнее двигаться к этой цели с большей скоростью. Хорошие водители должны платить меньше, а люди, не умеющие себя вести на дорогах — больше. Такие принципы действуют во всем мире, но дело даже не в этом, а в том, что такой принцип продиктован здравым смыслом».

В четверг депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который продолжает реформу по индивидуализации тарифов ОСАГО. Изначально планировалось включить в проект закона увеличение лимита выплат по ущербу жизни и здоровью в четыре раза, отказаться от коэффициентов мощности и территории, расширить тарифный коридор, предусмотреть новые тарифные факторы в зависимости от грубых нарушений Правил дорожного движения и манеры поведения на дороге (резкость ускорения, перестроения и т.п.). Однако депутаты из-за опасения роста цен отказались от большинства этих изменений и оставили только возможность определения базовой ставки страхового тарифа в зависимости от нарушений ПДД. В такой версии законопроект был принят в четверг.

В документе сказано, что страховщики смогут повышать стоимость полиса для водителей, которые неоднократно в течение года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения ПДД. Аккуратные же автовладельцы получат скидки.

При этом по словам зампреда Банка России Владимира Чистюхина, дискуссия по реформе ОСАГО не окончена и не закрыта. «Сначала мы примем закон с изменениями в ОСАГО, посмотрим, как он работает, как установится тарификация. После этого можно будет начать обсуждение изменений, которые были предложены Правительством и отложены законодателями», — сказал чиновник.

Первый этап реформы стартовал в 2019 году. Тогда был расширен тарифный коридор, увеличено количество значений коэффициентов для водителей в зависимости от их стажа и возраста, изменена система расчета коэффициента «бонус-малус».

Как отметил в четверг член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов, с января 2019 года, старта первого этапа либерализации тарифов ОСАГО, средняя стоимость полиса в стране снизилась на 5,3% по всем автомобилям, на 3,7% — для владельцев легкового транспорта.

17.03.20 Информационный проект «Общественная экспертиза»