Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieНередко из-под колес грузовиков и внедорожников вылетают небольшие камушки, которые врезаются в другие автомобили и причиняют ущерб транспортным средствам. Можно ли оформить эти повреждения как ДТП и оплатить ремонт с помощью автогражданки виновника происшествия?

Часто весной автовладельцам приходится чинить мелкие сколы на лакокрасочном покрытии или даже менять треснувшие лобовые стекла. Эти повреждения были причинены в результате «неявных» ДТП.

Разбитый асфальт или некачественный песок, используемый дорожниками для подсыпки скользких участков дорог, содержит небольшие камушки, которые цепляются протектором колес, застревают в нем, а затем на большой скорости под действием центробежных сил, вылетают, как пули, и рискуют попасть в машины сзади. Ремонт от таких попаданий недешев и очень печалит автовладельцев. Можно ли считать такие дорожные происшествия полноценными ДТП и есть ли смысл догонять стреляющуюся камнями машину, чтобы потребовать у ее владельца оформления повреждений по ОСАГО? Ситуацию комментирует заместитель начальника Управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

ОСАГО нет, только КАСКО

Эти ДТП действительно можно назвать «неявными». Не всякий водитель, да и юрист может уверенно доказать наступление ответственности водителя за вылет камня из-под колес его автомобиля. Нельзя достоверно определить, какая машина подцепила с дороги камень. Человеческий глаз и видеорегистратор не могут точно отследить траекторию.

Однако даже когда впереди находился только один автомобиль, то и в этом случае нельзя точно сказать, что его водитель виноват в причинении ущерба попутчикам. Ведь он не нарушал правил и ехал на штатной, утвержденной производителем резине. Он не мог предполагать, что на дороге окажутся камни, и не мог точно оценить, насколько близко к нему подберется задний автомобиль.

А если нет ответственности, то нет и страхового случая по ОСАГО. Можно, наверное, указать водителю на то, что он, видя камни на дороге, должен был сбавить скорость, но сложно сказать, как могло бы выглядеть извещение о ДТП, оформленное по такому случаю и, главное, подписанное обоими водителями. Поэтому возместить ущерб от камней можно по обычной страховке КАСКО.

Сложный случай

Иное дело — воздействие предмета, выпавшего из открытого кузова автомобиля или с багажника на крыше. Конечно же, водитель отвечает за то, чтобы груз, который он везет, был надежно упакован, не разваливался, не рассыпался.

В законе об ОСАГО есть оговорка о том, что «причинение вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования», не относится к страховому риску по ОСАГО.

Упомянутая оговорка содержится в пункте «д» статьи 6 закона об ОСАГО. Соответственно, если вред причинен выпавшим перевозимым грузом, риск причинения вреда которым подлежит обязательному страхованию ответственности, то платит страховщик ответственности.

Что касается оформления документов о таком ДТП, то здесь «европротокола» быть не может. В законе об ОСАГО ясно сказано, что эта процедура работает, если ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств. При выпадении из машины постороннего предмета, груза или даже мусора из контейнера мусоровоза, не закрепленного надлежащим образом, прямого взаимодействия автомобилей нет. Такие ДТП необходимо рассматривать в особом порядке. Поэтому ДТП следует оформлять с участием ГИБДД и затем передавать документы в страховую компанию. После изучения всех обстоятельств дела будет приниматься решение о возмещении ущерба.

Правила дорожного движения ясно указывают на то, что нужно делать после ДТП, если движению других транспортных средств создается препятствие. Вначале надо зафиксировать любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Если этого не сделать, то страховая компания не сможет понять обстоятельства причинения ДТП, установить, кто же из водителей является ответственным за причинение вреда, а без этого урегулирование по ОСАГО невозможно.

28.02.20 Аргументы и Факты aif.ru

Для владельцев дронов хотят ввести обязательное страхование ответственности. Законодательная рабочая группа Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» до апреля передаст в Минтранс проект соответствующего нормативного акта. Об этом «Известиям» рассказал руководитель группы Сергей Жуков. В марте документ обсудят со страховщиками, производителями и эксплуатантами беспилотников. Под новое регулирование могут попасть все дроны тяжелее нескольких килограммов, в том числе бытовые квадрокоптеры.

ОСАГО для коптера

В Министерстве транспорта подтвердили «Известиям», что разработка документа заложена в «дорожной карте» НТИ. Ведомство участвует в заседаниях, где поэтапно рассматриваются материалы, подготовленные рабочей группой, добавил представитель Минтранса.

Пока не решено, будет ли это новый федеральный закон либо отдельные поправки в действующие положения Воздушного кодекса (ВК), уточнил «Известиям» Александр Хрипунов, разработчик документа, занимающийся проектом по заказу профильного инфраструктурного центра НТИ. Юрист пояснил, что сегодня в ст. 131 Воздушного кодекса (ВК) формально уже закреплена обязанность владельцев воздушных судов (ВС) по страхованию ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц. Однако те, кто приобретает небольшие бытовые коптеры для личных нужд, как правило, не оформляют такие полисы.

— У страховщиков также есть проблемы с продвижением этого страхового продукта. Это связано с тем, что минимальный размер страховой суммы привязан ко взлетной массе ВС, и в случае с небольшим коптером в 0,5–2 кг он слишком низкий, — сказал Александр Хрипунов.

Управляющий партнер юрфирмы «Шипович и партнеры» Денис Шипович пояснил, что формально малые дроны и квадрокоптеры можно отнести к сверхлегким ВС (согласно ст. 32 ВК). Но страхование ответственности их владельцев по действующим нормам, по словам юриста, бессмысленно из-за низких сумм компенсации в случае повреждения имущества третьих лиц или причинения вреда их здоровью. При этом ущерб может исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей, добавил он.

По словам Сергея Жукова, в нормативном акте четко пропишут лимиты ответственности, а также максимальный вес коптеров, которые нужно обязательно будет страховать. По его словам, это требование не станут распространять на игрушечные дроны массой до 250 г, но под регулирование могут подпасть беспилотники тяжелее нескольких килограммов.

— Чтобы прикинуть возможный ущерб, который дрон может нанести имуществу или здоровью человека, нужно учитывать не только его массу, но и возможную скорость. Мы знаем, что птица весом 2–3 кг может разрушить двигатель самолета. Поэтому машины, к примеру, в 10 кг точно должны быть застрахованы, — сказал он.

Минимальный подъем

Проработать вопрос обязательного страхования ответственности операторов дронов до середины декабря 2019-го должны были руководитель НП ГЛОНАСС Александр Гурко и эксперты «Альфа Страхования», сообщается в протоколе комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения от 22 ноября (копия есть у «Известий»). Инициатором выступал директор по авиастрахованию «Альфа Страхования» Илья Кабачник.

По мнению Александра Гурко, минимальную страховую сумму следует устанавливать на основе оценки рисков причинения ущерба третьим лицам в зависимости от категории использования дронов (для личных целей или коммерческих), их характеристик и условий применения, следует из протокола. В НП ГЛОНАСС не стали комментировать тему ОСАГО для дронов.

По словам гендиректора ассоциации «Аэронет» (объединяет разработчиков и эксплуатантов БВС) Глеба Бабинцева, предложения «Альфа Страхования» заключались в том, чтобы установить единый лимит ответственности в 1 млн рублей вне зависимости от массы беспилотника. Но в этом случае под «плоское» регулирование подпадут и авиамоделисты, и владельцы легких квадрокоптеров, и коммерческие эксплуатанты, сказал «Известиям» эксперт.

В «Альфа Страховании» заявили «Известиям», что вопрос пока не согласован с участниками авиационного сообщества. Поэтому говорить о страховых суммах и типах БВС, на которые могут распространяться подобные требования, там считают преждевременным. Вместе с тем в страховой компании обратили внимание на рост количества коптеров для личного использования, что неизбежно ведет к увеличению рисков причинения вреда. По данным компании, сегодня в России наиболее распространены БВС массой от 0,25 до 4 кг.

— При существующих требованиях воздушного законодательства лимит страховой ответственности для таких дронов составляет 200–800 рублей. В то время как в Европе для БВС, используемых в некоммерческих целях, лимиты начинаются от $300 тыс., — сказала «Известиям» руководитель PR-службы «Альфа Страхования» Мария Карцева.

Именно поэтому, по ее словам, компания выступает за рост лимита ответственности. По нашим расчетам, даже при их многократном увеличении цена годового полиса для наиболее распространенных дронов массой до 2 кг составит не более 1 тыс. рублей, добавила она. О необходимости увеличения лимита страхового покрытия заявили также в «Ингосстрахе», ВСК и «Согласии». В частности, начальник управления «Ингосстраха» Вадим Семеньков сказал «Известиям», что действующие лимиты страхования беспилотников «крайне малы и неадекватны».

Вице-президент Страхового дома ВСК Руслан Кубарев пояснил, что выплаты рассчитываются на основе старого МРОТа в 100 рублей. Основными клиентами компании, которая в 2018 году одной из первых внедрила полисы для владельцев БВС, являются организации, интерес физлиц к продукту пока минимальный, отметил он.

Дополнительный налог

По словам PR-директора яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, введение обязательной страховки для владельцев и операторов квадрокоптеров на данном этапе воспринимается как дополнительный налог.

— Мы активно используем такую технику. Но в основном делаем это над водой для съемок парусных регат. Поэтому что касается ущерба имуществу или ранения людей, то для нас эти риски неактуальны. Вместе с тем даже бытовые дроны становятся массивнее, и воспринимать их как игрушку, наверное, неправильно, — сказал он «Известиям».

Введение ОСАГО для коптеров, по мнению Алексея Жирова, сместит интересы рынка из бытовой ниши в коммерческую.

По данным НП ГЛОНАСС, в стране порядка 800 тыс. БВС, включая личные и те, что используются в коммерческих целях. Точной статистики нет. В ВСК говорят, что в стране эксплуатируется порядка 40–50 тыс. бытовых коптеров.

Государство постепенно ужесточает надзор за дронами на фоне резкого роста их количества. Так, в июле 2019-го были внесены поправки в КоАП, увеличивающие в 10 раз штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства (минимальный размер наказания для физлиц достиг 20 тыс. рублей, для юрлиц –– 250 тыс.). А в конце сентября вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым все БВС весом от 250 г до 30 кг должны ставиться на учет в Росавиации. По состоянию на начало февраля было зарегистрировано 15,3 тыс. дронов, следует из данных ведомства. Сделать это можно, только направив заявление с данными владельца и фотографии аппарата по почте. В Росавиации не смогли уточнить «Известиям», когда заработает обещанный ранее сервис по их онлайн-регистрации.

27.02.20 Известия iz.ru

Российским автовладельцам больше не придется «плодить» полисы под разные типы автострахования. Центральный банк РФ запускает возможность объединения страховок в один документ.

Начиная с 8 марта 2020 года, сведения о добровольном страховании (КАСКО) можно будет указывать на обратной стороне полиса ОСАГО. Составлять отдельный договор страхования больше не понадобится, хотя оформление страховки нового типа останется делом добровольным. Соответствующее указание Центрального банка РФ уже зарегистрировали в Минюсте.

Пользоваться единым документом станет удобнее, чем раздельными полисами — все данные будут сосредоточены на одном носителе. Причем, принцип «два в одном» касается не только традиционного полиса на бумажном бланке, но и электронного варианта.

Впрочем, для оформления «двойного» полиса ОСАГО и КАСКО существует и строгое требование. Срок действия полисов обязательного и добровольного страхования должны полностью совпадать, так что при прекращении действия ОСАГО «автоматом» заканчивается и КАСКО.

А вот договор КАСКО можно будет расторгнуть вполне независимо от срока действия «автогражданки», в том числе, в «период охлаждения» (то есть, в первые 14 дней с момента вступления в силу). Готовы ли сами страховые компании уже с 8 марта выдавать автовладельцам полисы нового образца, пока неизвестно.

28.02.20 Вести.Ru vesti.ru

strahovanieЭксперты предлагают разделить водителей по степени риска для окружающих

Водителей предложено поделить по степени вероятности попадания в аварии. А в зависимости от этого и назначать то или иное наказание за нарушение правил. При этом сами нарушения также предложено поделить по степени риска создания аварийной ситуации.

Соответствующая концепция автомобильной части Кодекса об административных правонарушениях сейчас разрабатывается рабочей группой при Общероссийском народном фронте. В разработке принимают участие депутаты, специалисты автомобильной отрасли, защитники прав автомобилистов и журналисты. Минюст рассмотрит альтернативный взгляд на КоАП, когда он будет оформлен в виде документа.

По данным страховщиков, водители, которые допускают не более пяти нарушений в год, реже попадают в аварии, чем те, кто вовсе не нарушает правил

По мнению экспертов, главная цель, которую должен преследовать КоАП — это сокращение аварий. Любых. Не только с жертвами. Тем более это прямо согласуется с национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Эксперты предлагают буквально перейти на личности. Жестко наказывать надо не всех водителей подряд, а только злостных нарушителей. Для этого предлагается водителей поделить на группы в зависимости от степени риска на дороге.

Степень риска предлагается установить в зависимости от количества выявленных нарушений. А для этого использовать статистику страховщиков и Госавтоинспекции. Так, по статистике страховых компаний, получается, что одно ДТП приходится на 43,6 нарушения в год. То есть водитель, нарушивший правила 44 раза за год, с высокой долей вероятности попадет в аварию.

По данным ГИБДД, одна авария с причинением тяжкого вреда здоровью или смертью одного из участников приходится на 873 нарушения правил в год.

При этом, по данным страховщиков, водители, которые допускают не более пяти нарушений в год, реже попадают в аварии, чем даже те, кто вовсе не нарушает Правила дорожного движения. Связано это с тем, что эти люди регулярно ездят за рулем, но не нарушить правила число случайно у нас просто невозможно. Поэтому в концепции предложена следующая градация водителей.

В группу с нулевым риском предлагается занести тех водителей, за которыми числится незначительное число нарушений. От ноля до пяти. Шансов попасть в ДТП по собственной вине у них крайне мало.

К водителям из средней группы риска предлагается отнести тех, у кого от 6 до 30 нарушений за год. Они крайне редко попадают в ДТП, которые, даже если и произошли, как правило, самой легкой категории.

Средняя группа риска — от 31 до 100 нарушений — характеризуется умеренно агрессивным стилем вождения, который приводит либо к многократным незначительным нарушениям, либо к повторяющимся грубым нарушениям. ДТП, в которые попадают такие водители, характеризуются большим ущербом и причинением вреда жизни и здоровью.

Водители из высокой группы риска — от 101 нарушения в год — склонны к опасному поведению на дорогах, к многократному совершению грубых нарушений и к существенному повышению вероятности возникновения тяжелых ДТП. Такая группа нуждается в особом и постоянном внимании со стороны контролирующих органов и ГИБДД.

Нарушителей с огромным количеством штрафов у нас около 10 тысяч из почти 60 миллионов водителей
Примечательно, что в последнюю группу попадает не так уж много водителей. Если судить по данным ГИБДД, то нарушителей с огромным количеством штрафов у нас насчитывается около 10 тысяч. И это из почти 60 миллионов водителей. Но именно благодаря таким нарушителям все более жесткие меры принимаются ко всем водителям поголовно. Совершит он громкое ДТП, и тут же предлагается увеличить наказание для водителей за превышение скорости.

Поэтому здравая идея в разделении водителей по количеству нарушений есть.

Помимо этого предлагается ввести градацию самих нарушений. Ошибки, из-за которых тот или иной водитель нарушил правила, могут быть. Они могут быть вызваны в том числе неграмотной организацией дорожного движения. Но не каждое нарушение правил приводит к ДТП. Одно дело — выезд на встречную полосу, и другое — нарушение правил остановки и стоянки.

Поэтому предлагается ввести и градацию нарушений. За легкое и среднее нарушение водитель из нулевой группы отделается лишь предупреждением. А из опасной группы — максимальным штрафом.

Нынешняя система наказания водителей имеет существенный изъян. При вынесении наказания за нарушение, зафиксированное автоматическим комплексом фотовидеофиксации, постановление выносится в отношении собственника автомобиля, а не водителя. В рабочей группе предусмотрели и это. Степень риска может быть применена и к автомобилю. В этой ситуации собственник может «очистить» машину от накопленных штрафов, указав, кто в момент того или иного нарушения был за рулем.

Напомним, что рискориентированный подход изначально был заложен в действующий КоАП. То есть любое нарушение каралось в зависимости от тяжести последствий, к которым могло привести то или иное нарушение правил. Однако благодаря многочисленным и регулярно вносимым в него поправкам, больше похожим на латание сгнивших штанов, этот подход был утерян. В результате за проезд на красный свет, в результате которого, как правило, происходит ДТП, у нас предусмотрен штраф 1000 рублей. А за стоянку под знаком «остановка запрещена» водителя по всей России накажут штрафом 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей.

Примечательно, что в том проекте, который Минюст вынес на общественное обсуждение, возвращение к истокам, то есть установления тяжести наказания в зависимости от его опасности, не было предусмотрено. Возможно, новые предложения будут учтены в конечном варианте и сделают КоАП справедливым и приследующим главную цель: сокращение количества аварий на дорогах, тем более с жертвами.

24.02.20 Российская газета rg.ru

Наиболее заинтересованная в медстраховке возрастная категория — от 30 до 40 лет

Министерство здравоохранения и портал hh.ru совместными усилиями провели онлайн-опрос по программам охраны здоровья. Анкетирование показало: россияне убеждены в том, что забота об их здоровье — непосредственная обязанность работодателя. Однако, как рассказали NEWS.ru эксперты, наличие соцпакета с медстраховкой никогда не стояло на первом месте среди факторов, привлекающих кандидатов, а максимально заинтересованная в ДМС возрастная категория — это люди от 30 до 40, а вовсе не предпенсионеры.

Не так уж важно ДМС

Хотя 100% опрошенных возлагают на работодателя обязанность следить за их здоровьем, наличие ДМС никогда не было ключевым моментом при рассмотрении вакансий.

«ДМС — это примерно четвёртая-пятая позиция в списке всех опций. В качестве самого привлекательного для работника фактора во всём мире стоит зарплата. И если она белая, рыночная и выплачивается регулярно, то выбор падёт на такую компанию, а вовсе не на ту, что предлагает соцпакет с ДМС» — Наталья Данина, руководитель направления исследований заработных плат, компенсаций и льгот компании HeadHunter.

Мария Игнатова, руководитель службы исследований компании Headhunter, согласна: на первом месте — зарплата, на втором — интересные проекты; далее идут такие факторы, как сочетание личного и рабочего времени и возможность пройти обучение.

«Обучение за счёт работодателя — важный момент, очень нужен многим кандидатам на рабочее место. Рынок труда трансформируется, конкурировать за рабочее место сложно. Кандидаты обеспокоены тем, что текущих знаний им может не хватить, и они стараются прокачать свои навыки и знания за счёт обучения. Если работодатель предоставляет возможность обучения, что, к слову сказать, тоже довольно дорого, то для кандидата это, как правило, важнее, чем ДМС» — Мария Игнатова, руководитель службы исследований компании HeadHunter.

25.02.20 News.ru

strahovanieМежду уровнем благосостояния страны, оцениваемым на основе ВВП на душу населения, и долей страховой премии в сегменте non-life (виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни) в ВВП существует корреляция, о чем свидетельствуют данные по страховым рынкам ведущих стран мира. Об этом говорится в тематическом исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства.

По оценке АКРА, коэффициент корреляции Пирсона между этими показателями за период с 2007 по 2018 год составляет 0,89.

В числе возможных причин существенной корреляции аналитики называют то, что более высокий уровень ВВП на душу населения может быть обусловлен более значительным объемом производственного капитала в экономике. Страхование этого капитала создает дополнительные премии в сегменте non-life, в частности в корпоративном страховании. Соответственно, повышается доля страховых премий в ВВП — так называемый уровень проникновения страхования.

Корреляция может быть связана и со структурой потребления. По мере роста доходов населения доля расходов на приобретение жилья и автомобилей, частную медицину и т. п. растет ускоренными темпами, что приводит к соответствующему росту страховых премий и повышению их доли в ВВП.

«Можно также предположить, что уровень благосостояния и спрос на страхование определяются сходными институциональными факторами, такими как отношение к риску и роль государства в оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий. Принятие государством на себя функций страховщика может быть экономически неэффективно и сдерживать развитие коммерческого страхования», — отмечается в докладе.

Эксперты АКРА обращают внимание на то, что структура ВВП оказывает влияние на уровень проникновения страхования. В частности, существует отрицательная корреляция между уровнем проникновения страхования и долей природной ренты в ВВП. Этот эффект особенно заметен у стран Персидского залива, и для России это также существенный фактор.

У семи стран из выборки АКРА, включающей в общей сложности 40 стран — наиболее крупных экономик мира по объему ВВП за 2018 год, корреляция между уровнем благосостояния и уровнем проникновения страхования отсутствует, следует из материала. Наряду с относящимися к вышеупомянутому региону Саудовской Аравией и ОАЭ это Нидерланды, Сингапур, ЮАР, Южная Корея и Швеция. По мнению АКРА, отклонение от общей тенденции для этих стран обусловлено особенностями их экономик, систем здравоохранения или страховых рынков. В частности, для Нидерландов, где за счет государства финансируется ограниченный перечень медицинских услуг, характерен большой объем рынка добровольного медицинского страхования. Обратная ситуация наблюдается в скандинавских странах (в Швеции в том числе). В свою очередь страховые компании ЮАР предоставляют защиту от рисков значительному количеству соседних стран, поэтому уровень проникновения страхования в республике существенно выше, чем можно было ожидать исходя из ВВП на душу населения.

Сравнительный анализ с другими странами показал, что текущий уровень проникновения страхования в России в сегменте non-life отстает от своего потенциала примерно в 1,7 раза. «В 2018 и 2019 годах уровень проникновения страхования non-life в России составлял примерно 1%. При этом размер ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, по оценкам МВФ, был равен 25,6 тыс. международных долларов 2011 года. Учитывая корректировку на средний размер природной ренты в рамках оценки по базовой модели, потенциальный уровень проникновения страхового рынка в России в текущей экономической ситуации составляет 1,7%», — говорится в исследовании.

Согласно его данным, динамика фактических и потенциальных долей страховых премий non-life в ВВП в период с 2007 по 2018 год отражает увеличение спреда между ними. «Стагнацию российского страхового рынка, как правило, связывают с негативными изменениями размера располагаемых доходов населения. Однако за указанный 12-летний интервал были периоды роста доходов, что не влекло за собой соответствующего развития страхового рынка», — обращают внимание аналитики.

По оценкам АКРА, помимо уровня доходов существуют долгосрочные институциональные факторы, препятствующие росту рынка страхования в сегменте non-life. Так, низкий уровень страховой культуры населения, принятие государством на себя функций страховщика и отсутствие долгосрочных стратегий развития российских страховых компаний взаимосвязаны.

«Готовность правительства компенсировать потери многих экономических агентов за счет бюджета снижает необходимость управления рисками с помощью рыночных инструментов и повышает налоговую нагрузку на экономику. АКРА полагает, что создание условий для развития частных страховщиков позволит повысить общую эффективность российской экономики», — отмечается в докладе.

21.02.20 Банки.ру banki.ru

Фонд будет сообщать Центробанку о заключении, прекращении или досрочном расторжении договоров о финансовом обеспечении ОМС.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий обязанность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) информировать ЦБ РФ о заключении договоров по медицинскому страхованию.

Законопроект устанавливает обязанность ФОМС информировать ЦБ о заключении, прекращении или досрочном расторжении договора о финансовом обеспечении ОМС, который заключают территориальный фонд ОМС и страховая медицинская организация. У территориальных фондов появится обязанность информировать ФОМС об обстоятельствах заключения таких договоров.

Устанавливается обязанность территориального фонда по ежеквартальной оценке достижения целевых показателей страховыми медицинскими организациями. Целевые показатели оценки деятельности страховых медицинских организаций будут установлены Минздравом в составе формы типового договора о финансовом обеспечении ОМС.

Кроме того, законопроект наделяет ФОМС полномочиями по мониторингу деятельности страховых медицинских организаций на основе утверждаемых ФОМС правил, включающих перечень, порядок и сроки предоставления сведений для проведения такого мониторинга, а также методику расчета показателей деятельности страховых медицинских организаций. Это обеспечит создание условий, позволяющих застрахованному лицу выбрать страховую медорганизацию на основе показателей оценки ее деятельности.

«Предусмотренные законопроектом изменения направлены на повышение эффективности использования средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, защиту прав и законных интересов застрахованных лиц в сфере ОМС», — говорится в пояснительной записке.

20.02.20 ТАСС tass.ru

СК «Сбербанк страхование» за 2019 год собрала около 20 млрд рублей страховой премии — на 27% больше, чем за 2018 год, говорится в сообщении компании.

«Наибольшая часть сборов — более 16,6 млрд рублей — пришлась на страхование имущества физлиц, включая страхование квартир и частных домов и страхование банковских карт. Поступления по этой линии бизнеса выросли на 25%. Существенный рост продемонстрировали также страхование выезжающих за рубеж — на 56% до 937,6 млн рублей и страхование гражданской ответственности — на 25% до 927,5 млн рублей», — отмечается в релизе.

По страхованию имущества юрлиц компания собрала свыше 771,8 млн рублей премии. По входящему перестрахованию сборы составили 210,6 млн рублей. Объем страховых выплат СК «Сбербанк страхование» увеличился на 53% до 1,3 млрд рублей.

20.02.20 Банки.ру banki.ru

strahovanieПолисы ОСАГО за год с момента старта реформы в январе 2019 года подешевели в среднем на 5%. Что автомобилисту хорошо, то страховщику убытки. Каким будет продолжение реформы и когда его ждать?

Стартовать второй этап либерализации ОСАГО должен был с начала нынешнего года. Но не сложилось. В середине октября 2019-го депутаты отвергли разработанный Минфином законопроект о продолжении перехода на индивидуальный тариф, аргументировав тем, что предложенные нововведения приведут к росту стоимости «автогражданки» для водителей. До первого чтения он не дошел. Зато подтолкнул депутатов создать свою версию реформирования «автогражданки», которую в первом чтении Госдума планирует рассмотреть в марте нынешнего года. Хотя еще буквально месяц назад глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков прогнозировал, что это произойдет в январе, чтобы в феврале прошли второе и третье чтения.

Впрочем, поскольку никаких серьезных реформ в документе не предлагается, с его принятием, кажется, можно не торопиться. Но это только на первый взгляд. В текущей ситуации рынок ОСАГО уверенно движется к состоянию 2014—2015 годов, когда страхователи покупали поддельные полисы, а страховщики не выплачивали возмещение по настоящим.

Первый успех

Российский союз автостраховщиков (РСА) в конце января обнародовал результаты первого этапа либерализации «автогражданки», конечная цель которой — переход на индивидуальные тарифы. Чтобы полисы для лихачей за рулем стоили значительно дороже, чем для аккуратных водителей, страховщикам дали небольшой карт-бланш. Во-первых, расширили на 20% вверх и вниз тарифный коридор, из которого они выбирают свою базовую ставку — до 2 746—4 942 рублей. Во-вторых, реформировали коэффициент «возраст-стаж», и теперь в нем вместо четырех градаций 58. В-третьих, определились с коэффициентом «бонус-малус» (КБМ): если у автовладельца было несколько разных значений, за ним закрепили самый низкий, то есть наиболее выгодный для него. Кроме того, КБМ перестал «сгорать» в случае перерыва в вождении.

18.02.20 Банки.ру banki.ru

Ленобласть — в лидерах.

В прошлом году сельхозпроизводители стали гораздо охотнее страховать свои риски, свидетельствуют данные Национального союза агростраховщиков (НСА). Стимулами для них стали изменения законодательства и финансовая поддержка государства. Федеральный и региональные бюджеты субсидируют обычно 50% премий по агрострахованию.

По информации НСА, в 2019 году в России было застраховано на условиях господдержки на 49% больше сельхозживотных, чем годом ранее. При этом в пятерке лидеров по количеству застрахованных животных оказалась Ленобласть. В этом регионе было застраховано 283 тыс. условных голов (единица, применяемая для удобства сравнения поголовья различных видов домашних животных и птиц). По сравнению с предыдущим годом в Ленобласти этот показатель увеличился на 23%. То есть темп прироста числа застрахованных животных был в два с лишним раза ниже, чем в среднем по стране.

Государство за страхование

В комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленинградской области «ДП» рассказали, что из бюджета региона в прошлом году на субсидирование 50% страховой премии по агрострахованию было выделено 24,2 млн рублей.

При этом, по данным НСА, сборы в Ленобласти составили в 2019 году 35 млн рублей. То есть сельхозпроизводители умудрились покрыть субсидиями даже больше 50% своих затрат на полисы. Общий объем застрахованных сельхозрисков в Ленобласти составлял 6,936 млрд рублей.

В комитете уточнили, что застраховать свои риски в прошлом году пожелали 24 сельхозпредприятия — столько же, сколько и в 2018–м. В основном животноводы страхуют птиц и свиней.

В одном из крупных свиноводческих хозяйств Ленобласти — ООО «Идаванг Агро» — «ДП» рассказали, что компания потратила на страхование в 2019 году примерно столько же, сколько и в 2018–м. Все поголовье было защищено от таких рисков, как гибель, вынужденный убой, утрата по таким причинам, как болезни, в том числе африканская чума свиней, отчуждение, несчастный случай, противоправные действия третьих лиц, пожар, нарушение электро–, тепло– и водоснабжения, стихийные бедствия, массовое отравление. «Идаванг Агро» регулярно страхует свиней, пользуясь частичным субсидированием из бюджета. При этом компания никогда не получала страхового возмещения.

С 1 января 2020 года вступил в силу новый порядок финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства, который отменил так называемую единую субсидию. Теперь вместо нее введено два вида субсидий: компенсирующая субсидия, нацеленная на общую поддержку сельского хозяйства, и стимулирующая, предназначенная для финансирования расходов хозяйств на агрострахование.

Это позволяет страховщикам рассчитывать на увеличение охвата поголовья и посевных площадей агрострахованием и рост сборов по этому виду.

Среди мер, которые ранее послужили той же цели, в НСА упоминают изменение сферы ответственности страховых компаний: если раньше они отвечали только за гибель заболевших заразными болезнями животных, то в новой редакции закона, вступившей в силу в прошлом году, предусмотрены страховые возмещения за вынужденный убой поголовья в результате вспышки заболевания.

Поля зовут

Для растениеводов с прошлого года отменен порог гибели урожая (прежде аграрии могли получить страховую выплату только в том случае, если теряли более 20% запланированного урожая), а также введена возможность застраховать с господдержкой один или несколько рисков (раньше можно было застраховать только все риски, перечисленные в законе).

В результате, по информации НСА, в прошлом году застрахованные посевные площади в России выросли в 4,1 раза: с 1,2 млн до 4,8 млн га. Охват посевов страхованием в стране пока не превышает 6%.

В животноводстве показатель выше — обеспеченное страховой защитой при поддержке государства поголовье достигло 6,7 млн условных голов, или более 20% общего поголовья. Однако очевидно, что и здесь есть к чему стремиться.

В целом потери аграриев в РФ от чрезвычайных ситуаций в 2019 году составили, по данным НСА, 13,7 млрд рублей при оценке по прямым затратам. В 2018 году потери были почти вдвое меньше — 7,3 млрд рублей.

Агростраховщики за 2 года покрыли ущерб сельхозпроизводителей на сумму свыше 2,9 млрд рублей. Государство же потратило на помощь пострадавшим аграриям почти на порядок больше.

18.02.20 Деловой Петербург dp.ru