Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieНередко из-под колес грузовиков и внедорожников вылетают небольшие камушки, которые врезаются в другие автомобили и причиняют ущерб транспортным средствам. Можно ли оформить эти повреждения как ДТП и оплатить ремонт с помощью автогражданки виновника происшествия?

Часто весной автовладельцам приходится чинить мелкие сколы на лакокрасочном покрытии или даже менять треснувшие лобовые стекла. Эти повреждения были причинены в результате «неявных» ДТП.

Разбитый асфальт или некачественный песок, используемый дорожниками для подсыпки скользких участков дорог, содержит небольшие камушки, которые цепляются протектором колес, застревают в нем, а затем на большой скорости под действием центробежных сил, вылетают, как пули, и рискуют попасть в машины сзади. Ремонт от таких попаданий недешев и очень печалит автовладельцев. Можно ли считать такие дорожные происшествия полноценными ДТП и есть ли смысл догонять стреляющуюся камнями машину, чтобы потребовать у ее владельца оформления повреждений по ОСАГО? Ситуацию комментирует заместитель начальника Управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

ОСАГО нет, только КАСКО

Эти ДТП действительно можно назвать «неявными». Не всякий водитель, да и юрист может уверенно доказать наступление ответственности водителя за вылет камня из-под колес его автомобиля. Нельзя достоверно определить, какая машина подцепила с дороги камень. Человеческий глаз и видеорегистратор не могут точно отследить траекторию.

Однако даже когда впереди находился только один автомобиль, то и в этом случае нельзя точно сказать, что его водитель виноват в причинении ущерба попутчикам. Ведь он не нарушал правил и ехал на штатной, утвержденной производителем резине. Он не мог предполагать, что на дороге окажутся камни, и не мог точно оценить, насколько близко к нему подберется задний автомобиль.

А если нет ответственности, то нет и страхового случая по ОСАГО. Можно, наверное, указать водителю на то, что он, видя камни на дороге, должен был сбавить скорость, но сложно сказать, как могло бы выглядеть извещение о ДТП, оформленное по такому случаю и, главное, подписанное обоими водителями. Поэтому возместить ущерб от камней можно по обычной страховке КАСКО.

Сложный случай

Иное дело — воздействие предмета, выпавшего из открытого кузова автомобиля или с багажника на крыше. Конечно же, водитель отвечает за то, чтобы груз, который он везет, был надежно упакован, не разваливался, не рассыпался.

В законе об ОСАГО есть оговорка о том, что «причинение вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования», не относится к страховому риску по ОСАГО.

Упомянутая оговорка содержится в пункте «д» статьи 6 закона об ОСАГО. Соответственно, если вред причинен выпавшим перевозимым грузом, риск причинения вреда которым подлежит обязательному страхованию ответственности, то платит страховщик ответственности.

Что касается оформления документов о таком ДТП, то здесь «европротокола» быть не может. В законе об ОСАГО ясно сказано, что эта процедура работает, если ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств. При выпадении из машины постороннего предмета, груза или даже мусора из контейнера мусоровоза, не закрепленного надлежащим образом, прямого взаимодействия автомобилей нет. Такие ДТП необходимо рассматривать в особом порядке. Поэтому ДТП следует оформлять с участием ГИБДД и затем передавать документы в страховую компанию. После изучения всех обстоятельств дела будет приниматься решение о возмещении ущерба.

Правила дорожного движения ясно указывают на то, что нужно делать после ДТП, если движению других транспортных средств создается препятствие. Вначале надо зафиксировать любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Если этого не сделать, то страховая компания не сможет понять обстоятельства причинения ДТП, установить, кто же из водителей является ответственным за причинение вреда, а без этого урегулирование по ОСАГО невозможно.

28.02.20 Аргументы и Факты aif.ru

Для владельцев дронов хотят ввести обязательное страхование ответственности. Законодательная рабочая группа Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» до апреля передаст в Минтранс проект соответствующего нормативного акта. Об этом «Известиям» рассказал руководитель группы Сергей Жуков. В марте документ обсудят со страховщиками, производителями и эксплуатантами беспилотников. Под новое регулирование могут попасть все дроны тяжелее нескольких килограммов, в том числе бытовые квадрокоптеры.

ОСАГО для коптера

В Министерстве транспорта подтвердили «Известиям», что разработка документа заложена в «дорожной карте» НТИ. Ведомство участвует в заседаниях, где поэтапно рассматриваются материалы, подготовленные рабочей группой, добавил представитель Минтранса.

Пока не решено, будет ли это новый федеральный закон либо отдельные поправки в действующие положения Воздушного кодекса (ВК), уточнил «Известиям» Александр Хрипунов, разработчик документа, занимающийся проектом по заказу профильного инфраструктурного центра НТИ. Юрист пояснил, что сегодня в ст. 131 Воздушного кодекса (ВК) формально уже закреплена обязанность владельцев воздушных судов (ВС) по страхованию ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц. Однако те, кто приобретает небольшие бытовые коптеры для личных нужд, как правило, не оформляют такие полисы.

— У страховщиков также есть проблемы с продвижением этого страхового продукта. Это связано с тем, что минимальный размер страховой суммы привязан ко взлетной массе ВС, и в случае с небольшим коптером в 0,5–2 кг он слишком низкий, — сказал Александр Хрипунов.

Управляющий партнер юрфирмы «Шипович и партнеры» Денис Шипович пояснил, что формально малые дроны и квадрокоптеры можно отнести к сверхлегким ВС (согласно ст. 32 ВК). Но страхование ответственности их владельцев по действующим нормам, по словам юриста, бессмысленно из-за низких сумм компенсации в случае повреждения имущества третьих лиц или причинения вреда их здоровью. При этом ущерб может исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей, добавил он.

По словам Сергея Жукова, в нормативном акте четко пропишут лимиты ответственности, а также максимальный вес коптеров, которые нужно обязательно будет страховать. По его словам, это требование не станут распространять на игрушечные дроны массой до 250 г, но под регулирование могут подпасть беспилотники тяжелее нескольких килограммов.

— Чтобы прикинуть возможный ущерб, который дрон может нанести имуществу или здоровью человека, нужно учитывать не только его массу, но и возможную скорость. Мы знаем, что птица весом 2–3 кг может разрушить двигатель самолета. Поэтому машины, к примеру, в 10 кг точно должны быть застрахованы, — сказал он.

Минимальный подъем

Проработать вопрос обязательного страхования ответственности операторов дронов до середины декабря 2019-го должны были руководитель НП ГЛОНАСС Александр Гурко и эксперты «Альфа Страхования», сообщается в протоколе комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения от 22 ноября (копия есть у «Известий»). Инициатором выступал директор по авиастрахованию «Альфа Страхования» Илья Кабачник.

По мнению Александра Гурко, минимальную страховую сумму следует устанавливать на основе оценки рисков причинения ущерба третьим лицам в зависимости от категории использования дронов (для личных целей или коммерческих), их характеристик и условий применения, следует из протокола. В НП ГЛОНАСС не стали комментировать тему ОСАГО для дронов.

По словам гендиректора ассоциации «Аэронет» (объединяет разработчиков и эксплуатантов БВС) Глеба Бабинцева, предложения «Альфа Страхования» заключались в том, чтобы установить единый лимит ответственности в 1 млн рублей вне зависимости от массы беспилотника. Но в этом случае под «плоское» регулирование подпадут и авиамоделисты, и владельцы легких квадрокоптеров, и коммерческие эксплуатанты, сказал «Известиям» эксперт.

В «Альфа Страховании» заявили «Известиям», что вопрос пока не согласован с участниками авиационного сообщества. Поэтому говорить о страховых суммах и типах БВС, на которые могут распространяться подобные требования, там считают преждевременным. Вместе с тем в страховой компании обратили внимание на рост количества коптеров для личного использования, что неизбежно ведет к увеличению рисков причинения вреда. По данным компании, сегодня в России наиболее распространены БВС массой от 0,25 до 4 кг.

— При существующих требованиях воздушного законодательства лимит страховой ответственности для таких дронов составляет 200–800 рублей. В то время как в Европе для БВС, используемых в некоммерческих целях, лимиты начинаются от $300 тыс., — сказала «Известиям» руководитель PR-службы «Альфа Страхования» Мария Карцева.

Именно поэтому, по ее словам, компания выступает за рост лимита ответственности. По нашим расчетам, даже при их многократном увеличении цена годового полиса для наиболее распространенных дронов массой до 2 кг составит не более 1 тыс. рублей, добавила она. О необходимости увеличения лимита страхового покрытия заявили также в «Ингосстрахе», ВСК и «Согласии». В частности, начальник управления «Ингосстраха» Вадим Семеньков сказал «Известиям», что действующие лимиты страхования беспилотников «крайне малы и неадекватны».

Вице-президент Страхового дома ВСК Руслан Кубарев пояснил, что выплаты рассчитываются на основе старого МРОТа в 100 рублей. Основными клиентами компании, которая в 2018 году одной из первых внедрила полисы для владельцев БВС, являются организации, интерес физлиц к продукту пока минимальный, отметил он.

Дополнительный налог

По словам PR-директора яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, введение обязательной страховки для владельцев и операторов квадрокоптеров на данном этапе воспринимается как дополнительный налог.

— Мы активно используем такую технику. Но в основном делаем это над водой для съемок парусных регат. Поэтому что касается ущерба имуществу или ранения людей, то для нас эти риски неактуальны. Вместе с тем даже бытовые дроны становятся массивнее, и воспринимать их как игрушку, наверное, неправильно, — сказал он «Известиям».

Введение ОСАГО для коптеров, по мнению Алексея Жирова, сместит интересы рынка из бытовой ниши в коммерческую.

По данным НП ГЛОНАСС, в стране порядка 800 тыс. БВС, включая личные и те, что используются в коммерческих целях. Точной статистики нет. В ВСК говорят, что в стране эксплуатируется порядка 40–50 тыс. бытовых коптеров.

Государство постепенно ужесточает надзор за дронами на фоне резкого роста их количества. Так, в июле 2019-го были внесены поправки в КоАП, увеличивающие в 10 раз штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства (минимальный размер наказания для физлиц достиг 20 тыс. рублей, для юрлиц –– 250 тыс.). А в конце сентября вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым все БВС весом от 250 г до 30 кг должны ставиться на учет в Росавиации. По состоянию на начало февраля было зарегистрировано 15,3 тыс. дронов, следует из данных ведомства. Сделать это можно, только направив заявление с данными владельца и фотографии аппарата по почте. В Росавиации не смогли уточнить «Известиям», когда заработает обещанный ранее сервис по их онлайн-регистрации.

27.02.20 Известия iz.ru

Российским автовладельцам больше не придется «плодить» полисы под разные типы автострахования. Центральный банк РФ запускает возможность объединения страховок в один документ.

Начиная с 8 марта 2020 года, сведения о добровольном страховании (КАСКО) можно будет указывать на обратной стороне полиса ОСАГО. Составлять отдельный договор страхования больше не понадобится, хотя оформление страховки нового типа останется делом добровольным. Соответствующее указание Центрального банка РФ уже зарегистрировали в Минюсте.

Пользоваться единым документом станет удобнее, чем раздельными полисами — все данные будут сосредоточены на одном носителе. Причем, принцип «два в одном» касается не только традиционного полиса на бумажном бланке, но и электронного варианта.

Впрочем, для оформления «двойного» полиса ОСАГО и КАСКО существует и строгое требование. Срок действия полисов обязательного и добровольного страхования должны полностью совпадать, так что при прекращении действия ОСАГО «автоматом» заканчивается и КАСКО.

А вот договор КАСКО можно будет расторгнуть вполне независимо от срока действия «автогражданки», в том числе, в «период охлаждения» (то есть, в первые 14 дней с момента вступления в силу). Готовы ли сами страховые компании уже с 8 марта выдавать автовладельцам полисы нового образца, пока неизвестно.

28.02.20 Вести.Ru vesti.ru