Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieГИБДД получит право аннулировать результаты незаконного техосмотра.

ГИБДД получит право аннулировать диагностические карты, если выяснится, что машина на пункт ТО не приезжала, следует из проекта постановления правительства. Сведения будут передаваться страховщикам. Компании должны аннулировать полис, считают эксперты, но страховщики говорят, что пока этого сделать невозможно из-за особенностей законодательства. МВД, по данным “Ъ”, также готовит новый общедоступный сервис, который позволит гражданам по VIN-номеру выяснить, где автомобиль проходил ТО и когда закончится диагностическая карта.

Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект изменений в правила прохождения техосмотра (утверждены постановлением правительства №1008). Документ предусматривает возможность для «должностного лица» ГИБДД аннулировать диагностическую карту (выдается по итогам ТО) в случаях, если машина диагностику не проходила либо технический осмотр проходит с нарушением установленных правил. Автоинспектор, следует из постановления, должен будет «информировать» страховую компанию об аннулировании, а также «решить вопрос» о привлечении к ответственности оператора ТО, совершившего подобное нарушение.

Разработанный Минтрансом документ вступит в силу 8 июня 2020 года вместе с новым законом о техосмотре (обновленная редакция 170-ФЗ). Документ призвал провести реформу в области ТО, исключив возможность для граждан покупать диагностические карты без предоставления автомобилей (в Москве это стоит 1–1,2 тыс. руб.). По оценкам Минэкономики и независимых экспертов, так поступают около 80% автовладельцев сегодня.

По новому закону процесс диагностики будет фиксироваться на фото — три снимка (перед, во время и в конце процедуры) будут передаваться для хранения в «облако» МВД.

27 июля заработают и поправки к КоАП: будет введен штраф 2 тыс. руб. за управление автомобилем без ТО (нарушение будет фиксироваться с помощью камер не чаще раза в сутки), введут наказание для операторов, торгующих диагностическими картами без фактических проверок автомобилей.

Действия страховщиков после получения информации об аннулировании карты в документе не описаны. По закону об ОСАГО компания не может расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке, пояснил “Ъ” заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. «Единственное, что сможет сделать страховщик — обратиться в суд для прекращения договора,— говорит он.— Для таких случаев нужно вводить отдельную процедуру». Страховые компании обязаны в таких случаях отзывать полис, уверен гендиректор союза операторов ТО «Техэксперт» Сергей Зайцев: «По закону об ОСАГО полис выдается только при наличии диагностической карты. Если нет карты, то нет и полиса». Нужно вводить систему информирования автовладельцев об аннулировании карт, считает гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко: «Водитель будет ездить, ничего не зная, насобирает штрафов или попадет в ДТП и получит регрессный иск со стороны страховщика за управление автомобилем, не прошедшим ТО».

Правительство, судя по проекту постановления, намерено также серьезно усилить контроль за транспортными средствами, использующими газовое топливо.

По данным ГИБДД на начало 2019 года, из 60 млн зарегистрированных транспортных средств 1,42 млн используют природный газ в качестве топлива (из них 1,24 млн — сжиженный газ, 181 тыс.— компримированный). Еще 327 тыс. транспортных средств используют пропан-бутан. В ходе ТО эксперт-техник обязан проверить газобаллонное оборудование на предмет «механических повреждений», а также сверить год выпуска баллона, серийный номер и дату освидетельствования. «Контроль за ГБО практически не осуществляется,— поясняют в Минтрансе.— По экспертным оценкам, надлежащий контроль проходит не более 10% транспортных средств». «Особую обеспокоенность» у ведомства вызывает отсутствие контроля за баллонами для компримированного природного газа (метана) объемом менее 100 л. Минтранс также ссылается на «постановленную правительством задачу» по развитию рынка природного газа как «популярного моторного топлива», что в свою очередь требует создания «механизма контроля за соблюдением требований безопасности». Владимир Путин ранее неоднократно поручал правительству стимулировать переход транспорта на газомоторное топливо. В 2013 году правительство в рамках поручения президента планировало, что к 2020 году в городах-миллионниках 50% всего общественного транспорта и коммунальной техники будут использовать газ.

Между тем вчера в ряде СМИ со ссылкой на МВД появилась информация о планах ввести видеофиксацию техосмотра. На самом деле, по данным “Ъ”, таких планов у министерства нет. Подобная идея действительно обсуждалась при подготовке реформы в 2018–2019 годах, но в итоге власти от нее отказались, поскольку нужны значительные мощности для хранения данных. Вчера же в МВД заявили о планах разработать постановление правительства об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО), также необходимой для запуска реформы ТО — в ней будут храниться цифровые диагностические карты. Содержательная часть документа пока неизвестна. По данным “Ъ”, ведомство планирует создать сервис, который позволит гражданам (например, при покупке автомобиля) по VIN проверить срок действия диагностической карты, название оператора, проводившего диагностику машины, и, возможно, пробег автомобиля, зафиксированный на последней диагностике.

12.02.20 Коммерсант kommersant.ru

strahovanieKia Rio, Toyota Camry, Hyundai Solaris, Kia Optima, Hyundai Sonata — лидеры по угонам.

По итогам 2019 года корейский седан Kia Rio стал лидером по угонам среди новых автомобилей, об этом свидетельствуют данные крупнейших игроков страхового рынка, предоставленные «Известиям». Кроме корейского бюджетника автоугонщиков интересуют дорогие седаны и внедорожники Toyota и Lexus. Эти машины нередко специально покупают для последующей транспортировки в азиатские страны СНГ, в России же их заявляют в угон. Кроме того, страховые компании фиксируют большой всплеск криминальной активности в Санкт-Петербурге. Подробнее о лидерах воровского рейтинга и о ситуации с угонами в России — в материале «Известий».

Самые востребованные

«Известия» собрали итоговые данные по страховым случаям, наступившим по риску «Угон», у крупнейших российских игроков рынка страхования каско. По сумме данных ведущих страховых компаний пятерка наиболее популярных новых автомобилей у автоугонщиков выглядит следующим образом: Kia Rio, Toyota Camry, Hyundai Solaris, Kia Optima и Hyundai Sonata.

Впрочем, портфель клиентов, застрахованных по каско, как и рейтинг угонов, в каждой страховой компании отличается. Так, в «Ренессанс страховании» самым угоняемым автомобилем в 2019 году стал седан Hyundai Sonata, второе место у премиального внедорожника Lexus LX, на третьей строчке кроссовер Hyundai Tucson, а замыкают пятерку седаны Hyundai Solaris и Kia Optima.

У «РЕСО-Гарантии» в пятерку наиболее популярных новых машин у автоворов входят модели Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Camry, Kia Optima, Hyundai Creta. Шорт-лист лидеров по угонам от «Росгосстраха» выглядит схожим образом: Solaris, Rio, Camry, Kia Sportage, Toyota RAV 4. У компании «Тинькофф Страхование» номер один по угонам — японский седан Camry, а на втором месте хетчбэк Kia Rio X-Line, далее в топ-5 идут Hyundai Sonata, Nissan X-Trail и всё тот же Solaris.

Доплата за риск

Страховщики по большей части не обнародуют число угонов, что косвенно может раскрыть данные портфеля. Хотя некоторые компании готовы делиться этими данными. Так, согласно статистике страхового дома «ВСК», в 2019 году риск «Угон» наступил у 57 автомобилей Camry, вторая строчка с результатом в 55 машин у седана Rio, на две единицы меньше было угнано модели Solaris, четвертый по спросу у воров — внедорожник Lexus LX (34 шт.), а его более доступная копия, Toyota Land Cruiser (33 шт.), замыкает пятерку угоняемых машин в «ВСК».

В портфеле СК «МАКС» наиболее угоняемым автомобилем стал кроссовер Kia Sportage — 30 страховых случаев за год. На модель Rio приходится 27 случаев, а на Camry — 15, у кроссоверов Hyundai Creta и Tucson по 12 угонов за прошедший год. Подобная статистика по угонам напрямую влияет и на стоимость полиса, отмечает управляющий директор по автострахованию «Ренессанса» Сергей Демидов. Вместе со снижением доходов россиян изменились и предпочтения воров.

— Пару лет назад хит-парад угонщиков возглавляли такие люксовые автомобили, как Range Rover и BMW. За последние несколько лет предпочтения злоумышленников кардинальным образом изменились. В 2019 году, согласно нашим данным, самыми угоняемыми марками автомобилей стали Hyundai, Kia и Toyota. Ситуация с угонами осталась примерно на уровне прежних лет — не лучше и не хуже. Сегмент угоняемых автомобилей ежегодно меняется. Если автомобиль попадает в статус угоняемых, то и тариф будет выше, — рассказал Демидов.

В регионах свои вкусы

Пристрастия угонщиков значительно разнятся и по региональному принципу. К примеру, у «Ренессанс страхования» в Москве чаще всего страховые случаи наступают отнюдь не по бюджетным корейским седанам. В топ-5 страховщика вошли внедорожник Lexus LX, кроссовер Hyundai Tucson, седан Toyota Corolla, кроссоверы BMW X5 и Toyota RAV4. Аналогично у «АльфаСтрахования» в Москве в трендах по угонам автомобили стоимостью по несколько миллионов рублей: Lexus LX, Land Rover Freelander, Toyota Land Cruiser 200, LC Prado, Camry.

Популярность корейского автопрома у угонщиков связана с ростом продаж этих автомобилей среди покупателей, считает начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков.

— Высокие объемы продаж логичным образом трансформируются в большое число угонов. Доминирование корейцев немного разбавляют традиционно популярные у угонщиков Camry и внедорожник Lexus LX. И здесь без сюрпризов: эти два автомобиля фигурируют в верхних строчках рейтингов угонов уже не первый год, — заметил Попков.

Бандитский Петербург

Если же говорить об активности угонщиков, то, по данным «Росгосстраха», самый криминальный в этом плане регион России — это Санкт-Петербург на пару с Ленобластью. Москва и Подмосковье лишь на втором месте. Следом по количеству угонов идут Свердловская, Ивановская, Ростовская, Ярославская, Оренбургская и Псковская области, а также Краснодарский и Хабаровский края.

— Из неприятных тенденций стоит отметить тот факт, что резко, практически двукратно выросла доля угонов, приходящихся на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Эти два региона безраздельно захватили лидерство, опередив даже самый большой автомобильный кластер страны — Москву и Подмосковье, — подтвердил Попков из «МАКСа».

Примечательно, что автомобили масс-сегмента Kia и Hyundai похищаются, как правило, для разборки и дальнейшей перепродажи по частям. В последнем случае шансы найти угнанный автомобиль невелики, отмечает исполнительный директор управления противодействия мошенничеству в автостраховании «ВСК» Алексей Павлов. А вот с автомобилями Toyota и Lexus не редки страховые случаи, связанные с инсценировкой хищения, когда их вывозят в страны азиатского региона для продажи, а в дальнейшем в России заявляется их хищение.

Механику такого преступления описали в «Тинькофф Страховании» для «Известий»: подбирается номинальный автовладелец, который получает автокредит и приобретает дорогостоящий, зачастую новый автомобиль. Далее автомобиль страхуется по каско, через непродолжительное время клиент уезжает в отпуск, припарковав свежеприобретенный автомобиль во дворе дома. В период отсутствия клиента автомобиль угоняют (как правило, перевозят на далекие расстояния) и продают новому владельцу.

Клиент приезжает из отпуска и заявляет о краже автомобиля, который уже покинул пределы Российской Федерации и нашел нового владельца. Правоохранительные органы уже ведут работу в данном направлении, но примеров раскрытия факта вовлеченности клиента в такой угон пока крайне мало. В «Росгосстрахе» отмечают, что чаще всего злоумышленники инсценируют угон седана Toyota Camry.

«Так, в частности, сотрудниками департамента экономической безопасности «Росгосстраха» в прошлом году были успешно пресечены две попытки незаконно получить страховое возмещение за якобы похищенный автомобиль этой модели — в Москве и в Ивановской области. В ходе проверки было установлено, что машины на самом деле пересекли государственную границу с Республикой Казахстан. В отношении лиц, пытавшихся инсценировать страховое событие, возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ («Покушение на мошенничество в сфере страхования»), — сообщили в пресс-службе «Росгосстраха».

Ранее МВД России сообщило, что в 2019 году в стране зафиксировано около 20 тыс. краж автомобилей. Этот показатель, по данным министерства, на 14% ниже уровня 2018 года.

12.02.20 Известия iz.ru