Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieРазъяснения, опубликованные на официальном сайте нижней палаты парламента, составлены совместно с Российским Союзом Автостраховщиков. В них приводится алгоритм действий владельца транспортного средства в случае, если он недоволен ремонтом своего автомобиля после ДТП или суммой страхового возмещения.

Так, с 1 июня текущего года применяется новый порядок рассмотрения конфликтных ситуаций, связанных с возмещением ущерба по ОСАГО. Он предусматривает возможность обращения автовладельцев к финансовому уполномоченному для разрешения конфликтной ситуации со страховщиком давностью до трех лет.

Перед направлением обращения правозащитнику рекомендуется проверить, входит ли финансовая организация в специальный реестр компаний, взаимодействующих с уполномоченным. С 1 июня 2019 года взаимодействовать с финансовым уполномоченным должны все страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта.

Затем следует направить заявление страховщику, к которому имеется претензия. Ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении претензии должен поступить в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления, направленного в электронном виде по утвержденной Советом службы финансового уполномоченного форме (при условии, что со дня нарушения прав владельца ТС прошло не более 180 дней), или в течение 30 дней – в иных случаях.

Если ответ от страховщика не получен или он не устраивает автовладельца, то можно пожаловаться финансовому омбудсмену, направив ему обращение в электронной форме через личный кабинет на сайте уполномоченного или письменно в адрес омбудсмена. Требования к содержанию обращения перечислены в ст. 17 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Принятие и рассмотрение обращений уполномоченным осуществляется бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (им придется заплатить 15 тыс. руб. за каждое обращение). При этом есть ограничение по размеру имущественных требований – не более 500 тыс. руб., за исключением случаев, когда страховщик нарушил Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Обращение рассматривается в течение 15 рабочих дней, если оно подано самим владельцем автомобиля, 30 рабочих дней – если направлено лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. При этом разрешено приостанавливать рассмотрение на срок не более 10 дней для проведения независимой экспертизы.

По факту рассмотрения финансовым уполномоченным обращения заявителю придет уведомление о принятом им решении. Также оно будет доведено до страховщика в течение одного рабочего дня со дня принятия. Решение вступит в силу через 10 рабочих дней после даты его подписания, и страховщик обязан исполнить его в течение срока, указанного в таком решении. Если этого не произойдет, то финансовый уполномоченный выдаст владельцу машины документ, на основании которого судебный пристав-исполнитель приведет решение омбудсмена в исполнение в принудительном порядке.

Подчеркивается, что решение финансового уполномоченного может быть обжаловано в суде в течение 30 дней после дня вступления его в силу.

29.08.19 Гарант garant.ru

Руководство СК «Респект» не передало временной администрации имущество, документы и базы данных, подтверждающие заключение договоров.

Обязательства самого крупного страховщика застройщиков, лишенного лицензии 15 мая — компании «Респект» — перед фондом защиты прав участников долевого строительства составляли 4,5 млрд рублей (по данным, представленным в ЦБ самой компанией до отзыва лицензии). Об этом ТАСС сообщили в ЦБ РФ. Средства не переданы, так как у временной администрации нет доступа к документации страховщика. Суммарные обязательства остальных действующих 11 компаний, ранее страховавших застройщиков, составили 3,6 млрд рублей.

Руководство СК «Респект» не передало временной администрации имущество, документы и базы данных, подтверждающие заключение договоров, о чем ЦБ сообщил в правоохранительные органы, сообщил представитель регулятора. Согласно закону, страховщики застройщиков должны до 22 августа передать в фонд ответственность и часть премии за неистекший период страхования.

«Учитывая отсутствие у временной администрации доступа к документации страховой организации, осуществить перечисление оставшейся части страховой премии по договорам страхования в установленные законом сроки не представляется возможным», — сообщил представитель ЦБ. Временная администрация 22 июля направила в Арбитражный суд Рязанской области заявление о банкротстве «Респекта», в случае банкротства требования кредиторов будут исполняться в ходе конкурсного производства, отметили в ЦБ.

29.08.19 ТАСС tass.ru

Компания Tesla впервые вышла на рынок автомобильного страхования в США и начала со штата Калифорния. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в среду в блоге Tesla.

«Страховка Tesla предусматривает широкий охват [услуг] и урегулирования претензий для наших клиентов в Калифорнии и будет распространена на другие штаты в будущем», — уточнила компания.

Она разместила ссылку на сайт, который позволяет приобрести страховой полис «за одну минуту». Tesla обещала установить ежемесячный страховой взнос без косвенных поборов.

Компания Tesla была основана в 2003 году Илоном Маском. Первоначально она называлась Tesla Motors, но впоследствии была переименована в Tesla. Ее штаб-квартира находится в Пало-Альто (штат Калифорния). Сначала фирма специализировалась на производстве электромобилей, однако позже стала заниматься созданием солнечных батарей и других энергонакопительных систем.

29.08.19 ТАСС tass.ru

strahovanieС начала этого года произошло несколько резонансных ДТП с участием каршеринга, и если верить официальной статистике, то количество подобных аварий постоянно растет. Страховые компании оценивают этот бизнес как весьма рискованный — опрошенные «ДП» страховщики рассказали, что с начала этого года им пришлось выплатить больше сотни миллионов рублей из-за аварийных случаев. Причин несколько — водители водят арендованные авто менее аккуратно, кроме того, многие водят автомобили не под своими каршеринговыми аккаунтами, покупая фейковые учетные записи на черном рынке.

В прошлую среду, 14 августа, на Лиговском проспекте произошло массовое ДТП, в результате которого пострадало четыре автомобиля и 20-летняя девушка. Авария произошла по вине 16-летнего водителя каршеринга, у которого не было водительских прав. По информации СМИ, подросток купил аккаунт в каршеринговом сервисе на черном рынке.

Куплю аккаунт

Наличие черного рынка аккаунтов каршеринга — проблема довольно старая, но решать ее, судя по всему, пока никто не брался. Чтобы купить чужую учетную запись, не нужно даже пользоваться какими-то специальными средствами или быть гуру Даркнета. Обычный запрос в Google «каршеринг аккаунт» сразу же выдает сотни незаблокированных страниц, в которых пользователю предлагают стать обладателем водительской учетки практически любой компании, которая работает на российском рынке.

Корреспонденту «ДП» удалось обнаружить telegram-каналы, форумы и целые онлайн-магазины, которые якобы продают каршеринговые аккаунты в ценовом диапазоне от 1 тыс. до 3,5 тыс. рублей. Так, один из сайтов предлагал учетные записи в шести разных сервисах стоимостью до 1,8 тыс. рублей. После того как пользователь такого сайта определяется с каршерингом, его перенаправляют на сторонний сайт, на котором можно увидеть следующее сообщение: «После оплаты вы получите логин и пароль от фейкового аккаунта. На аккаунт мы даем гарантию 1 месяц, в случае каких-либо проблем — немедленная замена. К аккаунту будет привязана анонимная виртуальная банковская карта для оплаты ваших поездок, ее необходимо периодически пополнять». В то же время на специализированных форумах можно встретить ветки с отзывами по покупке аккаунтов в разных магазинах и у различных продавцов. Большинство приобретает их, судя по всему, либо потому что не имеют водительских прав, либо чтобы не платить штрафы ПДД, пользуясь арендованным автомобилем. Некоторые пользователи откровенно пишут, что хотят безнаказанно подрифтовать и поездить по городу на полной скорости.

По словам руководителя проектов технического аудита Group-IB Константина Семенова, распространение фейковых аккаунтов в каршеринге имеет два основных канала: «В первом случае регистрация в сервисе происходит на чужие документы, и у мошенников есть возможность создать аккаунт, пользуясь чужими данными, а затем этот аккаунт продать. Как технически это возможно, ведь при регистрации требуется выслать фото документов? Для злоумышленников это не проблема, поскольку в Даркнете можно найти или купить большое количество фотографий паспортов, водительских прав, а также снимков людей вместе с их документами. Эти персональные данные, в свою очередь, могли утечь с других сервисов — банковских и страховых, например», — поделился эксперт.

Во втором случае мошенники используют настоящие учетные записей людей, которые когда-то регистрировались в каршеринге. Самый распространенный способ — использование обыкновенного брутфорса, то есть злоумышленники перебором возможных паролей подбирают нужный.

С подобными явлениями, по словам Константина Семенова, каршеринговые сервисы борются на программном уровне. Например, многие сократили количество возможных попыток ввода пароля для предотвращения брутфорса.

Кроме того, начались довольно жесткие проверки со стороны сотрудников ГИБДД, которые останавливают каршеринговые автомобили и проверяют документы водителей, чтобы сравнить их с учетной записью на каршеринге. Так, по данным УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с начала 2019 года в регионе зарегистрировано 11 ДТП с пострадавшими с участием каршеринговых автомобилей: «В результате данных происшествий пострадали 15 человек. Погибших нет. Для контроля ситуации наряды ДПС ориентированы на проверку транспорта каршеринга на дорогах Петербурга», — сообщили корреспонденту «ДП» в ведомстве.

«В прошлом году мы исследовали несколько приложений для каршеринга из разных стран мира, — рассказывает Виктор Чебышев, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». — И стоит отметить, что все протестированные нами сервисы содержали ряд ошибок и недоработок с точки зрения безопасности, которые так или иначе могли позволить злоумышленникам получить несанкционированный доступ к аккаунту пользователя».

Получив такой доступ, по его словам, злоумышленники могут многое — ездить на автомобиле за чужой счет, угонять транспортное средство, разбирать его на запчасти или отслеживать передвижения пользователя.

В компании Dr Web при этом отметили, что уровень безопасности у всех каршеринговых компаний разный, но при этом у них есть общая слабость: «Большинство приложений не защищено от MITM-атак, с помощью которых можно получить содержимое сессии при авторизации. Также используются утечки персональных данных, одноразовые sim-карты, которые можно купить в переходе с рук».

При этом все технологические эксперты, с которыми беседовал «ДП», сходятся в том, что утечка каршеринговых аккаунтов не носит массовый характер и большинство компаний все-таки следит за безопасностью пользователей. Тем не менее они советуют придерживаться стандартных правил: использовать для каршеринга только уникальные пароли и поставить антивирус на мобильный телефон (особенно, если он работает на ОС Android).

«Мы также бы рекомендовали прекращать действие договора в офисе компании, если нет необходимости больше пользоваться каршерингом конкретной компании. Удалением просто приложения с телефона не обойтись. Приехать в офис и расторгнуть договор, именно тогда аккаунт деактивируется», — добавили в компании Dr Web.

Рискованный бизнес

Каршеринговые сервисы обычно заранее страхуют свои автомобили, но все на разных условиях и используя разные типы страховок. Порой, чтобы разобраться, что грозит пользователю в случае ДТП и как будет оплачиваться ущерб, нужно полностью прочитать контракт, заключаемый между сторонами при регистрации на каршеринге. Некоторые компании страхуют водителя и пассажиров по умолчанию, другие же включают опцию страхования жизни за дополнительную плату.

Так, например, в пользовательском договоре YouDrive указано, что автомобили сервиса застрахованы по ОСАГО. При этом пользователь может подключить «опцию каско» за дополнительные 1-2 рублей за минуту поездки в зависимости от марки арендуемого автомобиля. Также клиент каршеринга может подключить опцию страхования жизни. Стоить эта услуга будет 0,5 рублей за минуту поездки или от 345 рублей до 600 рублей в сутки в зависимости от автомобиля.

В «Яндекс.Драйве» все автомобили застрахованы по каско на 30 тыс. рублей с увеличенным размером страхового возмещения в 1,5 млн рублей. Кроме того, компания по умолчанию страхует пассажиров: «Если с машиной что-то случится по вине водителя, его расходы не превысят 30 тыс. рублей. Жизнь и здоровье водителя и каждого пассажира застрахованы на сумму до 2 млн рублей», — отметили в пресс-службе компании.

Также большинство каршерингов отмечает в договорах, что может навсегда заблокировать пользователя в случае регулярного нарушения ПДД, превышения скорости или за ДТП по вине арендатора.

По данным МВД России, с начала 2019 года в России произошло 132 ДТП с участием каршеринговых автомобилей, в результате которых четыре человека погибли и 169 были ранены. Большая часть из них произошла в Москве — это порядка 103 ДТП.

«Каршеринг — это один из наиболее опасных сегментов в автостраховании. Как с точки зрения частоты попадания клиентов в ДТП, так и с точки зрения тяжести самих убытков — полная гибель ТС происходит в этом сегменте гораздо чаще. Отметим, что, например, сегмент такси также является опасным с точки зрения страховых случаев, но статистика по нему гораздо лучше каршеринга», — отмечает Андрей Ковалев, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие».

По его словам, каршеринги чаще всего используют стандартные полисы ОСАГО, каско и ДСАГО с неограниченным кругом допущенных к управлению лиц и повышенными тарифами за специфику использования. При этом Ковалев отметил, что несмотря на то, что пока каршеринг не имеет значительную долю в портфелях ОСАГО и каско, его доля по объему сборов продолжает расти и уже приближается к сегменту такси.

У «АльфаСтрахования» есть действующие договоры с каршеринговыми сервисами в Москве. При этом в компании также отметили, что этот сегмент является рискованным для страховщиков: «Мы наблюдаем высокую убыточность в этом сегменте, что связано с тем, что клиенты каршеринга не берегут автомобили как свои и не чувствуют за них ответственность, поэтому число страховых случаев в несколько раз превышает количество заключенных договоров. Компания выплатила более 120 млн рублей по убыткам, связанным с каршерингом», — сообщили «ДП» в пресс-службе «АльфаСтрахования».

Представители страхового дома «ВСК» рассказали, что компания имела опыт работы с каршерингом в 2017-2018 годах: «В 2019 году мы не заключаем новых договоров, а продолжаем нести ответственность по ранее подписанным. Так за первое полугодие мы зафиксировали порядка 160 обращений по ОСАГО, где наш клиент является виновником ДТП». Сумма страховых выплат, связанных с каршерингом, у ВСК в 2019 году составила около 12 млн рублей.

При этом в «Ренессанс страховании» сегмент каршеринга, наоборот, рассматривают как весьма перспективный: «Мы готовы страховать каршеринговые компании. Более того, мы рассматриваем их как перспективный быстрорастущий сегмент и специально для каршеринговых компаний разработали такой продукт, как поминутное каско — оплата только за фактическое время, когда автомобиль на ходу», — отметил директор управления корпоративного автострахования компании «Ренессанс страхование» Дмитрий Усанов.

Сейчас страховая компания работает со многими крупными игроками прокатного рынка, включая сервисы Avis, «Напрокат.ру», «Сторлет». Стандартное условие для таких сегментов: включение в договор франшизы, а также ограничение по минимальному стажу лиц, допущенных к управлению. Для каршеринга также было сделано аналогичное предложение с франшизой (небольшую часть убытка клиент берет на себя) и с ограничением по стажу вождения от 2 лет.

«Страховые обращения в основном по ДТП. В зависимости от компании, частота убытков в 3-4 раза превышает среднюю. Это связано в первую очередь с более высокой интенсивностью использования каршеринговых автомобилей, по которым средний пробег более 40 тыс. км в год. Конечно, на более высокую частоту ДТП также влияет часть пользователей каршеринга, кто не имеет автомобили в собственности и малый реальный опыт за рулём», — добавил Усанов.

По его словам, каршеринговые компании активно работают над снижением аварийности, например, отслеживают аккуратность вождения с помощью телематики, мотивирующие клиентов на соблюдение ПДД, и добиваются весьма неплохих показателей снижения аварийности.

22.08.19 Деловой Петербург dp.ru

Доли совладельцев страховщика не изменятся

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России удовлетворила ходатайство французской компании AXA S.A. — одного из основных совладельцев страховой компании «РЕСО-Гарантия» — о приобретении 36,684% акций страховщика. Об этом сообщается на сайте антимонопольного ведомства.

Доли совладельцев страховщика в результате прямого выкупа АХА пакета не изменятся, структура владения реорганизуется в рамках подготовки к IPO, говорил ранее ТАСС заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Он отмечал также, что сделка подлежит согласованию с ЦБ РФ.

Сейчас AXA владеет долей в «РЕСО-Гарантии» через долю в 39,337% в нидерландской RGI Holdings B.V, которая, в свою очередь, владеет 93,256% акций российской страховой компании. Другие основные акционеры «РЕСО-Гарантии» — братья Сергей и Николай Саркисовы. Им принадлежит по 47,829% компании Stanpeak Limited, которая через RGI Holdings (Luxembourg) владеет 60,663% RGI Holdings B.V. Еще 4,342% Stanpeak Limited владеет президент группы РЕСО Андрей Савельев.

«РЕСО-Гарантия» давно собиралась провести IPO — в частности, в апреле 2018 года источники ТАСС сообщали, что компания намерена разместить на Московской бирже 15-20% акций и привлечь не менее $500 млн. Сообщалось, что бумаги рынку предложат основные акционеры — братья Саркисовы и AXA. Однако, сделка пока так и не состоялась.

23.08.19 ТАСС tass.ru

В производстве кемеровского арбитража остаются еще три аналогичных иска на общую сумму более 50 млн рублей

Арбитражный суд Кемеровской области в пятницу прекратил производство по иску страховой компании «РЕСО-Гарантия» к АО «Кемеровский кондитерский комбинат» — владельцу сгоревшего ТЦ «Зимняя вишня» — на 42,07 млн рублей, следует из картотеки суда.

«РЕСО-Гарантия» требовала средства в порядке суброгации (перехода к страховщику права требования) после выплаты возмещения после пожара одному из арендаторов «Зимней вишни» — магазину «Детский мир». Как следует из картотеки, суд прекратил производство в связи с ходатайством страховщика об отказе от иска. ТАСС ожидает комментария «РЕСО-Гарантии».

В производстве кемеровского арбитража находится еще три аналогичных иска от страховщиков к владельцу «Зимней вишни» на общую сумму 56,86 млн рублей. По иску компании «Согласие» на 23,2 млн рублей стороны 5 августа представили суду на утверждение мировое соглашение, условия которого в материалах арбитража не раскрываются. Суд отложил рассмотрение дела до 3 сентября для надлежащего одобрения соглашения ответчиком, для которого эта сделка является крупной. ТАСС ожидает комментария «Согласия».

24 сентября суд рассмотрит иск «Сбербанк страхования» на 25,26 млн рублей, также о взыскании в порядке суброгации выплаченного страхователю возмещения. «Предложений о заключении мирового соглашения в СК «Сбербанк страхование» не поступало», — сказал ТАСС главный юрист правового управления страховщика Михаил Носиков.

Также суд рассматривает иск страховой компании «Арсенал» на 8,4 млн рублей, поданный в конце июля. Судебное заседание назначено на 17 сентября. В качестве обеспечения по этому иску суд арестовал 8,4 млн рублей, «в том числе которые будут поступать» на банковский счет АО «Кемеровский кондитерский комбинат» в Сбербанке.

Пожар в торговом центре «Зимняя вишня» произошел 25 марта 2018 года. Тогда погибли 60 человек, еще 79 пострадали. Фигурантами трех уголовных дел стали в общей сложности 15 человек. Сейчас в Заводском районном суде Кемерова рассматривается уголовное дело в отношении 8 обвиняемых.

23.08.19 ТАСС tass.ru

strahovanieС сентября меняются выплаты по ОСАГО. О том, что изменится в жизни автовладельцев, — в материале Лайфа.

С 1 сентября водители смогут оформлять электронное извещение в случае ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Эксперты считают, что такое изменение будет удобно как автовладельцам, так и страховым компаниям. Правда, оно не может не отразиться на выплатах по ОСАГО.

— Это позитивное изменение для страховых компаний, так как обрабатывать заявления станет легче. Возможно, это повлияет и на процент отказов в выплатах. Их станет меньше. Нередко на практике отказ связан с неверно оформленным извещением, — говорит президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин.

По словам партнёра компании BMS Алексея Гавришева, заполнение извещений в электронном виде существенно сократит количество ошибочно заполненных документов. При этом участники аварии должны будут сами убирать свой автомобиль с дороги. Правда, перед этим нужно запечатлеть его расположение и зафиксировать сам факт аварии, а сведения о ней передать в общую базу данных.

Изменения коснутся и самого полиса ОСАГО. С начала осени страховые компании смогут влиять на его стоимость. Роман Алехин предполагает, что страховые будут стимулировать водителей более низкими ценами для того, чтобы они не нарушали правила ПДД.

— Эта практика используется и в других странах: за неосторожное вождение платят больше. В целом это позитивно скажется на безопасности дорожного движения, так как водители будут заинтересованы в том, чтобы к ним не было никаких претензий, — считает эксперт.

Но есть один нюанс: не каждая страховая будет работать по такой схеме. Она должна будет доказать необходимость повышения цен. Для этого Центробанк станет проверять коэффициент убыточности каждой отдельно взятой компании, работающей на рынке автострахования. Что же касается новых цен на полис ОСАГО, то поправки и тут предусматривают ряд изменений.

— Помимо возраста водителя и стажа, на стоимость полиса будут влиять различные факторы, в том числе частота нарушений ПДД и так далее. Соответственно, нарушители будут платить больше, а это станет стимулом для более аккуратного вождения, — говорит Алексей Гавришев.

У страхового эксперта Ромила Чумакова немного другое мнение на этот счёт. По его словам, предпосылок для подорожания ОСАГО он пока не видит, так как цена обязательной автогражданки отпущена «плавать в коридоре» и страховые компании, наоборот, бьются за массового клиента снижением тарифов. Особенно в безубыточных и прибыльных по ОСАГО регионах РФ. Чтобы не переплачивать лишних денег, эксперт посоветовал вовремя проходить техосмотр и продлевать ОСАГО.

— Поскольку без техосмотра вам не продадут ОСАГО, то это лишь упрощает ситуацию. Делаем ТО, покупаем ОСАГО — простая последовательность из двух действий, которая позволит избежать и штрафов, и затрат в случае виновности в ДТП, — советует Ромил Чумаков.

Кстати, теперь водителям будет сложнее уходить от уплаты штрафов за отсутствие ОСАГО. Например, сотрудники ГИБДД уже начали ловить нарушителей с помощью дорожных видеокамер. Пока система тестируется, нарушители будут получать письма с рекомендациями. Как только схема заработает в обычном режиме, то будут сразу высылать штрафы. Кстати, за езду без ОСАГО придётся заплатить 800 рублей.

21.08.19 Лайф life.ru

Доминирующий на сегодняшний день канал продаж страховых продуктов — это банки. Но все активнее развиваются онлайн-каналы. В первую очередь маркетплейсы. Какую нишу они займут на рынке и как это отразится на банкостраховании?

По данным аналитического центра «Институт страхования ВСС», объем страховых премий, полученных через Интернет, за 2018 год увеличился на 133%, доля этого канала продаж выросла более чем в два раза (с 2,5% до 5,1%). В I квартале этого года на страховые сборы, поступившие через Интернет, пришлось 3,9% всех собранных премий, что на 0,5 процентного пункта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы доля электронных полисов возрастет, в том числе из-за развития маркетплейсов — относительно нового инструмента в продажах страховых продуктов.

Происходящее на страховом рынке отражает общие тенденции в экономике — повсеместную ее цифровизацию. Такие резкие темпы роста «онлайна», разумеется, не могли остаться незамеченными. Причем в последнее время приходится слышать довольно радикальные прогнозы. Те, кого принято называть IT-евангелистами, как и положено футурологам, предрекают скорый конец всего того, что не является «цифрой». С этих позиций маркетплейсы называются ни много ни мало убийцами банковского канала продаж или банкострахования.

Почему речь идет именно о банках? Потому что зависимость страховщиков от банковского канала продаж давно стала притчей во языцех. Люди традиционно доверяют банкам больше, чем другим финансовым институтам. Во многом благодаря этому за последние годы банкострахование достигло рекордной доли в общей структуре продаж. По итогам 2018 года, а также по результатам I квартала 2019-го основную часть взносов страховщики получили при участии посредников (73,3% и 64,2% соответственно). Доля непосредственно банковского канала продаж в общем объеме сборов увеличилась с 17% в 2014 году до 37% в 2018-м. В I квартале 2019 года тенденция продолжилась: в результате роста продаж кредитных страховых продуктов доля канала в партнерских продажах составила 47,8%.

Понятно, что подобная зависимость чревата множеством рисков, поэтому сами страховщики заинтересованы в диверсификации каналов продаж. И маркетплейсы, действительно, могут помочь добиться снижения доли банкострахования. Например, в АЦ «Институт страхования ВСС» уверены, что в скором времени при анализе существующих каналов продаж необходимо будет выделять маркетплейсы отдельно, рассматривая их как самостоятельный канал со своими особенностями.

Боюсь, правда, что на этом пути аналитиков ждут большие сложности. Во-первых, маркетплейсы пока функционируют просто как витрины, когда для приобретения полиса покупатель перенаправляется на сайт конкретного поставщика услуги, где и происходит непосредственно оплата. Да, с принятием поправок в законодательство и появлением проекта «Маркетплейс», курируемого Банком России, оплату будет принимать непосредственно оператор площадки, но пока отдельно выделить «общие витрины» в статистике продаж довольно затруднительно. Во-вторых, маркетплейсы могут создаваться (и таких примеров масса) теми же банками. Когда клиент приобретает страховой полис на банковском маркетплейсе, какой канал продаж он использует? Вопрос не из простых. Наконец, следующий шаг — это появление не отдельных маркетплейсов, но целых экосистем. А строятся они как раз вокруг крупных банков. Некоторые являются специализированными (недвижимость, авто, услуги для малого и среднего бизнеса и так далее), другие — глобальными. Признавать их банковским каналом продаж или же выделять в отдельный?

Впрочем, пока говорить о серьезной конкуренции маркетплейсов и банкострахования не приходится. Да, сегодня маркетплейсы — уже не просто агрегаторы, позволяющие сравнить предложения по цене. Наиболее популярные такие площадки (например, маркетплейс Банки.ру — один из участников проекта Банка России) предлагают не только многофакторный анализ финансовых услуг, но и специальные условия для своих посетителей. Правда, относится это в первую очередь к банковским продуктам. Что касается страхования, то объем премий, собранных онлайн, растет третий год подряд. Страховщики адаптируют свои продукты к дистанционным продажам. Однако пока основная доля (90%) всех электронных полисов (по объему страховых премий) приходится на ОСАГО, еще 2% — на автокаско. Есть еще и страхование выезжающих за рубеж, однако отдельно в статистике оно не выделяется, хотя очевидно, что по числу продаваемых онлайн-полисов ВЗР существенно опережает автокаско, но по сумме страховых премий отстает от него. Отмечу, что и в рамках проектов «цифровой маркетплейс» на начальном этапе продаваться будет только ОСАГО.

Несмотря на то что с развитием маркетплейсов появится больше возможностей у небольших и средних игроков, конкуренция усилится в том сегменте, который изначально не подразумевал присутствия банков и банкострахования. При этом продажи сложных страховых продуктов, таких как, например, накопительное или инвестиционное страхование жизни, которые требуют личного взаимодействия с клиентом, длительных консультаций, будут, как и сейчас, реализовываться через партнеров. Читай: преимущественно через банки.

Поэтому я далек от мысли, что маркетплейсы станут «убийцами» банкострахования. Это просто совершенно иная философия продаж страховых продуктов, которая существенно расширяет возможности страховых компаний и дальнейшие перспективы развития онлайн-канала продаж. Тем не менее развитие маркетплейсов серьезно изменит подход к продажам, а финансовые (и не только) институты будут делать ставку на развитие именно этих каналов.

Андрей Евстифеев
вице-президент Европейской юридической службы

20.08.19 Банки.ру banki.ru

strahovanieШтрафы с камер, новые правила и новые тарифы — как изменится обязательное страхование автогражданской ответственности.

Автовладельцам начали приходить уведомления об отсутствии полисов ОСАГО — в Москве заработала проверка с помощью дорожных камер. Это не единственное нововведение в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. «Известия» разбирались, как поступить, если вашего полиса нет в базе, и каких сюрпризов ожидать автовладельцам.

В колл-центр Российского союза автостраховщиков (РСА) поступают звонки от водителей, которые получили уведомления об отсутствии у них полисов ОСАГО. Для некоторых это явилось неприятным сюрпризом. В РСА предупреждают: полисы некоторых автовладельцев могут отсутствовать в базе, так как являются поддельными. В пресс-службе союза призвали автомобилистов проверять подлинность страховки самостоятельно, сообщает агентство городских новостей «Москва».

Пока только предупреждают

Теперь все столичные комплексы видеофиксации, находящиеся в введении ЦОДД, могут проверять у автомобилистов наличие полиса ОСАГО. Проверка происходит в автоматическом режиме, но пока за отсутствие страховки автовладелец получит не штраф, а уведомление. Тестовый период позволит исправить ошибки в системе — при объединении баз РСА и ГИБДД были обнаружены расхождения, из-за чего сроки запуска проекта несколько раз сдвигались.

За три месяца тестирования выявили более 700 тыс. автомобилистов, передвигающихся без полиса, но уведомления, по информации «Коммерсанта», получили только 5,5 тыс. — в РСА проверяют каждый случай вручную.

Когда и как начнут штрафовать

В ноябре пилотный период должен завершиться и за отсутствие полиса будут выписывать штраф — 800 рублей. Причем в течение 20 дней со дня вынесения постановления его можно оплатить со скидкой в 50%. Из-за того, что новый владелец машины должен оформить ОСАГО в 10-дневный срок, в РСА установили двойную проверку. Если на 11-й день после того, как камера зафиксировала машину, полис не появится в базе, автовладелец получит штраф. И будет получать «письма счастья» ежедневно, пока не оформит страховку.

Впрочем, некоторые считают такое наказание недостаточным. Депутат «Единой России» Сергей Вострецов предложил увеличить штраф до 5 тыс., а в парламенте Кабардино-Балкарской Республики считают, что за повторное нарушение нужно карать не только пятью тысячами, ни и в качестве альтернативы лишать прав на срок от четырех до шести месяцев.

Система будет рассылать извещения даже водителям из других регионов, но работает пока только в Москве. В будущем систему автоматической фиксации планируют запустить в Санкт-Петербурге и Казани.

Что делать, если полис оказался поддельным

Автомобилистам, купившим полис, но получившим уведомление о его отсутствии в базе, рекомендуют звонить на горячую линию РСА по федеральному номеру 8 (800) 200-22-75 или московскому (495) 641-27-85. Статус полиса любой желающий может проверить на сайте союза, однако привязки к конкретному автомобилю и владельцу там нет. Поэтому узнать о дубле, то есть полисе с теми же серией и номером, но зарегистрированным на другую машину, невозможно. Чтобы получить более подробную информацию, эксперты советуют направить обращение в страховую компанию либо самому прибыть в официальный офис страховщика.

Что делать, если полис всё же оказался поддельным? Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала советует незамедлительно сообщить о случившемся в полицию, чтобы установить личность продавца подделки. В последующем к нему можно будет предъявить требование о возврате полученных денег в порядке ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

«Прекратите эксплуатацию автомобиля и обратитесь в официальный офис страховой компании для оформления подлинного полиса ОСАГО. Можно обратиться к официальному страховому агенту, но предварительно попросите агента продемонстрировать доверенность от страховой компании либо агентский договор. Впрочем, нельзя исключать вероятность подделки как доверенности, так и агентского договора. Еще один вариант, оформить полис ОСАГО в электронной форме», — рассказал «Известиям» Мацала.

Директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков обратил внимание на то, что недействительным договор ОСАГО может быть оформлен и на настоящем бланке, который страховая компания, например, потеряла.

Ложные сотрудники и настоящие полисы

Тем временем автовладельцы жалуются на частые звонки мошенников, пытающихся продать полис от имени крупных страховщиков. Их легко спутать с реальными сотрудниками страховых компаний — они уверенно называют марку автомобиля, правильно рассчитывают стоимость ОСАГО и даже предупреждают о необходимости проверить полис на сайте РСА.

В начале августа выяснилось, что из страховой компании «Наско» пропали 48 300 бланков строгой отчетности ОСАГО. Недостачу обнаружила временная администрация, введенная после того, как у страховщика 15 мая этого года была отозвана лицензия. До этого «Национальная страховая компания Татарстан» была одним из лидеров рынка ОСАГО — за I квартал было оформлено 272 тыс. полисов — это 8-е место в России по этому показателю.

Чтобы снизить число возможных мошеннических действий с электронными полисами, с 29 октября, согласно новой редакции закона об ОСАГО, проверять сведения в заявлении на электронный полис ОСАГО будут по-новому. Страховщик сможет потребовать сканированные копии документов, только если у него нет возможности провести проверку представленных сведений в органах власти. Если данные не соответствуют сведениям в государственных информационных системах, страховая компания будет в праве приостановить оформление электронного полиса.

ОСАГО — грядут изменения

В октябре ожидается еще несколько нововведений обязательного страхования автогражданской ответственности. Например, появится оформление европротокола через портал госуслуг. В том случае когда направляемое страховщику извещение о ДТП подписывается участниками аварии в электронном виде. При этом файлы будут направлены автоматически, специальным программным обеспечением.

Осенью должно заработать новое мобильное приложение от РСА, которое позволит оформлять европротоколы в электронном виде за 15 минут. Оно будет некоторое время работать параллельно с уже существующей программой «ДТП. Европротокол», позволяющей только зафиксировать обстоятельства ДТП. Позже их планируют объединить в одну программу.

МВД планирует упростить процедуру проверки электронных полисов ОСАГО на дорогах. Законопроект вносит изменения в перечень документов, которые водитель может предъявить для проверки. По словам представителя ведомства Ирины Волк, инспектору ГИБДД можно будет предъявить не только бумажную распечатку, но и электронный документ на смартфоне.

Будут внесены изменения в бланк полиса ОСАГО, на нем перестанут указывать серию. Каждому договору теперь присваивают уникальный номер, по которому можно идентифицировать страховщика и определить подлинность договора.

Новый год — новые правила

В середине июля правительство внесло в Госдуму проект об индивидуализации тарифов ОСАГО. Согласно ему, с нового года будет отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября 2020-го — мощностной. Вместо них при расчете цены полиса будут учитывать стиль вождения автомобилиста и соблюдение им ПДД. То есть грубые нарушения правил в течение года — к ним относятся проезд на красный, выезд на встречку, превышение скорости более чем на 60 км/ч, вождение в нетрезвом виде — увеличат стоимость страховки.

Продолжится расширение тарифного коридора: с 1 января — на 40% вверх и вниз и с 1 октября — еще на 30% в обе стороны. Напомним, что в настоящее время тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746–4942 рубля.

Что будет с ценами

По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, расширение тарифного коридора уже увеличило конкуренцию между страховыми компаниями, в результате чего средняя цена полиса снизилась на 5–6%. Дальнейшая реформа тарифов должна усилить этот тренд.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков поддержал отмену территориального и мощностного коэффициентов, однако сомневается, что автовладельцы смогут сэкономить на цене полиса. По его словам, страховщики обязательно воспользуются расширением тарифного коридора.

«Это как с бензином: как бы ни колебалась стоимость нефти на мировом рынке, цена на топливо только растет — цитирует слова Лысакова «Парламентская газета».

19.08.19 Известия iz.ru

Общие сборы страховой компании «Абсолют Страхование» за первое полугодие 2019-го составили 1,839 млрд рублей, следует из релиза компании.

Чистая прибыль страховщика оказалась на уровне 160,6 млн рублей, что на 33% больше показателя за аналогичный период прошлого года.

Собственный капитал «Абсолют Страхование» увеличился более чем на 10% и достиг показателя более чем в 1,7 млрд рублей. Объем выплат по страховым случаям составил более 799 млн рублей.

«Хороших финансовых результатов удалось достигнуть благодаря повышению эффективности страховой деятельности. Стабильный рост наблюдается в ключевых направлениях, таких как страхование имущества и ответственности, НС и медицины, ипотеки и авто», — говорится в сообщении.

17.08.19 Банки.ру banki.ru