Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПо итогам десяти месяцев 2015 года средний платеж по обязательной страховке автоответственности вырос на 61%, а страховая выплата — всего на 36%

За десять месяцев 2015 года заключено 32,8 млн договоров ОСАГО, что на 7% меньше, чем за аналогичный период 2014-го (35,4 млн). Средняя выплата по полису за январь–октябрь 2015 года выросла на 61% в годовом выражении, до 5,4 тыс. рублей (против 3,3 тыс. рублей), за октябрь — на 66%, до 6,1 тыс. рублей. Это следует из свежего отчета Российского союза автостраховщиков, который есть у «Известий».

При практически не изменившемся количестве страховых случаев (2,09 млн против 2,04 млн) объем общий выплат вырос за 10 месяцев куда меньше — на 37%, до 96,9 млрд рублей. Средняя выплата достигла 47,4 тыс. рублей, увеличившись на 36% по сравнению с прошлым годом (34,7 тыс. рублей, плюс 36%).

Одновременно страховщики собрали с января по октябрь 176,8 млрд рублей страховых премий против 118,5 млрд рублей в 2014 году (+49%). Рост сборов обусловлен тем, что с осени прошлого года Центробанк уже дважды корректировал тарифы по ОСАГО. С 11 октября 2014 года регулятор увеличил базовые ставки и ввел тарифный коридор (до этого значение ставки было фиксированным), при этом минимальное значение увеличено на 23% по сравнению с предыдущим значением ставки, максимальное — на 30%. Например, для легковых автомобилей размер базовой ставки был равен 1,98 тыс. рублей, а после изменений был установлен тарифный коридор — от 2,4 тыс. до 2,6 тыс. рублей.

Спустя полгода тарифы вновь подверглись корректировке: с 12 апреля 2015 года Центробанк увеличил базовый тариф ОСАГО по некоторым категориям транспорта еще на 40%, также расширен размер тарифного коридора до 20% (до этого он составлял 5%). Кроме того, с 1 апреля были изменены территориальные коэффициенты: в 11 регионах увеличены, а в 10, напротив, снижены.

Вопрос о необходимости повышения страховых тарифов по ОСАГО встал в 2014 году особенно остро, так как в июле прошлого года приняты поправки в закон об ОСАГО — ими с 1 апреля 2015 года увеличены страховые суммы за вред, причиненный жизни и здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей), а также имуществу потерпевшего (со 120 тыс. до 400 тыс. рублей). Также необходимость повышения тарифов по ОСАГО объяснялась тем, что с 2011 года значительно изменилась статистика аварийности, что стало причиной убыточности ОСАГО: по расчетам Института страхования при Всероссийском союзе страховщиков, комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО в 2014 году составил 102% (если коэффициент выше 100%, это значит, что страховая деятельность приносит убытки).

По мнению зампредседателя правления страховой компании СОГАЗ Дамира Аксянова, к концу года общий рынок ОСАГО вырастет на 35–40% (до 200–210 млрд рублей) из-за повышения тарифов на этот вид страхования в октябре прошлого и апреле 2015-го. Сокращение общего количества заключенных договоров ОСАГО он объяснил прежде всего существенным падением продаж новых автомобилей (в 2015 году этот показатель сократился более чем на 30%) и связанным с этим сокращением автопарка. Кроме того, с осени 2014 года отменена обязанность оформлять отдельный полис страхования на прицепы, что также нашло свое отражение в количестве заключенных договоров.

— Почему рост средней премии больше, чем средней выплаты? Это временное явление, и в следующем году ситуация может серьезно поменяться. Повышение базовых тарифов на ОСАГО (впервые за 11 лет) было направлено на стабилизацию этого рынка. В то же время за последний год более чем втрое были увеличены лимиты покрытия, что уже начинает отражаться на объемах выплат, которые в отличие от премий дают отложенный эффект: они будут продолжать расти по мере того, как всё больше страховых случаев начнут происходить в рамках договоров страхования, заключенных после вступления в силу поправок об увеличении страховых сумм, — пояснил эксперт. — Не будем забывать и о том, что был изменен порядок расчета выплат в связи с причинением вреда здоровью, расширен европротокол. Кроме того, из-за девальвации рубля растет стоимость запчастей, что находит отражение в справочниках к Единой методике расчета ущерба. Всё это способствует росту страховых выплат. Уже в октябре 2015 года темп роста средней выплаты оказался выше, чем прирост средней премии.

26.11.15 Известия izvestia.ru

Страховые компании не будут возмещать туристам стоимость путевок в Турцию, аннулированных после того, как МИД РФ не рекомендовал ездить в страну, сообщает в среду пресс-служба Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

«На случай невозможности совершения поездки (страховка от невыезда) в Правилах страхования у компаний четко указаны риски, по которым происходит отмена поездки. Риска «невыезд по причине запрета на продажу туров» в Правилах не предусмотрено. Поэтому этот случай не будет являться страховым», — рассказала порталу «Интерфакс-Туризм» председатель Комитета по страхованию в сфере туризма ВСС Юлия Алчеева.

Как считают в ВСС, туристы также не смогут обратиться за компенсацией в рамках договора страхования гражданской ответственности туроператоров. «По страхованию ответственности туроператоров случай также не страховой. Если введен запрет, то это независящие от сторон причины. Соответственно, туроператор не может считаться не исполнившим обязательство, т.е. страховой случай не происходит и по договорам гражданской ответственности туроператоров», — уточняют страховщики.

Под риск «отмена поездки» заявление МИД о нежелательности поездок также не подпадает.

Однако Ю.Алчеева уточнила, что туристы смогут получить компенсацию за путевку в том случае, если туроператор объявит официально, в соответствии с Федеральным законом о туристской деятельности, о неисполнении своих обязательств.

«Туроператоры несут колоссальные убытки из-за запрета полетов. Если кто-то из них официально объявит о приостановке деятельности, то для нас это будет страховым событием. В этом случае туристы могут обращаться к страховщикам за выплатами», — сказала она.

Ранее представитель ВСС заявляла, что в текущем году не следует ожидать массовых банкротств туроператоров, так как после негативного опыта 2014 года, когда обанкротились около 20 компаний, их амбиции сократились. Представители отраслевых объединений также заявляют, что банкротств ждать не стоит.

С 6 ноября в России введен запрет на воздушные перевозки в Египет. Туроператорам и турагентствам рекомендовано приостановить продажу туров. Это решение было принято из соображений безопасности после того, как основной версий крушения самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа» 31 октября на Синайском полуострове стал взрыв бомбы на борту. К 20 ноября туроператоры за свой счет вывезли всех организованных туристов из Египта.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил 24 ноября, после крушения в Сирии российского боевого самолета Су-24, что ведомство рекомендует гражданам России воздержать от поездок в Турцию с туристическими целями в связи с тем, что уровень террористической угрозы в Турции не меньше, чем в Египте. Туроператоры остановили продажу турпутевок и начали предлагать туристам, уже купившим туры в Турцию, другие варианты поездок. По данным РСТ, вперед продано до 5 тыс. туров в Турцию с вылетом вплоть до Нового года.

25.11.15 Интерфакс interfax.ru

Каско на автомобиль с использованием франшизы через два-три года станет нормой. Как правильно определить ее размер, сколько при этом должен стоить полис, и как еще сэкономить на автостраховании

Похоже, у покупателей полисов автострахования настали непростые времена. В среднем к середине текущего года тарифы по страхованию каско выросли на 19,9% по сравнению с серединой 2014 года. При этом отдельные автомобилисты столкнулись с ростом страховой премии в полтора-два раза. На фоне сокращения реальных доходов такие вещи сильно бьют по карману и нервам.

У меня плохая новость: нынешние тарифы — это надолго. Проблема системная: показатели удельной (на 100 000 автомобилей) аварийности в нашей стране превосходят многие страны Евросоюза в 2-3 раза. Плохие дороги, дурная организация движения, некачественная подготовка водителей приводит к высокой аварийности. По совокупности за год на 10 застрахованных авто страховщики оплачивают по 6-7 страховых случаев.

Есть ли способы сэкономить в этой ситуации?

Классический и довольно простой совет: подумать о франшизе (часть убытков, которую покрывает сам автовладелец). Сегодня страхование с франшизой непопулярно отчасти потому, что долгие годы рынок развивался без ее использования. Еще это связано с тем, что страховым агентам невыгодно продавать полисы с франшизой — комиссионные меньше.

Но, по моему глубокому убеждению, в перспективе двух-трех лет франшиза для потребителя станет фактически обязательной. Летом 2015 года у нас в стране заработало бюро страховых историй, куда каждый страховщик обязан передавать данные о каждом заключённом договоре. В этой базе данных любая компания сможет увидеть историю ваших личных взаимоотношений со всем другими страховщиками.

Ещё год-два — и страховщики оцифруют потребительские привычки и стиль вождения каждого клиента. Почти наверняка запретительные тарифы, повышающие стоимость полиса в два или более раз, будут назначаться за частые ДТП по вине водителя, неоднократные заявления о трещинах на стеклах или мелкие убытки без виновника. А то и вовсе таких клиентов никто не будет брать на страхование.

Тем же, кто ездит аккуратно, цены будут назначаться со скидкой в 10%-50% от базовой стоимости полиса. Ну и, поскольку заявлять мелкие убытки в такой ситуации будет невыгодно, полис без франшизы станет попросту бессмысленной тратой денег.

Но это будущее. Сегодня при выборе полиса с франшизой стоит обращать внимание, насколько сильно страховая компания снижает при этом тариф. Многие страховщики используют не совсем корректную модель оценки возможных убытков при использовании франшизы. Поэтому скидка от базовой стоимости полиса меньше, чем ее размер. Это не ваш вариант. Ищите страховщика, который дает скидку, превышающую размер франшизы.

Это связано с тем, что вероятность заявленных убытков по полисам с франшизой меньше, чем по полисам без нее. К тому же при выплате эта часть убытков не покрывается страховыми компаниями, поэтому страховка должна стоить дешевле как минимум на стоимость франшизы.

Какой размер франшизы выбрать? Возьмите доход, которым располагает семья, вычтите из него все обязательные платежи (квартплата, кредиты, расходы на питание и прочие неотложные нужды и т.п.). А оставшуюся сумму разделите на три. Это и будет оптимальный размер франшизы — ваши личные затраты на ремонт автомобиля в случае аварии.

Например, совокупный доход вашей семьи 120 тыс. руб. в месяц, а на все обязательные расходы приходится 67 тыс. руб. Остаётся 53 тыс. руб. условно свободных денег. Отсюда выводим максимальную разумную франшизу в 17 тыс. руб. Сумма существенная, но она позволит сэкономить при заключении договора около 20-25 тыс. руб.

Если этого способа снизить затраты на каско недостаточно, вот еще несколько советов.

Например, если ваш автомобиль старше пяти лет, можно подумать о том, чтобы не страховать его от ущерба, оставив только риски угона или полной гибели. В таком случае за любой ремонт вы будете платить из своего кармана, но — если авто угонят или после ДТП оно будет «под списание» — страховщик выплатит возмещение. На этом можно сэкономить от 50% до 70% цены обычного страхования.

Для аккуратных и уверенных в себе водителей в некоторых компаниях есть вариант страхования только от таких ДТП, в которых вы невиновны. В таком случае можно сэкономить 20%-30% от цены страховки.

Можно подумать и об отказе от риска «угон». Особенно если автомобиль не относится к премиальным маркам вроде Range Rover и не интересует охотников за запчастями. Надо иметь в виду, что угонять машины на запчасти начинают примерно через два-три года после выхода новой модели. Среднестатистическому клиенту на среднестатистическом автомобиле при отказе от риска «угон» удастся сэкономить до 15 тыс. рублей.

Все эти маневры позволят водителю не отказываться от каско (все-таки угон или потеря автомобиля в аварии способны пробить огромную брешь в семейном бюджете) и не считать себя обманутым страховщиками.

Алексей Володяев директор по андеррайтингу СК «Опора»

27.11.15 РБК Деньги | money.rbc.ru