Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieАктивом интересуется Георгий Боос

Михаил Прохоров ищет покупателя на страховую компанию «Согласие» (9-е место по сборам, 33,8 млрд руб. за 2014 г.), сообщили «Ведомостям» два участника переговоров и близкий к компании человек. Прохоров потерял интерес к активу и не хочет больше вкладываться в него, поясняют собеседники «Ведомостей». Представитель страховщика это не комментирует, «Онэксима» – опровергает.

На «Согласие» есть как минимум два претендента, рассказывают собеседники «Ведомостей». Один из них – экс-губернатор Калининградской области и хозяин «Боос лайтинг групп» (выпускает светотехническое оборудование) Георгий Боос. До сих пор у него не было финансовых активов.

Страховой рынок находится на дне, это удачный момент, чтобы приобрести одну из крупнейших компаний. Так, по словам участников переговоров, Боос объясняет свой интерес к активу. Переговоры шли с лета, но осенью были приостановлены. Стороны не смогли согласовать условия сделки, говорят участник переговоров и близкий к Боосу человек. У компании много неурегулированных обязательств и до сих пор не до конца исполненное предписание ЦБ досоздать резервы. Боос требует от Прохорова решить эти проблемы. Сделка «была бы однозначно безденежной», заверяет один из участников переговоров. Представитель Бооса сказал лишь, что «слухи не комментирует».

Второй претендент на «Согласие» – ООО «Ладья ривер». Эта девелоперская компания еще 26 октября подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство (копия есть у «Ведомостей») о покупке 58,29% страховщика. Представитель ФАС подтвердил получение ходатайства, добавив, что срок его рассмотрения – 30 дней.

По данным ЕГРЮЛ, гендиректором девелопера является председатель совета директоров страховой компании «ТИТ» (141-е место по сборам) и директор инвестиционно-банковского направления инвестгруппы «Русские фонды» Алексей Семейко. Связаться с ним в четверг не удалось.

За «Ладьей ривер» также стоит известный на страховом рынке Виктор Юн, говорят два человека, близких к сделке. Юн в разное время руководил несколькими некрупными страховщиками, которые сейчас остались без лицензии. Юна лоббирует один из членов совета директоров «Онэксима», говорит один из них, предписание ЦБ нужно закрыть до марта 2016 г., добавляет он.

СК «Согласие» была основана в 1993 г. как кэптивный страховщик «Норильского никеля». После раздела активов между Прохоровым и Владимиром Потаниным «Согласие» отошло Прохорову. Бизнесмен рассчитывал на эффект «взрывного роста», который, по его мнению, возможен в страховой отрасли, рассказывал он в интервью «Ведомостям» в 2010 г. Но случилось обратное, в последние пять лет Прохоров исправно закрывал его убытки. В прошлом году убыток «Согласия» по МСФО вырос почти в 10 раз до 2,9 млрд руб., в основном из-за автострахования.

Причина колоссальных убытков Прохорова – система дистрибуции, считает топ-менеджер крупного страховщика. В основном компания продает полисы через партнеров: брокеров, автосалоны, банки, поэтому приходится демпинговать. В 2014 г. Прохоров вложил в «Согласие» 7,4 млрд руб., следует из отчетности страховщика, в 2015 г. – еще 4 млрд, а всего за пять лет – почти 16 млрд. Хотя, по данным «Онэксима», только в 2014–2015 гг. Прохоров вложил в актив «около 14 млрд руб.», сообщил представитель Прохорова. Благодаря этой поддержке компания имеет значительный запас по капиталу, заметил он.

По его словам, в 2014 г. страховщик «почистил» автопортфель, поэтому с конца прошлого года «весь портфель по каско показывает положительный результат». «Согласие» успешно работает над снижением убыточности, считает представитель Прохорова, затраты на операционную деятельность в 2015 г. снизились на 30%. За первое полугодие по РСБУ компания получила 800 млн руб. прибыли, но это не страхует от убытка по МСФО по итогам года.

«Согласие» имеет большой опыт работы, достаточно известный бренд – этим компания и может быть интересна инвесторам, полагает аналитик НРА Татьяна Никитина. Но портфель страховщика убыточен, указывает эксперт. «Согласие» имеет приличные сборы, есть к чему прикладывать менеджерские усилия, добавляет топ-менеджер крупной страховой компании.

13.11.15 Ведомости vedomosti.ru

Российские водители все реже вызывают ГИБДД на аварии. По данным автостраховщиков, 25% мелких ДТП оформляются упрощенным образом, по европротоколу. В начале года таких случаев было всего 11%. Пробки, которые создаются из-за многочасового ожидания инспекторов, уменьшаются. Страховщики хотят довести долю европротокола до 40-50%, но эксперты в этот прогноз не верят.

Российский союз автостраховщиков (РСА) представил данные о применении в РФ упрощенного порядка оформления аварий, европротокола, при котором не требуется вызывать ГИБДД. Если в начале года 11% всех мелких аварий оформлялись таким образом, то в октябре — уже 25%. В Москве эта доля выросла с 5,5% до 21,4%, в Санкт-Петербурге — с 15,7% до 26,6%, в Самаре — с 10% до 32%. В некоторых регионах доходит до 40%, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Европротокол применяется за рубежом уже 30 лет, в России — с 2003 года. В ДТП не должно быть пострадавших, ущерб не должен превышать 50 тыс. руб., у водителей не должно быть разногласий по поводу обстоятельств аварии. Оформив ДТП самостоятельно, водители могут быстро убрать машину с дороги, не создавая пробку. В столичном Центре организации дорожного движения «Ъ» подтвердили, что рост доли европротокола уже привел к «улучшению транспортной ситуации» в городе. Последние годы упрощенная схема применялась лишь в 9-10% случаев. На то есть несколько причин: граждане плохо информированы о своих правах, заполнять извещения о ДТП довольно сложно (нужно, в частности, нарисовать от руки схему аварии), а страховщики могут отказать в выплате. До 2014 года лимит ущерба, который можно заявить при европротоколе, составлял 25 тыс. руб., но затем был удвоен, с тех пор упрощенка набирает популярность.

Кроме того, с 1 июля 2015 года вступили в силу новые ПДД с более понятным описанием условий для европротокола, напоминает господин Уфимцев. В РСА считают, что поведение граждан изменилось из-за риска штрафа в 1 тыс. руб. в случае, если машины остаются на проезжей части, хотя все условия для европротокола выполнены (ст. 12.27.1 КоАП). Второй фактор — кампания по популяризации европротокола: страховщики начали распространять буклеты с инструкциями для водителей вместе с полисами ОСАГО, а на ТВ крутится социальная реклама.

Госавтоинспекция «кровно заинтересована» в применении европротокола, говорит заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин. По его данным, в 2014 году зарегистрировано 4,5 млн аварий без пострадавших, на каждую выезжал инспектор. В связи с сокращением штата ГИБДД проблема обострилась: сотрудники едут на аварии по несколько часов. Господин Кузин подтвердил: ситуация начала меняться летом. В июне гаишники оформили 210 тыс. мелких аварий, на 14 тыс. меньше, чем месяцем ранее. Значение штрафа Владимир Кузин переоценивать не склонен: по его словам, на практике сложно доказать вину водителей.

Страховщики хотят довести уровень европротокола до 40-50% в ближайшие два-три месяца, заявил Евгений Уфимцев. «Это нереально: слишком уж дорогие запчасти, особенно в Москве, сложно уложиться в 50 тыс. руб., да и доверие страховщикам по-прежнему низкое»,— считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По данным РСА, страховщики отказывают в выплате заявителям европротокола в 12% случаев. «Брошюры по оформлению аварий водители выбрасывают, думая, что никогда не попадут в аварию,— говорит редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов.— Владельцы машин, застрахованных по каско, по-прежнему уверены, что инспектора нужно вызывать в любом случае (это требование отменено.— «Ъ»)». Господин Уфимцев признал, что развитию европротокола мешает «менталитет водителей». С другой стороны, способствовать популяризации европротокола может готовность ГИБДД по поручению Белого дома отменить справки о ДТП для страховых при авариях с ущербом более 50 тыс. руб. Страховщики против этого нововведения, так как считают, что только инспектор может зафиксировать все обстоятельства серьезной аварии и скрытые повреждения авто. Проект приказа об отмене справки, разработанный полгода назад, пока не принят, но Владимир Кузин заверил «Ъ», что «это будет сделано». Кроме того, в ближайшее время РСА упростит бланки извещений о ДТП.

13.11.15 Коммерсант kommersant.ru

Что необходимо сделать, чтобы система самостоятельного оформления ДТП (европротокол) заработала в полную силу, и почему россияне не пользуются ею до сих пор, после ввода с июля 2015 года? Эти вопросы обсуждались на пресс-конференции в «Российской газете». В дискуссии участвовал и редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов.

Термин «европротокол» пришел к нам из Европы. Суть его следующая – самостоятельно заполнить бланк извещения о ДТП и получить страховое возмещение. В Европе оформляют аварии без дорожной полиции уже давно. У нас эта система пока не получила большого распространения.

До сих пор большинство автомобилистов, даже попав в небольшую аварию, подолгу стоят на дороге в ожидании приезда ГИБДД. В результате движение останавливается, создаются заторы. В прошлом году прошло несколько заседаний правительственной комиссии по дорожной безопасности, где обсуждались вопросы упрощения оформления ДТП.

Напомним, что для самостоятельного оформления ДТП по европротоколу необходимо наличие нескольких условий:

*в аварии участвовали два транспортных средства;
*не причинен вред здоровью;
*у участников происшествия отсутствуют разногласия не только по обстоятельствам ДТП (кто виноват), но и по повреждениям транспортных средств;
*у водителей есть полисы ОСАГО.

При этом изначально (с 2009 года) была установлена максимальная сумма возмещения – 25 тыс. руб., в пределах которой производилась выплата страховыми компаниями. Несмотря на введение упрощенного порядка, большого распространения европротокол не получил. Водители не оформляли ДТП самостоятельно, так как боялись получить отказ в выплате по ОСАГО.

В августе 2014 года были приняты две поправки, которые немного изменили ситуацию. С этого момента лимит выплаты по европротоколу был увеличен до 50 тысяч, а обращаться пострадавшие стали в свои страховые компании, где был приобретен полис ОСАГО (безальтернативное ПВУ). Кроме этого, в октябре 2014 года для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве эксперимента был установлен безлимитный (до 400 тыс. руб.) европротокол.

Количество водителей, оформляющих ДТП по европротоколу, стало увеличиваться. Тем не менее оставались опасения, что денег, полученных на ремонт при самостоятельном оформлении аварии, может не хватить. Неподготовленному человеку сложно определить, сколько стоит, к примеру, отремонтировать бампер. А если еще разбита фара? Хватит ли 50 тысяч? И что делать тем, у кого есть полис каско? Жители четырех пилотных регионов тоже не очень активно пользовались упрощенкой. Предлагаемая им безлимитка требовала зафиксировать ДТП при помощи устройств с фото- и видеозаписью, определяющих координаты аварии с помощью ГЛОНАСС или GPS. Вопрос о том, какие устройства можно применять, а какие нет, до сих не решен. Именно поэтому автовладельцы, у кого ущерб значительный, не оформляли ДТП самостоятельно.

Начиная с июля 2015 года вступили в силу поправки в ПДД, которыми был прописан порядок действия водителей при ДТП. С этого момента ждать приезда инспектора ДПС можно лишь в крайнем случае. Большинство аварий (когда никто не пострадал и ущерб невелик) необходимо оформить, заполнив бланк извещения (европротокол) или предварительно составив схему происшествия, самостоятельно проехать на пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД (это требование обязательно для всех участников аварии). Тем, кто не убирает поврежденные автомобили с дороги и продолжает ждать приезда инспектора, грозит штраф в 1000 рублей. Правда, по информации ГИБДД, пока к таким средствам убеждения не прибегают. Полицейские по телефону стараются объяснить алгоритм действия водителей.

По мнению исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, именно с этого момента наметился рост оформления ДТП по европротоколу. В октябре эта цифра составила 33 106 ДТП, или почти 25% всех дорожных аварий.

На мой взгляд, необходимо увеличить лимит обычного европротокола до 100 тысяч. Несмотря на то, что, по статистике, средняя выплата обратившихся по упрощенке укладывается в половину этой суммы. Именно небольшой лимит и останавливает тех, у кого предполагаемый ремонт может быть чуть дороже этой суммы.

Кроме того, для популяризации упрощенного порядка оформления ДТП средствам массовой информации необходимо уделять больше внимания данному вопросу, в простой форме рассказывая, как и при каких условиях можно оформить ДТП своими силами.

13.11.15 За Рулем zr.ru