Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПо мнению экспертов, стоимость полиса может вырасти на 30%

В системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) дан старт к переходу на либерализацию тарифа, что может определенно привести к увеличению стоимости полиса до 30%, полагают эксперты.

Страховщики считают, что постоянное повышение тарифа ОСАГО не решает проблем в этом сегменте, поэтому необходимо тариф отпустить и сделать его свободным — от либерализации выиграют все стороны процесса.

Двойной рост тарифа страховщиков не устроил

Впервые за более чем 10 лет существования ОСАГО в России тариф по этому виду страхования был изменен в октябре прошлого года. Тогда тариф по ОСАГО был увеличен на 23-30%. Вместе с тем был увеличен лимит выплат за имущественный ущерб с 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Следующая корректировка тарифа произошла 12 апреля этого года. Банк России увеличил тариф на 40%, а также расширил тарифный коридор до 20% (граница, в рамках которого компании могут конкурировать по стоимости полиса). Таким образом, в некоторых регионах ОСАГО стало дороже для автовладельцев на 60%, поскольку большинство страховщиков продавали полисы ОСАГО по верхней границей тарифного коридора.

Несмотря на то, что ЦБ РФ дважды повысил тариф ОСАГО менее чем за один год, участники страхового рынка продолжали настаивать на убыточности этого сегмента, а ряд компаний либо свернули продажи полисов, либо отказались от этого бизнеса. В течение этого года страховщики не раз начинали говорить о том, что надо либерализовать тариф ОСАГО.

Председатель (Банка России) подтвердила возможность обсуждения подготовки «дорожной карты» для того, чтобы сделать тариф свободным. Совершенно очевидно, что мы должны двигаться к тому, чтобы тариф становился свободным, — сказал в среду на форуме по страховому рынку России зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

«Автогражданке» пообещали свободу

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на рабочей встрече со страховщиками, которая прошла 17 ноября, велела разработать «дорожную карту» по либерализации тарифа ОСАГО, сказал в среду на форуме «Будущее страхового рынка России» глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Глава ЦБ «дала команду начать формировать план к либерализации тарифа», уточнил он. По словам Юргенса, сейчас трудно сказать, сколько времени может занять переход к свободному тарифу ОСАГО, но при этом подчеркнул, что теоретически «сделать это можно за три дня». «За сколько времени это можно реализовать по политическим и другим социальным причинам — это вопрос», — сказал глава ВСС.

ЦБ не отдаст тариф ОСАГО на откуп страховщикам

Страховой рынок РФ должен двигаться к тому, чтобы тариф по ОСАГО становился свободным, и переходить к либерализации тарифа при обязательном виде страхования можно тогда, когда система принципиально сбалансирована, отметил Чистюхин.

Для перехода к новой модели тарификации ОСАГО надо выполнить ряд условий, которые связаны с необходимостью балансировки интересов страховщиков и потребителей. Для этого следует устранить главные проблемы страхового рынка, заметил Чистюхин. «С одной стороны, это проблемы страхового мошенничества, проблемы судебной системы, проблема автоюристов. С другой стороны, — должны быть устранены проблемы некачественного оказания услуг со стороны страховых компаний», — сказал он, особо подчеркнув, что пока эти проблемы не будут решены, говорить о переходе на свободный тариф преждевременно. «После выполнения некоторых условий можно постепенно ставить вопрос о переходе к свободному тарифу», — резюмировал зампред ЦБ РФ.

Представитель Банка России в кулуарах форума особо подчеркнул, что либерализация обязательной «автогражданки» не означает резкий отказ ЦБ от регулирования и ограничения тарифа в этом виде страхования. Процесс должен быть постепенным, и заключаться он будет в расширении тарифного коридора, пояснил Чистюхин.

Свободный тариф ОСАГО сделает услугу гибкой

Либерализация тарифа ОСАГО позволит устранить ряд проблем на этом рынке и сделает этот вид страхования более гибким для автовладельцев. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил глава страховой компании «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. «Свободный тариф позволит серьезно модернизировать ОСАГО, включив в него еще и целый ряд иных интересных продуктов для физлиц. Кто-то захочет ограничиться минимальной защитой, то есть обезопасить себя только исключительно от каких-то минимальных рисков, кто-то захочет широко защитить себя от рисков», — сказал Маркаров, добавив, что свободный тариф ОСАГО также снимет большинство проблем в этом сегменте.

Либерализация ОСАГО возможна не раньше 2018 года

Пересмотреть ценообразование на рынке ОСАГО и либерализовать тариф по обязательной «автогражданке» возможно не ранее 2018 года, считает первый заместитель председателя правления АО «Согаз» Николай Галушин. «Я думаю, что мы можем говорить о горизонте минимум 3 лет, то есть после 2018 года», — сказал Галушин, отвечая на вопрос о том, как скоро Банк России может ввести свободный тариф ОСАГО. По словам Галушина, страховщики на протяжении года просят ЦБ РФ пересмотреть отношение к ценообразованию на рынке ОСАГО, и Банк России услышал позицию рынка, добавил Галушин.

По его мнению, в случае либерализации ОСАГО, тариф может увеличиться примерно до 30%. «Важно, чтобы не было сплошного роста тарифа для всех граждан, это должно быть сегментировано», — сказал Галушин, добавив, что в этом случае будет учитываться стаж водителя и качество управления автомобилем.

«Пересматривать ценообразование на рынке ОСАГО только за счет постоянного повышения цены нереально, на это уже никто не пойдет. Соответственно надо последовательно двигаться к тому, что называется либерализацией тарифа», — резюмировал Галушин.

18.11.15 ТАСС tass.ru

Сравнительно недавно поднятые лимиты выплат по полисам обязательного автострахования остаются в силе — но реальный размер выплат должен вырасти. Причина — обновление документации, в соответствии с которой ведется расчет стоимости ремонта.

Российский Союз Автостраховщиков обновил справочники, в которых содержится информация о стоимости работ по ремонту автомобилей и использующихся при этих работах деталей и материалов. Именно по этим справочникам с конца прошлого года все российские страховщики должны рассчитывать выплаты по полисам ОСАГО. Всего в документе фигурирует более 80 миллионов позиций, при этом учитывается разница в ценах от региона к региону.

По ходу так называемой актуализации сотрудники РСА зафиксировали рост стоимости запчастей на 5-7%. Общая сумма по 7 тысячам проверенных позиций возросла со 125 300 рублей до 132 800. Страховщики начнут использовать обновленные данные для расчета выплат с 1 декабря. Соответственно, средний размер этих выплат неминуемо возрастет.

Что касается стоимости собственно работ, то в этой сфере рост расценок не так заметен: «…в настоящее время можно лишь отметить, что имело место незначительное – на 1-3% падение стоимости по наиболее дорогим маркам, — сообщил президент Российского союза страховщиков Игорь Юргенс в пресс-релизе организации. — Напротив, по маркам автомобилей средней и более низкой ценовой категорий имеет место рост – до 10-13%»

17.11.15 Вести vesti.ru

Центробанк разочарован результатами применения в России вмененных видов страхования, к которым относится страхование ответственности туроператоров, сообщил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин, выступая на конференции по страхованию в среду.

В.Чистюхин заявил в ходе конференции, что он разочарован результатами применения в России так называемых вмененных видов страхования. В частности, к таким видам можно отнести вмененное страхование ответственности туроператоров и застройщиков перед дольщиками. По его словам, невозможно заставить страховщиков страховать непрозрачный бизнес, риски которого они не могут оценить. Одновременно законодательство вменяет в обязанность бизнесу страховать ответственность и использовать другие финансовые гарантии.

Более эффективной, с точки зрения В.Чистюхина, может оказаться модель добровольного страхования ответственности при обязательном раскрытии информации для потребителей. Тогда люди будут знать, застрахована ли ответственность компании, и смогут сами выбирать партнеров, с которыми захотят иметь дело.

В числе стратегических задач страхового надзора В.Чистюхин видит «поддержание финансовой устойчивости в сегменте и сохранение рыночной дисциплины». По его словам, «количество страховых компаний за 9 месяцев текущего года сократилось на 15%».

Напомним, что проблема страхования гражданской ответственности туроператоров остро встала после серии банкротств, потрясшей туристический рынок летом и осенью 2014 года. Всего закрылись более 20 туроператоров по выездному туризму. Ответственность некоторых из них была застрахована в компаниях «Восхождение» и «Авеста», которые не смогли осуществить выплаты клиентам и обанкротились.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) это заявление зампреда Центробанка горячо поддержали.

«То, что страхование гражданской ответственности туроператоров по договору о реализации тупродукта, так называемые фингарантии, не работает, весь рынок убедился в 2014 году. Буквально единицы из ушедших компаний смогли выплатить туристам полную компенсацию за несостоявшиеся туры, большинству просто не хватило страховых денег. Причем не только тем, кто при оформлении фингарантий постарался минимизировать их объем, но и тем, у кого эта сумма казалась весьма приличной. Например, «Нева» была застрахована на 454 млн. 200 тыс. рублей, но ее клиенты получили максимум по 15% от стоимости тура, да и то далеко не все. Клиенты «Лабиринта» получали в качестве компенсации по 2-2,5 тыс. рублей. То есть, механизм фингарантий в этих случаях вообще не работал», — рассказала пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

По ее словам, известные страховые компании, отдавшие летом 2014 сотни миллионов рублей, теперь просто отказываются страховать ответственность турфирм, так как этот сегмент бизнеса оказался для них крайне убыточным. Даже крупные страховщики не готовы взять на себя туроператорские риски, тем более что не могут перестраховать такие суммы. Проблема рикошетом затронула даже небольшие туркомпании, которые не ставят чартеров и работают на сравнительно небольших финансовых оборотах. Число компаний, входящих в объединение туроператоров по выездному туризму «Турпомощь», сократилось вдвое, до чуть более 950 компаний.

«При этом без фингарантий сведения о турфирме не вносятся в единый федеральный реестр, то есть она не имеет права заниматься операторской деятельностью. Получается замкнутый круг. В результате операторы готовы оформить фингарантии в любой страховой компании, которая соглашается. Доходит до того, что, например, туроператор из Калининграда подписывает договор со страховой компанией из Челябинска, лишь бы соблюсти формальность и попасть в реестр. Понятно, что надежность такого договора сомнительна. Систему надо менять кардинально», — подчеркнула И.Тюрина.

Госдума 25 февраля 2015 года приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». Среди предлагаемых мер — увеличение минимального размера финансовых гарантий для компаний выездного туризма с 30 до 50 млн рублей.

18.11.15 Интерфакс interfax.ru

Организованные преступные группировки, в которые зачастую входят не только страховые мошенники, но и так называемые «автоюристы», продолжают использовать судебную практику для увеличения давления на рынок. Об этом заявила генеральный директор СК «МАКС» Надежда Мартьянова, выступая на панельной дискуссии IX ежегодного форума «Будущее страхового рынка», который прошёл в Москве 18 ноября 2015 г.

Н. Мартьянова отметила, что по итогам 9 месяцев текущего года сумма судебных издержек компании составила 669 млн рублей. Наибольшая доля судебных издержек приходится на ОСАГО — около 18 % от объема выплат по этому виду страхования. Тем самым из компании практически выводится вся величина РВД.

Надежда Мартьянова выразила озабоченность тем фактом, что в ОСАГО при общем снижении объема судебных дел, наблюдается четко прослеживаемая тенденция перевода судебных дел из Судов общей юрисдикции в Арбитражные суды для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Этот перевод происходит путем выкупа так называемыми «представителями» и «автоюристами» у страхователей по договорам цессии права требования страхового возмещения к страховщикам без предоставления полного пакета документов, и как следствие невозможности досудебного урегулирования страховыми компаниями.

Сверхприбыли, извлекаемые таким образом из денежных средств страховых компаний за счет взыскания судами необоснованно завышенных судебных расходов на представителей и на проведение независимых судебных экспертиз, обеспечиваются в конечном итоге за счет добросовестных страхователей.

Рассмотрение таких дел в Арбитражных судах в порядке упрощенного судопроизводства приводит к невозможности страховщику довести до суда полную и объективную позицию по делам, возникновению отлаженной схемы по быстрому получению денег со страховой компании и существенному увеличению сумм взысканных требований – отметила Н. Мартьянова.

Форум «Будущее страхового рынка» — традиционный ежегодный проект рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) — проводится в 2015 году уже в девятый раз. Форум является авторитетной площадкой для обсуждения ключевых проблем и перспектив отечественного страхования.

19.11.15