Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieЦентробанк намерен помешать навязывать гражданам дополнительные страховые услуги при покупке полисов ОСАГО, ДМС и страхования жизни

Центробанк подготовил проект указания, который закрепляет право граждан на возврат уплаченной за добровольную страховку премии в случае отказа от нее в течение 14 рабочих дней с момента оформления. Сейчас при досрочном расторжении договора возврат средств производится по усмотрению страховщика. Изменения направлены против навязывания отдельными компаниями дополнительных страховых услуг.

Под действие предлагаемой регулятором нормы подпадает, в частности, добровольное медстрахование (ДМС), страхование жизни, жилья, финансовых рисков гражданина, добровольное страхование ответственности автовладельцев (ДСАГО, не путать с каско) и проч. Согласно проекту указания ЦБ, если клиент отказывается от страховки до начала действия договора, то ему возвращают уплаченную премию полностью. Если же он решит отказаться от страховки в течение 14 рабочих дней (т.е. в среднем две с половиной недели) с момента заключения договора, страховщик будет вправе удержать часть премии пропорционально прошедшему сроку. Отдельно оговаривается, что право на возврат премии возникает, только если страхование оформлено на срок свыше 30 дней и при отсутствии по договору страховых случаев. Предложенная новация не распространяется на добровольное медстрахование иностранцев, которые работают в России.

Сейчас по Гражданскому кодексу гражданин вправе отказаться от договора страхования в любое время, но при этом «страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное». Таким образом, возврат уплаченных за страховку средств зависит от условий страхования в конкретной компании.

Обязанность вернуть уплаченные средства у страховщиков сейчас по законодательству есть при отказе клиентов от страховки, оформленной при получении потребительского займа. Это стало возможно с июля 2014 года в связи с вступлением в силу нового закона — «О потребительском кредите». Этим законом предусмотрен так называемый период охлаждения — право заемщика в течение 14 календарных дней с даты получения кредита досрочно вернуть всю сумму займа. В этом случае заемщик должен уплатить лишь проценты за фактический срок кредитования без каких-либо иных финансовых санкций со стороны кредитора. Страховка, оформленная в качестве обеспечения исполнения заемщиком обязательств по этому кредиту, прекращает действие, так как возможность наступления страхового случая отпала. Таким образом, гражданин может вернуть часть уплаченных за страховку средств.

Банки зачастую предлагают сниженные ставки по тем кредитам, при получении которых оформляется страховка, — но отказаться от страховки, сохранив выгодную ставку, не получится. Согласно закону «О потребкредите», если обязательным условием кредитного договора является наличие страховки, но заемщик в течение месяца не исполнит это условие (не купит или откажется от полиса), то кредитор вправе досрочно расторгнуть договор (и потребовать возврата займа) либо увеличить процентную ставку.

Теперь ЦБ расширяет практику применения этого периода охлаждения — по информации «Известий», сделать это регулятору предложила Федеральная антимонопольная служба. Это ведомство выявило факты навязывания отдельными страховщиками дополнительных страховых услуг, когда покупка того или иного полиса являлась условием заключения договора ОСАГО.

В связи с этим, как отметил аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, гражданин должен иметь право отказаться от навязанной ему услуги, которая была заключена импульсно и во многом вынужденно, без соответствующей оценки ее необходимости. В то же время, признает эксперт, введение периода охлаждения повысит издержки страховых компаний, что может негативно отразиться на тарифах.

— Обеспокоенность Центробанка вполне понятна, — говорит зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. — Если услуга клиенту была навязана, то у него должно быть право от нее отказаться. Но ведь вполне возможны ситуации, в которых клиент по собственной воле сначала хочет приобрести полис добровольного страхования, а затем решает расторгнуть договор. Возможно, в таких случаях при расторжении договоров премия должна возвращаться не только пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, но и за вычетом расходов страховщика на ведение дел.

Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс добавил, что при заключении договора страховщик несет расходы независимо от срока его действия. Основные расходы возникают у него в момент заключения договора — это расходы, связанные с оценкой риска, выдачей полиса, различных бланков, прилагаемых к полису, расходов по оплате комиссии агентам и других расходов, которые фактически входят в состав премии. Таким образом, возврат страховой премии приведет к финансовым убыткам страховщика, поскольку компенсация этих расходов не предполагается.

— Установление в страховом законодательстве периода охлаждения, — говорит Юргенс, — коснется всех без исключения страховщиков, большинство из которых являются добросовестными. Данный вопрос должен регулироваться страховщиками самостоятельно, в том числе в рамках Всероссийского союза страховщиков как профессионального объединения страховщиков через выработку соответствующих рекомендаций и стандартов страхования. Эта позиция союза отражена в письме, которое союз направил в ЦБ. Так, Российский союз автостраховщиков уже утвердил изменения в правила профессиональной деятельности, четко прописав в них, что страховщик обязан информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг.

12.08.15 Известия izvestia.ru

Банк России отозвал с 13 августа лицензии у компании «Еврострахование» (регистрационный номер 3704) и у перестраховочной компании «Профиль Ре» (регистрационный номер 3486), сообщила пресс-служба регулятора. Решения вступают в силу со дня их публикации в «Вестнике Банка России».

Обе компании не устранили в установленный срок нарушения страхового законодательства, ставшие основанием для приостановки действия их лицензий. Так, «Еврострахование», напоминает регулятор, не исполнила надлежащим образом предписание Банка России, выданное «в связи с нарушением требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части обеспечения собственных средств и средств страховых резервов разрешенными активами».

«Профиль Ре» не исполнила надлежащим образом предписания Банка России, выданные «в связи с нарушением требования финансовой устойчивости и платежеспособности в части обеспечения собственных средств и средств страховых резервов разрешенными активами», а также в связи с нарушениями в бухгалтерской отчетности.

В связи с отзывом лицензий компании обязаны прекратить деятельность и исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования или перестрахования, в том числе провести страховые выплаты по наступившим страховым случаям, а также осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (перестрахования), и (или) расторжение указанных договоров.

В течение месяца со дня вступления в силу решения об отзыве лицензий компании должны уведомить страхователей об отзыве лицензий, о досрочном прекращении договоров страхования и перестрахования, а также договоров по оказанию услуг страхового брокера.

13.08.15 Банки.ру banki.ru

Первая сделка может состояться уже в конце этого года

Группа «ВТБ страхование» намерена приобретать компании, работающие на рынке обязательного медицинского страхования (ОМС), сообщил вчера ее гендиректор Геннадий Гальперин. Это необходимо для расширения клиентской базы, объяснил он, – «рентабельность бизнеса ОМС напрямую зависит от числа застрахованных клиентов». По словам Гальперина, география присутствия приобретаемых компаний для «ВТБ страхования» не имеет существенного значения. Пока компания лишь присматривается к региональным игрокам, переговоров о покупке не ведет, заверил он.

Группа интересовалась Дальневосточным регионом, знает топ-менеджер крупного медицинского страховщика. Представитель страховщика этого не отрицает. В Сибири и на Дальнем Востоке традиционно самые качественные региональные компании по ОМС, отмечает директор по страховым рейтингам RAEX Алексей Янин: они концентрируются на своем регионе и лучше по финансовым показателям и принципам работы, чем компании других регионов. Всего на региональном рынке ОМС не более 20 страховщиков, которых стоит рассматривать, считает топ-менеджер другого лидера рынка ОМС, большинство остальных игроков, например, не раскрывают своих владельцев. По его мнению, группе стоило бы рассматривать и федеральных игроков.

Бизнесом ОМС в группе «ВТБ страхование» с конца 2014 г. занимается компания «ВТБ медицинское страхование» (ранее входила в группу МСК). Стратегия компании – увеличение числа клиентов, говорит Гальперин. До конца года за счет сделки M&A компания планирует нарастить клиентуру на 4% до 6 млн человек, уточняет представитель страховщика, что больше ожидаемого естественного прироста населения и увеличит долю компании на рынке.

Сейчас компания занимает 9-е место на рынке ОМС, по итогам первого полугодия у нее было 5,85 млн застрахованных. В первом полугодии рентабельность бизнеса ОМС была на уровне 18–20%, отмечает Гальперин. Такой показатель рентабельности существенно выше, чем в среднем по рынку, считает заместитель гендиректора «Согаз-меда» Сергей Плехов.

11.08.15 Ведомости vedomosti.ru