Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieОНФ вносит законопроект о штрафах для недобросовестных страховщиков

«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях, который вводит финансовую ответственность за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг при продаже «автогражданки». Проект уже прошел экспертизу в экспертном сообществе и до конца недели будет внесен в Госдуму. Об этом «Известиям» рассказал лидер движения ОНФ «За права заемщиков», зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов. Ожидается, что поправки вступят в силу до конца текущего года.

Законопроект «Народного фронта» (есть у «Известий») предусматривает наказание для страховых компаний в виде штрафа от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. При этом под действие законопроекта попадет также деятельность страховых агентов и брокеров, так как чаще всего граждане покупают страховой полис ОСАГО именно через них. Поскольку на агентов и брокеров не распространяется обязанность по заключению публичного договора страхования, законопроектом предлагается ввести положение об ответственности физических лиц за навязывание дополнительных услуг при продаже полиса ОСАГО. В случае принятия законопроекта штраф для них составит 5 тыс. рублей.

В настоящее время ответственность за данные правонарушения распространяется только на должностных лиц страховых компаний и влечет наложение штрафа в размере 50 тыс. рублей. Введение этого штрафа также стало результатом усилий активистов ОНФ, которые были в прошлом году поддержаны комитетом Госдумы по финансовому рынку. Однако анализ правоприменительной практики показал, что привлечь должностное лицо к ответственности и доказать его вину достаточно сложно. Тем более что большое количество сотрудников страховых компаний осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правовых договоров и, соответственно, не могут рассматриваться как должностные лица.

Тем не менее только в IV квартале 2014 года — I квартале 2015 года в службу по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России пришло около 16 тыс. жалоб от граждан на страховые компании. Три четверти всех жалоб на страховщиков связаны с ОСАГО.

— По прошествии года с момента принятия поправок касательно должностных лиц жизнь доказала нашу правоту — ситуация с отказом от выдачи полисов ОСАГО почти не изменилась. Именно поэтому мы вернулись к нашей прошлогодней инициативе, — пояснил «Известиям» член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Васильев.

В ОНФ отмечают, что страховщики по-прежнему намеренно затягивают сроки выдачи полисов ОСАГО, в том числе продажу по письменному заявлению, которое должно рассматриваться до 30 дней, продают полис лишь после осмотра транспортного средства, которого нужно дожидаться в многочасовой очереди, навязывают дополнительные услуги в виде страховки жизни или имущества. В офисе страховщиков нередко заявляют об отсутствии полисов ОСАГО либо о невозможности продавать полисы, ссылаясь при этом на технические сбои программного обеспечения. А некоторые компании перенесли точки продаж в удаленные населенные пункты, которые находятся за сотни километров от региональных центров.

— Банк России в ходе заседания экспертного совета с участниками рынка 11 июня уже высказался в поддержку нашего предложения. Надеемся, что законопроект будет рассмотрен и принят в ходе осенней сессии, — говорит Виктор Климов. — Принятие законопроекта позволит повысить ответственность страховщиков и, надеемся, резко снизит число отказов от заключения договоров ОСАГО, а также случаев навязывания клиентам ненужных услуг.

В пресс-службе Банка России заявили, что официальная позиция ЦБ будет представлена при обсуждении данного вопроса в профильном комитете Государственной думы. В ФАС и Роспотребнадзоре поддерживают предложение ОНФ.

— Поправки ОНФ вполне логичны, — считает начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. — ОСАГО предполагает довольно специфические взаимоотношения между сторонами: гражданин обязан застраховаться и заплатить деньги в пользу третьих лиц, коммерческой компании. При этом отсутствие санкции за нарушение закона для юридических и небольшой штраф для должностных лиц не стимулирует компании вести себя добросовестно. Многие из них понуждают вместе с договором ОСАГО заключить и иные договоры, нарушая все базовые положения гражданского законодательства. Поправки ОНФ ликвидируют этот дисбаланс.

— Мы считаем, что дискуссия о штрафах за нарушения при продаже полисов автогражданской ответственности вполне актуальна, — отмечает и заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. — Мы ранее сами предлагали аналогичную норму. Однако сейчас наиболее остро стоит проблема навязывания дополнительных услуг при покупке полиса ОСАГО. И, на наш взгляд, для борьбы с этим явлением было бы более эффективно ввести так называемый период охлаждения, когда клиент будет вправе в течение 14 дней отказаться без финансовых потерь от любых дополнительных услуг.

В самих страховых компаниях считают предложение ОНФ избыточным.

— Договор ОСАГО является публичным, — напоминает первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин. — То есть обе стороны по договору страхования не могут уклониться от заключения договора страхования. Одна сторона не может эксплуатировать транспортное средство без полиса ОСАГО, вторая сторона может лишиться лицензии по ОСАГО из-за уклонения от заключения публичного договора страхования. Угроза потери лицензии по ОСАГО является намного более действенной мерой воздействия, чем штраф.

— Грань между кросс-продажами и навязыванием очень тонкая, — соглашается директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. — У нас вызывает опасение ситуация, когда все пойдет под одну гребенку. На наш взгляд, наиболее целесообразно урегулировать проблемы навязывания введением «периода охлаждения», когда страхователь сможет свободно расторгнуть договор, если посчитает, что он был навязан.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс надеется, что предлагаемая ОНФ мера не потребуется.

— Мы прикладываем все усилия, чтобы выправить ситуацию методами саморегулирования, — говорит он. — Разрабатываем изменения в правила профессиональной деятельности РСА, которые обязательны к применению всеми участниками рынка. В начале июля мы планируем утвердить соответствующие правила и разослать страховщикам.

Юргенс также напомнил, что скоро граждане получат возможность покупать электронные полисы ОСАГО.

—В соответствии с законом электронные продажи станут возможны с 1 июля 2015 года. Этот механизм позволит снизить напряженность с заключением договоров ОСАГО. Страхователь будет заходить на сайт страховщика, и от воли последнего ничего не будет зависеть, не будет возможности отказать в заключении договора ОСАГО, — надеется он.

24.06.15 Известия izvestia.ru

Количество заключенных россиянами договоров страхования имущества в первом квартале 2015 года выросло на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило порядка 4,8 миллиона, сообщила пресс-служба СОГАЗа со ссылкой на данные ЦБ.

Количество заключенных россиянами договоров страхования имущества в первом квартале 2015 года выросло на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило порядка 4,8 миллиона, сообщила пресс-служба СОГАЗа со ссылкой на данные ЦБ.

Специалисты СОГАЗа проанализировали, граждане каких российских регионов наиболее ответственно подходят к защите своего жилья и другого имущества. Как показал анализ, с большим отрывом от других регионов в списке лидирует Москва, где в среднем около 90% совершеннолетних граждан имеют полисы страхования.

«Столь высокий, по меркам России, показатель охвата страхованием во многом объясняется тем, что в Москве уже 17 лет действует муниципальная программа страхования жилья, благодаря которой в городе обеспечено страховой защитой более 60% жилого фонда», – комментирует управляющий директор по розничному страхованию СОГАЗа Антон Воронцов.

Похожие программы пробуют запустить и некоторые другие регионы, но, по словам Воронцова, «пока это скорее исключение из общего правила».

В тройку лидеров по популярности страхования имущества входят также Московская область и Чувашская республика – 20,4% и 19,7% соответственно. Далее следуют Вологодская область (18,8%), Владимирская (17,6%), Кировская (17,4%), республика Мордовия (17%). В Татарстане и Марий Эл полисы страхования есть примерно у 16,7% совершеннолетних граждан. Замыкает первую десятку Костромская область (16,2%).

В числе регионов, граждане которых реже других страхуют свое имущество, преобладают регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. В список вошли Республики Алтай и Тыва, а также Чукотский автономный округ. Во всех этих регионах полисы страхования имущества приобретают в среднем от 0,3% до 3% граждан.

24.06.15 РИА Новости ria.ru

ГУП «Пассажиравтотранс» оформил страховку на пассажиров не только у единственного исполнителя, но и до объявления торгов

Петербургское УФАС наказало ГУП «Пассажиравтотранс» за тайную страховку «Ингосстраха». По словам антимонопольщиков, городское предприятие нарушило сразу несколько норм закона о закупках, сообщает пресс-служба УФАС. В том числе, оно нарушило принцип информационной открытости закупки.

Жалобу на договор между «Пассажиравтотрансом» и «Ингосстрахом» подала другая страховая компания -«Согаз». Страховщиков, а вслед за ними и антимонопольщиков не устроило, что предприятие провело не указанную в своем плане закупку у единственного исполнителя — «Ингосстраха». Речь идет о закупке на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 гг.

На заседании представитель организатора торгов не смог пояснить комиссии антимонопольного органа, на каком основании в качестве единственного исполнителя был выбран именно ОСАО «Ингосстрах». При этом ранее организатор торгов дважды проводил в электронной форме конкурс на страховку. Оба раза торги не состоялись по разным причинам. С учетом того, что в конкурсах кроме ОСАО «Ингосстрах» участвовало еще три страховые компании (ООО «Россгосстрах», АО «Согаз» и ЗАО «Макс»), единственным исполнителем по новому конкурсу могла стать любая из них.

«Таким образом, проведя закупу у единственного исполнителя без срочных на то оснований, организатор торгов нарушил принципы равноправия, справедливости, и необоснованно ограничил конкуренцию между страховыми компаниями», — говорит пресс-служба УФАС. Но самое серьезное нарушение связано с несоблюдением принципа информационной открытости закупки. Дело в том, что «Пассажиравтотранс» подписал договор с «Ингосстрахом» раньше, чем состоялось заседание закупочной комиссии по рассмотрению вопроса о заключении договора (и даже раньше, чем на официальном сайте было опубликовано извещение о закупке). За все эти нарушения предусмотрена административная ответственность, говорят в УФАС. В связи с этим материалы дела будут переданы должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова сообщила РБК Петербург, что предприятие будет обжаловать решение УФАС и намерено доказать обоснованность заключения договора с ОСАО «Ингосстрах». В самой страховой компании на запрос пока не ответили.

25.06.15 РБК rbc.ru

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) намерен запретить страховым организациям наказывать врачей штрафами за неразборчивый почерк. Соответствующий приказ уже подготовлен, ФОМС внесет документ в Минюст в июле, сообщает «Интерфакс».

Как отметила председатель фонда Наталья Стадченко, приказ «зарегистрируется в Минюсте и будет использоваться, а нами будет контролироваться исполнение данного приказа».

По словам Стадченко, врачи жалуются на то, что специалисты страховых медицинских организаций при экспертизе истории болезни вводят штрафные санкции, если они не смогли прочесть запись. Однако при оценке услуги нужно следить не за почерком, а за тем, располагает ли учреждение необходимым оборудованием и каким образом оно было использовано, считает глава ФОМС.

«Всегда важно вести правильно историю болезни и все описывать, но неумение врача-эксперта прочесть все написанное используется для снятия средств. Это санкции на бюджет больницы», — добавила Стадченко.

Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль в свою очередь отметил, что «очень мало врачей-женщин пишут каллиграфическим почерком». По его словам, в московском НИИ неотложной детской хирургии и травматологии 96 процентов историй болезни оформляются в электронном виде.

По данным РИА Новости, в 2013 году костромские больницы были оштрафованы на 310 миллионов рублей (около 10 процентов годовых доходов лечебных учреждений) из-за некачественного оказания медпомощи пациентам. При этом часть денег клиники потеряли из-за плохого почерка врачей.

24.06.15 Лента lenta.ru