Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovkaВ начале ноября на рынке ОСАГО произошли важные изменения. Но реформа не закончена. Госдума готовит новый пакет инициатив. К чему готовиться владельцам автомобилей?

Первые итоги

«Ключевые изменения, произошедшие в этом году, — расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз, пересмотр коэффициента возраста и стажа (КВС) и порядка присвоения коэффициента бонус-малус (КБМ). Эти изменения оказали позитивный эффект на рыночную ситуацию: за 9 месяцев 2019 года средняя стоимость полиса сократилась на 5,7%», — сообщил директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.

По мнению экспертов, положительные перемены после старта реформы заметны практически во всех регионах страны. «За январь–сентябрь 2019 года средняя премия по ОСАГО снизилась на 5,31% в 77 регионах, где проживает 95,9% автовладельцев. Наиболее значительно стоимость полисов снизилась для автопарков юрлиц, для частных автомобилей снижение составило 3,82%», — добавил управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

Зафиксированы и другие изменения на рынке. Так, появилась новая шкала КБМ с учетом индивидуальных особенностей каждого водителя. «С начала года водителей разделили на 58 категорий, а не на четыре, как раньше. Опытным водителям среднего и старшего возраста коэффициент снизили, а молодым и неопытным — повысили. У водителей в возрасте 16–21 года со стажем до 2 лет он увеличился с 1,8 до 1,87, а у водителей в возрасте от 59 лет со стажем от 3 лет он стал фактически в два раза меньше — 0,93», — рассказал директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов.

Накануне реформы у многих собственников автомашин были опасения, что после расширения границ ценового коридора вырастут и тарифы. Но этого не произошло. Например, стоимость полисов для автовладельцев Сибири снизилась от 2,5 до 4,9%. «В выигрыше оказались аккуратные и дисциплинированные водители, которые не допускают аварий. Это позволило на 1,3% увеличить продажу полисов ОСАГО — до 26,45 млн полисов. Сумма средней выплаты выросла на 3,3% — до 67,3 тыс. руб.», — уточнил гендиректор ИК «Иволга Капитал» Андрей Хохрин.

C июня в РФ заработал институт финомбудсмена, который в досудебном порядке рассматривает споры физлиц по страхованию ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. Он призван помочь страхователям при возникновении спорных ситуаций, снизить нагрузку на суды и ограничить активность недобросовестных автоюристов. Кроме этого, с начала лета расширен круг лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат в случае ДТП. Теперь по договору ОСАГО выплаты сможет получить наследник или представитель потерпевшего.

С 1 октября лимит выплат по Европротоколу был приведен к единой отметке в 400 тыс. руб. на всей территории РФ. Ранее он был доступен в четырех регионах. Получить выплату в размере до 400 тыс. страхователи могут при соблюдении ряда условий: отсутствие разногласий и фотофиксация через мобильное приложение.

В конце октября вступила в силу норма, согласно которой автовладелец, купивший электронный полис, может не возить с собой его бумажную копию. Достаточно, показать электронный полис на смартфоне.

Европротокол онлайн

1 ноября состоялось еще одно важное событие. Оформить без вызова сотрудников ГИБДД небольшое ДТП с помощью европротокола в электронном виде разрешили в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане. Приложение «Помощник ОСАГО», использующее данные с портала госуслуг, можно скачать в Google Play и App Store.

Воспользоваться новинкой можно, если в аварии участвуют только два транспортных средства, нет погибших и пострадавших, а также не причинен ущерб третьим лицам. Кроме того, у автомобилистов должны быть действующие полисы ОСАГО. Подписанные обеими сторонами бумаги должны быть доставлены страховщику не позднее, чем через 5 рабочих дней после ДТП. Их можно направить по почте заказным письмом, по факсу или привезти в офис лично.

«Европротокол онлайн» позволит сократить время оформления до 15 минут за счет автоматической загрузки всех данных водителя в электронное извещение о ДТП. При этом возможность оформить европротокол на бумажном бланке остается», — заметил Сергей Демидов. По его словам, приложение позволяет не только оформить извещение о ДТП в виде электронного документа, но и зафиксировать координаты места фотосъемки, определяемые автоматически с использованием сигналов ГЛОНАСС или по базовым станциям мобильной связи, дату и время ДТП, перечень поврежденных частей, узлов, агрегатов и деталей ТС, если это ТС — легковой автомобиль. Можно загрузить на месте аварии фото ТС, их повреждений, сканы договоров ОСАГО.

Как полагает директор департамента экспертизы и урегулирования убытков СК «Согласие» Павел Бикетов, резкого наплыва оформления ДТП с помощью электронного извещения ждать не стоит. Как показывает практика, ко всему новому, особенно в части информационных технологий, потребители относятся с осторожностью.

Новинки на подходе

Сейчас готовятся законопроекты, принятие которых позволит начать следующий этап реформы. «Обсуждаются повышение выплат за причиненный ущерб до 2 млн руб. и отмена коэффициента на мощность двигателя и территориального коэффициента. Водители не будут доплачивать за мощный двигатель и переплачивать за полис», — рассказал главный стратег «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Помимо этого продолжится индивидуализация тарифов для страхователя. К примеру, для расчета стоимости предлагается использовать статистику по количеству нарушений и информацию об особенностях вождения конкретного водителя. «В будущем страховщикам дадут возможность опять увеличить тарифный коридор уже на 40%, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, основываясь на истории вождения, нарушениях и характеристиках вождения, которые можно будет фиксировать спецустройством», — уточнил Вячеслав Абрамов.

Возможно еще одно нововведение — полис, объединяющий ОСАГО и КАСКО. Однако, по словам экспертов, серьезно на рынок новинка не повлияет. Возможна небольшая экономия расходов на ведение дела. «Такое оформление полисов распространено в мире. Например, в Северной Америке на едином бланке есть различные опции КАСКО: страхование от угона, ущерба в ДТП, ущерба кроме ДТП. По сути, это дополнительные опции к ОСАГО», — пояснил Сергей Демидов.

Ожидается, что комбинированный полис предусмотрит дополнительные возможности тарификации ОСАГО в пределах тарифного коридора. Что выгодно и для страховщиков, и для страхователей. Ведь по автомобилям, принимаемым на страхование по КАСКО, как правило, убыточность по ОСАГО ниже. Соответственно, появится возможность предложить их владельцам более низкий тариф, если это позволит новая система тарификации ОСАГО.

Пока рассмотрение законопроекта о реформе ОСАГО Госдума отложила на неопределенный срок. «Мы еще будем обсуждать и спорить о реформе ОСАГО, но ее необходимость, полагаю, понимают все. Главное, чего мы хотим добиться в результате реформы, — это справедливая тарификация. Идея индивидуализации тарифа представляется по-настоящему прорывной, поскольку каждый автовладелец должен отвечать только за себя и платить только за свои риски», — заключил депутат ГД Михаил Емельянов.

04.11.19 Московский Комсомолец mk.ru

За последние семь лет число страховых компаний сократилось в 2,5 раза. Крупные компании консолидируются в Москве. Об этом в обзоре страхового рынка рассказало Национальное рейтинговое агентство.

«За семь лет количество страховщиков сократилось почти в 2,5 раза, а количество регионов с собственными компаниями — с 45 до 30. Это произошло по ряду причин: повышение требований к уставному капиталу, сделки по слиянию-поглощению, добровольный отказ от лицензий, но основной причиной были санкции со стороны регулятора. Наибольший резонанс вызывает уход с рынка страховщиков ОСАГО (сейчас их осталось 44 против 98 в 2012 году)», — говорится в обзоре.

Как отмечает агентство, максимальное количество игроков покинуло рынок в 2012 году после повышения требований к уставному капиталу и в 2015—2016 годах во время очистки рынка. Большинство компаний не входили в сотню крупнейших по объему премий. Аналитики добавляют, что следующий этап увеличения уставных капиталов пройдет уже в этом году и часть мелких страховых компаний не сможет преодолеть даже первую ступень — минимум 180 млн рублей для универсальных страховщиков.

Доля региональных страховщиков сократилась почти в два раза, а доля компаний из Санкт-Петербурга составляет менее 1%. В топ-20 страховщиков нет ни одной компании, которая была бы зарегистрирована не в Москве.

«Единственный вид страхования, в котором не так слабы позиции региональных страховщиков, — это ОСАГО. Это самый проблемный и нестабильный сегмент рынка как с точки зрения рентабельности, так и подверженности операционному, судебному, регуляторному рискам. Доля региональных страховщиков показывала положительную динамику до 2018 года, а в 2019-м незначительно просела, но остается самой высокой среди крупных видов», — добавляют эксперты.

За первое полугодие 2019 года на Москву пришлось 51,6% страховых премий, на Санкт-Петербург — 9,8%. При этом показатели Северной столицы прошлых лет варьировались в пределах 6—7%, когда для Москвы средние цифры находились в пределах 48—51%.

05.11.19 Банки.ру banki.ru

Российский союз автостраховщиков запустил это приложение 1 ноября, и пока оно работает только в пилотных регионах. Удобно ли им пользоваться или лучше все-таки вызывать инспектора ГИБДД?

Российский союз автостраховщиков запустил «Помощник ОСАГО» 1 ноября. Приложение пока работает в пилотных регионах — Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях и Татарстане.

По сути, это усовершенствованная предыдущая версия, которая называется «ДТП Европротокол». Business FM спросила автовладельцев, удобно ли пользоваться приложением или лучше по старинке вызывать инспектора?

Москвич, не пожелавший назвать свое имя, рассказал, что попал в ДТП, когда выезжал со двора и не заметил автомобиль на главной дороге. Повреждения небольшие, и ждать часами инспектора желания не было. Решил воспользоваться приложением.

«Приложение очень понравилось, потому что для того, чтобы вносить данные из полисов, нужно было всего лишь QR-коды сфотографировать на обоих полисах — и все данные попали в систему. Чуть-чуть потруднее было оформить именно само расположение машин на дороге, потому что система трижды не принимала фотографии. То ли с ракурсами что-то не так, но при этом было не очень понятно, что ей не нравилось. В итоге система «успокоилась», когда я сфотографировал расположение машин с одного направления движения, по главной дороге, с другого направления и со стороны перекрестка, с которого я выезжал. Сейчас у меня в приложении висит история ДТП с номером».

Для оформления ДТП есть несколько условий: в аварии участвует не более двух машин; нет погибших и пострадавших; участники ДТП пришли к согласию по поводу вины и повреждений и имеют аккаунты на «Госуслугах»; автомобили зарегистрированы на физлиц.

В иных случаях необходимо или вызывать сотрудника, или оформлять бумажную версию европротокола. После того как данные появятся в системе, страховая компания уведомляет о том, в какой сервис подъехать для ремонта машины. Если же водитель не согласен или хочет получить денежную компенсацию, то избежать волокиты не удастся.

Предельная страховая выплата при фиксации ДТП на фото — 400 тысяч, без фото — 100 тысяч рублей. Что делать, если произошла ошибка, объясняет руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве России Александр Цыганов.

Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве России
«Например, ввели, что одна-две детали пострадали, а в реальности какие-то скрытые, внутренние повреждения. Можно предположить, что повреждение было нанесено автомобилю не в результате ДТП, которое оформляется сейчас, а ранее, или оно досталось от предыдущего владельца. Потребуется дополнительная экспертиза уже, реальная. Если окажется, что эти повреждения связаны только с новым ДТП, то можно предположить, что будет выработан механизм, как их оплачивать, — так же».

Это в теории. Как будет на практике, пока непонятно. Механизм проработан не до конца, вопросов еще много. Ошибку может допустить не только автовладелец при оформлении ДТП. Неверные данные могут быть в системе «Госуслуг», например номер старого водительского удостоверения. Система должна обкататься. При переходе с бумажной версии на электронную всегда бывают сбои, говорит замглавы Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский.

Глеб Виленский, замглавы Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП
«В предыдущей версии мобильного приложения Российского союза автостраховщиков были такие безобразные юридические условия пользования, боюсь, что они остались без изменений. Поставщик этой программы не несет никакой ответственности за эти данные, которые вы ему передаете. Воспользоваться можно, но при этом нужно по-прежнему оформить европротокол на бумаге, получить подпись второго участника. На всякий случай сделать фотосъемку места аварии, повреждения обеих машин просто своим телефоном, без мобильного приложения, потому что у вас на руках ничего не остается. В крайнем случае вам приходит какая-то СМС о том, что данные от вас получены. При этом при возникновении спора доказать, что вы добросовестно выполнили все требования, будет невозможно».

Пока «Помощник ОСАГО» в Google Play и App Store имеет рейтинг 3,3. Приложение «Европротокол» еще меньше — всего 2. Правда, и голосующих пока всего около сотни. Первая реальная статистика появится через несколько месяцев. Вот тогда можно будет говорить об успехе или о провале.

05.11.19 Банки.ру banki.ru