Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Президент России Владимир Путин подписал закон, дающий возможность заемщику вернуть часть страховой премии при досрочном погашении потребительского или ипотечного кредита, а также допускающий выдачу потребительского кредита без страховки по увеличенной процентной ставке, соответствующий документ опубликован на интернет-портале правовой информации.

Закон предоставляет заемщику право отказаться от договора страхования в течение двух недель с даты досрочного погашения кредита и получить часть страховой премии за неистекший период в течение семи рабочих дней с момента подачи заявления о таком отказе.

Закон обязывает кредитора предоставить заемщику потребительский кредит без страховки, если она по закону не обязательна, но в этом случае допускается его выдача под более высокий процент.

В законе прописано подробное информирование заемщика о договоре страхования и о так называемом «периоде охлаждения» — в течение 14 календарных дней от страховки по потребкредиту можно отказаться. Правда, в этом случае банк может увеличить ставку до уровня, действовавшего на момент заключения договора для таких кредитов без страховки, но не выше текущих показателей.

Первое чтение прошло еще в сентябре 2018 года, а затем движение документа застопорилось. Как пояснял РИА Новости глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, одним из основных спорных вопросов было — распространять ли действие закона на договоры страхования, заключенные до его вступления в силу. Этот вопрос был решен не в пользу заемщиков — закон должен вступить в силу с 1 сентября 2020 года и не будет распространяться на взятые ранее потребкредиты со страховкой.

29.12.19 РИА Новости ria.ru

Процесс заключения конкурсного страхового контракта на 12,5 млрд руб. между СОГАЗом и МВД приостановлен после жалобы «Росгосстраха», еще одного участника тендера. В «Росгосстрахе» утверждают, что закупка прошла с нарушениями.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приостановила процедуру заключения конкурсного страхового контракта на 12,5 млрд руб. между СОГАЗом и МВД, следует из ответа пресс-службы ФАС на запрос РБК.

Речь идет о контракте на услуги по страхованию сотрудников МВД на 2020 и 2021 годы. В ФАС пояснили, что процесс госзакупки заморожен в связи с поступлением жалобы.

На закупку жаловался другой ее участник — «Росгосстрах», который сейчас входит в группу «Открытие», говорится в поступившем в РБК сообщении РГС. Компания утверждает, что конкурс прошел с нарушениями закона. Как поясняет РГС, в октябре МВД объявило тендер на закупку услуг страхования сотрудников в 2020 и 2021 годах на 14,8 млрд руб. (максимальная цена контракта), на который подали заявки три компании — «Росгосстрах», МАКС и СОГАЗ.

Для подтверждения своего соответствия требованиям конкурса участники должны были обеспечить наличие на специальном счете суммы в размере 0,5% от контракта, которую впоследствии блокирует банк, уточняется в сообщении. Однако в случае с СОГАЗом, будущим победителем конкурса, обслуживающий его банк «Россия» не смог вовремя заблокировать средства из-за «технического сбоя».

После проблем с блокировкой средств заявка СОГАЗа была отозвана, однако представители компании подали жалобу и попросили ФАС продлить сроки подачи заявок. Однако, говорится в сообщении «Росгосстраха», в день заседания ФАС по этому вопросу СОГАЗ жалобу отозвал. Впоследствии он был признан победителем конкурса.

Процедура закупки не была приостановлена «по непонятным причинам», утверждает «Росгосстрах». В компании заявили, что оператор электронной торговой площадки, где проводился тендер («Единая электронная торговая площадка»), допустил СОГАЗ к участию в конкурсе с нарушением закона о контрактной системе в сфере закупок, поэтому компания и обратилась в ФАС.

Представитель «Единой электронной торговой площадки» сообщил РБК: «Заявка участника была подана в регламентированные сроки, т.е. до окончания срока подачи заявок. Однако допуск к процедуре был действительно осложнен техническим сбоем со стороны банка, что является достаточно распространенной ситуацией». По словам представителя площадки, как только банком сбой был устранен и было получено техническое подтверждение наличия денежных средств на спецсчете, «заявка участника вместе с остальными была передана заказчику». Сроки рассмотрения первых частей заявок «также нарушены не были», уточнил он.

РБК направил запрос в СОГАЗ.

Контракт на страхование сотрудников МВД не в первый раз становится причиной конфликтов на страховом рынке. В 2017 году такой же конкурс (на 13,7 млрд руб.) выиграла компания «Центральное страховое общество» (ЦСО). При этом с апреля по октябрь 2016 года в ЦСО работала временная администрация ЦБ, так как компания ненадлежащим образом исполняла план восстановления платежеспособности. В декабре 2017 года регулятор выдал ей лицензию на страхование силовиков, и вскоре она выиграла конкурс на страхование в МВД, в котором также участвовали крупные страховщики — «ВТБ Страхование», СОГАЗ, МАКС. Однако через несколько месяцев Банк России отозвал у ЦСО лицензию, а временная администрация ЦБ обнаружила в действиях бывшего руководства и собственников «признаки осуществления операций, направленных на вывод активов». Регулятор обратился в правоохранительные органы, а контракт без конкурса передали «ВТБ Страхованию». В июле 2019 года стало известно, что Следственный комитет завел уголовное дело из-за недостоверной отчетности ЦСО.

28.12.19 РБК rbc.ru

Такое решение принято из-за добровольных отказов страховщиков от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Банк России приказом от 25 декабря 2019 года отозвал лицензии у страховых компаний «Плато» (г. Москва), «Урал-Рецепт М» (г. Екатеринбург) и «Адвант-Страхование» (г. Санкт-Петербург). Такое решение в отношении организаций регулятор принял из-за добровольных отказов страховщиков от осуществления предусмотренной лицензией деятельности, говорится в материалах ЦБ.

В частности, компания «Плато» лишилась лицензии на перестрахование. У страховой медицинской компании «Урал-Рецепт М» отозвана лицензия на осуществление добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни общества с ограниченной ответственностью.

ЦБ отозвал у «Адвант-Страхование» лицензии на осуществление добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, и на осуществление добровольного имущественного страхования компании.

26.12.19 ТАСС tass.ru

Добровольное медицинское страхование (ДМС) — один из лидеров роста на страховом рынке. Но в условиях сокращения доходов населения страховщикам необходимо модернизировать эти продукты, сократить собственные издержки, чтобы снизить стоимость ДМС для клиентов.

Несмотря на непростую ситуацию с доходами населения в России, продажи отдельных видов страхования не только не сокращаются, но, напротив, растут ощутимыми темпами. Одним из таких популярных продуктов является добровольное медицинское страхование. Так, по данным Банка России, во II квартале темпы прироста взносов по ДМС достигли 19,6%. Это рекордные показатели более чем за шесть последних лет. Объем взносов достиг 37,7 млрд рублей, а количество заключенных договоров увеличилось на 29,6% (до 6,2 млн штук). Для сравнения: в целом по рынку темпы прироста страховых взносов составили всего 1,8% (по сравнению со II кварталом прошлого года). Среди всех видов страхования только страхование от неcчастных случаев и болезней смогло опередить по динамике роста сегмент ДМС.

Этому серьезному рывку рынка ДМС способствовало сразу несколько факторов. Первый из них — это, разумеется, стоимость полисов. Так, средняя страховая премия в сегменте ДМС сократилась за год на 0,5 тыс. рублей, составив 6,1 тыс. рублей. То есть этот вид страхования стал гораздо более доступным.

За счет чего снизилась средняя цена полиса? В первую очередь за счет более широкого распространения программ с франшизой. Причем не только в сегменте клиентов — физических лиц. На рынке отмечается и постепенный рост интереса к программам с франшизой среди страхователей — юридических лиц. Для них это очевидный способ сохранить для сотрудников «социальный пакет», одновременно снижая собственные затраты на ДМС.

Снижению стоимости полисов поспособствовало и внедрение в продукты ДМС новых технологий. В последнее время в страховых программах все более широко представлены услуги телемедицины. Помимо того, что этот вид медицинских консультаций обходится дешевле (как самим страховщикам, так и потребителям этих услуг), клиенты сами «голосуют рублем» за онлайн-врачей. Подобные консультации серьезно сокращают время на очное посещение врачей, что позволяет привлекать в ДМС тех людей, которые ранее предпочитали лечиться самостоятельно.

Однако отметим, что это справедливо для крупных городов: в масштабах страны в целом активное развитие телемедицинских технологий пока не приводит к кратному росту популярности программ с телемедицинским обслуживанием. Во-многом это объясняется недоверием людей к дистанционным медицинским консультациям. Поэтому можно предположить, что клиентам будут предлагаться комбинированные продукты ДМС, включающие в себя как очное, так и дистанционное медицинское обслуживание.

Но говорить о том, что весь рост сегмента ДМС вызван лишь удешевлением подобных полисов, было бы неверно. Так, отмечается рост интереса к продуктам страхования на случай «критических заболеваний», в частности на случай возникновения злокачественных новообразований. Пока этот интерес проявляется в основном в крупных городах, где у людей более высокие запросы на здоровый образ жизни. Здесь подобные продукты становятся все более популярными и востребованными.

Тем не менее дальнейшее развитие рынка в целом и рост продаж конкретных продуктов ДМС будет связан с тарифной политикой страховых компаний. Проще говоря, будет зависеть от стоимости полисов. Дело в том, что наблюдаемое уже не первый год снижение покупательской способности населения диктует необходимость дальнейшего снижения тарифов. Или как минимум сохранения их на текущих уровнях. Однако сделать это крайне непросто. Например, так называемая медицинская инфляция, по разным оценкам, в этом году составляет 8—10%. То есть стоимость медицинских услуг растет, а для сохранения динамики продаж ДМС необходимо сдерживать тарифы.

Ограничения, накладываемые экономической ситуацией, требуют модернизации продуктов ДМС. Скорее всего, мы увидим дальнейший «уход в цифру»: популяризацию дистанционных видов медицинских консультаций, развитие телемедицины в тех регионах или среди тех клиентов, которые пока настороженно относятся к такого рода услугам. Следующий шаг, учитывая заинтересованность людей в программах по защите от тяжелых заболеваний, — это предложение более широкого спектра дополнительных сервисных услуг в ДМС. Например, обеспечение второго медицинского мнения, помощь в подборе клиники или конкретного специалиста, организация поездки для лечения и так далее. Наконец, свою роль в развитии рынка должна сыграть и популяризация страховщиками здорового образа жизни в целом.

Ольга Фортушина, руководитель Центра добровольного медицинского страхования страхового дома «ВСК»

26.12.19 Банки.ру banki.ru

dtpГлавную опасность для автовладельцев в период новогодних праздников представляют дорожно-транспортные происшествия, тогда как случаи причинения ущерба третьими лицами в это время фиксируются реже. Об этом свидетельствует статистика, собранная страховыми компаниями.

По данным компании «АльфаСтрахование», в праздники доля ДТП в общем количестве страховых случаев с машинами вырастает с 89,5 процента до 93 процентов. В компании «Согласие» фиксируют рост показателя с 62 до 71 процента, в МАКСе также указывают на увеличение доли аварий, не приводя конкретных цифр.

Что касается угонов автомобилей, страховщики не усматривают какой-либо связи количества таких преступлений с наступлением праздников.

При этом доля противоправных действий третьих лиц в общем количестве страховых случаев с автомобилями, напротив, уменьшается в новогодние каникулы: с 11,5 до 9,2 процента (по данным «Согласия»).

Эксперты объясняют это предусмотрительностью автовладельцев, которые стараются в праздники парковаться аккуратнее, чтобы не «поймать на капот» пустую бутылку, сообщает РИА Новости.

Ранее в Госдуме опровергли сообщения о предстоящем подорожании полисов ОСАГО.

24.12.19 Вечерняя Москва vm.ru

Страховщики затормозили.

Впервые за десять лет за три квартала 2019 года они собрали столько же премий, сколько годом ранее. Подвело инвестиционное страхование жизни. Чем ответят СК в 2020-м?

Итоги отрасли за год пока подводить рано, но данные по январю — сентябрю уже есть, и вряд ли картина изменится в IV квартале. За первые девять месяцев страховщики собрали 1,1 трлн рублей премий. Директор по рейтингам страховых компаний агентства «НКР» Евгений Шарапов прогнозирует, что по итогам 2019-го объем премий составит 1,5 трлн рублей — как и годом ранее. Самих страховщиков стагнация особенно не беспокоит. Оно и понятно: по словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, рентабельность капитала страховых компаний выросла на 2,2 процентного пункта до 30,9%, а прибыль увеличилась на 10,6% до 187,8 млрд рублей.

«2019 год запомнится началом реформы по либерализации ОСАГО, а также разнонаправленными тенденциями в страховании жизни и non-life-сегменте», — говорит руководитель управления страховых рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина.

ИСЖ в отставку

В 2012—2015 годах бизнес страховщиков рос в основном за счет автострахования. В 2016—2018 годах роль «энергетика» перешла к инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), но в 2019 году оно выдохлось, сборы упали по сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 32% до 21,3 млрд рублей. «Причина в недовольстве клиентов доходностью вложений, а также во введении стандартов раскрытия информации, — считает Никитина. — Часть клиентов ИСЖ перешла к другим вариантам инвестирования, в частности к ИИС».

Падение ИСЖ отразилось на показателях всего сегмента страхования жизни (без учета жизни заемщиков), сбор премий за три квартала упал на 21,8% по отношению к тому же периоду предыдущего года до 80,6 млрд рублей. Более чем в три раза сократилось количество заключенных договоров.

Впрочем, и страхование жизни заемщиков, которого в меньшей степени коснулось падение, замедлило рост. В ЦБ отмечают сокращение количества договоров на 22,9%. Страховщиков спасло только то, что заемщики в среднем стали платить больше — на 38,7%, что, скорее всего, связано с увеличением почти на 5% среднего размера потребительских займов. Средний размер займа теперь составляет 182,1 тыс. рублей, платеж по страховке — 3,5 тыс. рублей.

«По итогам 2019 года мы ожидаем падения объемов сегмента страхования жизни по сравнению с 2018 годом, — делится Евгений Шарапов. — В целом рынок СЖ покажет объем около 400 миллиардов рублей».

Автострахование: полный назад

В 2019-м стартовала реформа ОСАГО. Ее первый этап предусматривал расширение тарифного коридора и уточнение коэффициентов возраста и стажа водителя. В результате автомобилисты стали платить за ОСАГО в среднем на 4,7% меньше — 5,5 тыс. рублей.

Если падение размера премий было ожидаемо, то уменьшение количества заключенных договоров на 4,8% оказалось неприятным сюрпризом. В итоге объем сборов по ОСАГО упал на 9,3% до 52,4 млрд рублей.

Возможно, в 2020-м у страховщиков будет возможность частично отыграть потери. «Второй этап реформы вызвал много споров, в итоге отмена территориального коэффициента и повышение лимитов в ближайшее время не состоятся. Если тенденция к росту убыточности сохранится, в 2020 году не исключена корректировка тарифов в сторону увеличения», — считает Татьяна Никитина.

По прогнозам аналитиков страховой компании «Согласие», годовой показатель рынка ОСАГО снизится до 210,7 млрд рублей, а в 2020-м останется на уровне нынешнего года — 211,5 млрд рублей.

Частично на количество договоров могло повлиять снижение продаж новых автомобилей в 2019-м на 1,2%. По крайней мере, этот фактор аналитики указывают в качестве одной из причин стагнации объема сборов по автокаско: автовладельцы заплатили за этот вид страхования на 1 млрд рублей меньше — 167,7 млрд рублей.

Здесь тоже наблюдается сокращение количества заключенных договоров (на 5,5%). По мнению регулятора, это может говорить об исчерпании эффекта низкой базы по договорам с франшизами, когда при наступлении страхового случая часть убытков возмещает сам страхователь. Те, кто хотел их заключить, уже сделали это. Во-вторых, полисы автокаско стали дороже, что, скорее всего, связано с тем, что страховщики начали корректировать тарифы как по усеченным программам и полисам с франшизами, так и по договорам с каршеринговыми компаниями с учетом полученной статистики и начавшегося роста убыточности.

На будущий год аналитики СК «Согласие» прогнозируют рост этого сегмента примерно на 3% до 172,6 млрд рублей.

Светлые пятна

Хорошо дела идут у страховщиков в трех направлениях. Что интересно, все они — добровольные.

Во-первых, граждане стали немного чаще страховать имущество. В январе — сентябре они в общей сложности заплатили страховым компаниям 18,7 млрд рублей, что на 8,7% больше.

Правда, рост обеспечила в основном московская программа страхования жилья, участие в которой принимают около 2 млн собственников столичных квартир. Благодаря ей на долю Москвы в сегменте страхования имущества приходится более половины всех заключенных договоров и 35% совокупных взносов. В следующем году страховщики ждут выхода на федеральный масштаб. В августе 2019 года был принят закон о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Первые региональные программы должны заработать как раз в 2020 году.

Во-вторых, страховщикам удалось возродить интерес к страхованию жизни и здоровья. Они нашли замену ИСЖ. Через накопительное страхование жизни (НСЖ) страховщики за девять месяцев уже собрали 74,6 млрд рублей премий, это на 54% больше, чем годом ранее. При покупке ИСЖ страхователям обещали более высокую доходность, чем у классического НСЖ. Эту доходность должны были обеспечить вложения инвестиционной составляющей полиса в высокодоходные, но вместе с тем и высокорисковые производные финансовые инструменты. НСЖ же более предсказуемо: оно позволяет накопить определенную сумму к нужному сроку, например к выходу на пенсию. То есть ИСЖ теоретически может дать гораздо более высокий доход, чем НСЖ, но не может его гарантировать.

«Переход лидерства от ИСЖ к НСЖ объясняется главным образом насыщением премиальной клиентской базы банков инвестиционными продуктами, — поясняет Игорь Юргенс. — Это привело к увеличению спроса на инструменты с меньшими инвестиционными рисками и одновременно стало причиной снижения спроса на продукты ИСЖ».

Активнее клиенты стали покупать медицинские страховки. За девять месяцев 2019 года они потратили на ДМС 34,8 млрд рублей. Это на треть больше прошлогоднего результата, максимальный прирост за всю историю наблюдений. «ДМС активно развивается благодаря увеличению популярности недорогих продуктов, в том числе с сервисной составляющей, — говорит Татьяна Никитина. — В 2020 году ожидается рост розничного ДМС, в том числе за счет востребованности недорогих коробочных продуктов в регионах. Будет расти популярность продуктов с телемедицинской составляющей, опцией «второе мнение».

В Банке России считают, что рост интереса страхователей и страховщиков к личным видам страхования во многом будет определять дальнейшую динамику рынка. «Помимо продвижения специализированных программ ДМС, страховщики работают над развитием продуктов по НСЖ, в том числе дополняя их различными опциями (например, при диагностировании критических заболеваний), а также возможностью использования телемедицины — дистанционного оказания медицинских услуг. Совершенствование медицинских технологий и сервисов будет способствовать тому, что продукты на стыке ДМС и страхования жизни могут стать долгосрочным драйвером рынка», — говорится в информационно-аналитическом обзоре ЦБ.

Дорогие посредники

Мало того что объемы премий по ключевым направлениям снижались, так страховщики вынуждены еще большую долю отдавать посредникам. По итогам III квартала уже 82,6% полисов продавалась через посредников — это на 8,4 п. п. больше, чем в начале года, по подсчетам ЦБ. Почти половину полученных страховщиками взносов получили банки, еще около четверти — агенты-физлица. На юрлица, в том числе автосалоны, и брокеров пришлось соответственно 8,6% и 3% взносов.

Таким образом, банки остаются самыми крупными посредниками при продаже страховых продуктов. Причин этому несколько: во-первых, они имеют более широкие сети отделений, во-вторых, уровень доверия потребителей к ним значительно выше, чем к страховым компаниям. По мнению партнера Первой юридической сети Павла Курлата, при реализации массовых видов страховых продуктов страховщик просто не в состоянии обеспечить широкий охват клиентской базы без агентской сети и точек продаж банковских продуктов. «Продать страховой продукт человеку, который обратился в банк, несложно, ведь он уже испытывает потребность в финансовой услуге и его лишь нужно побудить «докупить» еще одну», — говорит он.

Показательный пример: когда «Росгосстрах» начал реализацию продуктов ДМС через банковский канал, то получил 10,4 млрд из 20,6 млрд рублей прироста премий в целом по сегменту по итогам девяти месяцев 2019 года.

По словам Татьяны Никитиной, доля банковского канала в страховании жизни по итогам девяти месяцев составила 87%, в страховании от несчастных случаев — 64%, в страховании имущества физлиц — 45%.

Но у эффективности этого способа контакта с клиентом есть и обратная сторона — стоимость банковского канала для страховщиков очень высокая. «За три квартала 2019 года банки получили от страховщиков в виде комиссионного вознаграждения 150,5 миллиарда рублей — столько, сколько и за весь 2018 год», — добавляет Никитина. По информации ЦБ, в среднем по всем продуктам банковские комиссии за продажу полисов за год увеличились на 15,2 п. п. до 38,3% от взносов. Для сравнения: комиссии агентов, напротив, снизились на 4,2 п. п. до 17,6%. Половина вознаграждения посредникам пришлась на кредитные виды страхования, в которых комиссия банков достигла уже 84,9%.

Выживает сильнейший

В 2019-м на рынке стало еще на 18 страховых компаний меньше. Если в 2013 году их насчитывалось 420, то к концу нынешнего года осталось 181.

Итог: повышение финансовой состоятельности оставшихся игроков и снижение конкуренции. «В первом полугодии доля крупнейших 20 страховых компаний в общих сборах составляла практически 83%, 100 компаний собирали практически 99,3% сборов, то есть на оставшиеся 80 приходился совсем небольшой объем премии — 0,7%, — отмечает вице-президент ВСС Элла Платонова. — Это региональные страховщики, причем 60% премий собирают Московская и Ленинградская области».

В 2020 году страховщиков станет еще меньше: грядет повышение требований к объему уставных капиталов, внедрение новой модели финансовой устойчивости и перспектива перехода к Solvency II, то есть риск-ориентированному подходу, который должен завершиться к 2022 году. А кроме того, сокращение сроков предоставления отчетности, вступление в силу двух из четырех базовых стандартов СРО, введение паспортов страховых продуктов и т. д.

«Мы долго боролись, чтобы уставные капиталы не были повышены, потому что их величина, с нашей точки зрения, никак не влияет на финансовую устойчивость страховых компаний, тем не менее удалось только растянуть период их введения до трех лет, — рассказывает Платонова. — Страховщики (кроме жизни) должны увеличить капиталы до 300 миллионов рублей (до 2021 года — до 240 миллионов рублей, в 2022-м — до 240 миллионов), у страховщиков жизни итоговая планка — 450 миллионов рублей. По состоянию на начало сентября 2019 года у 48 компаний уставный капитал был менее 300 миллионов рублей, в том числе у 30 компаний — меньше 180 миллионов рублей. То есть в следующем году рынок страхования может быть сокращен на это количество компаний».

24.12.19 Банки.ру banki.ru

allianzМеждународное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинг финансовой устойчивости (IFS) СК «Альянс» на уровне «BBB+» со «стабильным» прогнозом, говорится в пресс-релизе агентства. «Рейтинг отражает оценку собственной кредитоспособности компании на уровне «BBB-«, а также две дополнительные ступени к рейтингу за счет того, что ее 100-процентным владельцем является Allianz SE («AA/стабильный»), одна из крупнейших страховых групп в мире», — отмечают в Fitch.

Fitch расценивает СК «Альянс» как стратегически важную структуру Allianz SE, и это мнение подкрепляется историей поддержки российской компании ее материнской структурой.

«Российская «дочка» представляет собой небольшую долю в совокупных активах и премиях Allianz SE, но играет важную роль в поддержании рыночных позиций группы Allianz в России», — говорится в пресс-релизе.

Германская Allianz SE, крупнейший страховщик Европы по объему выручки (130,6 млрд евро в 2018 году) и рыночной стоимости (89 млрд евро), обслуживает более 86 млн клиентов в более чем 70 странах мира. Штат насчитывает свыше 140 тыс. человек. В России компания работает с 1990 года.

В настоящее время в группу Allianz в России входят СК «Альянс», СК «Альянс жизнь» (страхование жизни и пенсионное страхование, добровольное медицинское страхование), САО «Медэкспресс» (медицинское страхование), а также лечебные учреждения: ООО «Медэкспресс-сервис» и ООО «Прогресс-Мед».

20.12.19 ФинМаркет finmarket.ru

В последнее время все большую популярность набирают продукты автокаско с франшизой. В первую очередь за счет существенного удешевления полиса. Более того, следуя за спросом, страховые компании стали выходить с подобными продуктами и в сегмент каршеринга.

При автокаско водитель избавлен от необходимости заниматься поиском автосервиса и ремонтом автомобиля, который попал в ДТП, или копить деньги на новый в случае его угона или уничтожения. При этом подобные продукты становятся доступнее для клиентов. Так, по данным Банка России, по итогам II квартала 2019 года средняя страховая премия в этом сегменте снизилась для автовладельцев на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 26 тыс. рублей. Для сравнения: еще три года назад средняя страховая премия в этом сегменте была в 1,5 раза выше.

В первую очередь подобное удешевление объясняется более широким распространением автокаско с франшизой. Приобретая подобный полис, водитель как бы становится партнером страховой компании, беря на себя часть затрат на ремонт автомобиля при наступлении страхового случая. Как правило, речь идет о мелком ремонте: замена оптики, незначительное восстановление лакокрасочного покрытия, стекол и так далее. В результате такого разделения рисков стоимость полиса ощутимо снижается.

Каско с франшизой бывает двух видов: условная, невычитаемая франшиза и вычитаемая, то есть безусловная. Например, условная франшиза установлена в размере 20 тыс. рублей. Это означает, что водитель обязуется сделать ремонт из собственных средств, если размер ущерба окажется меньше этой суммы. В случае если сумма убытка составит, скажем, 50 тыс. рублей, страховая компания берет ремонт на себя в полном объеме. Данный вариант почти идеален для водителя, но редко предлагается отечественными компаниями.

Более популярен в России вариант страхования с вычитаемой, то есть безусловной франшизой. Как понятно из названия, она будет вычтена из суммы возмещения при каждом страховом случае. Это позволяет серьезно сэкономить на стоимости полиса, но получить достаточное возмещение при серьезных неприятностях.

Еще одной разновидностью подобных продуктов является так называемая динамическая франшиза: когда первый страховой случай возмещается полностью, а каждый последующий — за вычетом франшизы, которая может увеличиваться при каждом новом обращении.

Мы уже упомянули про мелкий ремонт, и неслучайно, поскольку в этом заключается главное преимущество франшизы. В случае с классическим автокаско водитель вынужден обращаться в страховую компанию по поводу самого незначительного повреждения. При наступлении ДТП автовладелец должен предоставлять в страховую компанию справку из ГИБДД либо документ из полиции о противоправных действиях третьего лица. Вызов сотрудника ГИБДД, осмотр, заполнение документов и в итоге масса потерянного времени… Однако, заключив договор с франшизой, страхователь фактически берет расходы на устранение мелких убытков на себя — в пределах тех самых условных 20 тыс. рублей.

Приобретая страховой полис с франшизой, нужно понимать, что у вас «под рукой» всегда должна быть определенная сумма денег для самостоятельного мелкого ремонта. Большинство покупателей франшизы — это водители, у которых есть скидка за безаварийность, а также автолюбители с большим стажем, уверенные в своем водительском мастерстве. Такой категории клиентов франшиза поможет существенно сэкономить на автокаско.

Соответственно, не подойдет франшиза тем, кто чувствует себя на дороге неуверенно или сел за руль относительно недавно. Для этой категории водителей намного безопаснее будет приобрести полный полис автокаско, сколько бы он ни стоил, но зато быть уверенным в полной страховой защите. Со временем — по мере накопления водительского опыта — можно будет вновь поинтересоваться возможностями, которые дает франшиза.

Причем в последнее время одним из направлений распространения в России франшизы в страховании стали каршеринговые услуги. У каждого провайдера собственный подход к определению размера франшизы и стоимости полиса автокаско. Например, для «Яндекс.Драйва» франшиза составляет 30 тыс. рублей. Если машина получила меньше повреждений, то клиент заплатит меньше. Другой подход использует каршеринг YouDrive. Опцию автокаско водитель может подключить в приложении непосредственно перед поездкой. При этом стоимость аренды авто увеличивается на 1 рубль для одних марок и на 2 рубля — для других, и случае наступления ДТП водитель выплачивает фиксированную сумму — 15 тыс. рублей, остальные расходы берет на себя страховая компания. В приложении каршеринга BelkaCar при первом старте есть опция «Расширенное каско», позволяющее полностью забыть о франшизе. С этой опцией сумма аренды незначительно возрастает, однако в случае ДТП ответственность водителя не превысит 15 тыс. рублей. Уже появляются и специальные продукты для этого сегмента — например, возможность отмены франшизы при использовании каршеринга для тех, кто приобрел полис автокаско.

Спрос рождает предложение, и сегодня на рынке можно встретить великое множество страховых продуктов, связанных с франшизой. Различают безусловную и условную франшизы, временную (поминутную, как в случае с каршерингом), динамическую и другие. В каких-то договорах франшиза начинает работать со второго страхового случая, в каких-то покрывает только крупные страховые случаи — например, угон или уничтожение автомобиля и так далее. Преимущество франшизы: помимо удешевления полиса автокаско, водитель стремится к безаварийному вождению, соблюдению правил ПДД и повышению культуры вождения.

Сергей Демидов, управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхование»

20.12.19 Банки.ру banki.ru

В 2020 году он составит, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», около 400 млрд рублей.

Объем рынка страхования жизни в 2020 году сохранится на уровне текущего года и составит около 400 млрд рублей, говорится в обзоре «Страхование жизни в России: стратегия компенсации», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Аналитики агентства отмечают, что введение стандартов продаж для борьбы с мисселингом (навязывание услуг) повысило качество информирования клиентов при продажах полисов и замедлило рост рынка страхования жизни. Однако в 2020 году влияние новых стандартов снизится, а сокращение страховых премий замедлится.

Вслед за замедлением темпов роста розничного кредитования отмечается и снижение темпов прироста премий по страхованию жизни заемщиков с 42% за три квартала 2018 года до 12,2% по итогам 9 месяцев 2019 года. Аналитики также указывают, что рынок впервые показывает отрицательную динамику после кризиса 2008-2009 годов.

20.12.19 ТАСС tass.ru

strahovanieРабочая группа Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в пятницу направила предложения по изменению законодательства в части регулирования деятельности туроператоров и их посредников в Минэкономразвития, Ростуризм, Минфин и Банк России, сообщила исполнительный директор страховой компании ERV и член ВСС Юлия Алчеева.

В союзе страховщиков предлагают разработать методику расчёта максимально возможного объема обязательств, принятых туроператором в соотношении с собственным капиталом. Среди других предложений – «изменение подходов по порядку формирования взносов туроператоров в фонды персональной ответственности, ограничение предельного размера комиссионного вознаграждения турагентств, создание механизма ограничения продажи турпродуктов для туроператоров, достигших порогового значения максимально возможного объема его обязательств через электронную путевку, а также закрепить работу турагентов от имени туроператора по поручению компании», — сказала она, выступая на конференции LegalTravelDay 2019.

Как считают члены ВСС, законодательные изменения регулирования деятельности туроператоров и их посредников, а также реформа контрольно-надзорной деятельности в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» по туризму позволит сформировать положительный имидж туристской индустрии и повысит уровень правовой защиты туристов.

В январе 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил ввести механизм «регуляторной гильотины», который предполагает полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований – отсечение устаревших, исключение дублирующих норм и их актуализация. План необходимо реализовать к 2021 году.

16.12.19 Интерфакс interfax.ru