Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПочинить автомобиль после ДТП можно будет только в том сервисе, в который клиента направит страховая компания.

Грядёт масштабная реформа ОСАГО, которая серьёзно изменит жизнь всех российских автовладельцев. Со многими нововведениями, предложенными Минфином, не согласны в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Также представители союза выступают за то, чтобы автосервис, который будет ремонтировать автомобиль в случае возмещения ущерба по ОСАГО, выбирала страховая компания. Лайф разобрался, зачем это нужно страховщикам и как такая мера скажется на автолюбителях.

В настоящее время страховая компания в случае натурального возмещения ущерба предоставляет выбор из аккредитованных сервисов, с которыми у страховщика заключены договоры о сотрудничестве. В случае принятия поправок у клиента не останется выбора — если он хочет починить автомобиль, он поедет туда, куда прикажет страховая компания.

В РСА считают, что подобная мера облегчит процесс получения клиентом страхового возмещения. Так будет решена одна из главных проблем натурального возмещения (ремонта за счёт страховщика) — очереди в автосервисах. Представители союза утверждают, что при наличии нескольких сервисов, отвечающих необходимым требованиям, страховщик может прогнозировать их загруженность и учитывать иные факторы для обеспечения наиболее качественного урегулирования вопроса с ремонтом. Иными словами, страховая компания сама будет распределять повреждённые автомобили по сервисам.

По мнению РСА, возможность выбора клиентом сервиса из предоставленного страховщиком списка только вредит процессу.

— Наличие в законе возможности выбора СТОА потерпевшим (который не может знать подобных нюансов) не только увеличивает вероятность, например, постановки автовладельца в очередь на ожидание ремонта уже после выдачи страховщиком направления на ремонт, но и не способствует снижению риска злоупотребления недобросовестных лиц своими правами, что оставляет лазейки для мошенников, — сообщили в союзе автостраховщиков.

Кроме того, в сравнении с денежной компенсацией за разбитый автомобиль, натуральная выплата намного выгодней для клиента, считают в РСА. Ремонт производится без учёта износа автомобиля, тогда как деньги выплачиваются со скидкой на возраст и пробег машины. Получается, что при направлении машины клиента на ремонт страховщик тратит больше, чем при компенсации наличными.

Однако не всё так однозначно: страховщики работают только с определёнными автосервисами, которые могут предоставить страховым компаниям скидки в обмен на постоянный приток клиентов.

— Если страховщик направляет страхователя на свою станцию, с которой он договорился, и обеспечивает ей загрузку, то от этой станции он получает лучшие скидки и условия. В этом есть смысл экономии. Если давать выбор станций, тогда неизвестно, куда автовладелец приедет, в этом случае страховщику добиться хороших условий от станции тяжело. Например, страховщик договорился со станцией о том, что отправит на ремонт к ней 100 автомобилей, тогда СТОА может предоставить скидку на запчасти. Если такой гарантии нет, то скидка будет существенно ниже, — рассказали в пресс-службе РСА.

По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, отмена возможности выбора сервиса для клиента усилит и без того сложную ситуацию с ремонтом машин по ОСАГО.

— У каждой страховой есть свои «ручные» сервисы и человек в штате, который получает от этих сервисов откаты за заключение договоров. Иногда сотрудники страховых являются соучредителями таких автосервисов. Это очень тесная и порой криминальная связь, — поведал Травин.

Как считает эксперт, никто не должен решать за клиента страховой, где его машину будут чинить после ДТП. Человеку могут просто не понравиться предложенные варианты: у них плохая репутация, есть отзывы о некачественном ремонте, запись на три месяца вперёд. По идее, за качество ремонта отвечает страховая компания, но добиться от неё компенсации за плохую работу практически невозможно.

Ограничение клиента в выборе приведёт к ещё большим проблемам, уверен Травин. По его мнению, нужно наоборот, расширять возможности для выбора СТОА, ориентируясь на европейский опыт. В Европе клиент сам может выбрать сервис (например тот, где он постоянно обслуживает свой автомобиль), получить разрешение на ремонт от страховой компании, после чего предоставить страховщику документы, подтверждающие стоимость запчастей и работ.

Несмотря на всю неоднозначность поправок РСА, Травин считает, что они будут приняты после изменения закона об ОСАГО.

— Поправки эти наверняка примут. На российском рынке ОСАГО балом правят страховщики. Не Минфин и не ЦБ, а именно страховщики, которые протаскивают те решения, которые выгодны им. Их не волнуют штрафы за навязывание услуг, санкции за несвоевременные выплаты и прочие меры. Если страховщики хотят лишить клиента возможности выбора сервиса — это произойдёт, у них очень сильное лобби, — утверждает Травин.

В пресс-службе Банка России, который является регулятором рынка ОСАГО, сообщили, что законопроект находится в стадии обсуждения, поэтому комментарии по поводу предложения РСА преждевременны.

Наряду с увеличением тарифов, предложениями по повышению штрафа за езду без ОСАГО до восьми тысяч рублей, а также другими инициативами РСА, новая идея союза относительно натурального возмещения может добить российский рынок автогражданки, считает эксперт.

— Такие меры ведут к тому, что ОСАГО в нашей стране скоро будет похоронено. В данный момент это навязанный неэффективный инструмент, который выгоден только страховым компаниям. А они, в свою очередь, продолжают разваливать систему автогражданки в стране, повышая тарифы, ужесточая правила получения возмещения, затрудняя сам процесс оформления договора. Страховщики сами пилят сук, на котором сидят, — говорит Виктор Травин.

25.09.16 Лайф life.ru

Стартапы используют онлайн-технологии и надеются конкурировать с гигантами страхового рынка

Страховая индустрия — одна из старейших в мире. Первые свидетельства об элементарных формах страхования встречаются еще в законах вавилонского царя Хаммурапи, правившего в XVII веке до н.э. Закон предполагал коллективное разделение убытков когда на торговый караван, например, нападали разбойники. Или, скажем, пираты внедряли свои схемы страхования, опиравшиеся на взаимопомощь и напоминавшие сегодняшнюю модель p2p-кредитования онлайн. Сегодняшние страховые компании — влиятельнейшие игроки, управляющие более чем 20% всех мировых активов.

В США страховщики ежегодно собирают €1,152 млрд. страховых премий, в Европе — €1,169 млрд. Но несмотря на размах отрасли, она остается одной из самых консервативных и нетехнологичных.

История знает множество примеров, когда компаниям на крупных рынках не удавалось уловить изменения на рынке и сохранить свое место. У многих на слуху история Kodak, превратившейся из крупнейшего продавца фототехники в компанию «в хвосте», после революции цифровой фотографии. Все помнят и путь Nokia: в 2007 году компания занимала более 50% мирового рынка телефонов, а сегодня даже не входит в десятку лидеров. Более свежий пример — агония Yahoo, которая упустила все важные для интернет-отрасли тренды и была продана американскому сотовому оператору Verizon по цене в 10 раз ниже той, что была предложена в переговорах с Microsoft в 2005 году. С проникновением новых технологий в финансовую отрасль, видимо, свои истории падений могут появиться и в страховой индустрии.

Почему у стартапов есть шанс потеснить старых игроков? Во-первых, в страховании высокие издержки на маркетинг, продажи и дистрибуцию финансовых продуктов. В одной Германии 250 000 страховых брокеров в 2014 году получили от страховых компаний более €15,8 млрд. комиссий за услуги (это 8,7% от общего размера собранных страховых премий). Более того, по ряду продуктов стоимость привлечения клиента может превышать 20% от цены полиса. Это притом, что прибыль страховых компаний в среднем составляет около 10% от размера собранных страховых премий.

Конечно, такие «накрутки» не устраивают потребителей. Во-вторых, страховая индустрия в целом известна отвратительным уровнем обслуживания — клиенты недовольны и готовы переключаться на альтернативные продукты. В-третьих, вся отрасль фактически существует в оффлайне и избегает перехода на цифровые технологии, а без них в новую эру никуда.

Неэффективность страхового рынка можно объяснить и тем, что страховые компании предпочитают не проводить изменения внутри, а экстенсивно расти за счет поглощений. Согласно опросу E&Y в 2015 году, 66% страховых компаний ставят M&A-сделки на место основного драйвера роста бизнеса, для 43% из них M&A — главный приоритет. Компаний, выбравших внутренние изменения в качестве главного фокуса, вообще ненашлось.

Какие инновации пока не замечают страховые гиганты? Один из растущих сегментов — услуги «цифровых брокеров». В среднем на одного жителя Германии, например, приходится 5-6 страховых полисов. У мужчин в распоряжении, кстати, еще больше страховых договоров — они часто еще и следят за страховками своих родных. Для покупки каждого полиса нужно выбрать одно из предложений от более 500 страховых компаний, просчитать наиболее подходящий тариф, подписать множество документов, отправить. А еще желательно не пропустить дату, когда срок действия полиса закончится. На все это уходят силы и время. Сегодня появляется множество мобильных страховых брокеров, которые снимают данную головную боль. Пользователь может сравнивать страховые продукты, покупать их или отказываться от них через приложение, контракт подписывается на дисплее смартфона. Приложение автоматически обновляет полис, консультацию можно получить не выходя из дома. Выгода для пользователя понятна. Для страховщиков, помимо удобства, есть еще один плюс — такие приложения способны собирать и дополнительно использовать огромное количество данных о своих пользователях, а значит, к запросу каждого можно подойти индивидуально.

Другой перспективный сегмент — сервисы «краудсорсинга» в страховании. Представим ситуацию: Петя, Коля и Вася — очень хорошие друзья, а еще профессиональные водители с большим безаварийным стажем. Они хотят быть застрахованными, но не хотят переплачивать. P2P-платформы, вроде американской Lemonade или немецкой FriendSurance, позволяют решить эту проблему — с помощью страховок, которыми можно делиться совместно с друзьями и знакомыми. Пользователи платформы получают возможность нести коллективную ответственность в рамках определенных групп, а если риск не реализуется, они получают назад часть ранее заплаченной страховой премии. То есть Lemonade и FriendSurance распределяют и страховые риски, и взносы, и премии. В отличии от таких Р2Р-платформ, как Kabbage или Lending Club ( именно из-за регуляторных рисков капитализация Lending Club упало за год почти на 70%), P2P стартапы в страховании подвержены меньшим регуляторным рискам. Например,перестраховщик Lemonade — компания Berkshire Hathaway, принадлежащая Уорену Баффету. У FriendSurance более 60 страховщиков-партнеров. Lemonade объявила о раунде финансирования от страховой фирмы XL Innovate, а FriendSurance привлекла $15 млн долл от нескольких венчурных фондов с громкими именами.

Есть большой запрос на экспресс-страховки с более «умным» расчетом тарифов. Скажем, некоторые водители владеют сразу несколькими автомобилями и катаются на каждом из них редко. У многих семей — несколько автомобилей, которые выезжают по очереди, опять же, некоторые авто долго стоят в гараже. В обоих случаях владелец авто мог бы выгадать, если бы мог застраховать автомобиль только на момент поездки. Именно это предложили стартапы Cuvva и Kasko. Пользователь устанавливает приложение, которое отслеживает пройденный авто путь, оплата производится за каждый пройденный километр (on-demand страхование). «Быстрая» страховка — когда любой человек может сесть за руль авто, купив меньше чем за час полис через приложение, — общий для всей страховой отрасли тренд. Например, американская компания Troy предлагает клиентам через мобильное приложение застраховать любую вещь.

Изобретатели новых бизнес-моделей для страховой отрасли активно смотрят на развитие экономики «совместного потребления» — компания Slice Labs предлагает страховые полисы водителям Uber или Lyft, свои страховые продукты есть у Airbnb. Экономика «совместного потребления» уже поменяла рынок пассажирских перевозок (рост рынков такси и каршэринга), рынкок труда (активное развитие различных проектных и временных работ), на ее пути — многие другие отрасли. Во всех этих сегментах могут рождаться новые цифровые страховые продукты.

Главное преимущество стартапов в страховании в том, что они креативнее подходят к оценке рисков, по-новому формируют панели данных. Крупные страховые фирмы до сих пор мало задумываются о том, как много информации о себе оставляет современный городской житель в интернете, как много о нем могут рассказать его девайсы. Анализ всех этих данных предоставляет огромную ценность для более эфективной оценки рисков, и для новых компаний это становится конкуретным преимуществом.

Вскоре мы будем чистить зубы, а страховая компания сможет использовать эти данные для того, чтобы рассчитать возможные затраты на посещение стоматолога.

Впрочем, и среди страховщиков-гигантов есть компании, которые держат руку на пульсе и уже работают со стартапами, чтобы сохранить лидерство. Berkshire Hathaway, Allianz, AXA и AIG начали активно инвестировать в венчурные фонды и напрямую в компании. Однако страховщикам тяжело конкурировать с венчурными инвесторами, особенно за лучшие проекты, где размер инвестиций от желающих инвестировать зачастую больше размера планируемого раунда. Не менее активны на венчурном рынке и перестраховочные компании, которым стартапы позволяют получить прямой доступ к клиентам. Так, MunichRe инвестировала в акселератор Plug&Play; Swiss Re — в собственный акселератор, Hannover Re — в венчурный фонд Finleap. Это топ-3 игроков на мировом рынке перестрахования.

26.09.16 Forbes forbes.ru

Британский страховой синдикат Lloyd’s of London рассматривает возможность открытия своих подразделений в континентальной Европе, которые смогут заключать договоры и самостоятельно вести бизнес в ЕС после решения Великобритании выйти из союза (Brexit), заявила в четверг главный исполнительный директор Lloyd’s of London Инга Бил.

По ее словам, рынок страхования, расположенный в Лондоне, после выхода из ЕС утратит европейский паспорт и не сможет беспрепятственно вести бизнес в Европе. В случае потери этого рынка Lloyd’s лишится порядка 4% доходов.

«Последствия Brexit являются главной проблемой, которую нам предстоит решить», — сказала она телеканалу Би-Би-Си.

На континентальную Европу приходится около 11% страховых премий из общего объема, которые получает Lloyd’s of London. За 2015 год синдикат получил премии на 25 миллиардов фунтов стерлингов (33 миллиарда долларов).

Руководство Lloyd’s намерено приложить все усилия, чтобы сохранить эту долю после выхода Британии из ЕС, а также заверить своих европейских клиентов в том, что после Brexit они смогут продолжать получать услуги страховых компаний, входящих в синдикат.

Страховой синдикат Lloyd’s of London является одним из старейших британских институтов, ведет свою историю с 1688 года. По итогам первого полугодия 2016 года прибыль до налогообложения составила 1,46 миллиардов фунтов стерлингов.

22.09.16 Прайм 1prime.ru