Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieКак автоюристы спровоцировали реформу «автогражданки»

Новая реформа ОСАГО должна пойти исключительно на пользу водителям и во вред автоюристам. Сами же автоюристы уже давно приносят пользу автовладельцам и вред страховщикам. Правда, не все: среди автоюристов лишь 10-15% — честные помощники автовладельцев, а остальные — аферисты.

Как стало известно «Ъ» на прошлой неделе, Минфин подготовил радикальную реформу ОСАГО. Ведомство предлагает разделить полисы автогражданки на три вида — с лимитами покрытия в 400-500 тыс. руб., до 1 млн и до 2 млн руб. Сейчас автовладельцы могут купить только первый вариант, поскольку действующие максимальные лимиты покрывают ущерб по железу в 400 тыс., а ущерб жизни и здоровью — в 500 тыс. руб. А повысить лимит ответственности можно в рамках добровольного страхования (ДСАГО). Очевидно, что полисы с повышенными лимитами выплат подразумевают, что такой полис будет дороже, но насколько — трудно предположить.

Интрига заключается в том, что до сих пор обсуждался другой пакет поправок в ФЗ об ОСАГО, согласно которым пострадавшему вместо выплаты денежной компенсации будет предоставляться ремонт автомобиля в авторизованном страховщиком сервисе. Это предложение содержится и в новых поправках Минфина, причем в оптимальной для водителей форме: в случае если водитель выбирает ремонт, то износ автомобиля не будет учитываться — в отличие от случая, когда он выбирает денежную выплату по ОСАГО.

При этом Минфин предлагает радикально изменить действующую систему поправочного коэффициента бонус-малус (КБМ). Именно с ним было связано в последний год большинство скандалов вокруг ОСАГО. Идея чиновников заключается в том, чтобы заменить КБМ системой индивидуальных скидок и надбавок, которой будут пользоваться страховщики в зависимости от стиля вождения и аварийности конкретного водителя.

Кроме того, у Минфина есть целый ряд предложений, которые сильно сокращают возможности автоюристов «накручивать» выплаты по ущербу в судах, а также установлены сроки ремонта, которые раньше не позволяли водителям бороться с недобросовестными станциями техобслуживания и страховщиками. В общем, складывается впечатление, что в Минфине внимательно читали все публикации об ОСАГО, которые появлялись в последнее время в деловых СМИ.

Хороший

Среди автоюристов долю тех, кто разрешает реальные споры между страховыми компаниями и страхователями, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) оценивает в 10-15%. По мнению управляющего партнера НАФИ Павла Самиева, это полезные автоюристы, которые честно помогают автомобилистам и держат в тонусе страховые компании.

Трудно сказать, кто оказал больше влияния на поведение страховщиков, но факт, что они стали больше платить по ОСАГО клиентам, а чтобы избежать судебных издержек, теперь сразу платят сумму, заявленную автоюристом в суде, и делают это быстро.

Тем не менее, по данным журнала «Деньги», почти 70% опрошенных никогда не обращались к автоюристам. Еще 17% пользовались их услугами и остались довольны. Остальные же респонденты отвечали, что обращались к автоюристам, однако те им никак не помогли. Считать ли результаты опроса, в котором приняло участие почти 4 тыс. россиян, репрезентативной выборкой — личное дело каждого. Однако его результаты интересны, во-первых, тем, что, несмотря на масштабы деятельности автоюристов, терроризирующих в судах страховые компании, большинство наших читателей их в глаза не видели. А во-вторых, далеко не все водители, которые обращались к автоюристам, остались довольны их помощью.

«Честно говоря, не знаю ни одного случая, когда человек был бы не удовлетворен, хотя, безусловно, единичные случаи наверняка есть. Сегодня по статистике судебного департамента Верховного суда 98% судов со страховыми компаниями граждане выигрывают»,— уверяет гендиректор компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. «Может быть, это сами страховщики голосовали? — предполагает он.— Мы работаем исключительно по агентской схеме, то есть за гонорар по результату. И для людей это все предельно честно: если один из тысячи случаев мы проиграли, то нам ничего и не заплатили».

По словам автоюристов, в схеме с выкупом требований к страховщику могут быть недовольства: человек продал убыток, а потом думает, что он мог бы больше получить. Но какого-то случая, когда бы автоюрист не мог помочь, опрошенные «Деньгами» автоюристы не вспомнили. Даже когда человек оказался виновником ДТП, разбил чужую машину и лимит полиса ОСАГО 400 тыс. руб. не покрывает убыток. К нему может подать исковые требования как сам пострадавший, так и страховщик, который, к примеру, полностью оплатил пострадавшему стоимость разбитого авто по полису каско.

«Это называется суброгация. Мы имеем очень успешную практику по таким делам, и я сразу могу дать конкретные рекомендации людям. Можно провести свою независимую оценку ущерба, провести экспертизу заказ-наряда, который страхкомпания предъявляет в суде, где обычно показываются цены выше рыночных»,— говорит Николай Тюрников. То есть автоюристы могут помочь существенно снизить размер исковых требований или выиграть дело. «Самое худшее, что может произойти,— это когда юрист попросту некомпетентен. Плохой юрист, и он плохо сработает»,— говорит Николай Тюрников.

Плохой

Изменения в ОСАГО затрагивают почти 40 млн автовладельцев, что делает этот вид страхования самым социально значимым в этой сфере. Предыдущая реформа привела к тому, что ОСАГО вдвое подорожало. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), 3 млн автовладельцев теперь ездят без этого полиса.

В этот раз практически все предложения Минфина должны пойти на пользу владельцам ОСАГО. В частности, у предложения о трех вариантах полиса с разным лимитом покрытия есть свое объяснение и своя предыстория.

Как выяснили «Деньги», некоторые страховые компании в этом году существенно сократили лимиты, а большинство прекратили продажу расширения к автогражданке — ДСАГО. Поскольку это добровольный вид страхования, заставить страховщиков продавать эти полисы невозможно. А в случае принятия поправок Минфина расширенные страховки станут обязательными.

Другой вопрос — во сколько предложения Минфина обойдутся автомобилистам, ведь страховые компании прекратили продажу ДСАГО из-за убытков. Как поясняли «Деньгам» в страховых компаниях и в РСА, рынок ОСАГО атакуют автоюристы, которые при лимите полиса 400 тыс. накручивают в судах требования до 1 млн руб. ДСАГО же дает им возможность получить со страховщика в суде от 3 млн до 7 млн руб.

Недавно НАФИ опубликовало исследование, в котором проанализировало убыточность ОСАГО и влияние деятельности автоюристов на бизнес-страховщиков. Как следует из этого исследования, в 2015 году по решению суда страховщики выплатили клиентам по ОСАГО 18,4 млрд руб. (14% от общего объема выплат). Из них на долю нестраховых выплат (пени, штрафы, расходы на представительство и т. д.) по договорам ОСАГО 2015 года пришлось 9,4 млрд руб.

Именно доля нестраховых судебных выплат растет в последние годы быстрыми темпами. Согласно исследованию, за последние пять лет доля нестраховых выплат в общем объеме взысканного со страховщиков в рамках ОСАГО по суду выросла почти в три раза: с 15% в 2011 году до 43% в 2015-м. По прогнозу НАФИ, при росте выплат на 10-12% в 2016 году потенциальный размер ущерба от деятельности недобросовестных автоюристов составит от 13 млрд до 15 млрд руб.

Злой

Согласно исследованию НАФИ, доля криминальных автоюристов в настоящее время составляет 30-40% от всех посредников на рынке ОСАГО. Как правило, они занимаются фальсификацией страховых случаев или подделывают документы.

«Весной этого года наша компания выявила и пресекла в Краснодарском крае сразу 46 фактов страхового мошенничества в сфере ОСАГО. Внимание привлекло несколько десятков подозрительных заявлений на страховые выплаты по ОСАГО, поданных в местные филиалы СОГАЗа и ЖАСО»,— рассказывает Екатерина Двойникова из СОГАЗа.

Все эти заявления, по ее словам, поступили через автоюристов в конце 2015 года. В них шла речь о ДТП, якобы произошедших на территории Краснодарского края. В некоторых заявлениях фигурировали одни и те же потерпевшие. Суммы выплат, указанные в заявлениях, варьировались от 40 тыс. до 400 тыс. руб.

Впрочем, если не брать в расчет криминал, нередко истории с автоюристами — это классический пример потребительского экстремизма. И главная дыра, которой до недавних пор пользовались автоюристы, по словам страховщиков,— это неоднозначное толкование положений ФЗ об ОСАГО в части проведения осмотра поврежденного автомобиля и расчетов стоимости восстановительного ремонта.

«Автоюристы в большинстве случаев использовали так называемую почтовую схему, когда страховщику по почте приходил весь пакет документов, требующихся для выплаты, включая акт осмотра ТС и заключение о стоимости ремонта»,— рассказывает заместитель гендиректора СК МАКС Виктор Алексеев. То есть страховщик не мог осмотреть поврежденный автомобиль, чтобы произвести свой расчет, и в результате направлял уведомление о представлении автомобиля на осмотр. «Автоюристы тут же обращались в суд. Большинство судов принимало сторону страхователя (представителя)»,— говорит Алексеев. В результате, по его словам, компания оплачивала завышенную стоимость ремонта, так как независимые эксперты у автоюристов «карманные» и штраф в размере 50% от суммы выплаты, представительские расходы до 40 тыс. руб. и неустойки. Реальные расходы страховой компании вырастали в 2-2,5 раза.

Однако в июне эту лазейку закрыли. «Последнее постановление Верховного суда однозначно определило как обязанность представление поврежденного автомобиля на осмотр представителю страховщика и в случае уклонения от осмотра — право страховой компании отказать в выплате»,— говорит Алексеев. Страховщики говорят, что это постановление уже приносит положительные результаты.

19.09.16 Коммерсант kommersant.ru

Страховая компания отказалась выплачивать деньги по КАСКО жительнице Краснодара, так как в момент аварии за рулем был ее сын, не вписанный в полис. Суды разошлись во мнениях: первая инстанциях посчитала, что личность водителя не имеет значения, но апелляция решила иначе, сославшись на правила КАСКО страховой компании. Спорную ситуацию удалось разрешить только Верховному суду.

Страховщики не хотят выплачивать деньги своим клиентам по КАСКО и ОСАГО, если в ДТП попал человек, не вписанный в полис. Компании в таких ситуациях ссылаются на свои правила, которые являются неотъемлемой частью договора, заключаемого владельцем авто. С этим столкнулась и Лариса Борисова*. Осенью 2013 года она оформила годичное КАСКО на свой автомобиль «Хендай Санта Фе» в СГ «УралСиб». В страховой полис кроме себя она вписала еще и своего мужа. Летом 2014 года сын Борисовой попал в аварию на ее машине, столкнувшись с «Мерседесом», виновником происшествия оказался водитель немецкого авто. Владелица кроссовера сразу обратилась в «УралСиб», чтобы получить страховое возмещение за ДТП, но ей отказали. Компания сослалась на то, что в момент аварии машиной управлял водитель, не указанный в договоре страхования.

Законные требования

Тогда автовладелица стала добиваться выплаты денег в судебном порядке. Она потребовала взыскать с ЗАО «СГ «УралСиб» страховое возмещение в размере 223 904 руб., неустойку за просрочку выплаты денег — 54 606 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами — 7 769 руб., компенсацию за моральный вред — 20 000 руб., расходы на услуги представителя суммой в 12 000 руб. и потребительский штраф (дело № 2-5880/2015 ~ М-5057/2015).

Первомайский районный суд Краснодара по ходатайству ответчика назначил судебную экспертизу, чтобы оценить точную стоимость ущерба и, соответственно, страхового возмещения. ООО «Краснодарское агентство экспертизы собственности» провело это исследование и установила, что сумма должна составлять не 223 904 руб., а 192 860 руб. С учетом такого результата заявитель снизила размер своего иска до тех цифр, которые определила экспертиза.

Судья Екатерина Медоева посчитала, что требования Борисовой законны и постановила их частично удовлетворить: взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 192 860 руб., неустойку за просрочку выплаты денег — 10 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами — 3 000 руб., компенсацию за моральный вред — 2 000 руб., потребительский штраф — 60 000 руб. и судебные расходы — 8 990 руб., таким образом, вся сумма составила 222 850 руб.

Нельзя ухудшать положение автовладельца

Страховщик обжаловал это решение в Краснодарский краевой суд. Апелляция не согласилась с выводами нижестоящей инстанции, сославшись на п. 2.5.2 Правил КАСКО, которые утвердил Генеральный директор «УралСиба». В нем прописано, что нельзя признать страховым случаем ДТП, если за рулем находился водитель, не указанный в полисе. Суд подчеркнул, что Правила КАСКО являются неотъемлемой частью договора страхования, который заключала Борисова. Апелляция отменила акт нижестоящей инстанции и отказала заявительнице (дело № 33-20241/2015).

С этим решением не согласилась уже страховательница и обратилась в Верховный суд. Судьи ВС согласились с тем, что правила КАСКО являются неотъемлемой частью договора страхования, но отметили: «Они не должны содержать положения, которые противоречат закону и ухудшают положение страхователя» (дело № 18-КГ16-73).

ВС пояснил, что отсутствие в полисе указания на водителя, который управлял машиной в момент ДТП, не освобождает страховую компанию от выплаты КАСКО владельцу автомобиля (п. 34 постановления Пленума ВС от 27 июня 2013 года № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»). «Тройка» Сергея Асташова отменила решение апелляции и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Краснодарский краевой суд (прим. ред. — на настоящий момент оно не рассмотрено).

Эксперты Право.ru: «Решение ВС повысит цены на КАСКО»

Светлана Бурцева, адвокат КА «Бурцева, Агасиева и партнёры» одобряет решение ВС и подчеркивает: «Будь то договор КАСКО или ОСАГО, страхуется риск наступления гражданской ответственности, а он не зависит от того, кто был за рулем автомобиля». Юрист отмечает, что аналогичную позицию ВС выразил и в отношении договора ОСАГО в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 января 2015 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Евгений Коротаев, руководитель страхового направления «Сравни.ру» говорит, что страховые компании объясняют свои отказы в таких случаях зависимостью риска ДТП от возраста и стажа водителя: «Молодой и неопытный автолюбитель должен покупать КАСКО по более высокой стоимости». Несмотря на то, что суды выносят решения в пользу граждан, эксперт считает не лишним внимательно изучить правила ПДД перед заседанием: «Если у вас тонированные стёкла, то страховая компания может придраться к этому факт, а суд, ссылаясь на него, откажет в выплате, так как автомобиль вообще не имел права передвигаться в момент страхового случая».

Подтверждает слова коллеги о поведении страховых компаний адвокат Антон Стусов и добавляет, что спорный вопрос напрямую влияет на прибыльность/убыточность автострахования в целом. Юрист опасается, что такое решение ВС приведет к повышению цен на КАСКО: «Страховые организации будут закладывать в стоимость полисов риски по управлению машиной лицами с минимальным водительским стажем или вообще без него». Стусов уверен, что больше всего пострадают самые опытные автолюбители: «Для них цена на КАСКО самая низкая, значит и повысится существеннее всего».

19.09.16 Право.ру pravo.ru

В январе-июне 2016 года на страховом рынке наблюдалось достаточно резкое увеличение темпов роста. По данным официальной статистики, по всем видам страхования в I полугодии текущего года было собрано 590 миллиардов рублей страховых премий, что на 14% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Для сравнения, в 2015 году рост премий был равен лишь 3,6%. При этом заметный вклад в высокие темпы роста внесло страхования жизни (инвестиционные и накопительные программы) и КАСКО.

Выплаты в первом полугодии составили 245 миллиардов рублей, увеличившись на 3,5%, то есть рост выплат был в 3 раза меньше, чем рост премий. Из-за более медленного роста выплат в I полугодии 2016 года сохранился тренд на сокращение убыточности страховой деятельности. Кроме того повышает прибыльность то, что страховые компании снижают операционные расходы. Отношение выплат к премиям сократилось до 42% по итогам первых шести месяцев текущего года, против 50% в 2015 году и 48% в 2014 году. Однако в первом квартале текущего года данное соотношение было еще ниже – 39%. Согласно сообщению Центробанка РФ, комбинированный коэффициент убыточности, который характеризует эффективность страховой деятельности, снизился до 62% с 89% годом ранее. Кроме того, значительные доходы от инвестиционной деятельности позволили страховщикам получить прибыль в размере 72 миллиарда рублей.

За январь-июнь рынок покинули 18% страховых компаний

Для оценки текущих позиций страховых компаний на рынке эксперты РИА Рейтинг подготовили очередной рейтинг страховых компаний по объему собранных страховых премий. Рейтинг основывается на данных Банка России и построен путем ранжирования страховых компаний по объемам полученных в I полугодии 2016 года премий от добровольного и обязательного страхования за исключением обязательного медицинского страхования (ОМС).

Страховые компании по-прежнему продолжают покидать рынок с достаточно высокой скоростью. В 2015 году 77 страховых компаний лишились лицензий, что составляет порядка 20% от страховщиков с действующей лицензией на 1 января 2015 года, а за первый квартал 2016 года число действующих страховых компаний сократилось еще на 12,5%. При этом во II квартале текущего года лишь 235 страховые компании реально вели деятельность (привлекали клиентов и собирали премии), хотя в первом квартале таких было 252, а по итогам 2015 года – 288.

Вместе с относительно быстрым уходом игроков с рынка наблюдается рост концентрации, что в целом является основной тенденцией во всех сегментах российского финансового рынка (банки, НПФы). Первая тройка крупнейших страховых компаний показала рост лучше среднерыночного в первом полугодии, а в первой десятке страховых компаний обогнавших рынок было шесть. Суммарно по итогам полугодия ТОП-10 крупнейших страховых компаний продемонстрировали рост сбора премий на 49% (против 14% в среднем по рынку).

Стоит отметить, что среди крупнейших 20 страховых компаний лишь одна (ЖАСО, в текущем рейтинге занимает 20-е место) характеризовалась отрицательной динамикой. Таким образом, уход части игроков с рынка и в целом развитее страхового дела в стране способствует росту оставшихся страховых компаний и в первую очередь крупнейших.

В I полугодии 2016 года 60 страховых компаний смогли собрать премий более чем по 1 миллиарду рублей, против 54 в первые шесть месяцев 2015 года. При этом страховых компаний с полугодовыми премиями на уровне 10 миллиардов рублей и выше было 12, что на 2 страховые компании больше, чем в январе-июне 2015 года.

Лидирует в рейтинге по объему собранных страховых премий по итогам I полугодия 2016 года с большим отрывом страховая компания СОГАЗ (93 миллиарда рублей собранных премий), хотя по итогам 2015 года она заметно уступала Росгосстраху. На втором месте в рейтинге расположился бывший лидер – Росгосстрах (64 миллиарда рублей) и вернувший себе третье место Ингосстрах (45 миллиардов рублей). РЕСО-Гарантия (41 миллиард рублей), занимавшее по итогам 2015 года третью позицию, в текущем рейтинге стало четвертым.

Помимо вышеназванных компаний в первую десятку рейтинга входят также АльфаСтрахование, Сбербанк страхование жизни, ВТБ Страхование, ВСК, Росгосстрах Жизнь и Согласие. Таким образом, по сравнению с рейтингом на 1 апреля 2016 года первая десятка не изменилась.

Обращает на себя внимание очень высокие темпы роста Росгосстраха, в первом полугодии премии у него выросли в 6018 раз. Это объясняется тем, что ранее было две страховые компании Росгосстрах (регистрационный номер 1 и 977) и основная деятельность велась юридическим лицом с номером 977, но теперь деятельность ведет лишь одна страховая компания Росгосстрах с регистрационным номером 1.

Из представленных в рейтинге 246 страховых компаний у 32 (13%) отношение выплат к премиям было более 100%, то есть они были убыточными, в том числе у одной страховой компании из ТОП-20. На другом полюсе 73 (30% от общего числа) страховых компаний, в том числе 9 из ТОП-30, характеризовались отношением выплат к премиям на уровне менее 20%, что может свидетельствовать об их высокой операционной прибыльности.

16.09.16 РИА Новости ria.ru