Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieПрибыль страховых компаний за 12 лет существования ОСАГО составила почти 300 млрд рублей — 23% от всех сборов, хотя законом предусмотрена норма в 5%.

В организации по защите прав потребителей страховых услуг «ГлавСтрахКонтроль» проанализировали для Лайфа годовые статистические отчёты Российского союза автостраховщиков (РСА) за все 12 лет жизни ОСАГО и пришли к выводу, что страховщики ещё не разу не приблизились к порогу убыточности.

С 2004 года, когда страхование ответственности автовладельцев стало обязательным, по 2015 год суммарные сборы по ОСАГО составили 1 трлн 258 млрд рублей. На вознаграждение страховым агентам, сопутствующие расходы и выплаты попавшим в ДТП страховщики затратили 674 млрд, а суммарная прибыль страховщиков по автогражданке составила 294 млрд руб. Страховщики до сих пор говорят о высокой убыточности этого вида бизнеса, но остаются сверхприбыльными, подтверждают правозащитники.

Чтобы разобраться, как формируется прибыль страховщиков, нужно посмотреть на структуру распределения средств, поступающих от ОСАГО компаниям. Изначально в законе указано, что страховщику положено лишь 23% от суммы, уплачиваемой за каждый полис. Эти 23% делятся так: 15% идут на сопутствующие расходы и оплату услуг агентов, 5% — заработок непосредственно страховой, а оставшиеся 3% направляются в резервный фонд выплат на случай внезапного ухода страховщика с рынка и прочих непредвиденных обстоятельств. Остальные 77% от всех сборов по автогражданке страховые компании должны направляться на выплаты по ДТП застраховавшимся гражданам. И если так случится, что выплаты по ОСАГО превысят эти 77%, то тогда можно будет сказать, что автогражданка убыточна.

— За 12 лет страхования выплаты по ОСАГО так ни разу и не перешагнули порог 77%. И это всё в официальной статистике РСА отражено — год к году. Только 53,5% от всех сборов за всё время страховщики затратили на выплаты гражданам, что в денежном выражении составляет 674 млрд. Остаются 23,5% сверхприбыли, которые должны были пойти в резерв. Эти деньги накапливались у страховщиков в виде сверхприбыли, о которой они «ничего не слышали», — рассказывает руководитель «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников.

Эксперт приводит и свежую статистку за 2015 год: итоговые сборы по автогражданке составили 220,2 млрд руб., выплаты по ДТП — 121,9 млрд руб., что составляет лишь 55% от сборов, дополнительная прибыль страховщиков — 48 млрд руб. Тем не менее сами страховые компании заверяют, что они в прибыли только в некоторых регионах страны.

— Для большинства участников рынка этот вид бизнеса убыточен. Более или менее терпимым для страховщиков ОСАГО может быть только в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и отчасти в Ленинградской области. Для крупных страховщиков во многих случаях выплаты в региональной сети делают этот вид бизнеса убыточным в целом. Наибольший вклад в убыточность вносит огромная доля мошеннических схем — до 30-40% в общей сумме выплат, — рассказывает директор по развитию страхования СК «Макс» Сергей Печников.

В СОГАЗе и вовсе говорят о том, что страховщики работают себе в минус.

— По данным Центробанка, за девять месяцев 2015 года комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО превысил 100%, — заявил зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. — То есть для большинства автостраховщиков этот вид страхования сложно назвать прибыльным. Повышение тарифов, безусловно, отодвинуло этот вид страхования от критической черты убыточности. Однако динамика роста выплат говорит о том, что уже в этом году ситуация может заметно измениться. Рост тарифов был компенсирован более чем трёхкратным увеличением лимитов возмещения, расширением европротокола и другими нововведениями. В результате средняя выплата по ОСАГО в декабре 2015 года составила почти 60 тыс. рублей, что соответствует средней выплате по автокаско, а общий размер выплат за год вырос сразу на 37%. Если добавить к этому рост стоимости запчастей в результате падения курса рубля, проблему мошенничества, сокращение продаж автомобилей и другие факторы, то экономика этого вида страхования в перспективе вызывает серьёзные опасения.

Центробанк, впрочем, не изъявляет тревоги по поводу рентабельности этого бизнеса:

— По мнению Банка России, повышение тарифов в октябре 2014 года и апреле 2015 года позволило создать определённый запас прочности по тарифу, — сообщили в пресс-службе регулятора.

В РСА не могут аргументированно доказать свою убыточность, но подчёркивают, что ситуация для бизнесменов улучшилась только в апреле 2015 года, когда базовые тарифы выросли в среднем в 1,5 раза. К примеру, сейчас полис в столичном регионе стоит порядка 5,5-15 тыс. рублей, в зависимости от различных коэффициентов.

— По нашим оценкам, за последние три года ОСАГО было убыточным для страховщиков. Только в 2015 году после корректировки тарифов ситуация исправилась. Итоговых финансовых результатов пока нет, но оценочно компании стали получать прибыль от автогражданки. Что касается якобы сверхприбыли страховщиков, то тут такая ситуация: сравнивать сборы и выплаты категорически неправильно. Допустим, в 2015 году мы собрали 220 млрд руб., но по ним выплата ещё не наступила, эти договоры продолжают какое-то время действовать в 2016 году. Сейчас выплачиваются деньги только по договорам 2012, 2014 и 2013 годов. Нужно сравнивать с теми периодами, — пояснил исполнительный директор РСА говорит Евгений Уфимцев.

Правозащитники и эксперты сходятся во мнении, что страховщики муссируют тему убыточности, не желая терять прибыль и работать на грани рентабельности, как это заведено в Евросоюзе.

— Мы анализировали, как устроено ОСАГО в Евросоюзе. Да, там страховка стоит дороже, в Германии в среднем порядка 240 евро, но и страховое покрытие по ущербу автомобилю не сравнить с российским — это не какие-то российские 400 тыс. руб., а свыше 1 млн евро. В Германии страховщик тратит на выплаты порядка 90% от сборов. Что касается заверения страховщиков в том, что неправильно сравнивать выплаты и сборы за один период, то всё это было бы верно, если бы речь шла о 2005 или 2006 годе, когда ОСАГО только-только начало работать, но за эти периоды — и я подчёркиваю это, основываясь на официальной статистике — ОСАГО ни разу не превысило максимальный порог выплат в 77%, — продолжил Тюрников.

С ним соглашается лидер «Движения автомобилистов России» Валерий Похмелкин.

— Страховщики за все эти 12 лет ни разу не показали убыточности. Более того, мы анализировали статистику отдельных компаний, и у них выплаты по ДТП не то что 55%, а 40% не превышают. Все эти слова об убыточности нужны для того, чтобы скрыть нарушение закона, ведь сверхприбыль должна была направляться в фонд резервных выплат для страховщиков, служить подушкой безопасности на случай, когда выплаты будут высокими. По-хорошему, нужно признать, что все 12 лет тарифы ОСАГО изначально были рассчитаны неверно, то есть завышены, — заметил Похмелкин.

На этом фоне последние усилия страховщиков были направлены на то, чтобы Центробанк позволил отпустить ставки страховых тарифов в свободное плавание и дать возможность компаниям самостоятельно называть цену полису.

— Более целесообразным, на наш взгляд, является корректировка отдельных коэффициентов, изменение механизма расчёта КБМ (коэффициент бонус-малус — скидка за безаварийную езду), а также расширение тарифного коридора. Это позволило бы, с одной стороны, устанавливать более справедливый тариф для каждого конкретного автовладельца, а с другой — сделало бы систему ОСАГО более сбалансированной. Кроме того, это будет важным шагом по переходу к свободному тарифообразованию, как это уже произошло во многих странах мира, — сказал Дамир Аксянов из СОГАЗа.

22.04.16 Лайф life.ru

Пострадавшие в ДТП машины будут ремонтировать в сервисах страховщиков

Страховщики подготовили несколько важных реформ в области ОСАГО. С 1 июля меняются внешний вид страхового полиса и уровень его защиты: теперь он розового цвета и содержит новые металлизированные нити и QR-код, по которому можно будет узнать данные о водителе. Одновременно с этим Владимир Путин поручил до 1 октября усовершенствовать механизм выплат в рамках ОСАГО таким образом, чтобы водители чаще ремонтировали машины в автосервисах, а не брали возмещение деньгами.

Внешний вид нового полиса утвержден сегодня на президиуме Российского союза автостраховщиков (РСА) и представлен журналистам. “Ъ” ранее сообщал детали внешнего вида бланка, сейчас появились дополнительные подробности. По словам президента РСА Игоря Юргенса, впервые с момента действия ОСАГО изменен цвет бланка полиса: теперь он будет не зеленый, а розовый. Усложнена степень защиты полиса от подделок: теперь на нем изображены «графические фигуры», введена цветовая растяжка между желтым, розовым и сиреневым цветами. У двухслойных бланков отрывная часть стала фиолетовой. Изменен шрифт, поменялись размер и расположение водяных знаков: на просвет по центру теперь виден автомобиль, а вертикально по бокам — логотип РСА. В полис теперь встроена новая металлизированная нить. «Для того чтобы мошенникам изготовить подделку, потребуется не менее двух лет только в части повторения этой нити»,— заявил господин Юргенс.

В верхнем правом углу бланка теперь есть место для QR-кода (для специальных считывающих устройств): на начальном этапе через этот код можно будет получить информацию о том, какой компании бланк отгружен. Позже он будет дополняться данными об автовладельце, его автомобиле и остальной информацией из базы данных страховщиков. В теории это упростит работу инспекторам ГИБДД, если их оснастят специальными считывателями. В перспективе, говорят в РСА, бланк дополнят информацией о том, из чего складывается цена ОСАГО конкретного водителя: территориальные, стажевые коэффициенты, размер скидки/надбавки за аварийность и так далее.

Напомним, что поводом для замены полисов стала резко возросшая активность страховых мошенников. По оценкам экспертов РСА, сейчас у водителей на руках около 1 млн подделок, это примерно 2,5% всех полисов ОСАГО. Фальшивая страховка стоит примерно 1,5 тыс. руб., что в три-четыре раза дешевле настоящей (средняя цена полиса — 5,5 тыс. руб.). В некоторых городах налажена даже бесплатная курьерская доставка с инструкцией по заполнению фальшивок. Независимые эксперты связывают рост количества фальшивок с увеличением цены ОСАГО в 2014–2015 годах на фоне экономического кризиса, о чем ранее сообщал “Ъ”. Для некоторых автовладельцев страховка стала стоить 10 тыс. руб. и выше. В связи с этим замену бланков на более защищенные некоторые эксперты называют «борьбой с симптомами», а не с причинами роста мошенничества.

Замена бланков начнется с 1 июля по мере оформления водителями новых договоров. Ранее выданные бланки продолжают действовать, пока не кончится старый договор. По словам господина Юргенса, все затраты по замене полисов лягут на страховые компании. Для страховщика стоимость изготовления однослойного бланка полиса ОСАГО составит 5 руб. 10 коп. (сейчас 4 руб. 78 коп.), двухслойного — 6 руб. 57 коп. (сейчас 5 руб. 98 коп.).

Параллельно с этим РСА разрабатывает реформу системы выплат по ОСАГО. Сейчас, напомним, пострадавший автовладелец может выбрать, получить ли со страховой деньги или поручить отремонтировать автомобиль в сервисе страховщиков. В РСА же предлагают осуществлять ремонт практически безальтернативно: денежная выплата будет применяться лишь в исключительных случаях (к примеру, если сервис далеко от дома). Взамен водитель будет получать бонус: не надо будет доплачивать за износ запчастей (сейчас выплата как натуральным образом, так и деньгами происходит с учетом износа). Конкретные предложения должны быть представлены правительством РФ и ЦБ к 1 октября: сегодня президент Владимир Путин дал соответствующее поручение. Все эти нововведения нужны, объясняют в РСА, для борьбы с мошенниками-автоюристами, которые побуждают клиентов к выбору выплаты в денежной форме, получая 30–40% от полученной суммы в качестве оплаты своих услуг. По словам господина Юргенса, в 2015 году граждане заплатили автоюристам более 10 млрд руб. из системы ОСАГО. Независимые эксперты уже выступили против этой инициативы: они считают, что автовладельцы от нововведения проиграют, поскольку в автосервисах, куда страховые компании направляют клиентов, машины ремонтируют некачественно, о чем сообщал “Ъ”.

21.04.16 Коммерсант kommersant.ru

Сумма является начальной ценой по конкурсу на контракт по обязательному страхованию военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск нацгвардии, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России.

МВД России объявило закрытый конкурс с начальной (максимальной) ценой контракта 7,48 миллиарда рублей на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, следует из материалов на портале госзакупок.

Отмечается, что страховщик принимает на себя обязательства по страховым случаям, произошедшим с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно. Страхование жизни и здоровья осуществляется на всей территории России.

Заявки на участие принимаются до 24 мая, их рассмотрение и оценка назначены на 26 мая.

О создании Национальной гвардии на базе внутренних войск МВД объявил ранее президент Владимир Путин. Новая структура будет заниматься борьбой с экстремизмом, терроризмом, организованной преступностью, выполнять задачи по охране важных государственных объектов, обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность.

В соответствии с законопроектом о войсках нацгвардии, военнослужащие смогут применять специальные средства и огнестрельное оружие, бронемашины и водометы для освобождения заложников и пресечения массовых беспорядков.

21.04.16 РИА Новости ria.ru