Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieГосдума примет закон о натуральном возмещении ОСАГО в январе

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о реформе ОСАГО, по итогам которой автовладельцам вместо денег будут выплачивать страховку «натурой» — в виде ремонта. Центральный банк в числе прочего хочет дать автовладельцам право претендовать на привычную денежную компенсацию в случае «тяжелого положения». Госдума может рассмотреть поправки во втором и третьем чтениях уже в январе, чтобы с марта закон заработал.

В Банке России рассказали о своих предложениях по реформе ОСАГО — переходу от денежных выплат в качестве компенсаций автовладельцам к возмещению ущерба в натуральной форме, то есть ремонту транспортных средств.

Стоит отметить, что законопроект авторства депутата Госдумы Михаила Емельянова, к которому и приурочены поправки, ранее получил негативный отзыв как из правового управления Госдумы, так и из государственно-правового управления администрации президента. Там посчитали инициативу сырой и местами плохо написанной. Несмотря на это, Центробанку удалось убедить комитет ГД по финрынку рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении, с учетом последующей серьезной доработки ко второму чтению.

В начале декабря инициатива была принята в первом чтении. Теперь парламентарии вернутся к реформе ОСАГО уже в следующем году — экспертное обсуждение всех предложений, а их очень много, состоится в Госдуме 10 января 2017 года.

Пока же на заседании экспертной группы на площадке нижней палаты представители ЦБ подробно рассказали о том, как должен работать новый закон.

Заместитель руководителя департамента страхового рынка ЦБ РФ Светлана Никитина заявила, что в законе предлагается прописать исключения, при которых выплата в «натуральной форме» невозможна. Например, выплата в виде ремонта будет распространяться только на машины, которыми владеют физлица.

Кроме того, деньгами будет компенсироваться ущерб в случае, когда транспортное средство не подлежит восстановлению, или в ситуации, когда стоимость ремонта превышает страховую сумму по ОСАГО.

Еще одно исключение в ЦБ, по словам Никитиной, предлагают сделать для людей, «попавших в тяжелую жизненную ситуацию, например, когда у владельца нет заинтересованности в восстановлении автомобиля, но требуются деньги на восстановление здоровья после ДТП». Однако каким образом страхователь будет доказывать тяжесть своего положения — представитель ЦБ не уточнила. При том, судя по всему, за страховыми компаниями остается право отказать клиенту в денежной компенсации даже в таком случае.

Решать все споры между страховщиком и страхователем, касающиеся нового вида компенсации, будет некая комиссия при Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин в свою очередь отметил, что «в любой ситуации, при которой по вине страховщика ОСАГО не может быть надлежащим образом организован ремонт, последует денежная выплата».

Кроме того, поправками к законопроекту будут установлены правила и условия направления транспортного средства на ремонт.

Так, в законе могут прописать, что при заключении договора автовладелец сам выбирает станцию ремонта. Правда, клиент сможет выбирать лишь из тех мастерских, с которыми у страховщика заключен договор.

Блок поправок регулятора предусматривает также, что расстояние до автосервиса, куда страховая может направить клиента, не должно превышать 50 км от места ДТП или от места жительства страхователя.

Один из самых спорных пунктов касается ситуации, когда автовладелец попал в аварию не в своем регионе. В этом случае регулятор предлагает оставить за страховой компанией право определить место ремонта.

Не в пользу автовладельцев может измениться и срок, в который он получит компенсацию. Сейчас на выплату страховой суммы после подачи в страховую всех документов законом отводится 30 дней. В измененном законе срок может вырасти до двух месяцев и даже больше. Так, помимо 20 дней, которые есть у страховой на рассмотрение ущерба, ЦБ предлагает отвести еще 30 дней на ремонт, в которые не входят выходные и праздники. К этому сроку может прибавиться еще пять дней — на доставку транспортного средства к месту ремонта. Если ремонт в этот период завершен не будет, то страховщик обязуется выплачивать неустойку за каждый день просрочки.

Согласно предложению ЦБ, гарантия на ремонт в рамках компенсации по ОСАГО должна составлять два месяца.

В ЦБ уверяют, что разработают единые требования, которым должна будет соответствовать СТО, чтобы чинить транспортные средства в рамках ОСАГО.

Чистюхин пояснил, что ЦБ будет в целом следить за тем, как реализуется новая схема компенсаций по ОСАГО, а если количество жалоб автовладельцев на натуральные компенсации будет значительным, регулятор сможет ввести запрет на эту форму возмещения убытков.

Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков заявил, выступая на рабочей группе, что законопроект в большей степени ориентирован на соблюдение интересов страховщиков, поэтому основной целью рабочей группы при подготовке проекта поправок ко второму чтению станет защита в первую очередь интересов владельцев транспортных средств.

Тем не менее, по словам Аксакова, масштабная работа может быть проделана весьма быстро, и не исключено, что уже в январе Госдума примет поправки.

Если в окончательном варианте закон примут в январе, то в силу изменения вступят с марта 2017 года.

Гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников отмечает, что условия натуральных компенсаций по страхованию автогражданской ответственности за рубежом совершенно иные.

«Нигде в мире не реализована практика принудительного направления на ремонт, а также использования, по сути, только того сервиса, который укажет страховщик,

— поясняет он «Газете.Ru». — Последнее нарушает принципы свободной конкуренции — за сервисы должен рублем голосовать автовладелец. А так страховые будут выбирать своих любимчиков, за откаты. Поэтому необходимо создать базу независимых аккредитованных СТО, чтобы автовладелец сам мог выбрать любую мастерскую».

Кроме того, собеседник считает, что предложенный регулятором срок, в который мастерские обязаны произвести ремонт, слишком велик.

«В течение 20 дней страховая будет рассматривать ущерб, а потом еще 30 дней машину будут ремонтировать. То есть все это время человек оказывается без машины — это нереально», — говорит Тюрников.

Представители страхового рынка, напротив, называют поправки ЦБ сбалансированными. «Предложенные поправки учитывают интересы и страховщиков, и потребителей, — говорит «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Есть, конечно, несколько спорных вопросов, например, о сроках ремонта — их надо привязать к реалиям и учитывать время доставки деталей из-за границы при необходимости. Сколько времени это может занимать — надо спрашивать у поставщиков.

Еще одна проблема — это денежные выплаты в случае тяжелого материального положения клиента. Такой термин существует в УК, но к закону об ОСАГО его, конечно, не применишь.

Пока даже в ЦБ признают, что это сложный вопрос. Мы же предлагаем регулятору определить некие признаки, по которым можно определять это тяжелое положение».

20.12.16 Газета.ру gazeta.ru

Эксперты прогнозируют фактическое сокращение рынка

Рост страхового рынка в 2017 году радикально замедлится, компании прибавят лишь 1% к объему собираемых премий (без учета сегмента страхования жизни), прогнозирует агентство S&P Global Ratings. Если прогноз оправдается, это будут самые низкие темпы роста рынка за всю его историю. Свою оценку аналитики обосновывают широким набором факторов — от проблем ОСАГО и застоем на рынке корпоративного страхования до низкого уровня платежной культуры и соблюдения принципа верховенства закона в РФ. В другом агентстве — АКРА — со столь пессимистичными выводами не согласны.

Несмотря на возобновление роста российского ВВП в 2017-2018 годах, страховой рынок в этот период былых темпов увеличения сборов показать не сможет, указывают аналитики S&P Global Ratings в обзоре «Оценка отраслевых и страновых рисков страхового сектора (за исключением рынка страхования жизни)». По их прогнозу, если в 2016 году сборы прибавят 10%, то в 2017-м — лишь 1% (примерно до 1 трлн руб.). Отметим, что, по прогнозу АКРА, еще более 200 млн руб. компании соберут на страховании жизни (S&P по этому сегменту рынка оценок не дает, поскольку не рейтингует работающих на нем страховщиков).

Ранее страховщики наращивали объемы премий существенно энергичнее. Например, на 18,7% в 2011 году, на 20,8% — в 2012-м. При этом, впрочем, в 2015-м фиксировался спад темпов роста — всего до 1,7%. «Рынок страхования традиционно является волатильным и зависит от влияния экономических факторов,— отмечает S&P.— Российские политические институты остаются слабыми». Кроме того, там указывают на «слабость платежной культуры и соблюдения принципа верховенства закона», а также отмечают проблемы в ОСАГО, связанные с мошенническими требованиями выплат.

Как пояснил «Ъ» директор группы «Финансовые институты» S&P Global Ratings Виктор Никольский, консервативная оценка роста страховых премий в 2017 году объясняется тем, что агентство не видит точек роста для сектора корпоративного страхования. Эффект от роста тарифов ОСАГО, имевший место в 2015 году, уже исчерпан. «В преддверии президентских выборов российские власти вряд ли пойдут на очередное повышение тарифов ОСАГО»,— говорит он, отмечая, что новых обязательных видов страхования ждать не приходится, рынок каско тоже не станет точкой роста. По словам господина Никольского, в 2017 году возможен некий отскок по продажам автомобилей, но это не обернется ростом сборов каско, поскольку в этом прибыльном для компаний сегменте возможно снижение тарифных ставок.

S&P отмечает, что уровень проникновения страховых услуг в РФ останется низким. В 2016 году их объем составил $130 на душу населения, в среднем в Европе — это $800, в Северной Америке — более $2 тыс. По отношению страховой премии к ВВП (в среднем 1,1% в последние пять лет) Россия находится на одном уровне с Турцией, Мексикой, Сербией, Бахрейном и Тунисом.

Директор группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин отмечает, что рост объема страховых премий всего на 1% в 2017 году при ожидаемой инфляции 5,5% (оценка S&P, официальный прогноз равен 4%) фактически означает падение уровня проникновения страхования. «Мы в своих прогнозах более оптимистичны,— говорит он.— Общий сбор премий в 2017 году, по нашим оценкам, вырастет на 8,4% — без учета страхования жизни, и рынок продолжит рост в том числе за счет каско». По его словам, практика продаж с франшизой в добровольном автостраховании уже учтена в прогнозах на этот год, и в 2017-м сегмент покажет увеличение сборов на 14% (до 203 млрд руб.) за счет роста количества продаваемых машин. «В целом наши прогнозы расходятся в том, что коллеги весь рост рынка сместили на 2016 год, мы же видим более поступательное развитие страхового сектора»,— пояснил представитель АКРА.

20.12.16 Коммерсант kommersant.ru

Страховая компания «Уралсиб Жизнь» первой на российском рынке запустила на своем сайте онлайн-продажу полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), сообщил Банки.ру представитель СК. ИСЖ — это страховой полис с возможностью клиента участвовать в инвестдоходе страховщика.

Напомним, в июле 2016 года вступил в силу закон, разрешающий заключать в электронном виде договоры пенсионного страхования и страхования жизни. Ранее возможность продавать полисы онлайн на эти виды не распространялась, она была реализована лишь для некоторых видов (ОСАГО, туристические страховки, коробочные продукты). Продажа электронных полисов может идти только через сайт страховой компании.

Как сообщили в компании, на первом этапе онлайн-покупка полисов ИСЖ будет доступна действующим клиентам «Уралсиб Жизни». На сайте можно выбрать инвестиционную стратегию, срок действия полиса (три или пять лет), а также сумму взноса (от 30 тыс. рублей до 200 тыс. рублей). После онлайн-оплаты полис, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика, приходит на e-mail.

Вопрос онлайн-продажи не только текущим клиентам прорабатывается, уточнил представитель страховщика. Риск мошенничества в компании оценивают как минимальный.

Для клиента покупать инвестпродукт онлайн удобнее, так как можно сравнить разные предложения, считает председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по развитию страхования жизни Максим Чернин. С другой стороны, ИСЖ — это не самый простой продукт, при оформлении на сайте может потребоваться дополнительная консультация специалиста, рассуждает он.

«Пока продукты данной категории — больше продукты активного предложения, чем активного спроса», — обращает внимание эксперт. Спрос на ИСЖ во многом зависит от осведомленности клиентов, соглашаются в «Уралсиб Жизни».

Тем не менее онлайн-продажи ИСЖ будут расти быстрыми темпами, первое время — за счет низкой базы, прогнозирует Чернин. Кроме того, в онлайне продукт может быть дешевле для клиента, считает он.

Страхование жизни в 2016 году стало самым быстрорастущим сегментом финансового рынка РФ. По данным Ассоциации страховщиков жизни, сборы по этому виду за девять месяцев 2016 года выросли на 68% до 146,1 млрд рублей.

Драйвером стал один продукт — инвестиционное страхование жизни, которое активно продается через банки на фоне снижения ставок по депозитам. По данным ЦБ, базовый уровень доходности вкладов в декабре составил 9,7% (на срок более года), а страховщики жизни по полисам ИСЖ предлагают потенциальную доходность до 25%. Правда, доходность по ИСЖ не гарантированная. С другой стороны, страховщик обычно дает гарантии возврата 100% вложенной суммы, даже если инвестстратегия не сработает и акции уйдут вниз (что при самостоятельном инвестировании означало бы потерю денег). Еще одним отличием от депозита является то, что большинство продуктов ИСЖ не предусматривают полного возврата взноса при досрочном расторжении договора.

20.12.16 Банки.ру banki.ru

Программа «Экспресс» от Allianz предусматривает одновременное страхование имущества юридических лиц, а также гражданской ответственности при использовании нежилых помещений. Основными преимуществами нового продукта стали простота расчета, удобство в оформлении и конкурентные тарифы.

Минимальная стоимость «коробочного» продукта составляет 10 тысяч рублей по каждой секции (имущество и ответственность), а максимальный лимит ответственности страховщика по каждой секции может достигать 40 млн. рублей. Продажи полисов уже стартовали в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Новый полис страхования «Экспресс» обеспечит защиту владельцев офисных помещений, медицинских учреждений и салонов красоты от последствий пожара, бури, града и других рисков внешнего воздействия. Также полис предусматривает страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц при эксплуатации помещения.

Для оформления полиса достаточно просто ответить на вопросы онлайн-анкеты. Осмотр имущества страхователя при этом не требуется. Полис начинает действовать на следующий день после оплаты страховой премии.

«Безусловно, каждый предприниматель осознает важность и необходимость защиты собственного бизнеса, однако зачастую стоимость этой защиты становится непреодолимым барьером для малого и среднего бизнеса. Новый продукт от Allianz наглядно демонстрирует, что комплексное страхование может быть не только простым в оформлении, но и выгодным. Полис «Экспресс» – это отличная возможность получить надежную защиту при минимуме формальностей», – отметил директор Центра страхования корпоративного имущества и ответственности СК «Альянс» Юрий Гущин.

Пресс-служба Allianz Россия