Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Часть небольших компаний отказывается от ДМС для сотрудников совсем

Российский бизнес в этом году будет экономить на медстраховках для персонала, говорят страховщики. Компании просят о скидках и более дешевых программах, часть отказываются от ДМС вообще. И только крупный бизнес думает о расширении.

В 2021 году российские работодатели в основном планируют экономить на добровольном медстраховании (ДМС) своих сотрудников, сообщили РБК в крупных страховых компаниях. Долю корпоративных клиентов, которые вовсе отказывались от услуг ДМС и не продлевали договоры в четвертом квартале 2020 года и первом квартале 2021 года, ряд участников рынка оценивает в 5–15%. В основном на сокращение соцпакета для сотрудников идут небольшие компании, пострадавшие от пандемии.

«По впечатлениям от первых месяцев 2021 года доля клиентов, отказывающихся от ДМС полностью, не превышает 10–15%», — оценивает заместитель гендиректора по ДМС компании «Ингосстрах» Дмитрий Попов. По его словам, ситуация с пролонгацией договоров пока «рабочая», хотя небольшие компании чаще отказываются от медицинского страхования сотрудников, чем крупные.

В четвертом квартале прошлого года россияне стали чаще обращаться за медицинской помощью, «лечили то, что не смогли пролечить в период локдауна, или же последствия ковида», отмечает гендиректор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи. Это привело к росту расходов работодателей на ДМС и их желанию оптимизировать траты. «Вероятно, 10% клиентов снизят бюджет на ДМС, совсем откажутся от медстраховки для своих сотрудников 5–7%», — заключает топ-менеджер.

Корпоративные клиенты стараются не выходить за рамки бюджетов на ДМС, и пока таких большинство, около 70%, говорит заместитель гендиректора «РЕСО Гарантия» Игорь Иванов. «Возможно, около 10% страхователей снизят расходы на ДМС, 5% откажутся от страхования сотрудников или временно приостановят включение таких программ в соцпакет», — подтверждает он оценки коллег.

Директор по андеррайтингу личных видов страхования «Согласия» Олеся Сабанова говорит, что бизнес начал отказываться от ДМС еще в конце прошлого года. Это были компании с численностью сотрудников до 100 человек, пострадавшие от пандемии. По словам Сабановой, доля отказов была незначительной, в 2021 году усиления этой тенденции компания не ожидает.

В «Ренессанс Страховании» сообщили, что уровень пролонгации договоров ДМС высокий и стабильный. В ВСК также заявили, что перезаключение соглашений с корпоративными клиентами идет в плановом порядке. Кризис и ограничения из-за пандемии затронули в большей степени малый бизнес, а это не главный клиентский сегмент крупных страховщиков, пояснил директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахования» Александр Лапунов. По его словам, некоторые компании, наоборот, расширяют расходы на медстрахование, в том числе для регулярного тестирования сотрудников на COVID-19.

На чем пытаются сэкономить работодатели

Основной запрос бизнеса по программам ДМС на 2021 год — снижение затрат, отмечают страховщики. По оценкам «РЕСО Гарантия», расходы на услуги медстрахования снизились примерно на 5% по сравнению с прошлым годом.

«Мы видим четкий тренд — стремление клиентов вписаться в бюджет по ДМС на уровне не выше, чем бюджет прошлого года плюс уровень медицинской инфляции», — говорит Попов из «Ингосстраха». Переговоры об оптимизации расходов на медстрахование ведут не меньше трети работодателей, уточняет он.

30% клиентов просят кардинально перекроить бюджет программы ДМС, подтверждает Лаппи: «Пока мы видим два тренда: первый — сократить расходы на 30–40% за счет софинансирования (франшизы), второй — сократить количество покрываемых рисков и участников программы». Еще 5–10% клиентов, по его словам, пытаются договориться о скидке.

Работодатели также рассматривают замену ценообразующего лечебного учреждения на более бюджетное, замечает Наталья Харина, управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхование». Еще один способ сэкономить, помимо франшизы и сокращения перечня клиник, — исключение из пакета стоматологической помощи, добавляет Иванов.

В некоторых случаях объем медицинских услуг по корпоративному ДМС сокращается до минимума: по договору может быть предусмотрена только экстренная помощь, отмечает Сабанова. В прошлом году на фоне пандемии особую популярность получили телемедицинские консультации с врачами, и интерес к этой опции сохраняется, говорит она.

Как политика работодателей повлияет на бизнес страховщиков

Запросы клиентов на оптимизацию программ создают дополнительное давление на маржинальность страхового бизнеса в сегменте ДМС, считают опрошенные РБК эксперты.

По данным Росстата, в 2020 году официальная инфляция в сфере здравоохранения составила 4,1%. По оценкам же страховщиков, цены в сегменте добровольного медицинского страхования выросли на 9,4%, показал опрос топ-10 компаний экспертами Mercer Marsh Benefits (есть у РБК). В 2021 году рынок ожидает инфляцию в ДМС на уровне 10,1%.

Восемь из десяти опрошенных страховых компаний прогнозируют, что убыточность корпоративного портфеля ДМС будет выше 90%. Комбинированный коэффициент убыточности — это отношение возникших убытков от страховых случаев и расходов на ведение дел к собранным страховщиками премиям, напоминает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. По его оценкам, в 2021 году в сегменте ДМС этот показатель может превысить и 100%. «Мы ожидаем снижение объемов страховой премии по ДМС примерно на 3% по сравнению с 2020 годом при одновременном росте убыточности в данном сегменте. Сокращение объемов — прямое следствие сокращения бюджетов на ДМС в компаниях, столкнувшихся с проблемами при реализации продукции и услуг в 2020 году. А отложенный спрос на медицинские услуги повысит частоту обращений застрахованных в медицинские учреждения», — поясняет он.

Планы работодателей на оптимизацию бюджетов ДМС не позволяют надеяться на существенный рост в этом сегменте страхования в 2021 году, говорит руководитель направления страховых компаний АКРА Алексей Бредихин. Он, однако, допускает, что поддержку сегменту может оказать возвращение интереса физлиц к полисам ДМС, а также медицинское страхование выезжающих за рубеж (по мере возобновления поездок, резко упавших в пандемию).

Никитина из НРА считает, что страхование выезжающих за рубеж и продажи полисов ДМС частным клиентам (в основном мигрантам) не вернется на докарантинный уровень. А вот сегмент крупных клиентов-работодателей может показать положительную динамику. «Эта категория клиентов меньше пострадала от экономического кризиса. Кроме того, часть страхователей приняли решение о расширении программ страхования за счет включения дополнительных опций, связанных с тестированием на COVID-19, и реабилитацией после перенесенного заболевания», — поясняет эксперт.

11.03.21 РБК rbc.ru

Почти каждый второй российский автомобилист, перезаключавший договор обязательного страхования гражданской ответственности в январе-феврале 2021 года, ощутил снижение стоимости ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) первое место в пятерке регионов-лидеров по снижению средний премии заняла Москва (на -4,76%), где цена полиса составила 8 238 руб. в январе и 7 846 руб. в феврале. Далее следуют Рязанская область (4 498 руб., 4 373 руб., — 2,79%), Пермский край (5 078 руб., 4 941 руб., — 2,70%), а также Ивановская (5 357 руб., 5 216 руб., – 2,63%) и Кемеровская (5 842 руб., 5 700 руб., — 2,43%) области. Согласно данным, в среднем по РФ размер средней премии для легковых автомобилей физлиц остался на уровне аналогичного периода прошлого года, составив 5440 рублей.

Столь успешные показатели на фоне резкого подорожания средней корзины запчастей на 23% в 2020 году, являются результатом конкуренции страховщиков обязательной автогражданки за безубыточных клиентов, после вступления в силу поправок к закону об ОСАГО 24 августа 2020 года в рамках реформирования отрасли. Несмотря на статистические данные в информационном поле не перестают мелькать сообщения о росте стоимости ОСАГО после реформы тарифообразования. В свою очередь руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева отмечает рост доверия страхователей к сфере обязательной автогражданки с начала реформы отрасли, стартовавшей ещё в 2019 году. Эксперт уверена, что благодаря индивидуализации ОСАГО тарифы для граждан будут становиться все более справедливыми.

«С момента вступления в силу поправок к закону об ОСАГО прошло слишком мало времени. Поэтому некорректно говорить о заметном влиянии индивидуализации тарифов на стоимость полисов в масштабе страны. Многие водители ещё не перезаключили договоры из-за ограничительных мер, а те, кто покупают сезонные полисы и вовсе не могли прочувствовать влияние реформы. Любому новому инструменту необходимо время для того, чтобы начать полноценно работать. Часть водителей действительно уже отмечает, что оформление нового полиса автогражданки обошлось им дешевле. В целом реформа должна привести к оптимально справедливой стоимости страховки для каждого водителя.

Мы полагаем, что объективно оценивать влияние реформы на стоимость полисов будет корректно по итогам 2021-2022 годов, когда жизнь большинства россиян вернётся в прежнее русло, и основная масса водителей перезаключит договоры страхования. Кроме того, мы ожидаем отмены некоторых коэффициентов (мощности и регионального), а также последующего увеличения покрытия, которые являются частью реформы и будут более благоприятны для граждан. Однако уже сегодня наблюдается достаточно высокий уровень доверия граждан реформе, который мы, в первую очередь, связываем как раз с новыми принципами тарифообразования, лежащими в её основе. Граждане согласны с тем, что кто как ездит, тот так и должен платить. Эта формула отвечает запросу на справедливость, существующему в обществе. Безусловно, автовладельцам с рискованным стилем вождения, провоцирующим аварийные ситуации и регулярно попадающим в ДТП, результат реформы не понравится – они будут платить за полис больше добропорядочных страхователей. Но для дисциплинированных водителей реформа принесёт экономию на страховке и более справедливые условия страхового возмещения.

Напомним, что в начале 2021 года эксперты проекта «За права заёмщиков» ОНФ подвели результаты всероссийского социологического исследования «Изучение отношения населения к ОСАГО», которые говорят о положительном отношении граждан к обязательной автогражданке и прошедшей реформе. В исследовании приняли участие более 2000 респондентов – автовладельцев со всей территории РФ. Согласно данным нашего опроса подавляющее большинство автомобилистов полагает, что новые тарифы формируются по принципу справедливости. Сразу 72% водителей полагает, что новые тарифы будут стимулировать страховые компании бороться за положительных клиентов, а это в свою очередь приведет к снижению тарифов.

Важно, что автомобилисты хорошо оценивают доступность страховки ОСАГО, отмечая, что могут найти полис по приемлемой цене у надежной страховой компании. 88% опрошенных оценивают ОСАГО как доступный страховой продукт и считают, что полисы им по карману. Такой показатель связан с возможностями дистанционного оформления полисов и появлением е-ОСАГО. Мы уже пару лет ничего не слышим о тетрадочных очередях, палаточных лагерях у офисов страховых кампаний и вечной нехватке бланков полисов в региональных отделениях. Это стало возможным как раз с подготовкой и стартом реформы. Жалоб стало объективно меньше. Кроме того, урегулирование конфликтных ситуаций возможно ещё и с помощью службы финансового уполномоченного, которая работает с имущественными спорами по моторным видам страхования с 2019 года».

Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»