Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieЦБ и страховщики отнеслись к инициативе скептически

Депутаты Государственной думы предложили распространить ОСАГО на ситуации с повреждениями автомобиля, причиненными по вине коммунальных служб, а также из-за недостатков дорожного ремонта. Велики ли шансы на одобрение проекта, выясняли «Известия».

Массовая проблема

Депутаты Игорь Лебедев и Ярослав Нилов обратились с соответствующим предложением к руководству ЦБ и Российского союза автостраховщиков (РСА). Поводом стали массовые обращения граждан по поводу причинения вреда автомобилям в ходе недобросовестно проводимых коммунальных и дорожно-строительных работ. Нередки случаи, когда из-за действий или бездействия сотрудников городских служб транспортные средства повреждаются упавшими деревьями, сосульками, а то и вследствие внезапно появившихся ям на дорогах.

«Полагаем, для разрешения таких конфликтных ситуаций необходимо обеспечить дополнительные механизмы защиты добросовестных владельцев транспортных средств, имеющих действующий полис ОСАГО, получивших повреждение в результате действия/бездействия установленной в законном порядке виновной стороны» — предлагают депутаты.

Многие автомобилисты, обнаружив повреждения своего автомобиля, идут в суд. И часто выигрывают. Однако на такие тяжбы уходит много времени. Чтобы взыскать ущерб в рамках гражданско-правовых отношений с коммунальных служб, требуется в среднем девять месяцев.

Кардинальная трансформация

В Центробанке на инициативу смотрят с большой долей скепсиса.

«Это кардинальная трансформация продукта. ОСАГО защищает ответственность, а предложенная инициатива ближе к каско. Очевидно, это приведет к росту стоимости, поскольку предлагается сделать частично обязательным каско. С нашей точки зрения, это точно не первостепенный вопрос по развитию ОСАГО, который следует рассматривать. Поэтому мы не поддерживаем эту инициативу», — прокомментировали «Известиям» в пресс-службе Банка России.

Разделяют сомнения и страховщики.

«ОСАГО — это страхование ответственности автовладельца, оно покрывает вред, причиненный при использовании ТС его владельцем в случаях, предусмотренных законом об ОСАГО. Поэтому включить описанные случаи в страховое покрытие по ОСАГО невозможно», — отметили в пресс-службе РСА.

Городские службы не являются участниками дорожного движения, поэтому их ответственность перед автомобилистами не застрахована, считает директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов.

Мотивировать коммунальщиков

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Синие Ведерки» Пётр Шкуматов считает предложение идеей, заслуживающей рассмотрения, однако усматривает определенные сложности: «Людям сложно объяснить, что это не имущественное страхование. Страховщики правы, не нужно смешивать эти понятия».

Коммунальщиков необходимо мотивировать или заставлять работать лучше, считают автомобильные эксперты.

«Например, можно более четко прописать их ответственность в их же документах касательно машин, стоящих рядом с их объектами. Ведь их объекты тоже страхуются. Так пусть все эти моменты начнут более строго прописывать в соответствующих договорах. Но ОСАГО тут абсолютно точно ни при чем», — отметил автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

По его мнению, можно расширять и ответственность водителей на случай причинения вреда коммунальщикам. Задел тележку дворника бампером? Помял мусорный бак? Должен компенсировать по всей строгости.

Аналитики рынка назвали нулевой вероятность принятия законопроекта. Можно разработать аналог ОСАГО для юридических лиц, но в таком случае нужно создавать новый страховой продукт, требующий огромного труда.

«Для компаний введение обязательного страхования определенных рисков — дополнительные расходы», — заявил независимый аналитик рынка страховых продуктов.

Получается, водителям пришлось бы дополнительно в рамках стоимости полисов оплачивать возможные нарушения в работе коммунальщиков, считает Игорь Моржаретто.

Отправляемся в суд

Сейчас, если на машину оформлен полис каско, никаких проблем с возмещением ущерба не возникнет. Главное — вовремя уведомить в письменном виде компанию о наступлении страхового случая.

«При этом важно при заключении договора проверять перечень событий, на случай наступления которых застраховано ТС. Но так называемое полное каско действительно подразумевает страхование в том числе на случай падения предметов (сосулек, ветвей деревьев и т. п.). Кроме того, такое страхование покрывает ущерб от ДТП, если оно произошло вследствие попадания в яму или заноса из-за неубранного снега», — напомнили в пресс-службе РСА.

Однако большинство автовладельцев застрахованы по ОСАГО. В Европейской юридической службе рассказали «Известиям», как правильно подавать иск, чтобы не проиграть. Для начала нужно определить, кто является надлежащим ответчиком. Если за содержание общего имущества отвечает управляющая компания, то иск предъявляется к данной организации.

«По общим правилам иск подается по месту нахождения ответчика, но если в ситуации применимы нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» (например, ущерб автомобилю причинен бездействием управляющей компании), то можно иск подать в суд по месту жительства пострадавшего», — рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев.

Если сумма ущерба не превышает 1 млн рублей, то истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае если ущерб автомобилю был причинен не на придомовой территории, а например, в ином месте — на улице, стоянке, рядом с каким-то зданием, то иск можно предъявить к лицу, отвечающему за обслуживание тех или иных объектов. К примеру, администрации муниципального образования, собственнику здания, обслуживающей организации, если она отвечает на основании государственного или муниципального контракта за содержание прилегающей территории.

К иску нужно приложить материалы (лучше в копиях с последующим представлением в суд оригиналов), подтверждающие вину ответчика и размер причиненного ущерба. Доказательствами могут служить копии процессуальных решений правоохранительных органов.

«Поскольку доказательствами могут быть документы, находящиеся в материалах доследственной проверки или в распоряжении иных органов, необходимо в иске указать ходатайство об истребовании данных материалов и исследовании в судебном заседании», — продолжил Кокорев.

Копию иска и отсутствующих у ответчика документов до подачи иска в суд необходимо отправить ответчику заказным письмом с описью вложения, почтовую квитанцию об отправке приложить к иску.

Если есть свидетели произошедшего, необходимо обеспечить их явку в суд для дачи показаний по делу. Разумеется, придется явиться на слушание и самому истцу.

05.03.21 Известия iz.ru

Значительная доля российских автомобилистов продолжает воспринимать предложение установить телематическое устройство при покупке ОСАГО, будто им предлагают «кота в мешке». Столь неоднозначные данные получили эксперты Общероссийского Народного Фронта (ОНФ), подведя результаты мониторинга реформы ОСАГО в начале 2021 года.

Согласно данным исследования, среди российских автомобилистов нет единодушия, касательно вопроса внедрения устройств контроля скорости и манеры вождения в автомобили. Мнения большинства водителей оказались диаметрально противоположными и разделились поровну: за установку телематики и против технологии выступают по 38% респондентов. Также достаточно велика доля опрошенных, занявших нейтральную позицию (22%). Всего лишь 2% респондентов затруднились ответить.

Наибольшую поддержку выражают граждане в возрасте старше 56 лет и со стажем вождения 16-20 лет, как одни из самых аккуратных участников дорожного движения. Установка телематики для них является оптимальным способом получить следующий полис ОСАГО по наиболее выгодной цене. Что касается гендерного разделения, то наибольшее неприятие инициатива нашла у мужчин, тогда как женщины в большей степени склонны ее поддерживать.

Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева отмечает, что «Данные мониторинга об отношении водителей к возможному внедрению устройств контроля скорости и манеры вождения в автомобили вполне коррелируют со статистикой МВД по аварийности. В 2019 году ГИБДД сравнила показатели аварийности и смертности в ДТП по вине водителей разных полов. Согласно этим данным, женщины-водители попадают в аварии в 6-10 раз реже, чем мужчины. А «смертельные» ДТП с участием водителей-мужчин происходили в России в 2019 году в 12,5 раз чаще. Это говорит о том, что женщины на дороге меньше склонны к рискованному поведению и готовы к установке телематики, чтобы в случае аварии иметь доказательную базу своей невиновности. То же самое можно сказать и об опытных водителях с большим стажем. Они одобряют установку телематики из прагматизма, свойственного старшему поколению и уверенным в себе людям».

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов определяет недоверчивую позицию доли респондентов, касательно установки телематики, как довольно популярную среди автомобильного сообщества на данном этапе.

«Водителям попросту нужно «распробовать» выгоду. Часть автомобилистов, не поддерживающих установку устройств контроля скорости и манеры вождения опасаются, что «овчинка не будет стоить выделки». Людям кажется, что её установка сопряжена с некими издержками, а на стоимость ОСАГО существенно не повлияет. Например, полис каско стоит десятки тысяч рублей в год, и телематика позволяет сэкономить 5 – 10 тысяч рублей платежа. ОСАГО, к счастью, стоит намного дешевле, но и телематика поможет сэкономить 1 – 2 тысячи рублей. Да и, казалось бы, зачем мне покупать полис у компании Д с телематикой за 8 тысяч ради гипотетической экономии в будущем, если компания А уже сегодня предложила мне ОСАГО без неё всего за 6 тысяч?», — подчеркнул Пётр Шкуматов, — «Однако постепенно лояльность водителей к телематике будет расти. После индивидуализации тарифов ОСАГО, автомобилисты стараются ездить аккуратнее, чтобы приобрести следующую страховку максимально дешево. С устройствами контроля скорости и манеры вождения, отслеживать такие моменты гораздо проще. Водители, которые мыслят на перспективу, а не ищут сиюминутной выгоды, уже понимают это. Компании могут предлагать страховку со скидкой за скоринг, то есть оценивая аккуратность езды и низкие шансы на попадание в ДТП по вине водителя. Чем лучше оценка, тем ниже стоимость следующего полиса. Заодно индивидуализация обязательной автогражданки таким образом способствует повышению безопасности на российских дорогах».

Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что поправки к закону об ОСАГО вступили в силу 24 августа 2020 года. Главное новшество – страховщики получили право формировать индивидуальные тарифы для каждого страхователя на основе специальных тарифных факторов в пределах минимальных и максимальных значений тарифного коридора, установленного Центральным Банком РФ.

Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»