Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovkaКомпании «Интерконсенто» и Onexim Holdings Ltd, подконтрольные бизнесмену Михаилу Прохорову, передали в залог Совкомбанку доли в уставном капитале страховой компании «Согласие», свидетельствуют данные базы «СПАРК-Интерфакс». Доли «Интерконсенто» и Onexim в «Согласии» составляют 58,3 и 41,7% соответственно. Они заложены в обеспечение обязательств по договорам о невозобновляемой кредитной линии, отмечается в материалах системы.

Доли будут находиться в залоге до полного исполнения обязательств. В пресс-службе «Согласия» посоветовали обратиться за подробностями в «Онэксим» и пояснили, что речь идет о краткосрочном кредите, который планируется закрыть до конца текущего года. «Мы же можем отметить, что «Согласие» – интересный и ликвидный актив группы, который может рассматриваться как надежный залог», – заявили в пресс-службе. В «Онэксиме» Прохорова и Совкомбанке не стали комментировать данную информацию.

Страховая компания «Согласие» была учреждена в 1993 г. По итогам 2018 г. ее прибыль увеличилась в 1,8 раза и составила 3,2 млрд руб. Премии страховщика сократились на 9% до 29,9 млрд руб., выплаты – на 17% до 16,6 млрд руб. В 2018 г. «Согласие» впервые не получало какую-либо финансовую помощь от Прохорова, утверждала в апреле гендиректор компании Майя Тихонова. До этого, согласно отчетности, с 2014 г. страховщик регулярно получал поддержку от акционера, отмечал директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова. По ее словам, за четыре года помощь составила 28,7 млрд руб.

05.07.19 Ведомости vedomosti.ru

Когда специалисты рассуждают о страховой компании будущего, они обычно упоминают, что она станет цифровой, ее продукты и услуги — персонализированными, а бизнес-процессы — автоматизированными. Но что от этого получит клиент и готов ли он к технологическим преобразованиям страховщиков?

Цифровизация — общий тренд последних лет в большинстве отраслей экономики, в том числе в финансовом секторе. Многие финансовые организации трансформируются, следуя ожиданиям потребителя: перестраивают каналы привлечения клиентов и взаимодействия с ними, заменяют офисы онлайн-приложениями. У страховых компаний всегда была развитая агентская сеть продаж, но уже очевидно, что переход с очного формата коммуникаций на удаленный неизбежен и для этой отрасли.

Сокращая офлайн-присутствие, бизнес отталкивается от спроса: люди все чаще общаются в соцсетях и мессенджерах, оперативно решают деловые вопросы, используя каналы дистанционного обслуживания. Уже сегодня ряд российских страховых компаний предлагает воспользоваться преимуществами приобретения отдельных страховых продуктов онлайн. Готовится к промышленному запуску проект Банка России «Маркетплейс», благодаря которому страховые услуги станут еще доступнее. На виртуальных витринах электронной торговой площадки «Маркетплейс» будут выставлены финансовые продукты и услуги разных банков. На платформе можно будет удаленно и быстро оформлять вклады, ипотеку, покупать ОФЗ, паи ПИФов и полисы ОСАГО.

Для страховщиков и других финансовых компаний «Маркетплейс» открывает большие возможности. Продажа полисов ОСАГО через него — только начало сотрудничества страховых компаний с платформой электронной коммерции. Весьма вероятно, что вслед за е-ОСАГО в онлайн уйдет страхование транспорта (автомобилей, судов, самолетов, вагонов), недвижимости, жизни, здоровья и т. д.

Современные тенденции. Страховщик будущего — это компания, использующая новейшие технологии для повышения эффективности своей работы, продающая онлайн максимально широкий спектр услуг и продуктов. Согласно стратегии развития страховой отрасли России, которую подготовил Всероссийский союз страховщиков совместно с рейтинговым агентством RAEX, объем страхового рынка страны в ближайшие три года будет расти и достигнет 2 трлн рублей по итогам 2021 года (против 1,25 трлн по итогам 2018-го).

Онлайн-каналы можно использовать не только для продаж, но и для урегулирования убытков. Страхователи предпочитают решать вопросы, связанные с оценкой ущерба и выплатами возмещений по страховому полису, дистанционно. Поэтому выездных страховых агентов все чаще заменяют дроны, которые с помощью камер фиксируют состояние застрахованной недвижимости. Беспилотные устройства способны повысить эффективность мониторинга объектов страхования (например, дорог, зданий, оборудования и т. д.) при оценке рисков и управлении урегулированием. По оценке консалтинговой компании PwC, объем доступного рынка для внедрения решений с использованием таких устройств в области страхования составляет 6,8 млрд долларов.

Кроме того, при наступлении страхового случая клиенты могут, не вызывая страхового агента, воспользоваться приложениями, которые автоматически оценивают ущерб и размер выплат по автострахованию. При необходимости клиент может проконсультироваться с ботом, работающим на основе искусственного интеллекта.

Развиваются сервисы по урегулированию убытков онлайн. В первую очередь это касается простых страховых случаев, таких как задержка или отмена рейса. Еще один вид страхования, который может полностью уйти в онлайн (имеется в виду как покупка полиса, так и урегулирование убытков по нему), — ОСАГО. Также страховщики начинают переводить в онлайн и автокаско — по видеозвонкам через мобильное приложение.

Индивидуальный подход. Распространение цифровых коммуникаций предполагает появление персонализированных страховых продуктов. Технология больших данных — big data — в страховании позволяет точнее оценивать риски, проводить таргетированный маркетинг, налаживать контакт с клиентом, оптимизировать расходы компании. У страховщиков появилась возможность проводить более качественный скоринг, создавать гибкие тарифы и персональные предложения.

Индивидуализация страховых услуг — актуальный мировой тренд. Сейчас с помощью полисов-конструкторов клиенты могут самостоятельно формировать для себя пакет услуг.

В области страхования автотранспорта развивается телематика. По мнению страховщиков, на размер страховой премии должны влиять такие характеристики, как стиль вождения клиента, наличие или отсутствие у него вредных привычек. Поэтому страховщики отслеживают и анализируют состояние здоровья и образ жизни страхователей c помощью необычных современных гаджетов: фитнес-браслетов, «умных» зубных щеток и др. Телематика устанавливается только с согласия человека и после разъяснения ему всех параметров, по которым информация передается страховой компании. На основании полученной информации делаются выводы о степени риска наступления того или иного страхового случая и определяется размер премии. В США, например, страховые компании нередко дарят своим клиентам фитнес-браслеты в обмен на 10 тыс. пройденных шагов за определенный период времени — тем самым стимулируя их вести здоровый образ жизни.

Роботизация и живое общение. Внутри страховых компаний также происходит трансформация. Преображаются принципы организации работы: автоматизируются как внешние, так и внутренние бизнес-процессы, в коммуникации с клиентами внедряются чат-боты. Это позволяет не только снизить издержки на содержание кол-центров, но и свести к минимуму риск человеческой ошибки. По оценке McKinsey Global Institute, почти половина текущих задач в любой компании уже сегодня может быть автоматизирована с помощью цифровых технологий. При этом автоматизация и роботизация бизнес-процессов обойдется дешевле, чем штат сотрудников.

В нынешнем году основной фокус будет сделан на применение механизма удаленной идентификации, инструментов безналичной оплаты с помощью Системы быстрых платежей (СБП), а также на использовании данных цифрового профиля клиента. В дальнейшем страховые компании планируют внедрять в свою работу решения, реализованные на блокчейн-платформе Мастерчейн, и участвовать в построении среды открытых API.

Вопрос в том, насколько готовы клиенты страховых компаний пользоваться инновационными технологиями. Эксперты уверяют, что живое общение все равно будет востребовано, хотя сократится до минимума и станет эксклюзивным форматом.

Консультация непосредственно у агента будет востребована у тех, кто в силу особых причин не может пользоваться компьютером и современными гаджетами, а также при продаже сложных продуктов и страховании нестандартных рисков. Речь идет, например, об инвестиционных полисах, которые оформляются на длительные сроки и включают множество переменных. Для их оформления необходимо, как правило, обсудить большое количество вопросов и заполнить множество бланков.

Наконец, у людей может возникнуть потребность лично познакомиться со страховой компанией, задать интересующие вопросы сотрудникам отделения. Здесь проявляется другой тренд — неценовая конкуренция: компании борются за клиента не размером ставки, скидками и прочими бонусами, а качеством сервиса. Значение имиджа и деловой репутации еще никто не отменял.

Эксперты сходятся в том, что изменения в страховой компании будущего коснутся не только ее технического оснащения, но и способа коммуникаций и бизнес-модели. Постепенно изменится и статус клиента: из целевого массового потребителя он перейдет в категорию партнера, с которым необходимо выстраивать индивидуальные отношения.

08.07.19 Банки.ру banki.ru

В ФСС намерены ввести систему бонус-малус при расчете взносов, из которых оплачивают больничные.

В России могут начать использовать систему бонус-малус для расчета размера взносов в Фонд социального страхования (ФСС). Об этом «Известиям» сообщили в фонде. Взносы перечисляют работодатели, а затем из этих денег оплачивают больничные и компенсации при ЧП на производстве. Таким образом, расходы компаний, где сотрудники часто болеют или калечатся, могут вырасти, а предприятий со здоровым коллективом — сократиться. Актуарное оценивание долгосрочных обязательств означает, что возможность гибели или нетрудоспособности сотрудников будут рассчитывать, опираясь на теорию вероятностей и статистику. Важно, чтобы реализация идеи не обернулась банальным повышением тарифов, опасаются бизнесмены.

ОСАГО для работника

О планах внедрить систему бонус-малус в соцстрахование «Известиям» рассказали в пресс-службе ФСС. Сейчас работодатели отчисляют в фонд взносы в размере 2,9% от зарплаты каждого сотрудника, а работник получает за счет средств ФСС компенсацию, когда находится на больничном, и пособия в связи с материнством. Также выплаты получают родственники, если человек погибает из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Система бонус-малус предполагает, что размер платы клиента (в конкретном случае — размер взноса в ФСС) зависит от его истории страховых случаев. В России такая схема уже применяется при расчете стоимости ОСАГО: те автомобилисты, которые часто попадают в аварии, платят за полис больше.

От чего конкретно может зависеть размер взноса в ФСС, пока не решено. В фонде сказали «Известиям», что хотят «сформулировать сбалансированную систему тарификации, когда уровень страхового тарифа соответствует текущему уровню риска, внедрить полноценную систему бонус-малус, увязать размер тарифа с мероприятиями по повышению безопасности труда». Там добавили, что также планируют перейти к актуарному оцениванию долгосрочных обязательств. Это означает, что возможность гибели или нетрудоспособности сотрудников будут рассчитывать, опираясь на теорию вероятностей, статистику и долгосрочные финансовые вычисления. В ФСС подчеркнули, что работы планируется проводить с участием всех сторон социального партнерства — то есть учитывать позиции правительства, работодателей и профсоюзов.

Переход к определению тарифов страховых взносов и обязательств по видам обязательного социального страхования на основе актуарных расчетов также зафиксирован в плане мероприятий кабмина по реализации генерального соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и правительством на 2018-2020 годы. В аппарате Российской трехсторонней комиссии, которую возглавляет вице-премьер Татьяна Голикова, оперативно не ответили на запрос «Известий». В Минтруде предложили обратиться за комментариями на эту тему в ФСС.

Как следует из основных параметров проекта бюджета ФСС на 2020–2022 годы, в следующем году доходы фонда от страховых взносов составят 752 млрд рублей, а расходы по соцстрахованию на случай больничного, материнства, несчастного случая на производстве и профзаболеваний — 756 млрд рублей. С учетом того что средства ФСС идут также на содержание аппарата, оплату путевок в санатории для льготников и обеспечение инвалидов техсредствами реабилитации, дефицит бюджета фонда составит 9 млрд рублей в 2020 году. К 2021-му нехватка средств вырастет до 37 млрд рублей.

Взвесить риски

Однозначно сказать об увеличении среднего тарифа после пересчета нельзя, уверен член экспертного совета при правительстве Александр Сафонов. По его мнению, логичным было бы вычислять размер взноса для каждого работодателя на основе специальной оценки условий труда, которую уже проводят на предприятиях. Однако в этом случае необходимо, чтобы в ней участвовал представитель трудовой инспекции, заметил специалист. Также логично учитывать состояние здоровья сотрудников и дополнительные мероприятия по безопасности труда, которые проводит работодатель, считает Александр Сафонов.

Равная ставка для всех компаний распределяет ответственность среди всех участников рынка в одинаковой пропорции, заметил профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов. Аналогичная ситуация наблюдалась в рамках системы страхования вкладов до 2015 года, когда ставки взносов в АСВ были одинаковы для всех участников рынка. Тогда устойчивые и надежные банки являлись донорами средств в систему, чтобы по факту закрыть «дыры» в банках с отозванной лицензией.

Идея дифференцированных ставок резонна и будет стимулировать проактивный подход к сохранению здоровья сотрудников, полагает президент «Деловой России» Алексей Репик. Важно, чтобы реализация не обернулась банальным повышением тарифов и компании действительно поощряли за эффективные практики и «наказывали» за непродуктивные, отметил эксперт. При этом в бережном отношении к своему здоровью заинтересованы и сами сотрудники: ведь взносы в ФСС рассчитываются от размера фонда оплаты труда и при повышении тарифа можно сократить издержки, уменьшив расходы на зарплаты.

Сейчас тарифы взносов в ФСС уже дифференцированы по отраслям и в среднем составляют 2,9%. Максимальная ставка 8,5% действует для предприятий, экономическая деятельность которых относится к 32-му классу риска, — это, например, добыча каменного угля и разведение диких животных. Минимальный тариф 0,2% действует для первого класса — допустим, торговли или деятельности гостиниц, музеев, библиотек. Есть льготы для образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других учреждений, а также тех, что берут на работу инвалидов.

08.07.19 Известия izvestia.ru