Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieНачавшаяся реформа обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) тревожит бизнес, связанный с автомобильными перевозками. Повышение цен на страховые полисы для них уже началось. Исправить ситуацию могла бы более диверсифицированная тарификация не только для физических лиц, но и для компаний, но пока рассчитывать на это не стоит.

Связанный с автоперевозками бизнес с тревогой наблюдает за набирающей обороты реформой ОСАГО. Как известно, в настоящее время меняется система исчисления полисов ОСАГО — в частности, по-новому будет определяться базовый тариф на коэффициент стажа и возраста водителя (КВС), коэффициент бонус-малус (КБМ: скидки за безаварийную езду и надбавки за аварии), коэффициент территории (КТ, определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и коэффициент, связанный с мощностью двигателя (КМ).

С 9 января на 20% расширен тарифный коридор базового тарифа: если ранее он составлял 3432–4118 руб., то сейчас определяется в рамках 2746–4942 руб. Одновременно вводится более гибкая система КВС, где вместо четырех ступеней градацией становится 58 и, таким образом, коэффициент снижается для опытных водителей и повышается для молодых и неопытных. На следующих этапах реформы будет изменяться система применение коэффициента за безаварийную езду (КБМ с 1 апреля), предполагается дальнейшее расширение тарифного коридора (до 30% осенью 2019 года, а затем до 40% осенью 2020 года), также будет вестись работа над возможным упразднением коэффициентов территории и мощности.

Главный вопрос, который волнует всех пользователей автомобильных страховок,— приведет ли реформа ОСАГО к их удорожанию? Страховые компании успокаивают: первые результаты говорят о том, что цена страховки не только не повысилась, но даже снижается. По заявлению представителей Российского союза страховщиков (РСА), средняя цена по ОСАГО в январе текущего года снизилась на 2,3% (и составила 5688 руб.). Однако реформа только начинается, и если в отношении физических лиц возможное повышение ставок коснется в первую очередь тех, кто чаще попадает в аварии или имеет небольшой опыт вождения, то представителям бизнеса приходится сложнее.

Неминуемый рост

Уже по итогам первого месяца вступления в силу реформы ОСАГО предприятиям, в отличие от «физиков», приходится платить за страховку больше. «Для юридических лиц дела с реформой ОСАГО обстоят не так радостно, как для частных лиц — по данным РСА, например, полисы для такси подорожали на 2,3%, для автобусных перевозчиков — на 13,1%, для трамваев рост составил 13,7%, цена ОСАГО для троллейбусов выросла на 5,5%»,— констатирует директор департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Наталья Ширяева.

Как утверждает менеджер по маркетингу компании Mio Technology в России Наталья Столярова, изменение системы расчета коэффициентов (бонус-малус, возраст, стаж) бизнеса коснется лишь отчасти. Выгоду от нее получат только те компании, которые предпочитают использовать арендованные автомобили, принадлежащие частным лицам.

«В тех случаях, когда компания располагает собственным автопарком, воспользоваться этими льготами не удастся,— утверждает госпожа Столярова.— Компании в большинстве случаев оформляют так называемые открытые полисы ОСАГО, в которых не указаны допущенные к управлению транспортным средством лица. На стоимость таких полисов действие понижающих коэффициентов не распространяется, и платить за них придется по максимальной ставке, как и прежде. А она уже, по сути, повысилась на 20% от базовой величины, а с 1 сентября 2020 года это повышение достигнет 40%. С 1 сентября 2020 года не удастся и сэкономить за счет регистрации автопарка в регионах: реформа подразумевает упразднение региональных коэффициентов. А рассчитывать на то, что страховщики снизят московские тарифы до уровня региональных, не стоит — скорее всего, наоборот, региональные тарифы возрастут до уровня столичных».

Представители бизнеса, связанного с автомобильными перевозками, согласны со скептическими прогнозами роста цен на страховку. «Рост стоимости ОСАГО для организаций, скорее всего, произойдет за счет роста коэффициента для полисов, не имеющих ограничений по количеству водителей, отмены системы скидок, тарификации по верхнему значению коридора,— считает Анатолий Минутин, руководитель сервиса внутригородской малотоннажной доставки «Лорус Эс Си Эм».— При этом при реализации второго этапа реформы и отмене повышающих коэффициентов по мощности двигателя и территориальному присутствию транспортного средства рост базовых тарифов на ОСАГО может составить порядка 30–35%, что в значительной степени отразится на деятельности логистических операторов и владельцев грузовой техники». По оценке Анатолия Минутина, реформа ОСАГО приведет к снижению доходности коммерческих автомобильных перевозок в России, и первыми попадут под удар таксопарки, индивидуальные предприниматели, логистические операторы.

За компанию

Сами страховщики признают, что реформа ОСАГО приведет к удорожанию страховых услуг для юридических лиц. По логике страховых компаний те же таксисты больше ездят, чаще попадают в аварии, соответственно, и за страховку должны платить больше. «В результате реформы ОСАГО каждый пользователь будет платить справедливую стоимость полиса, что является большим плюсом реформы,— говорит директор управления корпоративного автострахования компании «Ренессанс страхование» Дмитрий Усанов.— При этом бизнес, напрямую связанный с эксплуатацией машин (такси, экспресс-доставка продуктов питания), ожидаемо получит повышенный КБМ и стоимость полиса для этого сегмента будет выше, чем ранее».

Эти доводы кажутся убедительными, но по мнению участников рынка, повышение тарифов ОСАГО для перевозчиков в итоге приведет к тому, что коммерческие пассажирские перевозки начнут уходить обратно в тень. Многие таксисты не будут уведомлять страховщиков о роде своей деятельности и будут пытаться оформить страховку как частные лица.

Эксперты считают, что в отношении бизнеса реформа ОСАГО была бы справедливой, если бы для компаний страховые тарифы зависели от безаварийной езды каждого конкретного автотранспортного предприятия. «Для наименьших потерь для бизнеса необходимо внедрить полностью свободные тарифы, которые зависели бы от конкретного юридического собственника автомобиля,— считает исполнительный директор компании «Лаборатория умного вождения» Михаил Анохин.— Таким образом, добросовестные и ответственные таксопарки не переплачивали бы из-за высокой аварийности своих коллег. А владельцы бизнеса были бы мотивированы нанимать на работу ответственных водителей с низкой вероятностью стать виновником ДТП, поскольку это напрямую влияло бы на их страховые расходы».

19.03.19 Коммерсант kommersant.ru

Сергея Хачатурова обвиняют в растрате в особо крупном размере, ущерб по его делу теперь оценивается в 8 млрд руб. Защита бизнесмена назвала новое обвинение «абсурдом», сам Хачатуров также не признает свою вину.

Следователи завершили расследование уголовного дела бывшего вице-президента и брата экс-владельца «Росгосстраха» Сергея Хачатурова, сообщает газета «Коммерсантъ». Ему предъявили новое обвинение в растрате имущества компании «РГС-Активы» на 2 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК, растрата в особо крупном размере).

Сергея Хачатурова арестовали в Москве в середине апреля прошлого года. Следствие обвиняет его в хищении принадлежащего компании «РГС Активы» пакета акций «Росгосстраха». Пакет приобрел банк «Траст», входящий в периметр санации «ФК Открытие». Изначально Хачатурову предъявляли обвинение по ч. 4 ст. 160 УК (растрата), в сентябре его переквалифицировали по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Первоначально ущерб по делу Хачатурова оценивался в 1 млрд руб., в феврале 2018 года он увеличился до 6 млрд руб.

Как рассказал РБК адвокат Хачатурова Алексей Мельников, следствие завершило расследование в отношении бывшего вице-президента страховой компании «Росгосстрах» и в подкрепление к уже существующим обвинениям в хищении акций страховой компании на 6,1 млрд руб. и отмывании полученных денег добавило эпизод с якобы имевшей место растратой его же собственного имущества — принадлежавших ООО «РГС-активы» ценных бумаг на сумму около 2 млрд руб. Новое обвинение Хачатурову опять предъявлено по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата в особо крупном размере), отметил он (первоначально, в апреле 2018 года, само дело в отношении Сергея Хачатурова было возбуждено именно по этой статье, однако в августе обвинение было переквалифицировано на ч. 4 ст. 159 УК РФ (особо крупное мошенничество).

По словам Мельникова, новое обвинение, как и ранее предъявленные, абсурдны по своей сути. «Нельзя растратить или присвоить то, что принадлежит тебе же. Оценка следствием экономической целесообразности действий собственника означает отмену частной собственности», — пояснил он. По версии защиты, само дело с огромными суммами и новые обвинения направлены на придание обоснованности ранее озвученным словам нынешнего главы ФК «Открытие» Михаила Задорнова о злоупотреблениях в компании. Основная цель этих действий, по мнению адвоката, — невыполнение обязательств «Открытия» за переданные Хачатуровым фактически безвозмездно более 50% акций ПАО «Росгосстрах», которые на тот момент стоили более 100 млрд руб. «За словесной мишурой и уголовным преследованием Сергея Хачатурова скрыта цель невыполнения обязательств по сделке», — отметил Мельников.

В ноябре 2018 года Мосгорсуд отменил решение об аресте бывшего вице-президента «Росгосстраха» и отправил дело ​на новое рассмотрение в Лефортовский районный суд. В настоящий момент Хачатуров находится под стражей.

17.03.19 РБК rbc.ru

Как отметили в ведомстве, кредитные и страховые компании за указанный период более 1,5 тыс раз привлекались к административной ответственности.

Роспотребнадзор по итогам 2018 года зафиксировал 3,5 тыс. нарушений потребительских прав со стороны финансовых организаций. При содействии ведомства потребителям финансовых услуг было возвращено более 250 млн рублей, сообщается во вторник на сайте Роспотребнадзора.

«По итогам за 2018 год было выявлено порядка 3,5 тыс. нарушений прав потребителей со стороны финансовых организаций, более 1,5 тыс. раз кредитные и страховые компании привлекались к административной ответственности, в том числе, более 100 раз за обман потребителей», — говорится в сообщении.

По данным ведомства, в 2018 году в Роспотребнадзор и его территориальные органы поступило около 23 тыс. обращений от потребителей, которые жаловались на организации, предоставляющие финансовые услуги. В общей сложности благодаря деятельности ведомства потребителям через суды вернули более 250 млн рублей.

Как отметили в Роспотребнадзоре, основные убытки потребителей пришлись на предложения присоединиться к программе коллективного страхования, а также приобрести различные якобы юридические и информационные услуги. «За допущенные нарушения финансовые организации заплатили более 200 млн рублей штрафов. 1500 раз специалисты службы выходили в суды в целях дачи заключений. 171 иск был подан в защиту инвалидов и пожилых потребителей, обманутых при оказании финансовых услуг», — добавили в ведомстве.

Ранее глава управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков на круглом столе о дискриминации в страховании, организованном международной конфедерацией обществ потребителей, заявлял, что ведомство считает недобросовестной и противоречащей законодательству практику коллективного страхования жизни заемщиков в банках, и выступает за ее отмену.

19.03.19 ТАСС tass.ru

Низкая осведомленность о программах страхования жилья не позволяет повысить уровень его проникновения — половина россиян даже не слышала о страховании недвижимости, рассказала в интервью РИА Новости гендиректор страховой компании «Согласие» Майя Тихонова.

«Одна из основных причин слабого проникновения страхования жилья у нас — это низкий уровень знания, как о самих рисках, так и о страховых продуктах. Это подтверждает и исследование PR-комитета ВСС (Всероссийского союза страховщиков — ред.). О страховании недвижимости половина россиян никогда даже не слышала. Страховаться решают люди, у которых уже что-то случилось, или те, к которым пришли агенты и рассказали о продуктах и о рисках», — сказала она.

В августе вступает в силу закон о страховании жилья от ЧС. По нему региональные власти будут вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы возмещения ущерба, причиненного расположенному на их территории жилью, с использованием механизма добровольного страхования. Как считает Тихонова, закон поможет популяризации страхования домов и квартир, даже несмотря на то что такое страхование будет добровольным. При этом во многом успех зависит от того, как региональные власти подойдут к его продвижению.

«Пока же ситуация такова: только одна из 15 квартир в нашей стране застрахована, то есть это порядка 7% всего жилья. И две трети из этих 7% приходится на Москву. То есть если мы берем всю страну, то, конечно, уровень проникновения очень низкий. А в США, например, застраховано 95% жилой недвижимости. Нам нужно стремиться к этим практикам», — отметила она.

18.03.19 РИА Новости ria.ru