Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Повышение региональных коэффициентов способствовало существенному росту премий по ОСАГО в первом квартале 2012 года. В части каско рынку помогает улучшение благосостояния граждан, которые покупают и страхуют новые авто. Сами страховщики полагают, что будущее за добровольным страхованием: рынок ОСАГО уже перенасыщен и неэффективен.

В 2011 году по автострахованию в Санкт-Петербурге было собрано 26,8 млрд рублей: премии по каско выросли на 17,2 % до 20,2 млрд рублей, а по ОСАГО — на 5,2% до 6,6 млрд рублей, подсчитали в СК «Альянс». Общие выплаты достигли 18,4 млрд рублей, их уровень к премиям составил 68,8% и за год сократился почти на 6 п. п. По каско выплаты выросли на 3%, зато по ОСАГО — на 14,6%. Структура петербургского рынка существенно отличается от общероссийского: в Санкт-Петербурге наблюдается значительно большая доля автокаско в общем объеме премий, чем в целом по России, а именно — 75 против 61%, говорит Владислав Анисимов, заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции СК «Альянс» (товарный знак — РОСНО). Уровень выплат по автокаско в Петербурге — 73,5%, а в РФ — 64,3%.

С июля 2011 года были повышены коэффициенты, используемые для расчета тарифа ОСАГО, характеризующие место проживания автовладельца, мощность двигателя автомобиля, количество людей, допущенных к управлению автомобилем, их возраст и водительский стаж. Каждый из коэффициентов изменился несущественно, однако в сумме они обеспечили заметный рост страховых премий. В целом по рынку прирост по отношению к 2010 году превысил 12% и составил порядка 11,6 млрд рублей в абсолютном выражении.

Результаты первого квартала 2012 года оказались еще более впечатляющими. Согласно предварительным данным Российского союза автостраховщиков (РСА), по России за первый квартал впервые в истории выплаты по ОСАГО не выросли, а сократились — на 7,4% до 13 млрд рублей. При этом число заявленных убытков почти не изменилось, а число выплат и средняя выплата уменьшились. Сборы же выросли аж на 23% до 23,4 млрд рублей. Уровень выплат по отношению к сборам за год также заметно снизился — с 73,9 до 55,7%.

Результатами работы в Петербурге рынок пока не располагает, но и здесь ситуация может быть похожей. Помимо роста коэффициентов, существенно возросли продажи авто — как кредитных, так и за наличный расчет. По данным «Автостата», в первом квартале 2012 года россияне потратили на покупку новых автомобилей на 48% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Петербург занял в продажах второе место.

Снижение выплат по ОСАГО в первом квартале объяснить сложнее. Во-первых, 2010 год был в некотором смысле «переломным» — рынок постепенно оправлялся от последствий кризиса, и страховщики начинали постепенно гасить задолженности перед клиентами по страховым возмещениям, рассуждает заместитель начальника департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия» Мария Гуляева. Во-вторых, она напоминает, что ряд страховщиков покинули рынок, что могло сказаться на выплатах.

В прошлом году обанкротились весьма заметные на рынке ОСАГО «Росстрах» и «Ростра», занимавшие год назад 15-е и 16-е места по выплатам (примерно 2,3% рынка). А недавно была приостановлена лицензия у компании «Адмирал», которой принадлежало 24-е место (0,61%). «Если статистика РСА не включает выплаты из фонда союза, возможно, частично такие результаты связаны именно с банкротствами. Судя по месту банкротов в ренкинге страховщиков, по Петербургу ситуация, вероятно, сопоставима со средней по стране», — отмечает анонимно представитель страховой компании.

Недочеты выявлены, ошибки признаны

В прошлом году с законодательной точки зрения на рынке каско ничего не менялось. Определенные новации сегодня только рассматриваются. Среди них — разработка единых стандартов по каско и создание гарантийного компенсационного фонда, который должен аккумулировать отчисления страховщиков (определенный процент от сборов компании по аналогии с ОСАГО) в РСА, и в случае банкротства страховщика осуществляться выплаты. Будут ли эти инициативы вынесены на рассмотрение в Госдуму — пока вопрос открытый. Но эти инициативы обусловлены объективной потребностью рынка в развитии добровольных видов страхования, отмечает Мария Гуляева.

Зато на рынке ОСАГО происходили серьезные законодательные потрясения вслед за повышением коэффициентов стартовала реформа ТО. C января 2012 года контроль за проведением техосмотра транспортных средств взял на себя РСА, а непосредственными операторами техосмотра стали аккредитованные при союзе частные компании. Заключение договора ОСАГО стало возможным только при наличии талона техосмотра. В сферу ответственности РСА также перешел учет бланков техосмотра.

Как водится, к моменту вступления в силу изменений частные операторы техосмотра не получили достаточного количества бланков, что привело к сбою в продажах полисов ОСАГО в течение января. Система явно требовала доработки, и в марте в Госдуму были внесены дополнительные поправки, предусматривающие, в частности, возможность заключения договора ОСАГО без предъявления талона техосмотра на срок следования к месту проведения техосмотра или регистрации автомобиля, а именно до 15 дней. Кроме того, высказываются предложения об отмене процедуры техосмотра для водителей, регулярно проходящих плановое обслуживание в сертифицированных автосервисах. «Реформа ТО прошла далеко не гладко, и до сих пор мы можем наблюдать последствия. Тем не менее не стоит забывать, что изначально идеология корректировки обсуждаемой законодательной инициативы имела благие намерения и воспринималась как вполне приемлемая большей частью страховщиков и автолюбителей. Недочеты выявлены, ошибки признаны, и — самое главное — страховое сообщество готово их исправлять», — говорит Мария Гуляева.

Впрочем, несмотря на сумятицу, расстановка сил на рынке ОСАГО не изменилась. Большой части клиентов нововведения вообще не коснулись, так как новые автомобили теперь не должны проходить техосмотр, отмечает Денис Чигарев, директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс-страхование». А для тех клиентов, которым необходимо оформить талон техосмотра и ОСАГО, компании постаралась организовать спецсервис. «Клиент приезжает на станцию техосмотра, проходит ТО и тут же, на месте, может оформить полис ОСАГО у нашего специалиста», — рассказывает господин Чигарев. Введение полиса ОСАГО сроком действия 15 дней на время прохождения ТО тоже сильно на рынок не повлияет, считает он. Тройка лидеров ОСАГО по итогам квартала скорее всего останется прежней — «Росгосстрах», «РЕСО-гарантия», «Ренессанс-страхование».

Будущее за каско

В 2012 году рынок автострахования будет одной из самых динамично развивающихся отраслей страхования. В СК «Альянс» прогнозируют рост в районе 15-16%. Объем рынка превысит 310 млрд рублей. ОСАГО и каско при этом будут расти практически равными темпами. «Драйвером рынка каско будут продажи кредитных автомобилей и их страхование как через банковский канал, так и через канал нестраховых посредников. Повышение региональных коэффициентов по ОСАГО в первой половине 2012 года будет определять рост рынка ОСАГО», — считает Владислав Анисимов. В среднесрочной перспективе, рост рынка каско сохранится, динамика рынка ОСАГО замедлится до 3-5% в год, полагает он.

Будущее рынка автострахования Мария Гуляева связывает с развитием каско: рынок обязательного страхования близок к перенасыщению и имеет весьма ограниченные возможности дальнейшего одностороннего развития, он недостаточно эффективен и не позволяет полноценно выстраивать «здоровый» и конкурентоспособный бизнес. «Развитие каско определяется темпами обновления автопарка страны, тогда как рынок обязательного страхования практически полностью охвачен», — согласен Денис Чигарев.

Сегодня в России огромное количество автомобилей старше трех лет не застраховано по каско — люди попросту экономят. Автопарк застрахованных машин составляют преимущественно новые авто, при этом из всего объема зарегистрированных в Петербурге транспортных средств лишь 25% приходится на автомобили не старше трех лет, что говорит о низком проникновении автокаско и медленном обновлении автопарка, напоминает господин Анисимов.

21.05.12 Коммерсант kommersant.ru

Предложение «Российских железных дорог» (РЖД) страховать ответственность производителей железнодорожной техники за качество не получило поддержку у чиновников. В ответ на поручение правительства разработать такой законопроект два ведомства — Минпромторг и Минфин высказались против подобной инициативы.

Еще в конце января, после серии крупных аварий на железной дороге, первый вице-президент РЖД Вадим Морозов предложил рассмотреть инициативу об обязательном страховании ответственности вагоностроительных предприятий за возможный ущерб. Причиной тому послужили участившиеся случаи аварий по вине производителей вагонов, в особенности украинских заводов. Тогда РЖД насчитали в своем парке более чем 25 тыс. потенциально бракованных вагонов производства «Азовэлектростали». Ответной реакцией правительства стало поручение Минпромторгу, Минфину и Минтрансу подготовить предложения по утверждению порядка обязательного страхования гражданской ответственности производителей железнодорожной техники, поставляющих продукцию на железные дороги России. На сегодняшний день ведомства уже сформулировали свою позицию и направили в правительство. При этом, как стало известно РБК daily, Минфин и координатор проекта — Минпромторг критикуют предложение РЖД. «Мы считаем этот проект неактуальным», — сообщил РБК daily замминистра промышленности и торговли России Алексей Рахманов. По словам чиновника, на сегодняшний день в железнодорожной сфере нет отлаженного механизма, который смог бы точно установить причины происшествия и степень вины производителя или перевозчика. Известно немало случаев, когда сход вагонов происходил из-за их неправильного использования, напомнил он, приведя в пример случаи с перевозкой темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов.

В Минфине также сообщили, что не поддерживают подобную инициативу, назвав ее нецелесообразной и экономически невыгодной. По мнению ведомства, введение нового вида страхования не будет стимулировать производителей создавать качественную железнодорожную технику. Нейтральную позицию по этому вопросу занял лишь Минтранс. В целом ведомство не возражает против страхования ответственности вагоностроителей, рассказали в министерстве.

Правительство еще никак не отреагировало на отзыв министерств. Между тем в РЖД уже сообщили, что в любом случае будут отстаивать свою позицию. «Нами была разработана концепция страхования рисков гражданской ответственности, в которой предусмотрены интересы всех участников перевозочного процесса», — напомнили в железнодорожной монополии.

Тем временем сами вагонопроизводители и страховщики не разделяют позицию РЖД. Прежде чем говорить о страховании, необходимо было подготовить для этого нормативную базу, говорит заместитель гендиректора Уралвагонзавода (УВЗ) Андрей Шленский. «Если на автодороге все правила поведения прописаны, — рассуждает он, — есть, в конце концов, ГИБДД, которая следит за порядком, то на железной дороге такого органа нет, и не ясно, кто должен устанавливать факт страхового случая при его наступлении». Кроме того, введение страхования, скорее всего, привело бы к удорожанию продукции, уверен представитель УВЗ.

По словам заместителя гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, эта идея изначально выглядела немного странно, поскольку подобных аналогов нет ни в одной сфере. «Я могу понять, если речь идет о страховании ответственности нотариусов или, например, медиков, но для чего брать деньги с производителей железнодорожной техники?» — спрашивает г-н Иванов. Как правило, такие вещи регулируются рынком, и если покупателя или пользователя продукции что-то не устраивает, он может просто обратиться с иском в суд, говорит представитель страховой компании.

21.05.12 РБК daily rbcdaily.ru

Объем иностранного капитала в уставных капиталах отечественных страховых компаний будет регулироваться отдельным административным регламентом. И может изменяться в зависимости от ситуации на рынке.

Проект приказа, предусматривающий подобные меры, размещен на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Под контроль служба предлагает взять и открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела.

В проекте регламента прописано, что участники страхового рынка, оформившие сделку с приобретением долей в капитале, обязаны будут сообщить об этом страховому надзору.

Кроме того, проект административного регламента предусматривает право службы выдавать разрешения на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций.

Процент участия иностранного капитала рассчитывается по состоянию на 1 января. При этом если он не превышает 25 процентов, то рассчитывается так называемая «свободная квота».

Но в итоге максимальный размер участия иностранной компании в капитале отечественного страховщика не может быть больше одной четвертой части уставного капитала. Если же доля иностранцев больше этого значения, то ФСФР прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами иностранных компаний либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.

Помимо этого, по проекту, ФСФР вправе отказать в выдаче предварительного разрешения на увеличение размера своих уставных капиталов тем организациям, у которых доля иностранных инвесторов в капиталах уже более 49 процентов, или она может дойти до этой планки в результате планируемой сделки. Страховые организации с долей иностранного капитала, достигшего этого порога, не смогут открывать филиалы.

Напомним, необходимость разработки подобных правил возникла в связи с тем, что с начала 2012 год изменились требования к минимальному размеру уставного капитала страховщиков. По новым нормам, они увеличены в 4 раза.

Так, уставной капитал универсальных страховых компаний должен составлять не менее 120 миллионов рублей, страховщиков жизни — 240 миллионов рублей. А компании, специализирующиеся на перестраховании, должны обладать минимальным капиталом в 480 миллионов рублей.

Вдвое вырос минимальный размер уставного капитала медицинских страховщиков, который теперь составляет 60 миллионов рублей.

При этом, ряд компаний с иностранным участием не могли выполнить новые требования из-за того, что была исчерпана квота иностранного участия в 25 процентов, поясняют эксперты.

14.05.12 Российская газета rg.ru