Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Меняющиеся цели государства спутали планы компаний

Страховой рынок остался без среднесрочной стратегии в части развития страхования жизни из-за изменившихся планов государства в отношении пенсионных накоплений граждан. Намерения же ЦБ усложнить неквалифицированным инвесторам покупку долгосрочных продуктов могут «уронить» еще и сегмент накопительного страхования жизни, опасается переизбранный вчера на новый срок президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Вчера на общем собрании ВСС участники страхового рынка выбрали главного лоббиста. На новый трехлетний срок президентом союза остался Игорь Юргенс, возглавляющий ВСС с 2016 года (ранее он занимал этот пост также с 1998 по 2002 год). После переизбрания господин Юргенс сообщил, что большинство пунктов среднесрочной страховой стратегии до 2021 года выполнены — это стабилизация на рынке ОСАГО, старт страхования жилья граждан от чрезвычайных ситуаций, развитие цифровых сервисов и прочее.

«Единственный провал, с моей точки зрения, это страхование жизни,— сказал президент ВСС.— И этот провал не связан со страховщиками, а с тем, что государство постоянно меняет угол атаки». По его словам, когда рынок приступал к реализации стратегии, приоритетным направлением государства в пенсионном обеспечении была концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Она предполагала, что гражданин самостоятельно копит на старость, его пенсионные взносы из личных средств будут освобождены от налогов. Страховщики как специалисты в длинных деньгах строили планы на этом рынке.

«В настоящий момент все поломано (концепция ИПК.— “Ъ”) и заявлено, что ИПК под большим вопросом»,— отметил Игорь Юргенс.

По его словам, вторым направлением развития была перспектива освобождения от налогов для стимулирования накопительного страхования жизни (НСЖ) как источника длинных денег для экономики: «И тут все поломано, никаких послаблений сегмент не получит. При этом очевидное противоречие в том, что бюджет страны сейчас профицитный». Поэтому, по словам Игоря Юргенса, у компаний сейчас нет стратегии «по жизни» — «поскольку поменялось целеполагание со стороны государства».

Рынок ждет новых сигналов от ЦБ и Минфина, чтобы затем выстроить дорожную карту своего развития.

Напомним, страхование жизни было драйвером роста всего рынка на протяжении последних лет. Причиной стал бум продаж инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Однако после кампании ЦБ по борьбе с некорректным продвижением таких продуктов банками под видом депозитов и завершения сроков действия первой волны полисов ИСЖ продажи резко упали. Это сузило весь сегмент рынка — по итогам первого полугодия 2019 года объем премий по страхованию жизни составил 199 млрд руб., что на 10% ниже показателя за такой же период прошлого года (сборы по ИСЖ упали сразу на 32%, до 92,3 млрд руб.).

Новым драйвером рынка стало НСЖ. В первом полугодии страховщики собрали по этому виду 44,7 млрд руб., что на 55% больше, чем годом ранее. Доходность по таким полисам составляет 7–9% годовых — в то время как по ИСЖ она может колебаться от отрицательной до 40%. «ИСЖ накрылось по понятным причинам — нет такой доходности на рынке, которую ждут держатели полисов. Теперь есть планы дать доступ к страхованию жизни только квалифицированным инвесторам. А это роняет и НСЖ,— опасается Игорь Юргенс.— Это означает, что человек должен получить определенное образование (перед покупкой полиса.— “Ъ”), пройти тесты. В итоге НСЖ сможет покупать 1% взрослого населения, да и тот не наберется».

Отметим, что опасения рынка могут не подтвердиться. Как объяснял в конце сентября первый зампред ЦБ Сергей Швецов (цитата по ТАСС), «если неквалифицированный инвестор не пройдет тестирование, необходимое для покупки финансового инструмента, он все равно сможет его купить — если подпишет заявление о принятии рисков этого инструмента». При этом, по его словам, разделение на категории инвесторов покупок НСЖ вообще не коснется.

08.10.19 Коммерсант kommersant.ru

Утверждать, что автомобилисты, которые откажутся устанавливать телематические устройства, получат максимальные коэффициенты по ОСАГО, неверно, заявили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Ранее 7 октября стало известно, что одним из критериев при установке страховыми компаниями тарифа ОСАГО будет наличие или отсутствие элементов «умного» страхования — телематического датчика. Речь идет об устройстве, так называемом жучке, который сообщит страховщикам о скорости и географии передвижения клиента.

Соответствующий законопроект, инициатором которого является Минфин, о так называемой либерализации ОСАГО готовится к рассмотрению 15 октября в Госдуме в первом чтении. По данным «Известий», страховщики смогут учитывать следующие факторы при определении индивидуального тарифа для клиента: «характеристика (навыки) вождения транспортного средства его владельцем (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства) при условии их фиксации, в том числе с использованием телематических устройств…»

Минфин уточнил, что в случае принятия законопроекта страховщики будут самостоятельно выбирать тариф, а также будут вправе при этом учитывать наличие или отсутствие страхового датчика авто.

«В настоящее время закон не определяет, как должен использоваться коэффициент, зависящий от телематического устройства. Утверждать, что страхователи, которые откажутся ставить устройства, получат повышающий коэффициент, неверно», — подчеркнули в пресс-службе РСА.

Союз поддержал законопроект, разработанный Минфином и направленный на индивидуализацию тарифов по ОСАГО, заключили в пресс-службе РСА.

Реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО стартовала 9 января 2019 года и за девять месяцев, прошедших с ее начала, средняя премия по ОСАГО показала снижение на 5,31%, добавили в организации.

Правительство внесло в Госдуму законопроект о либерализации ОСАГО в июле 2019 года. Законопроект предлагает предоставить страховщикам право самостоятельно определять тариф в пределах установленного Центробанком коридора.

Компании смогут учитывать характеристики вождения и наличие у водителя нарушений ПДД. Кроме того, предполагается ввести учет истории вождения каждого автомобилиста.

В законопроекте прописана и отмена коэффициентов мощности и территории, а также увеличение размера компенсаций по страхованию в случае вреда жизни и здоровью в результате ДТП до 2 млн рублей с нынешних 500 тыс. рублей.

28 августа сообщалось, что система автоматической проверки наличия у водителей полиса ОСАГО полноценно заработает в Москве в 2020 году.

07.10.19 Известия izvestia.ru

Первые региональные консультации с представителями местных администраций, ЦБ и Минфина, а также со страховщиками по реализации закона о добровольном страховании жилья от ЧС выявили проблемы в сфере информационного взаимодействия участников процесса, сообщил журналистам вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев.

По его словам, базовым фактором, удешевляющим процесс страхования, является возможность оплаты страхового взноса в рассрочку вместе с какими-либо коммунальными платежами (строго по желанию владельца жилья). При этом выясняется, что даже в крупных городах отсутствует единая информационная система сбора информации об уплате услуг ЖКХ. В одном городе в разных районах могут существовать различные локальные информационные системы. Еще острее стоит вопрос получения информации в единую базу из областных центров и районов за пределами больших городов.

«Мы не исключаем того, что страховщикам потребуется в помощь территориям создать информационную платформу для обеспечения возможности обмена информацией участниками закона о страховании жилья», — сказал он.

Уфимцев добавил, что в настоящее время ведется анализ подходов к расчету тарифов по новому закону.

«Эта работа будет осуществляться с участием Российской национальной перестраховочной компании (РНПК), которая по закону перестраховывает 95% рисков гибели жилья от ЧС и 60% рисков повреждения жилья от ЧС», — отметил он.

Он напомнил, что делегация из представителей ЦБ, Минфина и страховщиков уже совершила поездки в Хабаровск и Иркутск для переговоров с представителями территорий, подвергшихся негативному воздействую ЧС.

«Через неделю состоится поездка в Читу также для обсуждения темы разработки региональной программы страхования жилья. По нашим данным, к разработке такой программы приступили в Новосибирске, но это не означает, что она будет распространяться на всю Новосибирскую область. Давно действующая программа страхования жилья в Москве будет скорректирована с учетом положений вступившего в силу закона и нормативных актов к нему. Консультации страховщиков с представителями города уже начались», — сказал Уфимцев.

Он обратил внимание на то, что для представителей в регионах формат обсуждения нового закона оказался неожиданным.

«В отличие от обязательных законов, таких как ОСАГО, страхование жилья требует добровольного и активного включения регионов в создание программы. Им предстоит не только сформировать программу страхования с учетом особенностей территорий, утвердить ее нормативным актом, но и участвовать в переговорах о выборе платежного агента на своей территории, решать множество других сопредельных вопросов», — сказал он.

В свою очередь президент ВСС Игорь Юргенс сообщил, что переговоры о проведении консультаций по закону о добровольном страховании жилья до конца года ведутся с властями Краснодара, Улан-Удэ и Твери.

Ранее президент РНПК Наталья Карпова прогнозировала, что продажи полисов по новому закону о страховании жилья от ЧС в регионах страны должны начаться в 2020 году, а говорить о первых объемах программы можно будет не раньше 2021 года.

Закон о добровольном страховании жилья от ЧС вступил в силу 4 августа. В середине сентября министерство юстиции зарегистрировало приказ Минфина, в котором описаны основные положения и структура региональных программ в рамках закона о добровольном страховании жилья от ЧС, фактически завершив формирование нормативной базы для внедрения данного механизма.

Сейчас документ находится в стадии проработки механизма со всеми заинтересованными сторонами. Законом предусмотрено многоуровневое участие бюджетов и страховщиков в возмещении ущерба. Реализация закона предполагает разработку соответствующих программ страхования для территорий, которые пожелают участвовать в страховой защите жилого фонда. В подзаконных актах Минфина перечень рисков, отнесенных к чрезвычайным ситуациям, содержит риски не только природного характера, но и техногенные риски, такие как взрывы бытового газа, выход из строя систем водо- и теплоснабжения. По своему усмотрению регионы могут расширить перечень, добавив в него бытовые риски.

С осени Банк России при поддержке Минфина и Всероссийского союза страховщиков начал серию региональных встреч с представителями территориальных администраций и ведомств для разъяснения положений закона о страховании жилья от ЧС.

07.10.19 Интерфакс interfax.ru