Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

osagoВ I квартале от полисов отказались более 100 000 автомобилистов, хотя продажи новых машин росли

Автомобилисты все меньше хотят страховаться по ОСАГО, следует из опубликованной в пятницу статистики ЦБ за I квартал. Число проданных полисов сократилось по сравнению с январем-мартом 2017 г. на 1,3%, или 101 542 полиса, – до 7,9 млн. Премии по ОСАГО упали еще сильнее – на 4,6% до 46 млрд руб., сообщает ЦБ.

Падение продаж полисов ОСАГО произошло на фоне значительного роста продаж новых автомобилей. В I квартале 2018 г. было продано 392 900 автомобилей – на 21,7% больше, чем годом ранее, сообщала Ассоциация европейского бизнеса.

Средняя стоимость полиса ОСАГО в январе-марте составила 5800 руб. против 6000 р. годом ранее, сообщает ЦБ. До конца лета ЦБ обещает повысить базовые тарифы ОСАГО, что приведет к росту стоимости полисов примерно на 20%. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил в мае, что в результате изменения тарифов средняя цена полиса вырастет с 5800 до 7000 руб.

В 2017 г. полисов ОСАГО было продано на 145 800 больше, чем в 2016 г. В 2015 г., когда ЦБ повысил тарифы по ОСАГО, от покупки полисов отказались 2,78 млн автомобилистов, говорилось в статистике РСА. Часть ушедших из системы ОСАГО автовладельцев начали пользоваться поддельными полисами.

Страхование жизни продолжает расти

В целом страховщики в январе-марте собрали 377,4 млрд руб. премий – на 19,3% больше, чем годом ранее. При этом выплаты сократились на 11,7% до 109,1 млрд руб.

Наибольший вклад в рост рынка по-прежнему вносит страхование жизни – на него пришлась уже почти четверть страховых взносов. Премии по этому виду страхования увеличились на 53,6% до 91,9 млрд руб. ЦБ сообщает, что среди лидеров этого сегмента – инвестиционное страхование жизни (его банки зачастую продают как альтернативу вкладам с более высоким доходом). Взносы по ИСЖ выросли на 67% до 66,5 млрд руб. Несмотря на существенный рост премий в страховании жизни, значительно возросли и выплаты: на 54,3% до 7,34 млрд руб., «что ожидаемо в связи с окончанием срока действия договоров, по которым наблюдался значительный рост взносов», объясняет ЦБ.

Также выросло страхование от несчастных случаев и болезней (11,6%), добровольное медицинское страхование (6,5%) и имущества юридических лиц (14%). Население стало меньше страховать имущество, в том числе автомобили: премии по автокаско за квартал сократились на 0,1% до 36,7 млрд руб.

Без учета страхования жизни рынок бы вырос всего на 11,2% до 285 млрд руб., говорит замдиректора группы рейтингов АКРА Евгений Шарапов. Падение сборов в ОСАГО он объясняет «накопившимися проблемами в отрасли». «Страховщики стараются минимизировать продажи в проблемных регионах», – отмечает он.

15.06.18 Ведомости vedomosti.ru

Вчера ЦБ РФ опубликовал проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. Банк России подчеркивает, что это первый шаг по стабилизации ситуации на рынке ОСАГО и изменению подходов к тарификации ОСАГО в целях перехода к индивидуальным тарифам.

ОСАГО: Общественная экспертиза собрал мнения экспертов по этому поводу:

ЦБ, как и обещал, опубликовал проект Указания ЦБ, где предусмотрены новации в части ОСАГО: расширен тарифный коридор, детализированы коэффициенты по возрасту и стажу, изменен (упрощен) порядок расчета КБМ и др. Это полностью укладывается в анонсированные планы постепенной либерализации тарифа с целью сделать его более справедливым: чтобы нарушители платили существенно – в разы – больше аккуратных и дисциплинированных водителей. Похоже, мы действительно начинаем уходить от уравниловки, и это можно только приветствовать.
Михаил Емельянов, Депутат Государственной думы Российской Федерации, первый заместитель руководителя фракции партии Справедливая Россия

Первый этап либерализации тарифа ОСАГО, я уверен, позволит сбалансировать ситуацию на рынке. Страховые компании, имея возможность применять при расчете стоимости более гибкий тариф и персональные коэффициенты, будут предлагать выгодные тарифы. При этом нужно понимать, что снижение нижней границы тарифного коридора позволит безаварийным водителям получить стоимость полиса ОСАГО даже меньше, чем сейчас.
А применение коэффициента по стажу и возрасту с более широкими градациями позволит страховым компаниям устанавливать наиболее справедливые тарифы для каждой категории автовладельцев.
Уже сейчас, по сути, можно говорить о том, что тарифы становятся индивидуальными и напрямую зависят от того, как ведут себя водители на дороге. Добросовестные водители не будут платить за аварийных. А значит смогут существенно сэкономить.

Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт

По моему мнению, предлагаемые изменения ОСАГО в целом отражают основную тенденцию на рынке — постепенный переход к рыночному тарифу. Изменения назрели давно и являеются важным моментом в плане развития рынка автострахования, который сейчас регулируется преимущественно административными мерами.
При этом очень важно, что переход к рыночному тарифу осуществляется с учетом использования индивидуального подхода. И предлагаемые изменения как раз это демонстрируют. Речь в данном случае идет не только о реформировании коэффициента бонус-малус (КБМ), предполагающее введение по сути новой градации/дифференциации водителей, учитывающей различные факторы, но и введение и закрепление за каждым водителем страховой истории.
Это позволит рассчитывать индивидуальный и справедливый тариф ОСАГО для каждого водителя.
При этом немаловажным является и то, что, несмотря на расширение тарифного коридора, нижняя граница снижается для всех видов транспортных средств на 20%. Это позволит не только более эффективно применять тарифную шкалу, но и в определенном смысле дает возможности дисциплинировать водителей (хочешь платить меньше, быть более аккуратным). Последнее помимо прочего может способствовать снижению аварийности, что само по себе и особенно применительно к нашей стране является очень важным.

Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting

Проект Указаний ЦБ вышел в полном соответствии с ранее объявленной реформой ОСАГО – и это отрадно. Критикам же можно ответить следующее. Ни для кого не секрет, что ОСАГО сейчас находится в зоне убыточности. Поэтом, альтернативой обсуждаемому решению является простое повышение тарифов для всех – как это всегда было ранее. Здесь же сделан первый шаг в сторону установления индивидуального тарифа: раздвинут коридор, предложена сложная матрица КВС (коэффициент, устанавливаемый в зависимости от возраста и стажа водителя). Очевидно, что разные водители по-разному ощутят на себе эти изменения – и я считаю, что это движение в правильном направлении.
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем

Реформа не была неожиданной. О ее необходимости говорили давно. Более того, пару месяцев назад общий параметр озвучил заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин. То есть морально мы уже были к этому готовы. Для страхового сообщества такой шаг вполне логичен. Больше платить должны молодые неопытные водители или те, кто часто нарушает ПДД, а меньше – водители со стажем, у которых нарушений нет. Пока на первый взгляд проект указания выглядит логично и не пугает. Как реформа будет работать в реальной жизни – посмотрим. Первые изменения должны вступить в силу уже в ближайшее время.
Игорь Моржаретто, автоэксперт, партнер аналитического агентства «АВТОСТАТ»

Опубликованный проект Указаний ЦБ – это первый шаг в направлении т.н. свободного, справедливого тарифа, когда будет ликвидирована сегодняшняя уравниловка, и стоимость полиса для дисциплинированного водителя и лихача будет радикально, в разы, отличаться. Впервые реакцией на кризис ОСАГО становится не равномерное повышение стоимости полиса всем автомобилистам, а создание для страховых компаний возможности дифференцировать подход в зависимости от различных индивидуальных факторов риска ДТП – для этого расширен коридор (в обе стороны, а не только в сторону увеличения – это важно) и кратно увеличено количество ступеней коэффициента по возрасту и стажу. Собственно, это то, что ЦБ обещал, когда анонсировал трехлетнюю реформу ОСАГО. Что ж, в добрый путь!
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований

ОСАГО: Общественная экспертиза

Страховой рынок по итогам первого квартала вырос на 19,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, темпы роста выросли почти в 4 раза. Основным драйвером рынка продолжает оставаться страхование жизни.

За первый квартал 2018 года страховщики собрали премий на 377,4 млрд руб., что на 19,3% превышает аналогичный показатель за тот же период прошлого года, следует из опубликованной на сайте Банка России статистики.

Темп прироста премий — значительно выше, чем годом ранее (5,3%), отмечают в ЦБ. Наибольший вклад в рост рынка по-прежнему вносит страхование жизни (52,4% совокупного прироста). Другие быстрорастущие сегменты — страхование прочего имущества юридических лиц (14%), страхование от несчастных случаев и болезней (11,6%) и добровольное медицинское страхование (6,5%). Рынок автострахования между тем продолжил тормозить, показав падение премий на 4,6%.

Совокупные выплаты по договорам страхования по итогам первого квартала сократились на 11,7%, до 109,1 млрд руб. В страховании жизни страховые выплаты возросли на 54,3% (7,34 млрд руб.), что ожидаемо в связи с окончанием срока действия договоров инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), по которым в течение последних двух лет наблюдался значительный рост взносов, указывает ЦБ.

Рынок демонстрирует ожидаемые тенденции, наметившиеся еще в прошлом году, говорит директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. Между тем, несмотря на то что по цифрам темпы кажутся высокими, первый квартал зачастую непоказательный, так как довольно короткий, и говорить, что весь следующий год рынок будет расти такими темпами, нельзя, отмечает он. «Продолжается вклад ИСЖ в рост рынка страхования жизни, который достиг своего пика еще в 2017 году, но никто и не ожидал, что в первом квартале рост замедлится. При этом по итогам 2018 года может произойти замедление», — отмечает эксперт.

С учетом восстановления спроса на кредиты ожидаемо растет страхование жизни от несчастных случаев и болезней, так как эту страховку приобретают зачастую при кредите. «В сегменте страхования имущества юрлиц спад сменился ростом — этот рынок всегда демонстрирует волнообразный рост», — добавляет эксперт.

Жизнь — локомотив рынка

Премии по страхованию жизни увеличились на 53,6%, до 91,9 млрд руб. На этот вид страхования пришлась почти четверть страховых взносов. Среди лидеров этого сегмента — страхование жизни с инвестиционной составляющей. Взносы по нему выросли на 67%, до 66,5 млрд руб. Страхование жизни заемщиков продемонстрировало прирост взносов на 33,3%, до 10,2 млрд руб.; пенсионное страхование жизни увеличилось лишь на 4,4%, до 0,3 млрд руб.

Уже по итогам 2017 года страхование жизни заняло четверть страхового рынка, писал ранее РБК. В 2017 году страхование жизни еще в первом квартале обогнало рынок автострахования, который в течение последнего времени продолжает сжиматься. Согласно базовому прогнозу АКРА, уже в 2022 году страхование жизни принесет страховщикам свыше 1 трлн руб. премий против 332 млрд руб. в 2017 году; доля этого вида страхования составит 45% от общего объема страховых премий против 25% по итогам 2017 года.

Как отмечает ЦБ, активный рост сегмента страхования жизни стал возможным благодаря быстрому развитию инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) — продукта, получившего популярность в условиях снижения процентных ставок и низкого спроса банков на депозиты. ИСЖ продается в основном через банки в качестве альтернативы депозиту.

Несмотря на то что сейчас ИСЖ продается успешно, итоги инвестирования пока неудовлетворительные. Если не начать регулировать продажи ИСЖ, не сократить комиссию банков, это может привести к тому, что через три-пять лет (стандартный срок действия полиса) произойдет массовое разочарование клиента в продукте из-за того, что ожидания не оправдались, говорили в АКРА.

Автострахование тормозит

В автостраховании продолжилось сокращение взносов, указывает ЦБ. По обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) премии уменьшились на 4,6%, до 46 млрд руб. Снизилось также и количество заключенных договоров (на 1,3%) — в результате средняя стоимость страхового полиса составила 5,8 тыс. руб. (годом ранее — 6 тыс. руб.). В качестве основной тенденции на рынке ОСАГО ЦБ выделяет активное распространение электронного ОСАГО (е-ОСАГО). Доля страховых премий по договорам, заключенным через интернет, выросла за первый квартал на 19,3 п.п. по сравнению с аналогичным показателем за тот же период прошлого года, достигнув 25,6% от совокупных взносов в этом сегменте. Страхование автокаско продемонстрировало незначительное снижение премий (на 0,1%), объем взносов составил 36,7 млрд руб.

Между тем ЦБ планирует масштабное реформирование рынка ОСАГО, чтобы сектор перестал быть убыточным (по итогам 2017 года убыток — 15 млрд руб.). Так, регулятор в рамках реализации первого этапа мер опубликовал новую сетку базовых тарифов на полисы. Проект предполагает одномоментное расширение тарифного коридора базового тарифа по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20% вниз и вверх для всех категорий транспортных средств, кроме мотоциклов и легковых автомобилей юрлиц: для них верхняя граница увеличится на 10,9 и 5,7% соответственно.

Таким образом, базовая ставка страхового тарифа для мотоциклов будет от 694 до 1,4 тыс. руб., для транспортных средств физических лиц — от 2,7 тыс. до 4,9 тыс. руб., для такси — от 4,1 тыс. до 7,4 тыс. руб., для автомобилей юрлиц — от 2 тыс. до 2,9 тыс. руб.

13.06.18 РБК rbc.ru