Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Участники рынка страхования уверяют, что каждую пятую выплату по ОСАГО получают незаконно

Доля выплат по сфабрикованным случаям по ОСАГО, где искажены факты и некорректно описаны обстоятельства произошедшего, в среднем составляет 20% от всех заявленных убытков. Такие данные приводит Российский союз автостраховщиков (РСА). В денежном эквиваленте эти убытки составляют более 10 млрд рублей в год. Еще больше убытков приносят мошеннические выплаты по каско — 12 млрд, хотя в процентном соотношении их доля меньше — 12%, сообщает Российский союз автостраховщиков.

Это существенно бьет по бюджету страховых компаний: в прошлом году суммарный сбор страховых премий по ОСАГО, по словам руководителя отдела рейтингов страховых компаний Рейтингового агентства «Эксперт РА» Алексея Янина, составил 120,9 млрд рублей, объем рынка каско — 195 млрд рублей.

Такие цифры существенно выше среднего уровня мошенничества в мире, который по данным компании «SAS Россия/СНГ» составляет порядка 10%. Причем за последние три года уровень страхового мошенничества в России вырос в два раза.

Набор схем, которые используют мошенники, не так велик. Самое простое — когда никакого ДТП вообще не было, а повреждения автомобиль получает, например, в ходе неумелой парковки владельца. Не желая самостоятельно оплачивать ремонт, он в этом случае приглашает знакомого, и вместе они инсценируют аварию. Прибывшие сотрудники ГИБДД составляют протокол, и предприимчивый автовладелец чинит машину за счет страховой компании мнимого виновника.

— К услугам сотрудников ГИБДД прибегают в разных случаях: когда дорожно-транспортное происшествие действительно произошло, но требуется исказить его обстоятельства, например, перенести время наступления ДТП на более поздний срок, для того чтобы водитель успел оформить страховой полис. Или, скажем, ДТП происходит в другом месте, в другое время и при совершенно иных обстоятельствах, но для получения страховой выплаты, его нужно оформить сейчас, — говорит начальник управления безопасности «РЕСО-Гарантия» Анатолий Давыдов.

Иногда полицейские оформляют ДТП даже без выезда на место, а мошенники при этом даже не пытаются придать месту происшествия характерных признаков произошедшей аварии.

— Cуды принимают справки ГИБДД за непреложную истину. Оспорить такие документы крайне сложно. И даже если удается доказать, что в документах указаны ложные сведения, то никакой ответственности сотрудники ГИБДД в большинстве случаев не несут, — говорит Давыдов.

Кроме полицейских, мошеннические схемы в связке с другими действующими лицами подчас проворачивают работники самих страховых компаний: например, они страхуют уже однажды побывавшие в аварии автомобили или оформляют полис задним числом, уже после ДТП. Причем, по мнению президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, фактор внутренней коррупции присутствует в подавляющем большинстве случаев обмана со стороны клиентов.

Но самое простое и самое распространенное — это банальное завышение суммы ущерба на этапе урегулирования убытков. На такой вид мошенничества, по словам специалистов «SAS Россия/СНГ», приходится от 70 до 80% мошеннических заявок.

— В этом, как правило, участвуют работники страховых компаний: за какой-то процент, обычно это от 20 до 50% от суммы выплаты, они соглашаются беспроблемно провести процедуру урегулирования в пользу клиента, — говорит Николай Тюрников.

По мнению директора по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрея Антохонова, число мошеннических взысканий по ОСАГО (20%) значительно больше, чем по каско (12%), в связи с более жесткими требованиями к последнему.

Впрочем, страховщики тоже не сидят на месте. Например, проверку обстоятельств угона по каско доверяют департаментам безопасности.

— В каждом конкретном случае мы составляем специальный опросный лист с конкретными вопросами по обстоятельствам приобретения, эксплуатации, страхования и хищения транспортного средства, который должен заполнить собственноручно страхователь, — рассказал «Известиям» директор департамента безопасности СК «Согласие» Юрий Панченко.

Иногда достаточно бывает просто провести с клиентом-обманщиком разъяснительную беседу для отзыва его заявления на выплату, добавляют специалисты СОГАЗа.

По словам страховщиков привлечь мошенников к ответственности довольно сложно.

— В суде очень сложно доказать преступный умысел, что обвиняемый не случайно «перепутал» что-то или «забыл» о старых повреждениях, а сделал это именно нарочно, — говорит Антохонов.

Кроме того, в последние годы появились компании, сдающие напрокат поврежденные детали автомобилей специально для получения выплат.

В свою очередь, у потребителей тоже накопилось немало претензий к страховым компаниям. Как страхователи порой пытаются ввести их в заблуждение, так и наоборот — нередко сами страховщики отказывают от выплат по надуманным причинам.

— Самый распространенный прием — заявить, что документы от клиента получены не были. Не все же знают, что нужно требовать отметку о приеме, когда приносишь бумаги, — говорит президент Межрегионального союза защиты прав страхователей Иван Бирюков. Причем достаточно заявить, что не хватает одного документа, чтобы затянуть выплату или отказать в ней.

Реже бывает, что страховая компания открещивается от принадлежности ей полиса, по которому клиент требует компенсации, или заявляет о том, что агент, через которого полис был приобретен, не предоставил квитанцию об оплате страхового вознаграждения, что делает его недействительным. И классический путь обмана потребителей представителями страховых — это занижение объема выплат, иногда в десятки раз, добавляет Бирюков.

Некоторые страховые компании вовсе исчезают с рынка, после чего десятки, а то и сотни людей не могут получить положенные им по закону выплаты. В феврале этого года в отношении руководства одной из страховых компаний Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по столице возбудило уголовное дело по подозрению в мошенничестве. Офисы компании закрылись и ее руководство скрылось прихватив свыше 500 млн рублей, заплаченных гражданами за автостраховки.

08.04.13 Известия izvestia.ru

3 комментария к “Мошенники зарабатывают 22 млрд рублей в год на автостраховках”

  1. Чтобы исключить внутреннюю коррупцию многие страховые компании сейчас вводят осмотр автомобиля независимыми экспертами. Правда в данном случае тоже нет никакой гарантии, что этот эксперт заметит абсолютно все царапины и вмятины на осматриваемом ТС и не согласиться пойти навстречу владельцу…

  2. А чему здесь удивляться? Вместе с ростом и продвижением культуры страхования в массы, растет количественно и качественно рынок мошенничества в этом бизнесе.

  3. Последний абзац статьи наверно про компанию Ростра… 🙂 Многие, многие клиенты данной компании до сих пор «с благодарностью» вспоминают эту компанию и ее сотрудников. Некоторые из них, кстати, очень честно и порядочно выполняли свою работу. И даже помогали ускорить процесс выплаты страхового возмещения до последних дней работы Ростры, стараясь сохранить с клиентами самые хорошие человеческие отношения.

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 3 + 3