Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieЧастные извозчики становятся виновниками ДТП, но оплачивать ущерб некому.

Таксисты, которые ездят без полисов ОСАГО, стали настоящей головной болью для жителей больших городов. А новости о ДТП с участием такси поступают что ни день из всех регионов страны. 6 ноября три человека пострадали при аварии в Петрозаводске, 10 ноября серьезное ДТП с таксомотором случилось во Владивостоке, а днем ранее не поделили дорогу сразу три водителя такси в Краснодаре. В проблеме разбирались «Известия».

Значительная аварийность присуща этой сфере транспорта изначально. Именно по причине высоких рисков цена годового полиса ОСАГО для автомобиля такси может достигать 60–70 тыс. рублей. Некоторые лизинговые компании и таксопарки с плохой историей сталкиваются со сложностями при оформлении полисов, а то и вовсе получают отказы от страховщиков, поскольку их автомобили постоянно попадают в ДТП.

Высокая аварийность и огромные пробеги

Ситуацию с аварийностью в таксомоторном бизнесе обрисовал «Известиям» председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.

«Общая статистика такая, что примерно 40% автомобилей в таксопарках и лизинговых компаниях попадают в аварии. Чтобы хоть как-то получить доступ к страховке, лизингодатели оформляют полисы ОСАГО с франшизой 30–50 тыс. рублей, то есть мелкие повреждения такие полисы не покрывают. Но дела идут печальнее год от года: ДТП с участием такси все больше, больше гибнет и самих водителей за рулем. Поэтому, чтобы хоть как-то покрыть расходы, страховщики повышают цены на открытые полисы для таксистов», — рассказал Амосов.

Он подчеркнул, что речь тут идет только об ОСАГО на неограниченное количество водителей. Если на автомобиле работает всего несколько конкретных водителей с чистой историей, страховка стоит в разы дешевле — около 11–12 тыс. рублей за обычный седан для такси.

«Если же таксопарк или лизинговая компания пытается оформить полис на открытое количество водителей, цена ОСАГО взлетает до 60–70 тыс. рублей. Дело — в рисках. В одном из таксопарков в Москве, с которым я сотрудничаю, из 200 автомобилей 30 разбили за два месяца. Это те, которые уже встали на прикол, мелкие ДТП никто не считает» — рассказал Амосов.

Эксперт поделился своим видением основных причин высокой аварийности:

— Чтобы заработать, приходится находиться на линии по 14 часов. И усталость все-таки накапливается. Через год такими темпами на новом автомобиле пробег уже 140–150 тыс. км, нужно тратиться на ремонт, платить кредиты. Переработки, низкая квалификация, качество автомобилей. Но главный вклад — это водители-иностранцы. Чтобы работать в России, иностранцы должны получить патент в налоговом органе. Если его нет, их нанимателей штрафуют на 300 тыс. рублей, а нарушителей высылают из страны. А в такси, когда такой человек просто берет машину в аренду, он не заключает трудовой договор. И получается, что приходят жители Киргизии с местными правами или приезжие из Таджикистана, берут машины в прокат и бьют их одну за другой. Если что, взять с них нечего.

«Приходят приставы, арестовывает целые таксопарки»

В итоге отвечать перед владельцами поврежденных автомобилей приходится автопаркам. Но и у них далеко не всегда есть возможность закрыть обязательства.

«Приходят приставы, арестовывает целые таксопарки, начинают предъявлять претензии страховые компании, приходят проверки от Минтранса. И оказывается, что это просто частник взял в аренду 20 автомобилей и пересдал их иностранцам, что все имущество у него уже перезаложено, он весь в долгах, и брать с него нечего», — привел Амосов пример ситуации, которая грозит участнику ДТП с автомобилем без страховки.

ОСАГО продают только надежным водителям

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов пояснил, что идентифицировавшие себя водители такси имеют возможность приобрести ОСАГО без проблем.

«Например, я открываю ИП «Шкуматов» и работаю в такси. У меня есть история вождения, в ней нет никаких серьезных ДТП. В таком случае мне ОСАГО продадут. Но если это таксопарк, который сдает автомобили в аренду, то им ОСАГО никто не оформит. И я это прекрасно понимаю. Такси попадает в ДТП по вине водителя примерно в 15 раз чаще, чем обычный автомобиль. И на больший пробег тут списать аварийность не получается», — рассказал Шкуматов. Ранее он продолжительное время сам работал таксистом.

По оценке Шкуматова, рынок такси разделился на два полюса: легальные таксисты с чистой историей, которые не вызывают подозрений у страховых компаний, и другие. в основном приезжие, попадающие в огромное количество аварий.

«И вот последних как раз страховать уже никто не хочет. Это жутко убыточно — покрывать риски этих аварийных болидов на колесах. Даже 70 тыс. рублей их не покрывают. Поэтому такие таксисты просто ездят без ОСАГО, а пострадавшим водителям они говорят, что не местные и покрыть ущерб за поврежденный автомобиль у них нет никакой возможности. Поэтому инспектора ГИБДД, сотрудники МАДИ должны постоянно проверять эти автомобили, отправлять машины без ОСАГО на штрафстоянки до устранения причин задержания», — считает Шкуматов.

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит, что для ответственных водителей сложившая ситуация на рынке такси «вызывает фундаментальные проблемы».

«Получается, что система ОСАГО не работает в полную силу: одни полисы не покупают, другим их не продают, а обычным водителям страховые компании предлагают докупать опции с защитой от водителей без ОСАГО, то есть страховать и свою, и чужую ответственность», — возмущается Шапарин.

По его словам, ситуация, когда страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО каким-либо участникам дорожного движения, будь то такси или личный транспорт, является абсолютно неправовой. В таких случаях санкции к нарушителю должен применить регулятор в лице Центрального банка.

«Но и это не снимает в полной мере остроту ситуации со страхованием в сфере такси. К сожалению, на ОСАГО надеяться не стоит: слишком низкая сумма покрытия. Кроме того, до сих пор на такси не распространяется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), которое доказывает свою эффективность в других видах транспорта», — подытожил эксперт.

Что делать, если у таксиста не оказалось ОСАГО
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала советует: если у виновника нет полиса ОСАГО, нужно немедленно сообщить о случившемся в ГИБДД. Дежурный поможет с логистикой дальнейших действий.

«Сотрудники ГИБДД, изучив документы виновника, установят личность водителя, а также собственника автомобиля. Если водитель исполнял некие трудовые либо гражданско-правовые обязанности по поручению собственника, то ответственность по возмещению вреда ляжет на собственника (ст.1068 и 1079 ГК РФ). Если же будет установлено, что автомобиль передан собственником в законное владение виновного водителя (например, на основании договора аренды ТС без экипажа), то взыскивать придется непосредственно с водителя автомобиля», — говорит юрист.

До предъявления претензий автомобилисту потребуется оценка стоимости восстановительного ремонта. При этом рекомендуется предложить собственнику добровольно погасить расходы.

«Если это не помогло, то обращаемся в суд с просьбой принять обеспечительные меры в виде ареста на имущество ответчика соразмерно причиненному ущербу», — уточнил эксперт.

После вступления судебного решения в законную силу истец получает исполнительный лист, который можно направить приставам для принудительного взыскания.

12.11.20 Известия iz.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 4 + 7