Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

На минувшей неделе в соцсетях бурно обсуждалась история российской туристки, которая пострадала в ДТП в Мексике. Несмотря на наличие международной медстраховки, девушка, по словам ее мужа, 14 дней после аварии провела не в палате, как было предусмотрено договором, а в приемниках скорой помощи в «мягко говоря, не самых лучших условиях». Банки.ру разбирался, как себя вести, если вам понадобилась экстренная медпомощь в чужой стране.

Бумажка или документ

История россиянки Насти Семеновой, описанная ее мужем Николаем, набрала более 10 тыс. перепостов в Facebook. Как следует из поста, 23 февраля во время путешествия по Мексике Анастасия попала в серьезную автоаварию, и ей потребовалась срочная госпитализация. После ДТП девушка находилась без сознания, у нее пропали мобильный телефон и некоторые документы. Поэтому о случившемся ее супруг, находившийся в России, узнал только на вторые сутки от российского консула в Мексике и сразу связался со страховой компанией. «Специально для Настиной поездки была приобретена дорогая (10 564 рубля) медицинская страховка для выезжающих за рубеж с лимитом покрытия 50 000 долларов. Страховку приобретали у Альфа-Страхование», — написал Николай (орфография и пунктуация сохранены). Несмотря на ее наличие, по его словам, туристка оказалась предоставлена сама себе.

Организационными вопросами оказания медпомощи российским туристам за границей занимается не страховщик, а ассистанская (то есть сервисная) компания, с которой у страховой заключен договор, — в описываемом случае компания «Класс-ассистанс».

«В публичном госпитале Насте оказали оперативную помощь, проведя диагностику и сделав две операции, после чего ее оставили в приемном покое до тех пор, пока страховая не свяжется с госпиталем и не урегулирует все вопросы ее дальнейшего пребывания в этом медучреждении», — пишет Николай. На принятие решения о признании случая страховым у компании ушло, по его словам, 10 дней — после десятков звонков и писем, плюс с учетом того, что Николай прилетел в Мексику и сам собирал документы. В частности, требовался отчет скорой помощи и из госпиталя, протокол с места ДТП. «Но и в течение 5 дней после признания случая страховым Насте так и не была предоставлена стандартная палата (что предусмотрено договором)», — пишет Николай, так как, по его словам, мексиканские госпитали настаивали, чтобы иностранная страховая компания работала через местного поручителя. Все это дополнялось с разницей во времени в девять часов между Москвой и Мексикой: «Испаноговорящие сотрудники сервисной компании работают с 9 утра до 6 вечера по московскому времени в будние дни. С учетом разницы во времени общаться с госпиталем в Мериде они могли не больше одного часа в день и только в будние дни», — пишет муж пострадавшей.

«В результате Насте была оказана помощь, большей частью аналогичная той, что оказывается любому мексиканскому бомжу, — подытоживает Николай. — Первые 14 дней после ДТП она провела в приемниках скорой помощи. За это время ей так и не была предоставлена палата. Настю все время перевозили с места на место, она поменяла 4 госпиталя, переезд в последний из них занял около 5 часов, и это при том, что состояние Насти оставалось тяжелым. Сейчас Настя находится в палате интенсивной терапии, ей оказывается необходимая медпомощь, и она идет на поправку. Но чего нам это стоило! Вопросы о возмещении стоимости моего перелета, телефонных разговоров в ходе разбирательств, стоимости официальных переводов всех документов (а это немалые суммы) еще даже не поднимались…»

Что говорит страховщик

В компании «АльфаСтрахование» заявили, что случай был признан страховым сразу после получения сервисной компанией обязательного в подобных случаях полицейского протокола и заключения лечащего врача. Сразу после этого был согласован перевод пострадавшей в частный госпиталь в город Канкун с целью оказания более качественных медуслуг и оценки ее готовности к эвакуации на родину, заверили в компании. 10 марта девушке была сделана еще одна операция, ее состояние оценивается как удовлетворительное и готовится эвакуация домой.

«Компании «Класс-Ассистанс» и «АльфаСтрахование» с первого дня поступления информации о ДТП находятся в постоянном взаимодействии с медучреждениями, консульством РФ в Мексике, а также супругом пострадавшей, который с 1 марта находится в Мексике, — заявила руководитель управления страхования путешествующих СК «АльфаСтрахование» Ольга Таборева. — В рамках страховой суммы компания «АльфаСтрахование» гарантирует клиенту и его родственникам покрытие необходимых расходов, в том числе за оказание медицинской, медико-транспортной, транспортной помощи в соответствии с условиями договора страхования. На сегодняшний день приоритетной задачей является завершение всех медицинских мероприятий в Мексике и транспортировка пострадавшей на родину».

Учитывая резонанс, который вызвала история Анастасии, Банки.ру решил спросить у экспертов, что делать в подобных ситуациях.

Мексика — не Швейцария

Этот случай обнажил проблему организации медпомощи в странах с неразвитой системой медицины, комментирует генеральный директор сервиса по продаже туристических страховок Cherehapa Максим Пичугин, отмечая, что речь идет о странах Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки. «Туристический страховой бизнес организован так, что принять решение о выплате можно, только получив хоть какие-то подтверждающие документы о страховом случае», — объясняет он. При этом задача ассистанса — консультировать клиента на каждом этапе.

Страховая компания не может отвечать за качество здравоохранения в каждой стране мира, говорит председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по страхованию в сфере туризма Юлия Алчеева. «Когда человек выезжает куда-то отдыхать, он должен иметь в виду, что Мексика — это не Швейцария и медицинская помощь там оказывается на другом уровне, — говорит она. – Главное в страховании — то, что страховщик берет на себя обязательство при наступлении страхового случая компенсировать понесенные туристом расходы в пределах страховой суммы. Например, в камбоджийских больницах все пациенты — мужчины, женщины, дети — лежат в общих палатах. И, отправляясь в Камбоджу, человек должен понимать, что лечить его будут в тех больницах, которыми обладает данная страна».

По договору страховая компания обязана организовать предоставление качественной услуги и ее оплатить, утверждает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. «Те условия, в которые девушку поместили, требованиям по качеству услуги не отвечают однозначно. Ведь в итоге там все-таки нашелся другой госпиталь, с лучшими условиями», — говорит он.

По мнению Юлии Алчеевой, внимание, которое привлекла к себе история Насти Семеновой, излишне раздуто. «Если бы страховая компания отказалась признавать это ДТП страховым случаем, это действительно было бы странно. А тот факт, что решение долго согласовывали, — проблема не страховщика и даже не ассистанса. Скорость принятия решения страховщиком всегда зависит от ответа медицинского учреждения», — говорит эксперт, отмечая, что нормативных сроков для этого не существует. Страховая компания не может выслать гарантийное письмо об оплате расходов «вслепую», не имея подтверждения обстоятельств страхового случая, объясняет Юлия Алчеева: «Задержки ответов больницы есть не только в Мексике — такая проблема есть и с Кубой, и с Доминиканой, и с разными далекими островами». В процесс также вовлечены полиция, подрядчики сервисной компании и другие участники, напоминает Максим Пичугин.

Однако медицинская помощь должна быть организована незамедлительно, утверждает Николай Тюрников. «Задача страховой компании — в тот момент, когда им позвонили, организовать лечение, а не пускать дело на самотек», — утверждает он.

Правда, если впоследствии случай будет признан нестраховым и гарантия страховой компании будет отозвана, человек может «попасть на деньги». Пример подобной истории приводит Максим Пичугин. «Турист во время поездки в Таиланд попал в больницу, по телефону ему подтвердили, что случай страховой, и направили его в самый дорогой госпиталь. Затем, когда страховая компания получила документы, оказалось, что имело место обострение хронического заболевания — а в этом случае по условиям договора страховая оплачивает только 5% от страховой суммы. Клиенту пришлось заплатить около 1 500 долларов, и он возмущался, зачем его, не разобравшись, отправили в самую дорогую больницу».

В случае Анастасии Семеновой, даже если страховщик полностью оплатит медицинские расходы, у девушки есть основания для предъявления иска о компенсации морального вреда и расходов, которые она, вероятно, вынуждена будет понести по возвращению домой в связи с некачественным и неполным оказанием медуслуг в Мексике, считает Николай Тюрников.

Если вы заболели

Если вы находитесь за границей и вам понадобилась медпомощь, существует три варианта сценариев, рассказывает Юлия Алчеева из ВСС.

В случае если нужна экстренная помощь и есть угроза для жизни, пострадавший должен сам (или с помощью окружающих) вызвать местную скорую помощь — в каждой стране есть короткий «заветный» номер. «Вызов скорой по экстренному трехзначному номеру может быть осуществлен только с территории государства, где находится турист», — объясняет Юлия Алчеева. Затем, когда первоочередная помощь оказана, возникает вопрос, кто платит за лечение: тогда либо сам застрахованный, либо его врач связывается со страховой компанией и обсуждает оплату. «Страховщику, чтобы организовать помощь, требуется время — на связь с местным корреспондентом, гарантии, согласование», — подчеркивает Алчеева. Не признавать полис иностранной компании клиники не заинтересованы, так как это их гарантия, что лечение будет оплачено: у туриста денег на это чаще всего нет.

При этом условия и скорость оказания даже экстренной помощи зависят от страны. Например, был случай, когда человек умер на Мальдивах, дожидаясь врача, рассказывает Максим Пичугин. «Мальдивы — это больше тысячи островов. Больница, естественно, есть не на каждом из них. Российский турист поехал на дальний остров, и там у него прихватило сердце. Человек звонит в Москву в ассистанс, сервисная компания ищет местного врача или клинику, клиника должна организовать гидросамолет или катер, чтобы забрать пациента. Пока до него добрались, человек умер. И нельзя сказать, что здесь страховая компания или ассистанс сработали плохо: просто в этой стране медицинская помощь организована вот так. Если бы такое случилось с местным жителем, он был бы в точно таких же условиях», — поясняет гендиректор Cherehapa.

Второй вариант — когда экстренная помощь не нужна, но лечение необходимо, например заболел зуб или поднялась температура. В этом случае нужно позвонить по круглосуточному номеру в сервисную компанию, указанному на полисе, и там подскажут, куда нужно обратиться.

Третий вариант подходит для опытных и как минимум владеющих языком туристов: оплатить расходы самостоятельно и по возвращении домой обратиться за их компенсацией к страховщику. «Здесь нужно очень внимательно читать договор, так как каждый страховщик выставляет свои условия к «самостоятельным телодвижениям», — предупреждает Юлия Алчеева. – Кто-то требует согласовывать с сервисной компанией самостоятельную оплату медпомощи, кто-то рекомендует оплачивать самому только незначительные случаи, а по крупным — обращаться в сервисную компанию. Конечно, страховщику удобнее работать через ассистанс, но часто бывает, что клиника маленькая или врач частный — они могут не принять безналичную оплату, и это нормально».

Основные страховые случаи, покрываемые медстраховкой, — травмы, отравления, в принципе любой существенный вред здоровью или острая боль, а также медицинская транспортировка и репатриация тела в случае гибели, подытоживает Юлия Алчеева. «Если человек простудился и решил вернуться домой досрочно — это его риск», — приводит пример эксперт. Частота страховых случаев, по ее словам, год от года не меняется — одно обращение на 70 застрахованных, а вот число застрахованных в 2015 году снизилось примерно на 40%.

«Общий совет туристам: нужно отдавать себе отчет, в какую страну вы едете, и иметь при себе деньги — или наличными, или на карточке, — говорит эксперт. — Обязательно должны быть деньги на телефоне: звонить в случае чего придется самому, а роуминг никто не отменял. Страховка страховкой, но это еще и вопрос личной ответственности».

Помимо этого, при выборе страховой компании перед поездкой имеет смысл обратить внимание на связку «страховщик — ассистанс», советует Максим Пичугин, почитать отзывы туристов, были ли страховые случаи, как был организован процесс. Вопросы решаются быстрее, если ассистансы имеют прямые договоры с клиниками. «Безусловно, если к потерпевшему может прилететь родственник из России (перелет оплачивают многие страховые компании при госпитализации пострадавшего от 10 дней), это сильно ускорит подготовку всех документов и согласований, и надо быть к этому готовым», — предупреждает эксперт.

При этом цены на туристические страховки в большей степени зависят не от качества медпомощи в конкретной стране, а от убыточности, то есть статистики страховых случаев, рассказывает Максим Пичугин. В Таиланде, например, тариф выше, чем в Европе, — из-за кишечных отравлений, лихорадки Денге, частых ДТП на байках и популярности экстремальных видов спорта. Кроме того, тайские клиники часто завышают цены и назначают избыточные процедуры, чтобы увеличить выплаты от страховой компании, что тоже увеличивает убыточность, отмечает Пичугин.

14.03.16 Банки.ру banki.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 5 + 3